Отчет по самообразованию "Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
материал (подготовительная группа)

Тезикова Светлана Александровна

Отчет о самообразовании  по теме " Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста" предоставляется для анализа эффективности работы воститатателя по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezikova_ochet_po_samoobrazovaniyu.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по работе

над темой по самообразованию

за

за 2022-2023___ учебный год

ФИО _____Тезикова Светлана Александровна________________

Должность __Воспитатель_________________________________

Индивидуальная тема ___«Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» _______________________

Год работы над темой _1 год___________________________________

Деятельность по реализации темы___________________________

        В 2022-2023 учебном году мною была начата работа по изучению темы «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста ».

В соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров программы дошкольного образования является формирования у детей готовности к обучению в школе. Один из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда( ручкой, карандашом и т.д.), тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Актуальность

  Проведя анализ развития произвольной моторики пальцев рук воспитанников, пришла к выводу, что работу по подготовке руки к письму необходимо начинать до поступления ребенка в школу. Конечно, обучение письму - задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений, ребенок может освоить до того, как перед ним встанет школьная задача – учиться писать. И тогда обучение письму будет облегчено. Именно это обстоятельство в значительной степени и определяет актуальность моей работы по теме: «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста ».

  Мною были  поставлены следующие цель и задачи.

Цель:Повысить уровень компетентности и профессионализма по вопросам формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения методической литературы, посещения МО педагогов, изучения статей на интернет сайтах, прослушивания вебинаров.
  • Изучить и подобрать различные техники и методики для развития графомоторных навыков.
  • Создать условия для формирования графомоторных навыков у детей, предусматривающие методическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
  • Организовать взаимодействие с родителями по вопросам формирования графомоторных навыков у детей.
  • Способствовать развитию у детей графомоторных навыков
  • Поделиться накопленным опытом с другими педагогами путём проведения открытых мероприятий, выступлений на МО, размещение собственных разработок в сети интернет.

Изучила и использовала в работе следующую методическую литературу:

  • Бачиной О. В., Коробова Н. Ф. "Пальчиковая гимнастика с предметами определения ведущей руки и развитием навыков письма у детей 6-8 лет"
  • Безруких М. М. "Тренируем пальчики"
  • Гаврина С. Е. "Готовим руку к письму"
  • Голубь В. Г "Графические диктанты 5-7 лет"
  • Горбатова Е. В. "Графические игры и упражнения для детей"
  • Зегебард Г. М., Ильичёва О. С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков
  • Иншакова О. Б. "Развитие и координация графомоторных навыков у детей 5-7 лет"
  • Морозова Л. Нарисуй-ка. Клеточка за клеточкой

      

     Мною были предусмотрены и реализованы методы и приёмы, способствующие развитию графомоторных навыков у детей 6-7 лет; обогатилась развивающая предметно-пространственная среда группы демонстрационным и раздаточным материалом, направленным на развитие графомоторных навыков; были вовлечены родители в образовательный процесс путем повышения их психолого-педагогической компетентности в вопросе развития у детей графомоторным навыкам.

Основные направления работы по формированию графических навыков у детей:

Графические дорожки

Штриховки

Обводка

Соедини по точкам

Закрашивание

Трафарет

Графический диктант

Рисование по клеткам

    Результаты работы позволяют говорить о том, что систематическое включение игр на развитие мелкой моторики, графических упражнений, заданий на зрительно-пространственную ориентировку, графических диктантов способствует развитию графомоторных  умений у детей дошкольного возраста.

    С родителями воспитанников осуществлялось тесное взаимодействие по данной проблеме. Следует отметить, что в ходе проделанной работы существенно обогатился багаж знаний родителей по проблеме развития графомоторных навыков детей. В семьях воспитанников стали больше внимания уделять развитию мелкой моторики и графических умений.

  Дети с интересом подходили к выполнению предложенных  заданий.  

Выполнение  графомоторных упражнений позволяет решить ряд следующих задач: интеллектуальное развитие детей, подготовка к успешному овладению письмом. Решение этих задач способствует тому, что в будущем ребенок сможет избежать некоторых проблем школьного обучения.

Диагностика детей на начальном этапе (в сентябре) показала:

высокий – 15%;

средний – 55%;

низкий – 30%.

Диагностика на контрольном этапе показала:

высокий – 30%;

 средний – 60%;

 низкий – 10%.

 По контрольной диагностике видно, что низкий уровень сократился, а высокий увеличился. Это свидетельствует о том, что на протяжении данного периода у детей повысился уровень сформированности графомоторных навыков.

    Таким образом, формирование графомоторных навыков необходимо начинать как можно раньше. Для успешности данной деятельности необходимо создать оптимальные условия по накоплению ребенком двигательного и практического опыта развития навыков ручной умелости.

   Можно сделать вывод, что  поставленная цель реализована, запланированные результаты достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Статья посвящена изучению психологической структуры письма и этапам его формирования у детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

quot;Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"...

План по самообразованию "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

В материале представлен план по самообразованию воспитателя старшей группы детского сада по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

В данной статье раскрыта сущность понятия графомоторные навыки. Обозначены основные этапы становления данного навыка....

Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

В данной статье рассматривается  последовательная, поэтапная  работа по  направлениям и уровням увеличения сложности упражнений и заданий, способствующим  формированию графомоторны...

План по самообразованию. «Графический диктант как средство формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: создать условия, способствующие развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста....