Семинар-практикум для воспитателей «Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста»
презентация

Архангельская Элла Евгеньевна

Семинар-практикум для воспитателей «Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель первой кв.категории Архангельская Э.Е. Семинар-практикум

Слайд 3

Актуальность . « Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываются на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл ». К.А.Тимирязев Одной из задач, поставленных Федеральным государственным стандартом перед педагогами ДОУ является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6) Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.

Слайд 4

Цель опытно – экспериментальной деятельности: Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию. Развитие словаря. Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира. Углубление представлений детей о живой и неживой природе

Слайд 5

Задачи: углублять представления детей о живой и неживой природе; расширять их представления о физических свойствах окружающего мира (воздуха, воды, почвы, флоры, электричества), о грамотном использовании их человеком для удовлетворения своих потребностей ; формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать мышление, внимание, память, речь ; воспитывать познавательный интерес и эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Слайд 6

Методы: Проблемно-поисковый метод: активные действия ребенка по обследованию объектов. Наблюдения за объектом. Просмотр иллюстраций. Беседа с элементами дискуссии. Познавательный рассказ воспитателя. Чтение художественной литературы. Проведение опыта, эксперимента.

Слайд 7

Структура проведения эксперимента: Постановка проблемы. Поиск путей решения проблемы . Проведение эксперимента. Обсуждение увиденных результатов . Формулировка выводов.

Слайд 8

Формы работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. - специально организованные занятия по познавательной деятельности с включенными опытами по заданной теме; - совместная деятельность педагога с детьми; - свободная самостоятельная деятельность детей.

Слайд 9

Виды экспериментов Виды экспериментов : С песком С водой (льдом, паром) С воздухом С магнитом, статическим электричеством С живыми объектами

Слайд 10

Правила проведения опытов и экспериментов . Правило №1. Во время проведения эксперимента не отвлекаться. Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим . Правило №3. На столах ничего не трогать без разрешения воспитателя. Правило №4. Содержимое сосудов не пробовать на вкус. Правило №5 . Бережно обращаться с оборудованием. Правило №6. Помни: некоторые опыты можно проводить только в присутствие взрослых.

Слайд 11

Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окр. мира и определить собственное место в нём. В результате такой активной деятельности воспитанники идут в школу любознательными, открытыми и общительными. «Что я слышу – забываю. Что я вижу- помню. Что я делаю- понимаю.» Конфуций

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста»(слайд 1)

Цель:

-  способствовать повышению компетенции педагогов в создании

условий для развития познавательной активности ребенка. Научить взрослых организовывать игровую деятельность опытно-экспериментального характера.

 Задачи:

– повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность; передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

– сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальную деятельность, для развития познавательной активности дошкольников.

-Развивать творческие способности участников мастер-класса.

-Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы поговорим с вами об опытно - экспериментальной деятельности дошкольников

 

Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая , наблюдающая личность. Познавая мир, он делает множество открытий. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития детей. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с водой, снегом и т.д.  

(слайд 2)
   Китайская пословица гласит:
     « Расскажи – и я забуду,
        Покажи – и я запомню,
       Дай попробовать – и я пойму».
 Задача педагога – помочь дошкольнику в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для ребенка и его окружения. Поэтому исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.

(слайд3)

Актуальность

   Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

(слайд4)

Основной целью
опытно- экспериментальной деятельности дошкольников является развитие свободной творческой личности.

Детское экспериментирование- это один из методов формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

В ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи,  соблюдать правила безопасности, углублять представление о живой и неживой природе, явлениях и объектах окружающего мира.
Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

(слайд5)

Задачи:

1. углублять представления детей о живой и неживой природе; расширять их представления о физических свойствах окружающего мира (воздуха, воды, почвы, флоры, электричества), о грамотном использовании их человеком для удовлетворения своих потребностей;

 2.формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать мышление, внимание, память, речь;

 3.воспитывать познавательный интерес и эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

(слайд6)

Методы, используемые в экспериментировании:

-Проблемно-поисковый метод: активные действия ребенка по обследованию объектов.

-Наблюдения за объектом.

-Просмотр иллюстраций.

-Беседа с элементами дискуссии.

-Познавательный рассказ воспитателя.

-Чтение художественной литературы.

-Проведение опыта, эксперимента

(слайд7)

Структура проведения эксперимента:

  1. Постановка проблемы.
  2.  Поиск путей решения проблемы.
  3.   Проведение эксперимента.
  4.  Обсуждение увиденных результатов.
  5.  Формулировка выводов.

слайд 8

Формы работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
- специально организованные занятия по познавательной деятельности с включенными опытами по заданной теме;
- совместная деятельность педагога с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей.

(слайд 9)

Классификация экспериментов. 

 По месту проведения опытов:
 -- В групповой комнате;
 -- На участке;
 -- В лесу, в поле и т.д.

  По количеству детей:
 -- Индивидуальные ( 1– 4 ребенка);
--  Групповые (5 –16 детей);
--  Фронтальные или коллективные ( вся группа).

  По причине их проведения:
 -- Случайные;
 -- Запланированные;
 -- Поставленные в ответ на вопрос ребенка.

слайд 10

Сегодгя я предлагаю поговорить о чудесах, которые нас окружают в повседневной жизни. Скажите, кто из нас не ждет чуда и волшебства? Конечно, ждет каждый, и взрослый и ребенок. Только дети ждут его с особым нетерпением, ведь они смотрят на мир совершенно иначе, чем мы, взрослые. Да потому, что дети – прирожденные исследователи, а подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение проблемной ситуации. И в определенный момент самым любимым словом ребенка становится слово «почему?»

Эксперимент, организуемый взрослым и безопасен для ребенка, и более познавателен. В основу исследовательской деятельности ложится игровая деятельность. Опыты чем-то напоминают ребенку фокусы, они необычны, и что очень важно дети все проделывают сами. Проводя опыты и эксперименты, можно задействовать все органы чувств, дать детям возможность рассмотреть, как выглядит предмет или объект, послушать,  попробовать на вкус (если не опасно), понюхать, как пахнет, потрогать на ощупь.

(слайд 11)

Всем вам известна веселая повесть-сказка Алан Милна «Винни-Пух и все-все-все». Сейчас я предлагаю вам вернуться в детство и в игровой форме опробовать некоторые виды экспериментирования.

Начнем!

Практическая часть

Однажды утром Вини Пух вспомнил, что у ослика Иа скоро день рождения. Вини вспомнил, что он может подарить ослику горшочек меда. Чтобы добыть мед у ди-ких пчел Вини и Пятачок использовали воздушный шарик, но вдруг сломался насос. Как надуть шарик?

Опыт№1. «Надуем шарик»

Материал: Бутылка 0,5л с водой (200г, воздушный шарик, сода, лимонная кисло-та.

Ход: Насыпать 5 ложек соды в шарик. В бутылку насыпать 5 ложек лимонной кислоты и хорошо взболтать, чтобы кислота растворилась. Надеть шарик с содой на горлышко бутылки, высыпав соду внутрь. Хорошо взболтать. Шарик будет надуваться.

Но вдруг шарик чрезмерно надулся и лопнул. Что делать?

Нужен подарок для ослика. И тут друзья решили собрать букет кувшинок. Но цветы закрылись в бутоны. Нужно помочь им быстрее распустится.

Опыт №3 «Волшебные цветы»

Материал: листы бумаги для заметок, ёмкости с водой

Ход: Вырезать из бумаги цветы. Загнуть лепестки к центру. Опустить цветы в воду. Прямо на глазах они будут распускаться

А ослик ИА очень ждал своих гостей и приготовил для них радужный сладкий напиток.

Опыт № 4 «Волшебный напиток»

Материал: масло подсолнечное,вода,красители,аспирин.

Ход: В стаканы налить масло,немного воды.красители карнуть и положить таблетку аспирина.

Пищевой краситель растворяется в воде, но не в масле, т. к. плотность масла меньше воды (поэтому оно и "плавает" на воде). Капля красителя тяжелее масла, поэтому она начнет погружаться, пока не дойдет до воды, где начнет рассеиваться и походить на небольшой фейерверк.

Гости были очень рады, и в конце праздника устроили настоящий фейерверк.

Опыт№5. «Салют»

Материал: молоко,моющее средство,красители

Ход: налить молоко,насыпать красители и ватной палочкой намоченной моющим средством дотрагиваться до молока.

Я думаю, что этот день рождения ослика Иа надолго запомнится не только героям сказки, но всем, кто сегодня занимался экспериментальной деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"

Из опыта работы "Организация опытно - экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста". Кружок детского экспериментирования "Почемучки"....

Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста

«Для ребёнка нет ничего естественнее,как развиваться, формироваться,становиться тем, что он есть в процессеисследовательской деятельности»С. Л. РубинштейнС самого рождения детей окружают различн...

Буклет. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.

Организация опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста: значение, классификация и виды лабораторий....

Перспективный план работы с детьми младшего, старшего дошкольного возраста по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"

Перспективный план работы с детьми по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"...