План по самообразованию "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал (старшая группа)
В материале представлен план по самообразованию воспитателя старшей группы детского сада по развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2022-2023.docx | 21.91 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
на период 2022 – 2023гг
Тема: «Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников с ОВЗ»
Цель: повышение уровня теоретических знаний и практических умений и навыков, способствующих формированию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Повысить уровень собственных знаний через изучение учебно - методической литературы, интернет источников, опыта работы коллег по данной теме.
- Изучить и внедрить в практику работы новые образовательные технологии.
- Пополнить речевой уголок атрибутами и материалами.
- Повысить уровень компетентности родителей по данной теме.
- Подвести итоги работы по теме в конце учебного года.
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приемы работы:
- пальчиковая гимнастика, физкультминутки
- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
- пальчиковый театр
- рисование по трафаретам
- штриховка, дорисовка, лабиринты
- игры с мелкими предметами, камешками «Марблс»
- тренинг с мячиком СУ-Джок
- ориентировка на поверхности листа
- знакомство с типизированний клеткой, тетрадью в клетку
- графический диктант
Ожидаемые результаты:
- Повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя
- Улучшение уровня развития графомоторных навыков воспитанников с ОВЗ.
- Разработка консультаций, памяток направленных на обогащение знаний родителей по вопросам совершенствования графомоторных навыков воспитанников с ОВЗ.
- Разработка картотеки игр и упражнений, заданий, направленных на развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков
- Обобщение опыта работы. Публикация материалов в сети интернет.
План работы по самообразованию
Этапы | Содержание работы | Сроки выполнения | Практический результат |
Организационный | Проведение диагностического обследования Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий Планирование работы по теме самообразования | Сентябрь | Составление плана по самообразованию. |
Практический | Работа с детьми: пальчиковые, кинезиологические игры; применение методики «Расскажи стихи руками», кинезиологические игры; рисование по трафаретам, штриховка в разных направлениях , дорисовка деталей (второй половины рисунка), лабиринты; пальчиковый театр; игры с камешками «Марблс»: «Подбери по цвету», «Выложи по контуру» и тд; тренинг с мячиком и колечками СУ-Джок (комплексы со стихами, на автоматизацию звуков, развитие внимания и памяти); знакомство с клеткой (вначале типизированной, затем – листом в клетку), обучение выполнению простейших графических диктантов. | Октябрь – май | Внедрение эффективных технологий развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста |
Работа с педагогами: Консультация с учителем-логопедом по созданию картотеки пальчиковых игр для старшего возраста. Оформление картотеки пальчиковых игр, заданий на автоматизацию звуков. Консультация с педагогом – психологом по созданию картотеки игр на развитие умения ориентироваться в пространстве. | март | Подборка картотеки игр на развитие мелкой моторики для практической деятельности с детьми | |
Работа с родителями: Анкетирование родителей «Знаете ли вы своего ребенка?». Изготовление театра пальчиков с помощью родителей Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников», «Кинезиологические упражнения» - публикация на сайте Консультация для родителей: «Крупная польза мелкой моторики» Оформление буклета ««Графические упражнения» - публикация на сайте. Памятка для родителей: «Как сохранить осанку?» | Октябрь Ноябрь Ноябрь – апрель | Сбор информации Пополнение предметно развивающей среды группы Расширение теоретических и практических знаний родителей по теме | |
Пополнение предметно – развивающей среды группы: *подбор и изготовление карточек для игр с камешками Марблс; *создание электронной картотеки заданий: штриховка, обведение предметов по точкам, дорожки, дорисовывание, лабиринты; *изготовление ковролинок на каждого ребенка; *пополнение коллекции настольного и пальчикового театров; *изготовление карточек для обучения графическим диктантам; *приобретение СУ-Джок на каждого ребенка. | Сентябрь – май | Обогащение предметно развивающей среды группы пособиями для индивидуальной и совместной деятельности с детьми | |
Итоговый | Диагностика уровня развития графомоторных навыков. Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения. Отчет по теме самообразования. Родительское собрание: «Вот и стали мы год взрослее» - акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей фотовыставка «Развиваемся, играя» | май | Заполнение документов Оформление фотовыставки для родителей и коллег |
Литература:
1. Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г.
2. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2011 г.
3. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2010г.
4. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» -М: Дрофа. -2013 г.
5. О. С. Ушакова «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г
6. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 3-4 лет» изд. Вентана-Граф-2012г.
7. Петрова Т. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» -М:
Школьная Пресса. 2013г Периодические издания
8. И. А. Бодраченко Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.
9. В. Гербова. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
10. О. Ушакова, Л. Щадрина. журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста".
В данном материале приведены исследования нескольких авторов о этапах развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Кроме того,представлены основные направления работы по формированию граф...
Статья «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Статья посвящена изучению психологической структуры письма и этапам его формирования у детей старшего дошкольного возраста....
Развитие графомоторного навыка у детей старшего дошкольного возраста
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие р...
"Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать...
Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей...
План профессионального самообразования по теме: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Подготовка детей к обучению в школе путем формирования графомоторного навыка, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важных задач моей педагогической деятельност...
План по самообразованию. «Графический диктант как средство формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: создать условия, способствующие развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста....