План по самообразованию "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал (старшая группа)

Ирина Викторовна Кадолова

В материале представлен план по самообразованию воспитателя старшей группы детского сада по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2022-2023.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

на период 2022 – 2023гг

Тема: «Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников с ОВЗ»

Цель: повышение уровня теоретических знаний и практических умений и навыков, способствующих формированию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:  

  1. Повысить уровень собственных знаний через изучение учебно - методической литературы, интернет источников, опыта работы коллег по данной теме.
  2. Изучить и внедрить в практику работы новые образовательные технологии.
  3. Пополнить речевой уголок атрибутами и материалами.
  4. Повысить уровень компетентности родителей по данной теме.
  5. Подвести итоги работы по теме в конце учебного года.

Формы работы с детьми:

- совместная работа с детьми;

- индивидуальная работа;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы:

  • пальчиковая гимнастика, физкультминутки    
  • пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
  • пальчиковый театр
  • рисование по трафаретам
  • штриховка, дорисовка, лабиринты
  • игры с мелкими предметами,  камешками «Марблс»
  • тренинг с мячиком СУ-Джок
  • ориентировка на поверхности листа
  • знакомство с типизированний клеткой, тетрадью в клетку
  • графический диктант

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя
  2. Улучшение уровня развития графомоторных навыков воспитанников с ОВЗ.
  3. Разработка консультаций, памяток направленных на обогащение знаний родителей по вопросам совершенствования графомоторных навыков воспитанников с ОВЗ.
  4. Разработка картотеки игр и упражнений, заданий, направленных на развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков
  5.  Обобщение опыта работы. Публикация материалов в сети интернет.

План работы по самообразованию

Этапы

   Содержание работы                  

Сроки выполнения

Практический результат

Организационный

Проведение диагностического обследования

Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий Планирование работы по теме самообразования

Сентябрь

Составление плана по самообразованию.

Практический

Работа с детьми: пальчиковые, кинезиологические игры;

применение методики «Расскажи стихи руками»,  кинезиологические игры;

рисование по трафаретам, штриховка в разных направлениях , дорисовка деталей (второй половины рисунка), лабиринты;

пальчиковый театр;

игры с камешками «Марблс»: «Подбери по цвету», «Выложи по контуру» и тд; тренинг с мячиком и колечками СУ-Джок (комплексы со стихами, на автоматизацию звуков, развитие внимания и памяти);

знакомство с клеткой (вначале типизированной, затем – листом в клетку), обучение выполнению простейших графических диктантов.

Октябрь –

май

Внедрение эффективных технологий развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста

Работа с педагогами:

Консультация с учителем-логопедом по созданию картотеки пальчиковых игр для старшего возраста.

Оформление картотеки пальчиковых игр, заданий на автоматизацию звуков.

Консультация с педагогом – психологом по созданию картотеки игр на развитие умения ориентироваться в пространстве.

март

Подборка картотеки игр на развитие мелкой моторики для практической деятельности с детьми

Работа с родителями:

Анкетирование родителей  «Знаете ли вы своего ребенка?».

Изготовление театра пальчиков с помощью родителей

Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников», «Кинезиологические упражнения» - публикация на сайте

Консультация для родителей: «Крупная польза мелкой моторики»

 Оформление буклета ««Графические упражнения» - публикация  на сайте.

Памятка для родителей: «Как сохранить осанку?»

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь –

апрель

Сбор информации

Пополнение предметно развивающей среды группы

Расширение теоретических и практических знаний родителей по теме

Пополнение предметно – развивающей среды группы:

*подбор и изготовление карточек для игр с камешками Марблс;

*создание электронной картотеки заданий: штриховка, обведение предметов по точкам, дорожки, дорисовывание, лабиринты;

*изготовление ковролинок на каждого ребенка;

*пополнение коллекции  настольного и пальчикового театров;

*изготовление карточек для обучения графическим диктантам;

*приобретение СУ-Джок на каждого ребенка.

Сентябрь –

май

Обогащение предметно развивающей среды группы пособиями для индивидуальной и совместной деятельности с детьми

Итоговый

Диагностика уровня развития графомоторных навыков.

Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения.

Отчет по теме самообразования.

Родительское собрание: «Вот и стали мы год взрослее» - акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей

фотовыставка  «Развиваемся, играя»

май

Заполнение документов

Оформление фотовыставки для родителей и коллег

Литература:

1.  Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г.

2. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2011 г.

3. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2010г.

4. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» -М: Дрофа. -2013 г.

5. О. С. Ушакова «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г

6. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 3-4 лет»  изд. Вентана-Граф-2012г.

7. Петрова Т. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» -М:    

Школьная Пресса. 2013г Периодические издания

8. И. А. Бодраченко Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.

9. В. Гербова. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.

10. О. Ушакова, Л. Щадрина. журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста".

В данном материале приведены исследования нескольких авторов о этапах развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Кроме того,представлены основные направления работы по формированию граф...

Статья «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Статья посвящена изучению психологической структуры письма и этапам его формирования у детей старшего дошкольного возраста....

Развитие графомоторного навыка у детей старшего дошкольного возраста

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие р...

"Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать...

План профессионального самообразования по теме: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовка детей к обучению в школе путем формирования графомоторного навыка, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важных задач моей педагогической деятельност...

План по самообразованию. «Графический диктант как средство формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: создать условия, способствующие развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста....