Русская народная сказка, как средство нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка (средняя группа)

Тугина Анна Николаевна

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей ДОУ - является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Об этом свидетельствует Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей” [22]

В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств - сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь.

Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом [4, с. 34].

Вопрос нравственного воспитания детей дошкольного возраста является одной из главных проблем, стоящих перед каждым педагогом ДО, обществом и государством.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям, проблема сохранения интереса к книге, к чтению в наше время требует повышенного внимания.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» отмечается «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей» [24]. Это актуализирует проблему нравственного воспитания дошкольников. Сухомлинский А. В., отечественный педагог, классик, говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, обучать  «умению чувствовать человека»[20, с. 120].

Проблема нравственного воспитания юного поколения была предметом пристального внимания многих известных классиков отечественной педагогики: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др. А также зарубежной педагогики: Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци и др.

В современной педагогике общие проблемы нравственного воспитания разработаны в трудах А.М. Архангельского, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова  Н.Е. Щурковой и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания. Огромный вклад в развитие русского сказковедения внесли ученые - фольклористы: Г.Н. Волков, В.П. Аникин, В.Я. Пропп, В.А Акцорин, А.Е. Китиков и др.

Нравственное воспитание - это процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, который предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.  

Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность («сказка ложь, да в ней намек»). Особое значение она приобретает в среднем дошкольном возрасте.

В этом возрасте созданы наиболее благоприятные  условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система  взаимоотношений ребенка  с взрослыми и сверстниками [6, с. 44]. Такие качества личности как правдивость, доброжелательность, отзывчивость укрепляясь, создают основу для развития более высоких нравственных качеств: верность, человеколюбие, духовность.

Проблема нравственного воспитания является одной из самых актуальных в современном образовании. Вызвано это, прежде всего тем, что подрастающее поколение растет и воспитывается в среде с размытыми нравственными ориентирами, низким уровнем общественной морали, в атмосфере бездуховности, безверия и агрессивности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Моя дипломная работа2.49 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Министерство образования и науки Нижегородской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Городецкий Губернский колледж» Специальность 44.02.01 Дошкольное образование Дипломная работа Тема: «Русская народная сказка, как средство нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста» Городец, 2023г Обучающаяся: Тугина Анна Николаевна Руководитель дипломной работы: Кострова Нина Николаевна Рецензент дипломной работы: Перанова Антонина Ивановна

Слайд 2

Василий Александрович Сухомлинский «Сказки – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений»

Слайд 3

Президент Российской Федерации Путин Владимир Владимирович «Цель воспитания видится в воспитании свободного и ответственного субъекта, сочетающего профессиональную и гражданскую компетентность и ответственность, способность жить и работать в проблемных ситуациях сложного мира, внутреннюю устойчивость и цельность с развитым нравственным сознанием»

Слайд 4

Методологический аппарат Проблема Цель Объект Предмет Каково развитие нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок Изучение теоретических и практических аспектов нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок Развитие нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста Русские народные сказки как средство развития нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста

Слайд 5

Задачи исследования Методы исследования 1. Рассмотреть сущность понятия « нравственне качества»; особенности развития нравственных качеств детей 4-5 года жизни 2. Охарактеризовать русскую народную сказку как средство развития нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста 3. Изучить методику руководства использования русской народной сказки в развитии нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста 4. Выявить уровень развития нравственных качеств у детей 4-5 лет 5. Спланировать и организовать педагогическую работу по развитию нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством русской народной сказки 6. Составить рекомендации воспитателям по развитию нравственных качеств детей 4-5 лет посредством русской народной сказки Теоретические методы Практические методы анализ, синтез, обобщение, систематизация педагогический эксперимент, методы математической и статистической обработки данных

Слайд 6

Честность Скромность Дружелюбие Отзывчивость 1. Теоретические основы развития нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством русской народной сказки 1.1. Сущность понятия «нравственные качества»; особенности развития нравственных качеств детей 4-5 года жизни Нравственные качества - постоянные свойства личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением ребенка следовать нравственным нормам (Галина Анатольевна Урунтаева )

Слайд 7

1.2. Русская народная сказка как средство развития нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста Русская народная сказка - развивает благородство души, чуткость к чужому несчастью и страданию. Через нее дошкольник познает мир. Воспитывает у детей доброту, уважение к старшим, завещает быть достойным и смелым. Развивает умение сравнивать и сопоставлять, формирует привычку доказывать, что это так или иначе, ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая детям возможность выбора собственной позиции Учит доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления

Слайд 8

1.3. Методика руководства использования русской народной сказки в развитии нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста 1 этап - Знакомство детей со сказкой 2 этап - Эмоциональное восприятие сказки детьми 3 этап - театрализация сказок Основные этапы работы над сказкой

Слайд 9

2. Опытно - практическая работа по развитию нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством русской народной сказки 2.1. Диагностика развития нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством русской народной сказки на констатирующем этапе опытно - практической работы МБДОУ «Детский сад № 1» База исследования : МБДОУ «Детский сад № 1» г. Заволжье Участники: Воспитанники 4-5 лет в количестве 15 человек. Опытно - практическое исследование проходило в два этапа: Констатирующий Сроки: декабрь 2022 г - январь 2023г. 2) Формирующий Сроки: февраль 2023г - апрель 2023г.

Слайд 10

2.1. Диагностика развития нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством русской народной сказки на констатирующем этапе опытно - практической работы Проведение методик Галины Анатольевны Урунтаевой и Юлии Александровны Афонькиной «Придумай конец сказки» и «Сюжетные картинки» Цель: выявление уровня развития нравственных качеств у детей 4-5 лет

Слайд 11

2.2. Планирование и организация педагогической работы по развитию нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством русской народной сказки Цель: развитие нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством русской народной сказки. Проведение занятия Конспекты занятий Фрагмент педагогической работы

Слайд 12

2.3 Составление рекомендаций воспитателям по развитию нравственных качеств детей 4-5 лет посредством русской народной сказки Ознакомление воспитателей с рекомендациями Размещение рекомендаций на стенде ДОУ

Слайд 13

Министерство образования и науки Нижегородской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Городецкий Губернский колледж» Специальность 44.02.01 Дошкольное образование Дипломная работа Тема: «Русская народная сказка, как средство нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста» Городец, 2023г Обучающаяся: Тугина Анна Николаевна Руководитель дипломной работы: Кострова Нина Николаевна Рецензент дипломной работы: Перанова Антонина Ивановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на тему: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: "Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"...

Образовательный проект : «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Образовательный проект : «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...

Рабочая программа кружка детей разновозрастной группы «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Рабочая программа кружкадетей разновозрастной группы«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...

Рабочая программа кружка детей 2 - 3 лет «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Рабочая программа кружкадетей 2 - 3 лет«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...