Отчет по самообразованию "Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
материал (подготовительная группа)
Отчет о самообразовании по теме " Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста" предоставляется для анализа эффективности работы воститатателя по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezikova_ochet_po_samoobrazovaniyu.docx | 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по работе
над темой по самообразованию
за
за 2022-2023___ учебный год
ФИО _____Тезикова Светлана Александровна________________
Должность __Воспитатель_________________________________
Индивидуальная тема ___«Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» _______________________
Год работы над темой _1 год___________________________________
Деятельность по реализации темы___________________________
В 2022-2023 учебном году мною была начата работа по изучению темы «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста ».
В соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров программы дошкольного образования является формирования у детей готовности к обучению в школе. Один из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда( ручкой, карандашом и т.д.), тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Актуальность
Проведя анализ развития произвольной моторики пальцев рук воспитанников, пришла к выводу, что работу по подготовке руки к письму необходимо начинать до поступления ребенка в школу. Конечно, обучение письму - задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений, ребенок может освоить до того, как перед ним встанет школьная задача – учиться писать. И тогда обучение письму будет облегчено. Именно это обстоятельство в значительной степени и определяет актуальность моей работы по теме: «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста ».
Мною были поставлены следующие цель и задачи.
Цель:Повысить уровень компетентности и профессионализма по вопросам формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения методической литературы, посещения МО педагогов, изучения статей на интернет сайтах, прослушивания вебинаров.
- Изучить и подобрать различные техники и методики для развития графомоторных навыков.
- Создать условия для формирования графомоторных навыков у детей, предусматривающие методическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
- Организовать взаимодействие с родителями по вопросам формирования графомоторных навыков у детей.
- Способствовать развитию у детей графомоторных навыков
- Поделиться накопленным опытом с другими педагогами путём проведения открытых мероприятий, выступлений на МО, размещение собственных разработок в сети интернет.
Изучила и использовала в работе следующую методическую литературу:
- Бачиной О. В., Коробова Н. Ф. "Пальчиковая гимнастика с предметами определения ведущей руки и развитием навыков письма у детей 6-8 лет"
- Безруких М. М. "Тренируем пальчики"
- Гаврина С. Е. "Готовим руку к письму"
- Голубь В. Г "Графические диктанты 5-7 лет"
- Горбатова Е. В. "Графические игры и упражнения для детей"
- Зегебард Г. М., Ильичёва О. С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков
- Иншакова О. Б. "Развитие и координация графомоторных навыков у детей 5-7 лет"
- Морозова Л. Нарисуй-ка. Клеточка за клеточкой
Мною были предусмотрены и реализованы методы и приёмы, способствующие развитию графомоторных навыков у детей 6-7 лет; обогатилась развивающая предметно-пространственная среда группы демонстрационным и раздаточным материалом, направленным на развитие графомоторных навыков; были вовлечены родители в образовательный процесс путем повышения их психолого-педагогической компетентности в вопросе развития у детей графомоторным навыкам.
Основные направления работы по формированию графических навыков у детей:
Графические дорожки
Штриховки
Обводка
Соедини по точкам
Закрашивание
Трафарет
Графический диктант
Рисование по клеткам
Результаты работы позволяют говорить о том, что систематическое включение игр на развитие мелкой моторики, графических упражнений, заданий на зрительно-пространственную ориентировку, графических диктантов способствует развитию графомоторных умений у детей дошкольного возраста.
С родителями воспитанников осуществлялось тесное взаимодействие по данной проблеме. Следует отметить, что в ходе проделанной работы существенно обогатился багаж знаний родителей по проблеме развития графомоторных навыков детей. В семьях воспитанников стали больше внимания уделять развитию мелкой моторики и графических умений.
Дети с интересом подходили к выполнению предложенных заданий.
Выполнение графомоторных упражнений позволяет решить ряд следующих задач: интеллектуальное развитие детей, подготовка к успешному овладению письмом. Решение этих задач способствует тому, что в будущем ребенок сможет избежать некоторых проблем школьного обучения.
Диагностика детей на начальном этапе (в сентябре) показала:
высокий – 15%;
средний – 55%;
низкий – 30%.
Диагностика на контрольном этапе показала:
высокий – 30%;
средний – 60%;
низкий – 10%.
По контрольной диагностике видно, что низкий уровень сократился, а высокий увеличился. Это свидетельствует о том, что на протяжении данного периода у детей повысился уровень сформированности графомоторных навыков.
Таким образом, формирование графомоторных навыков необходимо начинать как можно раньше. Для успешности данной деятельности необходимо создать оптимальные условия по накоплению ребенком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости.
Можно сделать вывод, что поставленная цель реализована, запланированные результаты достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Статья посвящена изучению психологической структуры письма и этапам его формирования у детей старшего дошкольного возраста....
Рекомендации по последовательности формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
В помощь педагогам ДОУ...
Консультация для родителей "Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
quot;Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"...
План по самообразованию "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
В материале представлен план по самообразованию воспитателя старшей группы детского сада по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста...
Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
В данной статье раскрыта сущность понятия графомоторные навыки. Обозначены основные этапы становления данного навыка....
Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
В данной статье рассматривается последовательная, поэтапная работа по направлениям и уровням увеличения сложности упражнений и заданий, способствующим формированию графомоторны...
План по самообразованию. «Графический диктант как средство формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: создать условия, способствующие развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста....