Рабочая программа по опытно- экспериментальной деятельности «Юный-исследователь» старшего дошкольного возраста для детей 5 – 7 лет.
рабочая программа (старшая группа)
Данная программа направлена на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 5-7 лет.
Программа разработана с учетом с учетом требований ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В разделе «Общий объем обязательной части Программы» образовательной области «Познание» предусматривается использование в педагогическом процессе поисково-исследовательской деятельности, организованной в процессе детского экспериментирования.
Актуальность.
Старший дошкольный возраст- самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод исследования и экспериментирования.
Развиваясь как деятельность, направленная на познание, способность анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, исследование и экспериментирование положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе исследования и экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
Одним из важных аспектов программы является привлечение внимание детей к проблеме загрязнения окружающей среды. Цикл занятий и проектов, проведение исследований и экспериментов по программе помогает детям понять, что вредные отходы можно превратить в полезные и красивые вещи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по опытно- экспериментальной деятельности «Юный-исследователь» старшего дошкольного возраста для детей 5 – 7 лет.
Воспитатель МБДОУ № 41 «Радуга»
Юканова В.С.
г. Видное 2021г.
Содержание программы:
- Пояснительная записка……………………………………………………3
- Цели и задачи………………………………………………………………5
3.Направленность программы………………………………………………6
4.Формы и методы работы…………………………………………………..6
5.Предполагаемый результат………………………………………………..7
6.Учебно-исследовательский и проектный компонент…………...............8, 10, 11, 13, 18, 22, 23, 26, 28, 30, 33
7.Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы-дополнительной общеразвивающей программы «Юный - исследователь» 1 год обучения…………………………………………9
8. Содержание дополнительной общеобразовательной программы-
дополнительной общеразвивающей программы «Юный- исследователь» 1 год обучения………………………………………..11
9.Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы-дополнительной общеразвивающей программы «Юный-исследователь» 2 год обучения……………………………………….23
10.Содержание дополнительной общеобразовательной программы-
дополнительной общеразвивающей программы «Юный-исследователь» 2 год обучения……………………………………….25
11.Оборудование…………………………………………………………..34
12.Список литературы…………………………………………………….35
- Пояснительная записка.
Данная программа направлена на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 5-7 лет.
Программа разработана с учетом с учетом требований ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В разделе «Общий объем обязательной части Программы» образовательной области «Познание» предусматривается использование в педагогическом процессе поисково-исследовательской деятельности, организованной в процессе детского экспериментирования.
Актуальность.
Старший дошкольный возраст- самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод исследования и экспериментирования.
Развиваясь как деятельность, направленная на познание, способность анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, исследование и экспериментирование положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе исследования и экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
Одним из важных аспектов программы является привлечение внимание детей к проблеме загрязнения окружающей среды. Цикл занятий и проектов, проведение исследований и экспериментов по программе помогает детям понять, что вредные отходы можно превратить в полезные и красивые вещи.
Педагогическая целесообразность.
В основе программы по опытно - экспериментальной деятельности с экологической направленностью лежит практический метод обучения дошкольников – экспериментирование.
Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.
Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Новизна программы состоит в создании системы работы по детскому экспериментированию с указанием форм работы, периодичности, временной продолжительности в зависимости от возрастной группы.
Основные принципы программы «Юный- исследователь»:
- доступность и наглядность
- последовательность и систематичность
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей
Обучение основывается на следующих принципах:
- Личностно - ориентированный подход (обращение к опыту ребёнка);
- Сотрудничества и сотворчества;
- Доступности;
- Природа-сообразности (учёт возраста воспитанников;)
- Систематичности, последовательности, повторяемости, наглядности, постепенности (от простого - к сложному).
2.Цели и задачи
Цели: Привлечь внимание детей к исследованию и опытно- экспериментальной деятельности с экологической направленностью проблемы загрязнения окружающей среды и не только. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно- следственной зависимости, умение делать выводы. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности. Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
Задачи:
- Образовательные:
- привлечь внимание детей к проблеме окружающей среды, расширяя знания о повторном использовании различных объектов исследования;
- учить детей работать по плану, по образцу, по картам-схемам и соотносить с ними результаты собственных действий;
- самостоятельно определять этапы, последовательность эксперимента;
- развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
- Развивающие:
- расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
- развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и ее изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух – его давление и сила; Почва- состав, влажность, сухость;
- расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей;
- расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
- Воспитательные:
- способствовать доброжелательному отношению к природе и окружающей среде;
- формировать предпосылки учебной деятельности, желание и умение трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, планировать свою работу и доводить дело до конца;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
- развивать эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру.
- Социальные:
- способствовать сплочению детей в работе на занятиях, в игре, продолжая привлекать родителей к жизни ребенка в детском саду.
3.Направленность программы.
Программа «Юный исследователь» по содержанию является естественно-научной, по функциональному предназначению – кружковой, по времени реализации рассчитана на два года.
Программа направлена на:
- Развитие/умение исследовать тот, или иной объект;
- Развитие навыков проводить эксперименты;
- Развитие воображения, логики и творческих способностей;
- Развитие мелкой моторики и абстрактного мышления;
- Первичное знакомство с законами математики и физики;
- Мотивацию к познанию и стимулирование творческой активности;
- Развитие способности к самообразованию и самостоятельности;
- Приобщение к общечеловеческим ценностям.
4. Формы и методы работы.
- анализ научной литературы;
- наблюдение;
- исследование;
- экспериментирование;
- заинтересованность;
- практическая деятельность;
- обобщение;
Данная программа рассчитана на два года обучения. Возрастная категория обучающихся:
- дети старшего возраста 5-6 лет
- дети старшего возраста 6-7 лет.
Виды занятий:
- Изучение теоретического блока исследуемого объекта.
- Свободное исследование.
- Исследование под руководством педагога (пошаговое выполнение инструкций).
- Экспериментирование под руководством педагога (пошаговое выполнение инструкций).
- Свободное творчество (решение творчески задач, в процессе которого дети проводят исследование или эксперимент по собственному замыслу или проектам).
Формы занятий:
- по количеству детей - фронтальные, индивидуальные;
- по особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей – занятия – опыты, практикумы, лабораторные работы (деятельность в мини – лаборатории); -по дидактическим целям – занятия по углублению знаний, практические занятия, занятия по систематизации и обобщению знаний, комбинированные формы занятий (интегрированные).
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц, 64 занятия в год. Продолжительность занятий - 30 минут
Форма представления результатов
- Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
- Презентация
- Презентация по работе с родителями
- Выставки
- Конкурсы
5.Предполагаемый результат
По итогам реализации дополнительной программы у детей на достаточном уровне:
- Сформировано положительное отношение и интерес к детскому экспериментированию как к совершенно особой области человеческого познания.
- Положительные результаты развития познавательной активности, интереса дают занятия в игровой форме с использованием практических методов обучения (опыты, экспериментирование, наблюдения), а также разнообразные формы организации учебной деятельности, особенно интегрированные занятия и занятия-опыты, проекты познавательного и исследовательского характера.
- Расширяются представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира.
- Отмечается положительная динамика в овладении объяснительной и доказательной речью.
- Дети принимают активное участие в планировании деятельности совместно с взрослым.
- Сформированы простейшие навыки работы с оборудованием для детского экспериментирования (по возрасту).
- Включение воспитательных задач в занятия по развитию познавательной активности через детское экспериментирование способствовало развитию таких личностных качеств детей, как: ответственность, уверенность в своих силах, самостоятельность, доброжелательное отношение детей друг к другу, умение работать вместе.
6.Учебно-исследовательский и проектный компонент.
В целях эффективности учебной деятельности программа предусматривает включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая направлена не только на закрепление знаний и умений, обучающихся в области исследования, но и на создание заключительного, законченного эксперимента.
В программе предусмотрена разработка и реализация проектов:
- «Вторая жизнь полиэтиленовых/ целлофановых пакетов»;
- «Вторая жизнь полиэтиленовых/ целлофановых пакетов. Изготовление ёлочных игрушек»;
- Социально - Экологический проект
«Вторая жизнь полиэтиленовых/ целлофановых пакетов» по средствам взаимодействия семьи, ребенка и детского сада.
Проектно-исследовательская деятельность включает в себя следующие этапы работы:
- Подготовительный:
- Познакомить детей с понятием полиэтиленовых/целлофановых пакетов и их свойством не растворятся в воде.
- Формировать экологически верную позицию детей по отношению к природе и масштабам бедствия в последствие нецелесообразных отходов.
- Используя детские энциклопедии по переработки мусора, расширить представление детей о современные переработки отходов и утилизации в целом.
- Основной:
- Показать детям опыт, подтверждающий, что полиэтиленовые/ целлофановые пакеты не растворяются в воде;
- Изготовление картонных колец в количестве 2 шт. на человека;
- Учить детей разрезать полиэтиленовые/ целлофановые пакеты на полоски, из которых в последствие изготовить поделки;
- Заготовка из пакетов с использованием ножниц;
- Познакомить с образцами поделок из полиэтиленовых/ целлофановых пакетов;
- Практическая деятельность детей по изготовлению игрушек на протяжении всего периода проекта;
- Развивать творческую способность детей, расширять границы воображения. А также развивать мелкую моторику.
- Консультация для родителей: как обращаться с полиэтиленовыми/
целлофановыми отходами дома?
- Продолжить создание презентации.
- Заключительный:
- Оформление выставки поделок из вторичного материала и их презентация;
- Показ презентации проекта с участием детей на протяжении всего цикла проекта.
Участие детей в проектах позволит максимально обогатить представление детей о способах повторного использования целлофановых пакетов. Оберегая окружающую среду от загрязнений и большого количества мусорных отходов. Это важный стимул для ребенка к потреблению новых знаний и умений.
Подводя вывод проект расширит представление детей об использовании полиэтиленовых/целлофановых пакетов. Научит детей видеть вторую жизнь в том, что на первый взгляд казалось мусорными отходами. Дети узнают о разновидностях пакетов и сроках существования, методах переработки и повторном использовании в творческих целях. А главное воспитает у детей бережное отношение к природе и сделает достаточно важный вклад в экологическую безопасность нашей планеты.
7.Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы-дополнительной общеразвивающей программы
«Юный- исследователь»
1 год обучения
№ п/п | Тема | Всего занятий | Количество часов | |
Теоретические Занятия ( мин) | Практические занятия (мин) | |||
1 | «Вода прозрачная» Теория | 1 | 20 | 10 |
2 | «У воды нет вкуса» Теория | 1 | 20 | 10 |
3 | «У воды нет запаха» Теория | 1 | 20 | 10 |
4 | «Лед- твердая вода» Теория | 1 | 20 | 10 |
5 | «Пар- это тоже вода» Теория | 1 | 20 | 10 |
6 | «В воде одни вещества растворяются, другие нет» Теория | 1 | 20 | 10 |
7 | «Вода бывает теплой, холодной и горячей» Теория | 1 | 20 | 10 |
8 | «Вода не имеет формы» Теория | 1 | 20 | 10 |
9 | «Радуга» Теория | 1 | 20 | 10 |
10 | «Животворное свойство воды» Теория | 1 | 20 | 10 |
11 | «Воздух» Теория | 1 | 20 | 10 |
12 | «Пузырьки воздуха» Теория | 1 | 20 | 10 |
13 | «Ветер- это движение воздуха» Теория | 1 | 20 | 10 |
14 | «Ветер» Теория | 1 | 20 | 10 |
15 | «Ветер» Эксперимент | 1 | 10 | 20 |
16 | «Воздух при нагреве расширяется» Теория | 1 | 20 | 10 |
17 | «Воздух при нагреве расширяется» Эксперимент | 1 | 10 | 20 |
18 | «Воздух имеет вес» Теория | 1 | 20 | 10 |
19 | «Воздух имеет вес» Эксперимент | 1 | 10 | 20 |
20 | «Летающие семена» Теория | 1 | 20 | 10 |
21 | «Летающие семена» Эксперимент | 1 | 10 | 20 |
22 | «Гром и молния» Теория | 1 | 20 | 10 |
23 | «Гром и молния» Эксперимент | 1 | 10 | 20 |
24 | «Кораблик надувает паруса» Теория | 1 | 20 | 10 |
25 | «Особенности песка и глины» Теория | 1 | 20 | 10 |
26 | «Особенности песка и глины» Эксперимент | 1 | 10 | 20 |
27 | «Свойства материалов» Теория | 1 | 20 | 10 |
28 | «Свойства материалов» Эксперимент | 1 | 10 | 20 |
29 | «Свойства материалов» Эксперимент | 1 | 10 | 20 |
30 | «Песчаный конус» Теория | 1 | 20 | 10 |
31 | «Свойства мокрого песка» Эксперимент | 1 | 10 | 20 |
32 | «Волшебные материалы» Эксперимент | 1 | 10 | 20 |
33 | «Где вода?» Теория | 1 | 20 | 10 |
34 | «Ветер» Эксперимент | 1 | 10 | 20 |
35 | «Своды и тоннели» Эксперимент | 1 | 10 | 20 |
36 | «Песочные часы» Теория | 1 | 20 | 10 |
37 | «Поиск воздуха» Эксперимент | 1 | 10 | 20 |
38 | «Подводная лотка» Теория | 1 | 20 | 10 |
39 | «Почему не вылевается?» Эксперимент | 1 | 10 | 20 |
40 | «Загрязнения окружающей среды» Теория | 1 | 20 | 10 |
41 | «Полиэтиленовые/целлофановые пакеты» Теория | 1 | 20 | 10 |
42 | «Полиэтиленовые/целлофановые пакеты» Эксперимент | 1 | 10 | 20 |
43 | «Масштабам бедствия» Теория | 1 | 20 | 10 |
44 | «Масштабам бедствия» Теория | 1 | 20 | 10 |
45 | «Энциклопедия переработки и утилизации различных отходов». Теория | 1 | 20 | 10 |
46 | «Энциклопедия переработки и утилизации различных отходов». Теория | 1 | 20 | 10 |
47 | «Полиэтиленовые/ целлофановые пакеты не растворяются в воде» Эксперимент | 1 | 10 | 20 |
48 | «Полиэтиленовые/ целлофановые пакеты не растворяются в воде» Эксперимент | 1 | 10 | 20 |
49 | «Практическая работа по изготовлению заготовок» Эксперимент | 1 | 10 | 20 |
50 | «Проектная деятельность детей по изготовлению игрушек» Эксперимент | 1 | 10 | 20 |
51 | «Проектная деятельность детей по изготовлению игрушек» Эксперимент | 1 | 10 | 20 |
52 | «Проектная деятельность детей по изготовлению игрушек» Эксперимент | 1 | 10 | 20 |
53 | «Магнит и его свойства» Теория | 1 | 20 | 10 |
54 | «Магнит и его свойства» Эксперимент | 1 | 10 | 20 |
55 | «Магнит и его свойства» Эксперимент | 1 | 10 | 20 |
56 | «Извержение вулкана» Теория | 1 | 20 | 10 |
57 | «Извержение вулкана» Теория | 1 | 20 | 10 |
58 | «Извержение вулкана» Эксперимент | 1 | 10 | 20 |
59 | «Поможем воде стать чистой» Теория | 1 | 20 | 10 |
60 | «Поможем воде стать чистой» Эксперимент | 1 | 10 | 20 |
61 | «Сухой из воды» Теория | 1 | 20 | 10 |
62 | «Где лучше расти» Теория | 1 | 20 | 10 |
63 | «Испарение влаги с листьев растений» Теория | 1 | 20 | 10 |
64 | «Испарение влаги с листьев растений» Эксперимент | 1 | 10 | 20 |
Итого: | 64 | 1020 | 900 |
8. Содержание дополнительной общеобразовательной программы-
дополнительной общеразвивающей программы
«Юный- исследователь»
1 год обучения
Месяц | Тема занятия | Программное содержание | Кол-во заня-тий |
Сентябрь | «Вода прозрачная» Теория | Цель: Вода прозрачная, а молоко нет. Анализировать почему вода прозрачная. |
1 |
«У воды нет вкуса» Теория | Цель: Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Необходимо дать сравнение молоко, сок, вода. | 1 | |
«У воды нет запаха» Теория | Цель: Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет), провести беседу. | 1 | |
«Лед- твердая вода» Теория | Цель: Важно, чтобы дети обратили внимание, что разные по величине куски льда растают за разные промежутки времени. | 1 | |
«Пар- это тоже вода» Теория | Цель: Используя термос с кипятком. Необходимо продемонстрировать, что пар- это тоже вода. | 1 | |
«В воде одни вещества растворяются, другие нет» Теория | Цель: в аквариуме на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный песок? | 1 | |
«Вода бывает теплой, холодной и горячей» Теория | Цель: в реках, озерах, морях вода разной температуры. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в теплой воде, другие только в холодной. В водоемах вода бывает разной температуры, а значит в них живут разные растения и животные. | 1 | |
«Вода не имеет формы» Теория | Цель: Предложить детям рассмотреть кусочек льда (лед-это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он форму, если мы опустим его в стакан, положим на стол, и. т.д. | 1
| |
Октябрь | «Радуга» Теория | Цель: с земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом. Провести наблюдение с детьми. | 1 |
«Животворное свойство воды» Теория | Цель: Определить на примере заранее срезанной ветки быстро распускающихся деревьев. Взять сосуд, наклеив на него этикетку «живая вода». Провести наблюдение. | 1 | |
«Воздух» Теория | Цель: Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку с водой. Главной задачей является определить попадет вода в стакан или нет. | 1 | |
«Пузырьки воздуха» Теория | Цель: Обсудить что будет происходить если опустить стакан в банку с водой, но держать его под наклоном. | 1 | |
«Ветер- это движение воздуха» Теория | Цель: Провести беседу на тему движения воздуха. | 1 | |
«Ветер» Теория | Цель: Определить, что будет происходить если прикрепить, над батареями тонкие полоски бумаги, открыв при этом форточку. | 1 | |
«Ветер» Эксперимент | Цель: Определить, что будет происходить если прикрепить, над батареями тонкие полоски бумаги, открыв при этом форточку. Определить, что ветер будет двигать полоски бумаги. | 1 | |
«Воздух при нагреве расширяется» Теория | Цель: Провести беседу что будет происходить с пластиковой ёмкостью, если ее с холода занести в теплое пространство, при этом надев на горлышко резиновый шарик. | 1 | |
Ноябрь | «Воздух при нагреве расширяется» Эксперимент | Цель: поставить открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, надеть на ее горлышко не надутый шарик. Понаблюдать за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. | 1 |
«Воздух имеет вес» Теория | Цель: Что будет происходить если на чашу весов положить надутый шарик и не надутый. Обсудив различные варианты, как пример | 1 | |
«Воздух имеет вес» Эксперимент | Цель: Положить на чаши весов надутый и не надутые шарики. Чаша с надутым шариком перевесит. | 1 | |
«Летающие семена» Теория | Цель: Провести теоретический анализ что будет происходить с семенами клена, ясеня, сосны и отпустить их. Как с помощью ветерка расселяются деревья по новым местам. | 1 | |
«Летающие семена» Эксперимент | Цель: Взять семена клена, ясеня, сосны и отпустить их. Наблюдать за полетом семян, чтобы легче было представить, как с помощью ветерка расселяются деревья по новым местам. | 1 | |
«Гром и молния» Теория | Цель: Предложить детям познакомиться с молнией, вернее с ее родственницей. | 1 | |
«Гром и молния» Эксперимент | Цель: Опыт проводить в темной комнате (или используя жалюзи). Понадобится два надутых продолговатых воздушных шарика. Шарики натереть, используя шерстяную варежку или шарф. Постепенно приближая один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними будет проскакивать искра- как молния в небе, слышится несильное потрескивание, как гром. | 1 | |
«Кораблик надувает паруса» Теория | Цель: Просмотр видео фильма что буде происходить с корабликом если его поместить в ванночку и подуть на парус. | 1 | |
Декабрь | «Особенности песка и глины» Теория | Цель: Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются, и найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни. | 1 |
«Особенности песка и глины» Эксперимент | Цель: Используя банки, насыпать немного песка через воронку в стаканчик. Определить легко ли сыплется песок? То же самое попробовать с глиной. Определить, что песок в отличии от глины рыхлый. | 1 | |
«Свойства материалов» Теория | Цель: Актуализировать знания детей о свойствах различных материалов (бумага, железо, пластмасса, дерево). | 1 | |
«Свойства материалов» Эксперимент | Цель: Провести эксперимент, построив корабль. Определить какими свойствами должен обладать материал. В ходе самостоятельного экспериментирования дети должны сделать вывод, и чего можно построить корабль. | 1 | |
«Свойства материалов» Эксперимент | Цель: Провести эксперимент используя различные ткани. | 1 | |
«Песчаный конус» Теория | Цель: Подвести детей к пониманию того что песок сыпучий и может двигаться (напоминая детям о пустыне) | 1 | |
«Свойства мокрого песка» Эксперимент | Цель: Провести эксперимент что мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую форму. | 1 | |
«Волшебный материал» Эксперимент | Цель: Предложить детям слепить что-нибудь из песка и глины. После чего проверит прочность построек. Сделав выводы о вязкости влажной глины и сохранении ее формы после высыхания. | 1 | |
Январь | «Где вода?» Теория | Цель: Предложить детям выяснить куда уходит вода если это асфальт, земля и т.д. | 1 |
«Ветер» Эксперимент | Цель: Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть в песок. | 1 | |
«Своды и тоннели» Эксперимент | Цель: Предложить детям вставить карандаш в трубочку из бумаги. Затем засыпать ее песком так, чтобы концы трубочки выступали. Провести эксперимент. Сделать вывод. | 1 | |
«Песочные часы» Теория | Цель: Предложить поразмышлять над поговоркой «Время как песок», «Время как вода» | 1 | |
«Поиск воздуха» Эксперимент | Цель: Развивать познавательную активность детей. Используя в своем эксперименте воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки и т.д. | 1 | |
«Подводная лодка» Теория | Цель: Просмотр научного видео фильма. Беседа. | 1 | |
«Почему не выливается?» Эксперимент | Цель: Предложить детям перевернуть стакан воды. Подвести итог. | 1 | |
«Загрязнения окружающей среды» Теория | Цель: Привлечь внимание детей к проблеме загрязнения окружающей среды | 1 | |
Февраль | «Полиэтиленовые/целлофановые пакеты» Теория | Познакомить детей с понятием полиэтиленовых/целлофановых пакетов и их свойством не растворятся в воде. | 1 |
«Полиэтиленовые/целлофановые пакеты» Эксперимент | Познакомить детей с понятием полиэтиленовых/целлофановых пакетов и их свойством не растворятся в воде. Провести эксперимент на примере целлофан и бумага | 1 | |
«Масштабам бедствия» Теория | Цель: Формировать экологически верную позицию детей по отношению к природе и масштабам бедствия в последствие нецелесообразных отходов. | 1 | |
«Масштабам бедствия» Теория | Цель: Формировать экологически верную позицию детей по отношению к природе и масштабам бедствия в последствие нецелесообразных отходов. | 1 | |
«Энциклопедия переработки и утилизации различных отходов». Теория | Цель: Используя детские энциклопедии по переработки мусора, расширить представление детей о современные переработки отходов и утилизации в целом. | 1 | |
«Энциклопедия переработки и утилизации различных отходов». Теория | Цель: Используя детские энциклопедии по переработки мусора, расширить представление детей о современные переработки отходов и утилизации в целом. | 1 | |
«Полиэтиленовые/ целлофановые пакеты не растворяются в воде» Эксперимент | Цель: Показать детям опыт, подтверждающий, что полиэтиленовые/ целлофановые пакеты не растворяются в воде; | 1 | |
«Полиэтиленовые/ целлофановые пакеты не растворяются в воде» Эксперимент | Цель: Показать детям опыт, подтверждающий, что полиэтиленовые/ целлофановые пакеты не растворяются в воде; | 1 | |
Март | «Практическая работа по изготовлению заготовок» Эксперимент | Цель: Изготовление картонных колец в количестве 2 шт. на человека; Учить детей разрезать полиэтиленовые/ целлофановые пакеты на полоски, из которых в последствие изготовить поделки; Заготовка из пакетов с использованием ножниц; | 1 |
«Проектная деятельность детей по изготовлению игрушек» Эксперимент | Цель: Познакомить с образцами поделок из полиэтиленовых/ целлофановых пакетов; Практическая деятельность детей по изготовлению игрушек. | 1 | |
«Проектная деятельность детей по изготовлению игрушек» Эксперимент | Цель: Познакомить с образцами поделок из полиэтиленовых/ целлофановых пакетов; Практическая деятельность детей по изготовлению игрушек. | 1 | |
«Проектная деятельность детей по изготовлению игрушек» Эксперимент | Цель: Познакомить с образцами поделок из полиэтиленовых/ целлофановых пакетов; Практическая деятельность детей по изготовлению игрушек. | 1 | |
«Магнит и его свойства» Теория | Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. | 1 | |
«Магнит и его свойства» Эксперимент | Цель: Определить, как из стакана воды достать скрепку, не замочив рук. | 1 | |
«Магнит и его свойства» Эксперимент | Цель: Определить почему магнит притягивает к себе железные предметы. | 1 | |
«Извержение вулкана» Теория | Цель: Познакомить детей с вулканом как природным явлением. | 1 | |
Апрель | «Извержение вулкана» Теория | Цель: Развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме. Учить самостоятельно формулировать выводы по итогам эксперимента. | 1 |
«Извержение вулкана» Эксперимент | Цель: Демонстрирование опыта педагогом. Дети выступают в роли наблюдателя. Далее дать детям возможность изобразить увиденное. | 1 | |
«Поможем воде стать чистой» Теория | Цель: Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу. Создавать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. | 1 | |
«Поможем воде стать чистой» Эксперимент | Цель: Перед детьми поставить проблемную ситуацию. Провести эксперимент взяв вату, бумагу, марлю, салфетку, ткань для очистки воды. Подвести итог. | 1 | |
«Сухой из воды» Теория | Цель: Определить, что воздух занимает место. | 1 | |
«Где лучше расти» Теория | Цель: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений. | 1 | |
«Испарение влаги с листьев растений» Теория | Цель: Уточнить что вода движется из почвы к листьям. Анализировать, куда исчезает вода. | 1 | |
«Испарение влаги с листьев растений» Эксперимент | Цель: Надеть на растение целлофановый пакет и закрепить его. Растение поставить в теплое, светлое место. Через некоторое время дети обнаружат на целлофане капельки воды. Сделав вывод что капельки появились на листиках потому, что вода испаряется, пар поднялся вверх и снова стал водой. | 1 | |
Итого: |
|
| 64 |
9.Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы-дополнительной общеразвивающей программы
«Юный- исследователь»
2 год обучения
№ п/п | Тема | Всего занятий | Количество часов | |
Теоретические Занятия ( мин) | Практические занятия (мин) | |||
1 | «Росток» | 2 | 10 | 20 |
2 | «Росток» | 2 | 10 | 20 |
3 | «Песок» | 2 | 10 | 20 |
4 | «Песок» | 2 | 10 | 20 |
5 | «Песчаный конус» | 2 | 10 | 20 |
6 | «Песчаный конус» | 2 | 10 | 20 |
7 | «Рассеянный песок» | 2 | 10 | 20 |
8 | «Рассеянный песок» | 1 | 10 | 20 |
9 | «Своды и тоннели» | 1 | 10 | 20 |
10 | «Своды и тоннели» | 1 | 10 | 20 |
11 | «Мокрый песок» | 1 | 10 | 20 |
12 | «Мокрый песок» | 1 | 10 | 20 |
13 | «Свойства воды» | 1 | 10 | 20 |
14 | «Свойства воды» | 1 | 10 | 20 |
15 | «Живая вода» | 1 | 10 | 20 |
16 | «Живая вода» | 1 | 10 | 20 |
17 | «Испарение» | 1 | 10 | 20 |
18 | «Испарение» | 1 | 10 | 20 |
19 | «Агрегатные состояния воды» | 1 | 10 | 20 |
20 | «Агрегатные состояния воды» | 1 | 10 | 20 |
21 | «Свойства воздуха» | 1 | 10 | 20 |
22 | «Свойства воздуха» | 1 | 10 | 20 |
23 | «Воздух сжимается» | 1 | 10 | 20 |
24 | «Воздух сжимается» | 1 | 10 | 20 |
25 | «Воздух расширяется» | 1 | 10 | 20 |
26 | «Воздух расширяется» | 1 | 10 | 20 |
27 | «Вода при замерзании расширяется» | 1 | 10 | 20 |
28 | «Вода при замерзании расширяется» | 1 | 10 | 20 |
29 | «Жизненный цикл мушек» | 1 | 10 | 20 |
30 | «Жизненный цикл мушек» | 1 | 10 | 20 |
31 | «Почему, кажется, что звезды движутся по кругу» | 1 | 10 | 20 |
32 | «Почему, кажется, что звезды движутся по кругу» | 1 | 10 | 20 |
33 | «Зависимость таяния снега от температуры» | 1 | 10 | 20 |
34 | «Зависимость таяния снега от температуры» | 1 | 10 | 20 |
35 | «Как работает термометр» | 1 | 10 | 20 |
36 | «Как работает термометр» | 1 | 10 | 20 |
37 | «Может ли растение дышать?» | 1 | 10 | 20 |
38 | «Может ли растение дышать?» | 1 | 10 | 20 |
39 | «Есть ли у растений органы дыхания? | 1 | 10 | 20 |
40 | «Есть ли у растений органы дыхания? | 1 | 10 | 20 |
41 | «Нужен ли корешкам воздух?» | 1 | 10 | 20 |
42 | «Нужен ли корешкам воздух?» | 1 | 10 | 20 |
43 | «Что выделяет растение?» | 1 | 10 | 20 |
44 | «Что выделяет растение?» | 1 | 10 | 20 |
45 | «Во всех ли листьях есть питание?» | 1 | 10 | 20 |
46 | «Во всех ли листьях есть питание?» | 1 | 10 | 20 |
47 | «На свету или в темноте…» | 1 | 10 | 20 |
48 | «На свету или в темноте…» | 1 | 10 | 20 |
49 | «Кому лучше?» | 1 | 10 | 20 |
50 | «Кому лучше?» | 1 | 10 | 20 |
51 | «Где лучше расти?» | 1 | 10 | 20 |
52 | «Где лучше расти?» | 1 | 10 | 20 |
53 | «Лабиринт» | 1 | 10 | 20 |
54 | «Лабиринт» | 1 | 10 | 20 |
55 | «Как образуются тени?» | 1 | 10 | 20 |
56 | «Как образуются тени?» | 1 | 10 | 20 |
57 | «Что нужно для питания растения?» | 1 | 10 | 20 |
58 | «Что нужно для питания растения?» | 1 | 10 | 20 |
59 | «Установить, как растение ищет свет» | 1 | 10 | 20 |
60 | «Установить, как растение ищет свет» | 1 | 10 | 20 |
61 | «Что потом?» | 1 | 10 | 20 |
62 | «Что потом?» | 1 | 10 | 20 |
63 | «Как обнаружить воздух» | 1 | 10 | 20 |
64 | «Как обнаружить воздух» | 1 | 10 | 20 |
Итого: | 64 | 640 | 1280 |
10.Содержание дополнительной общеобразовательной программы-
дополнительной общеразвивающей программы
«Юный- исследователь»
2 год обучения
Месяц | Тема занятия | Программное содержание | Кол-во заня-тий | |
сентябрь | «Росток» | Цель: Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого. |
2 | |
сентябрь | «Песок» | Цель: Рассмотреть форму песчинок. | 2 | |
сентябрь | «Песчаный конус» | Цель: Установить свойства песка. | 2 | |
сентябрь | «Рассеянный песок» | Цель: Установить свойства рассеянного песка. | 2 | |
октябрь | «Своды и тоннели» | Цель: Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми. | 2 | |
октябрь | «Мокрый песок» | Цель: Познакомить детей со свойствами мокрого песка. | 2 | |
октябрь | «Свойства воды» | Цель: Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета) | 2 | |
октябрь | «Живая вода» | Цель: Познакомить детей с животворным свойством воды. | 2
| |
ноябрь | «Испарение» | Цель: Познакомить детей с превращениями воды из жидкого состояния в газообразное состояние и обратно в жидкое. | 2 | |
ноябрь | «Агрегатные состояния воды» | Цель: Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком- вода; твердом- снег, лед; газообразно- пар. | 2 | |
ноябрь | «Свойства воздуха» | Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха. Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсина и т.д.
| 2 | |
ноябрь | «Воздух сжимается» | Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. | 2 | |
декабрь | «Воздух расширяется» | Цель: Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр.). | 2 | |
декабрь | «Вода при замерзании расширяется» | Цель: Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется. | 2 | |
декабрь | «Жизненный цикл мушек» | Цель: Понаблюдать за жизненным циклом мушек. | 2 | |
декабрь | «Почему, кажется, что звезды движутся по кругу» | Цель: Установить, почему звезды движутся по кругу. | 2 | |
январь | «Зависимость таяния снега от температуры» | Цель: Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег. | 2 | |
январь | «Как работает термометр» | Цель: Посмотреть, как работает термометр. | 2 | |
январь | «Может ли растение дышать?» | Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Материал. Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа. | 2 | |
январь | «Есть ли у растений органы дыхания? | Цель: Определить, что все части растения участвуют в дыхании. | 2 | |
февраль | «Нужен ли корешкам воздух?» | Цель: Выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями. | 2 | |
февраль | «Что выделяет растение?» | Цель: Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений. | 2 | |
февраль | «Во всех ли листьях есть питание?» | Цель: Установить наличие в листьях питания для растений. | 2 | |
февраль | «На свету или в темноте…» | Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. | 2 | |
март | «Кому лучше?» | Цель: Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы. | 2 | |
март | «Где лучше расти?» | Цель: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу. | 2 | |
март | «Лабиринт» | Цель: Установить как растение ищет свет.
| 2 | |
март | «Как образуются тени?» | Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. | 2 | |
апрель | «Что нужно для питания растения?» | Цель: Ознакомление с почвой. | 2 | |
апрель | «Установить, как растение ищет свет» | Цель: Установить, как растение ищет свет. | 2 | |
апрель | «Что потом?» | Цель: Систематизировать знания о циклах развития всех растений. | 2 | |
апрель | «Как обнаружить воздух» | Цель: Установить окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении. | 2 | |
Итого: |
|
| 64 |
11.Оборудование:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Интерактивная доска
- Микроскопы
- Колбы, банки, бутылки, крышки
- Воздушные шары различной формы и размера
- Ведра, тазы, ванночки
- Весы
- Воронки
- Галька, песок, земля
- Глобус
- Деревянные предметы
- Дневник наблюдений
- Иллюстративный материал
- Календари погоды и природы
- Карта мира
- Картотека опытов
- Клеенчатые фартуки
- Коллекция семян, сахарный песок
- Лупа, магниты, песочные часы, соломки, трубочки
- Горшки (контейнеры)
- Целлофановые/полиэтиленовые пакеты
- Набор для хранения
- Простые и цветные карандаши
- Альбомные листы и т.д.
- Наглядно-методические пособия
12.Список литературы:
- «От Рождения до школы» примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 3 – е изд. – М.: Мозайка – Синтез, 2016
- Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомство с окружающим миром детей 6-7 лет М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Познавательно- исследовательская деятельность детей 6-7 лет. Практико- значимый проект.
- Познавательно- исследовательская деятельность для детей 4-7 лет. Н.Е. Веракса, О.А. Галимов
- Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
В настоящее время в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования...
Опытно - экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с воздухом и его свойствами. "Прозрачный невидимка".
Опытно - экспериментальная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с воздухом содержит цикл наблюдений и опытов, которые помогут детям обнаружить, почувствовать, поиграть с воздухом. А также...
«Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Презентация из опыта работы: «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»...
Рабочая программа кружка по опытно-экспериментальной деятельности «Неизвестное рядом» (старший дошкольный возраст)
Цель: развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой.Задачи первого года обучения (5-6 лет):Развивать предста...
Рабочая программа по дополнительному образованию: опытно-экспериментальной деятельности. «Неизвестное рядом» (старший дошкольный возраст)
Представленный вашему вниманию материал построен в логике естественного развития ребёнка, становлении его мировоззрения, результатом которого является целостная картина окружающего мира. Конкрет...
Конспект совместной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и вода»
формировать у детей познавательный интерес к объектам природы (вода, воздух);- развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;- учить детей делать простейшие умозаключения;- раскрывать причинно...
Дополнительная общеразвивающая программа по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «МАЛЕНЬКИМИ ШАГАМИ В БОЛЬШОЙ МИР ЭКСПЕРИМЕНТОВ»
Актуальность и педагогическая целесообразность программыДошкольное детство - это важнейший период в жизни ребенка, так как именно в этом возрасте наступает радостная пора открытий. Познание окружающег...