Проект «Юные любители шашек» старшего дошкольного возраста для детей 6 – 7 лет.
проект (старшая, подготовительная группа)
- Пояснительная записка.
Данная программа направлена на развитие логического мышления детей 5-7 лет.
Программа разработана с учетом требований ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В разделе «Общий объем обязательной части Программы» образовательной области «Познание» предусматривается использование в педагогическом процессе развитие логического мышления, организованной в процессе детской игры в шашки.
Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях.
«В настоящее время внимание ученых всего мира приковано к громадным потенциальным возможностям развития, таящимся в дошкольном детстве. Педагогические, психологические и физиологические исследования свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5–7 лет, но и более раннего возраста, то он уже давно получил в педагогике положительное решение».
Такое веское авторитетное заключение о функциональных особенностях организма детей дает все основания широко популяризовать шашки среди дошкольников старшего возраста.
Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yukanova_viktoriya_sergeevna_proekt_po_shashkam.docx | 54.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Юные любители шашек» старшего дошкольного возраста для детей 6 – 7 лет.
Воспитатель МБДОУ № 41 «Радуга»
Юканова В.С.
г. Видное 2021г.
Содержание программы:
- Пояснительная записка……………………………………………………
- Цели и задачи………………………………………………………………
3.Направленность программы………………………………………………
4.Формы и методы работы…………………………………………………..
5.Предполагаемый результат………………………………………………..
6.Учебно-исследовательский и проектный компонент…………...............
7.Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы-дополнительной общеразвивающей программы «Юные любители шашек» 1 год обучения…………………………………………
8. Содержание дополнительной общеобразовательной программы-
дополнительной общеразвивающей программы «Юные любители шашек» 1 год обучения………………………………………..
9.Оборудование…………………………………………………………..
10.Список литературы…………………………………………………….
- Пояснительная записка.
Данная программа направлена на развитие логического мышления детей 5-7 лет.
Программа разработана с учетом требований ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В разделе «Общий объем обязательной части Программы» образовательной области «Познание» предусматривается использование в педагогическом процессе развитие логического мышления, организованной в процессе детской игры в шашки.
Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях.
«В настоящее время внимание ученых всего мира приковано к громадным потенциальным возможностям развития, таящимся в дошкольном детстве. Педагогические, психологические и физиологические исследования свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5–7 лет, но и более раннего возраста, то он уже давно получил в педагогике положительное решение».
Такое веское авторитетное заключение о функциональных особенностях организма детей дает все основания широко популяризовать шашки среди дошкольников старшего возраста.
Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Актуальность.
В настоящее время дети чаще всего играют в компьютерные, смотрят телевизор, или предоставлены сами себе. Дошкольники рады любой возможности поиграть. Ведь игра – это ведущий вид деятельности дошкольника.
Наши дети стали интересоваться играми в шашки. Но по началу, они не знали или не желали выполнять правила игр, это было сложно, некоторые дети, не всегда адекватно реагировали на проигрыш.
Дети старшего дошкольного возраста уже могут контролировать себя, выполнять правила и следить за тем, чтобы правила не нарушались партнёрами по играм. Нами была выбрана тема, связанная с играми в шашки. Данные игры с правилами, учат детей думать, взаимодействовать с партнёром, развивают интеллект, усидчивость, внимание, память и другие психические процессы, необходимые детям в школе и в жизни. Игры «Шашки» подходят взрослым и детям, подвижным и малоактивным, здоровым и имеющим проблемы со здоровьем.
Поэтому данный проект будет интересен и полезен нам и нашим детям, а также поможет найти новые пути взаимодействия с родителями детей.
Педагогическая целесообразность.
Игра в шашки развивает наглядно – образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этим играм, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Проблемы развития мыслительных способностей детей дошкольного возраста определил направление проекта с использованием информационно-коммуникативных технологий приобщить детей к играм в шашки для максимального раскрытия и развития умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Декларацией и Конвенции ООН о правах ребенка
-Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13)
-Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района (14.06.2011г.)
Новизна программы
Программа « В стране шашек! » является интегрированной по содержанию деятельности и предлагает изучение и освоение основных видов и способов игры в шашки. Освоение программы происходит в непосредственном участи детей в игре. Игровые партии по форме организации различны и предусматривают игру не только парами, но и группами,; один против всех; группа с группой.
Основные принципы программы «Юный- исследователь»:
- доступность и наглядность
- последовательность и систематичность
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей
Обучение основывается на следующих принципах:
- Личностно - ориентированный подход (обращение к опыту ребёнка);
- Сотрудничества и сотворчества;
- Доступности;
- Природа-сообразности (учёт возраста воспитанников;)
- Систематичности, последовательности, повторяемости, наглядности, постепенности (от простого - к сложному).
2.Цели и задачи
Цели: Ознакомление старших дошкольников с основами теории и практики игры в шашки .
Задачи:
Задачи программы:
Образовательные:
– обучение технике игры в шашки;
– ознакомление детей с теорией шашечной игры.
Развивающие:
– активизация мыслительной деятельности дошкольников: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;
– развитие умственных способностей: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;
– обучение умению ориентироваться на плоскости.
Воспитательные:
– воспитание отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
– воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе;
– выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.
Социальные:
-способствовать сплочению детей в работе на занятиях, в игре, продолжая привлекать родителей к жизни ребенка в детском саду.
3.Направленность программы.
Познавательно –исследовательской и интеллектуальной направленности и предусматривает знакомство дошкольников с традиционными способами игры в шашки .
Программа направлена на:
- Развитие/умение исследовать тот, или иной объект;
- Развитие навыков проводить эксперименты;
- Развитие воображения, логики и творческих способностей;
- Развитие мелкой моторики и абстрактного мышления;
- Первичное знакомство с законами математики и физики;
- Мотивацию к познанию и стимулирование творческой активности;
- Развитие способности к самообразованию и самостоятельности;
- Приобщение к общечеловеческим ценностям.
4. Формы и методы работы.
Учебный процесс предусматривает следующие формы обучения:
- Коллективную. Коллективные игры – вводятся в начале обучения по каждому блоку, они наиболее эффективны в начале обучения т. к. при наименьших затратах усилий и времени удается выполнить интеллектуальные задачи. Суть организации заключается в игре всех против одного (взрослого). Такая форма работы с детьми способствует сплочению коллектива, позволяет развивать в детях чувство ответственности, сопереживания. На кружковцев возлагается большая ответственность, они должны осознавать, что от их мастерство игры зависит результата коллективного результата. . Коллективные игры приучают дошкольников справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.
- Групповую. Групповая форма организации игровых партий также является эффективной формой детской деятельности. Суть организации заключается в игре одной группы детей против другой группы детей. Такая форма работы с детьми также способствует сплочению коллектива, позволяет развивать в детях чувство ответственности, сопереживания. Такие игры также приучают дошкольников справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.
- Парный. Форма организации работы самая распространенная. Однако не следует торопиться с введением данной формы. Уместнее ее использовать тогда, когда дети владеют элементарными приемами игры.
- Турниры. Итоговая форма по каждому блоку, которая выявляет степень обученности детей по каждому блоку.
Виды занятий:
- Изучение теоретического блока исследуемого объекта.
- Свободное исследование.
- Исследование под руководством педагога (пошаговое выполнение инструкций).
- Экспериментирование под руководством педагога (пошаговое выполнение инструкций).
- Свободное творчество (решение творчески задач, в процессе которого дети проводят исследование или эксперимент по собственному замыслу или проектам).
Формы занятий:
- по количеству детей - фронтальные, индивидуальные;
- по особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей – занятия – опыты, практикумы, лабораторные работы (деятельность в мини – лаборатории); -по дидактическим целям – занятия по углублению знаний, практические занятия, занятия по систематизации и обобщению знаний, комбинированные формы занятий (интегрированные).
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц, 64 занятия в год. Продолжительность занятий - 30 минут
Форма представления результатов
- Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
- Презентация
- Презентация по работе с родителями
- Выставки
- Конкурсы
5.Предполагаемый результат
По итогам реализации дополнительной программы у детей на достаточном уровне:
По окончании обучения дети должны знать: - шашечные термины – белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т.д.. Это выявляется путем опроса, демонстрацией на шашечной доске. - правила игры – выявляется путем опроса и игры с учителем. - стадии игры - выявляется путем опроса и игры с учителем. - основные тактические приемы: блокировка шашки, оппозиция – выявляется путем решения комбинаций на диаграммах и шашечной доске. К концу учебного года ребенок должен уметь: - ориентироваться на шашечной доске, - правильно помещать доску между партнерами, - правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь, - применять на практике правила игры, - следить за ходами противника, поправлять, - решать простейшие комбинации, - расставлять позиции с заданными условиями, - рассчитывать соотношение сил.
6.Учебно-исследовательский и проектный компонент.
В целях эффективности учебной деятельности программа предусматривает включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая направлена не только на закрепление знаний и умений, обучающихся в области исследования, но и на создание заключительного, законченного эксперимента.
В программе предусмотрена разработка и реализация проектов:
- Краткосрочный проект «Юные любители шашек», как вводная часть перед основным проектом.
Проектно-исследовательская деятельность включает в себя следующие этапы работы:
Этапы реализации программы
- Этапы реализации программы на год обучения: подготовительный, основной, заключительный.
- На подготовительном этапе - воспитанники знакомятся с историей развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры.
- На втором основном этапе - воспитанники изучают основы теории шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомятся с композицией. Вместе с этим проводят тренировочные игры и принимают участие в турнирах.
- На заключительном этапе – воспитанники закрепляют полученные знания, проводятся опросы, проверяются знания и умения, подводятся итоги спортивных выступлений за год.
Программа рассчитана на познавательный материал в объеме 36 часов в год по 1 занятия в неделю, длительностью 45 минут. Занятия проводятся в кабинете дополнительного образования, во второй половине дня.
Все занятия имеют гибкую структуру. Структура разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего, подготовительного дошкольного возраста (5 - 7 лет).
7.Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы-дополнительной общеразвивающей программы
«Юные любители шашек»
1 год обучения
№ п/п | Тема | Всего занятий | Количество часов | |
Теоретические Занятия ( мин) | Практические занятия (мин) | |||
1 | «По дороге знаний» - экскурсия в шашечный клуб. Теория | 1 | 20 | 10 |
2 | «По дороге знаний» - экскурсия в шашечный клуб. Теория | 1 | 20 | 10 |
3 | Сказка начинается «Королевство шашек». Теория | 1 | 20 | 10 |
4 | Сказка начинается «Королевство шашек». Теория | 1 | 20 | 10 |
5 | «Путешествуем с Зайкой по дому творчества» - «Шашечная доска и шашки. Теория | 1 | 20 | 10 |
6 | «Путешествуем с Зайкой по дому творчества» - «Шашечная доска и шашки. Теория | 1 | 20 | 10 |
7 | «Волшебные ниточки сказочного королевства» - «Шашечные дороги». Теория | 1 | 20 | 10 |
8 | «Волшебные ниточки сказочного королевства» - «Шашечные дороги». «Задания умной совы» - «Шашечные дороги». | 1 | 20 | 10 |
9 | «Задания умной совы» - «Шашечные дороги». | 1 | 20 | 10 |
10 | Встреча на лесной поляне - «Зайкины шашки». | 1 | 20 | 10 |
11 | Встреча на лесной поляне - «Зайкины шашки». | 1 | 20 | 10 |
12 | «Путешествие в мир открытий» - Шашечные поля. | 1 | 20 | 10 |
13 | «Путешествие в мир открытий» - Шашечные поля. | 1 | 20 | 10 |
14 | «В гостях у знатока шашек – Зайки». | 1 | 20 | 10 |
15 | «В гостях у знатока шашек – Зайки». | 1 | 10 | 20 |
16 | Там на невиданных дорожках -Диагональ. | 1 | 20 | 10 |
17 | Там на невиданных дорожках -Диагональ. | 1 | 10 | 20 |
18 | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: сила флангов | 1 | 20 | 10 |
19 | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: сила флангов | 1 | 10 | 20 |
20 | «Лесная школа умного зайца» - Центр | 1 | 20 | 10 |
21 | «Лесная школа умного зайца» - Центр | 1 | 10 | 20 |
22 | «Лесная школа умного зайца» - Бортовые поля | 1 | 20 | 10 |
23 | «Лесная школа умного зайца» - Бортовые поля | 1 | 10 | 20 |
24 | «Лесная школа умного зайца» -«Дамка». Дамочные поля | 1 | 20 | 10 |
25 | «Лесная школа умного зайца» -«Дамка». Дамочные поля | 1 | 20 | 10 |
26 | «В гости к друзьям» - «Как ходят шашки». | 1 | 10 | 20 |
27 | «В гости к друзьям» - «Как ходят шашки». | 1 | 20 | 10 |
28 | «Лесная школа умного зайца» Основные правила шашечной игры | 1 | 10 | 20 |
29 | «Лесная школа умного зайца» Основные правила шашечной игры | 1 | 10 | 20 |
30 | «Лесная школа умного зайца» - Основные приёмы борьбы на шашечной доске | 1 | 20 | 10 |
31 | «Лесная школа умного зайца» - Основные приёмы борьбы на шашечной доске | 1 | 10 | 20 |
32 | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: как пройти в дамки | 1 | 10 | 20 |
33 | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: как пройти в дамки | 1 | 20 | 10 |
34 | «Этикет игрока» - Правила поведения во время игры | 1 | 10 | 20 |
35 | «Этикет игрока» - Правила поведения во время игры | 1 | 10 | 20 |
36 | «Как справится с задачей?» | 1 | 20 | 10 |
37 | «Как справится с задачей?» | 1 | 10 | 20 |
38 | «Веселый бой» | 1 | 20 | 10 |
39 | «Веселый бой» | 1 | 10 | 20 |
40 | Викторина «Королевство шашек» | 1 | 20 | 10 |
41 | Викторина «Королевство шашек» | 1 | 20 | 10 |
42 | «Подготовка к соревнованиям между командами ДОУ». | 1 | 10 | 20 |
43 | «Подготовка к соревнованиям между командами ДОУ». | 1 | 20 | 10 |
44 | «Лесной турнир» | 1 | 20 | 10 |
45 | «Лесной турнир» | 1 | 20 | 10 |
46 | «Соревнования» | 1 | 20 | 10 |
47 | «Соревнования» | 1 | 10 | 20 |
48 | Как начинать партию? | 1 | 10 | 20 |
49 | «Цели игры и определение результата партии» Способы защиты. Открытые и двойные ходы. | 1 | 10 | 20 |
50 | «Знакомство с таблицей шашечного турнира». | 1 | 10 | 20 |
51 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы». | 1 | 10 | 20 |
52 | Турнир «Белочки- медвежата». | 1 | 10 | 20 |
53 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Простые комбинации». | 1 | 20 | 10 |
54 | «Умники и умницы». | 1 | 10 | 20 |
55 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Основы позиционной игры». | 1 | 10 | 20 |
56 | «Лесные забавы» | 1 | 20 | 10 |
57 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Комбинационные приемы Ловушки в начале партии в игре шашки». | 1 | 20 | 10 |
58 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Связывание» | 1 | 10 | 20 |
59 | «Использование дополнительного темпа». «Зайкин сон» | 1 | 20 | 10 |
60 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Шашечные окончания». | 1 | 10 | 20 |
61 | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Размен». | 1 | 20 | 10 |
62 | «Достижение выгодной оппозиции». | 1 | 20 | 10 |
63 | «Турнир сильнейших» | 1 | 20 | 10 |
64 | «Шашечный бал». | 1 | 10 | 20 |
Итого: | 64 | 1020 | 900 |
8. Содержание дополнительной общеобразовательной программы-
дополнительной общеразвивающей программы
«Юные любители шашек»
1 год обучения
Месяц | Тема занятия | Программное содержание | Кол-во заня-тий |
Октябрь | «По дороге знаний» - экскурсия в шашечный клуб. | Цель: Знакомство с помещением, тренером, с историей шашек. |
1 |
«По дороге знаний» - экскурсия в шашечный клуб. Теория | Цель: Знакомство с помещением, тренером, с историей шашек. | 1 | |
Сказка начинается «Королевство шашек». Теория | Цель: Познакомить с понятиями шашка, жителями шашечной страны. Просмотр видеофильма «Про поросенка, который умел играть в шашки». | 1 | |
Сказка начинается «Королевство шашек». Теория | Цель: Познакомить с понятиями шашка, жителями шашечной страны. Просмотр видеофильма «Про поросенка, который умел играть в шашки». | 1 | |
«Путешествуем с Зайкой по дому творчества» - «Шашечная доска и шашки. Теория | Цель: Познакомить с общими понятиями: шашечная доска и шашки. Расстановка шашек. Чтение сказки «Зайкины шашки » | 1 | |
«Путешествуем с Зайкой по дому творчества» - «Шашечная доска и шашки. Теория | Цель: Познакомить с общими понятиями: шашечная доска и шашки. Расстановка шашек. Чтение сказки «Зайкины шашки » | 1 | |
«Волшебные ниточки сказочного королевства» - «Шашечные дороги». Теория | Цель: Познакомить с понятием вертикаль. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». Например: (дерево, стена и т.д.), найдите отличие от вертикали, распол. на шашечной доске. | 1 | |
«Волшебные ниточки сказочного королевства» - «Шашечные дороги». «Задания умной совы» - «Шашечные дороги». | Цель: Познакомить с понятием вертикаль. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». Например: (дерево, стена и т.д.), найдите отличие от вертикали, распол. на шашечной доске. | 1
| |
Ноябрь | «Задания умной совы» - «Шашечные дороги». | Цель: Познакомить с понятием «горизонталь» игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально». | 1 |
Встреча на лесной поляне - «Зайкины шашки». | Познакомить с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятия). Художественно-продуктивная деятельность: «Королевство шашек» Выставка детских работ. | 1 | |
Встреча на лесной поляне - «Зайкины шашки». | Цель: Познакомить с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятия). Художественно-продуктивная деятельность: «Королевство шашек» Выставка детских работ. | 1 | |
«Путешествие в мир открытий» - Шашечные поля. | Цель: Чтение художественной литературы «Русские шашки – зайкины шашки». Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название Поля обозначены цифрами и буквами Сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т.е. сначала буква, потом цифра. Например – поле 1: d4 (дэ 4) игра: «Самый меткий стрелок». Назвать все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали. | 1 | |
«Путешествие в мир открытий» - Шашечные поля. | Цель: Чтение художественной литературы «Русские шашки – зайкины шашки». Познакомить детей, что у каждого поля на доске есть свой адрес - свое название Поля обозначены цифрами и буквами Сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т.е. сначала буква, потом цифра. Например – поле 1: d4 (дэ 4) игра: «Самый меткий стрелок». Назвать все поля, из которых состоят вертикали и горизонтали. | 1 | |
«В гостях у знатока шашек – Зайки». | Цель: Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. | 1 | |
«В гостях у знатока шашек – Зайки». | Цель: Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. | 1 | |
Там на невиданных дорожках -Диагональ. | Цель: Познакомить с понятием диагональ | 1 | |
Декабрь | Там на невиданных дорожках -Диагональ. | Цель: Познакомить с понятием диагональ | 1 |
«Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: сила флангов | Цель: Познакомить с шашечным понятием фланг. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 1 | |
«Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: сила флангов | Цель: Познакомить с шашечным понятием фланг. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 1 | |
«Лесная школа умного зайца» - Центр | Цель: Познакомить с шашечным понятием центр. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 1 | |
«Лесная школа умного зайца» - Центр | Цель: Познакомить с шашечным понятием центр. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 1 | |
«Лесная школа умного зайца» - Бортовые поля | Цель: Поля первой и последней горизонтали a1, c1, e1, g1; b8, d8, f8, h8 и поля вертикалей a и h: a1, a3, a5, a7; h2, h4, h6, h8 (поля отмечены знаком Х). Шашки, занимающие эти поля, называются бортовыми шашками. Практическое закрепление материала. | 1 | |
«Лесная школа умного зайца» - Бортовые поля | Цель: Поля первой и последней горизонтали a1, c1, e1, g1; b8, d8, f8, h8 и поля вертикалей a и h: a1, a3, a5, a7; h2, h4, h6, h8 (поля отмечены знаком Х). Шашки, занимающие эти поля, называются бортовыми шашками. Практическое закрепление материала. | 1 | |
«Лесная школа умного зайца» -«Дамка». Дамочные поля | Цель: Черные поля последней для соперников горизонтали (для белых 8-й горизонтали – b8, d8, f8, h8 (отмечены знаком Х); для черных 1-й горизонтали a1, c1, e1, g1 (отмечены знаком Х) – поля превращения простой шашки в дамку. | 1 | |
Январь | «Лесная школа умного зайца» -«Дамка». Дамочные поля | Цель: Черные поля последней для соперников горизонтали (для белых 8-й горизонтали – b8, d8, f8, h8 (отмечены знаком Х); для черных 1-й горизонтали a1, c1, e1, g1 (отмечены знаком Х) – поля превращения простой шашки в дамку. | 1 |
«В гости к друзьям» - «Как ходят шашки». | Цель: Познакомить с правилами : «Хода» Ходить назад шашками запрещено! Практическое закрепление материала. | 1 | |
«В гости к друзьям» - «Как ходят шашки». | Цель: Познакомить с правилами : «Хода» Ходить назад шашками запрещено! Практическое закрепление материала. | 1 | |
«Лесная школа умного зайца» Основные правила шашечной игры | Цель: Познакомить с основными правилами «Боя» Практическое закрепление материала. | 1 | |
«Лесная школа умного зайца» Основные правила шашечной игры | Цель: Познакомить с основными правилами «Боя» Практическое закрепление материала. | 1 | |
«Лесная школа умного зайца» - Основные приёмы борьбы на шашечной доске | Цель: Познакомить с правилом: Если после того, как Вы срубили одну шашку, Ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника, которая стоит с Вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное место, то и эта шашка соперника должна быть срублена, не зависимо от количества шашек и количества разворотов. | 1 | |
«Лесная школа умного зайца» - Основные приёмы борьбы на шашечной доске | Цель: Познакомить с правилом: Если после того, как Вы срубили одну шашку, Ваша шашка вновь оказывается перед шашкой соперника, которая стоит с Вашей на одной диагонали и за шашкой соперника есть свободное место, то и эта шашка соперника должна быть срублена, не зависимо от количества шашек и количества разворотов. | 1 | |
«Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: как пройти в дамки | Цель: Познакомить с правилом: простая шашака, достигнув дамочного поля, превращается в дамку. Это может произойти как тихим ходом (передвижение шашки с 7-й горизонтали на 8-ю для белых или со 2-й на 1-ую для черных), так и ударным. Ход и бой Дамкой. | 1 | |
Февраль | «Лесная школа умного зайца» - Основы шашечной игры: как пройти в дамки | Цель: Познакомить с правилом: простая шашака, достигнув дамочного поля, превращается в дамку. Это может произойти как тихим ходом (передвижение шашки с 7-й горизонтали на 8-ю для белых или со 2-й на 1-ую для черных), так и ударным. Ход и бой Дамкой. | 1 |
«Этикет игрока» - Правила поведения во время игры | Цель: Познакомить с правилами поведения во время игры | 1 | |
«Этикет игрока» - Правила поведения во время игры | Цель: Познакомить с правилами поведения во время игры | 1 | |
«Как справится с задачей?» | Цель: Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б.Рработа с диаграммами. Игра «Сдавайся». Тренировочные упражнения. | 1 | |
«Как справится с задачей?» | Цель: Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б.Рработа с диаграммами. Игра «Сдавайся». Тренировочные упражнения. | 1 | |
«Веселый бой» | Цель: Стихотворение Юровскй Е.М. «Перед боем шашки в ряд На земле своей стоят» ". Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры». Игра «Взятие шашки» | 1 | |
«Веселый бой» | Цель: Стихотворение Юровскй Е.М. «Перед боем шашки в ряд На земле своей стоят» ". Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры». Игра «Взятие шашки» | 1 | |
Викторина «Королевство шашек» | Цель: Практическое закрепление материала. Дидактические игры «Кто быстрее построит на доске фигуры», «Ловушки» закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ. | 1 | |
Март | Викторина «Королевство шашек» | Цель: Практическое закрепление материала. Дидактические игры «Кто быстрее построит на доске фигуры», «Ловушки» закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ. | 1 |
«Подготовка к соревнованиям между командами ДОУ». | Цель: Практическое закрепление материала. | 1 | |
«Подготовка к соревнованиям между командами ДОУ». | Цель: Практическое закрепление материала. | 1 | |
«Лесной турнир» | Цель: Практическое закрепление материала. | 1 | |
«Лесной турнир» | Цель: Практическое закрепление материала. | 1 | |
«Соревнования» | Цель: Подведение итогов года. Соревнования между игроками в детском саду, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры». | 1 | |
«Соревнования» | Цель: Подведение итогов года. Соревнования между игроками в детском саду, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры». | 1 | |
Как начинать партию? | Цель: Дидактические игры: «Кто первый», «Составь доску» | 1 | |
Апрель | «Цели игры и определение результата партии» Способы защиты. Открытые и двойные ходы. | Цель: Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. Игра «Главная дорога», чтение худ. Литературы Юровский Е,М, | 1 |
«Знакомство с таблицей шашечного турнира». | Цель: Знакомство с понятием «Таблица турнира». Упражнения на выполнение ходов пешками. Тренировочные упражнения . | 1 | |
Основные приемы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы». | Цель: Упражнения на выполнение ходов шашками. Тренировочные упражнения. Игра «уголки» Игра «поддавки» Основные приемы борьбы на шашечной доске. | 1 | |
Турнир «Белочки- медвежата». | Цель: Практическое закрепление материала. Дидактические задания «Атака неприятеля» Юровский Е.М. «Цейтнот» | 1 | |
Основные приемы борьбы на шашечной доске «Простые комбинации». | Цель: Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур. | 1 | |
«Умники и умницы». | Цель: Практическое закрепление материала. Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б. Работа с диаграммами. Игра «Сдавайся» | 1 | |
Основные приемы борьбы на шашечной доске «Основы позиционной игры». | Цель: Приемы позиционной игры. Основные принципы игры. Оппозиция. Изменение оппозиции при размене. Изолированные шашки. Простейшие позиционные приемы выигрыша. | 1 | |
«Лесные забавы» | Цель: Практическое закрепление материала. | 1 | |
Май | Основные приемы борьбы на шашечной доске «Комбинационные приемы Ловушки в начале партии в игре шашки». | Цель: Практическое закрепление материала. Игра: «Самый меткий стрелок». Чтение художественной литературы. Обозначение игровых полей. Работа с диаграммой. Дидактическая игра «Морской бой» | 1 |
Основные приемы борьбы на шашечной доске «Связывание» | Цель: Знакомство с понятием «Связывание». Практическое закрепление материала. Работа с диаграммами. | 1 | |
«Использование дополнительного темпа». «Зайкин сон» | Цель: Познакомить с понятием «Дополнительный темп». Решение дидактических задач «Кто первый съест шашку» Чтение художественной литературы Юровскй Е.М «Зайкин сон» Игра | 1 | |
Основные приемы борьбы на шашечной доске «Шашечные окончания». | Цель: Знакомство с понятием «Шашечные окончания». Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. | 1 | |
Основные приемы борьбы на шашечной доске «Размен». | Цель: Знакомство с понятием «Размен». Дидактическая игра «Игры на уничтожение» | 1 | |
«Достижение выгодной оппозиции». | Цель: Познакомить с понятием «выгодная оппозиция». Шашечный этюд. Основные позиции защиты Дидактические задания «Кто первый ходит», «Игра на уничтожение». | 1 | |
«Турнир сильнейших» | Цель: Практическое закрепление материала. Подбор игр и заданий на обобщение знаний. | 1 | |
«Шашечный бал». | Цель: Практическое закрепление материала. | 1 | |
Итого: | 64 |
11.Оборудование:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Интерактивная доска
- Наглядно-методические пособия
- Набор концовок и этюдов для решения позиций
- Шашки 15 наборов
- Настенная магнитная шашечная доска
12.Список литературы:
- Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 03.02.2011г.)
- Шашки для детей/ В.К. Погрибной, В.Я. Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.
- Романчук О.А., «Юному шашисту», - М.:Просвещение, 2009.
- Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
- Егоров А.П., «Как научить играть в шашки?», - М.: Чистые пруды, 2005.
- Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
- Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.
- Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
- Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.
- Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.
- Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.
- Юровский Е.М. Кондратьева Л.П. Зайкины шашки: Книжка-игра для маленьких.-СПб.: Издательский дом «Литера»: 2001.-64с.: ил.
- Internet ресурсы, сайты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра "Юный гербовед" для старшего дошкольного возраста.
Патриотическое воспитание в детском саду – сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружения в патриотичес...
Проект по ППБ на тему «Юные пожарные» для старшего дошкольного возраста
АктуальностьПо данным статистики, в Российской Федерации происходит много пожаров, жертвой которых становятся дети. В этом зачастую виноваты взрослые: дети гибнут в результате их неправильного, а поро...
Конспект НОД по познавательному развитию "Юные поварята" для старшего дошкольного возраста
Конспект НОД рпедназначен для детей старшего дошкольного возраста, воспитанников подготовительной к школе группы. Конспект направлен на знакомство детей с молоком,его применнением в быту, блюдами из м...
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие…» для детей старшего дошкольного возраста для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Посадка лука»
Цель: Формирование знаний о природных витаминах на примере лука.Задачи :Формировать навыки посадки Воспитывать интерес к труду в природе....
Рабочая Программа кружка "Юные краеведы" для старшего дошкольного возраста
Рабочая программа кружка "Юные краеведы" разработана для ознакомления старших дошкольников республики Мордовия с родным краем....
Рабочая программа по опытно- экспериментальной деятельности «Юный-исследователь» старшего дошкольного возраста для детей 5 – 7 лет.
Данная программа направлена на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 5-7 лет. Программа разработана с учетом с учетом требований ФГО...
Проект «Юные огородники» с детьми дошкольного возраста 3-5 лет
Известно всем, что дети дошкольного возраста всегда стремятся к исследованиям. Они постоянно проявляют любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Находя...