Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста
консультация

Логачева Дарья Павловна

Тонкость, дифференцированность зрительного восприятия и анализа свойственны далеко не всем дошкольникам. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста

Исследователи утверждают, что до 90 % информации воспринимается человеком посредством зрения. Если сравнить два из возможных способов познания мира — с помощью осязания и зрения, то оказывается, что последнее располагает аппаратом, который приспособлен к тому, чтобы сразу, одномоментно воспринимать простые и хорошо знакомые из предыдущего опыта предметы. При восприятии же сложных, малознакомых предметов или целостных ситуаций процесс предварительной зрительной ориентировки в объекте все более приближается к тому последовательному и поэлементному опознанию, который характерен для осязания.

Вот почему для дошкольника, сталкивающегося с огромным количеством новых, незнакомых прежде предметов и явлений, является развитие зрительного восприятия, зрительной памяти и способности к анализу и синтезу визуально поступающей информации. Эти процессы служат непременным условием деятельности наблюдения, сопоставления и сравнения объектов окружающего мира, формирования о них полных и правильных представлений и понятий.

Тонкость, дифференцированность зрительного восприятия и анализа свойственны далеко не всем дошкольникам. Нередко воспитатель сталкивается с фрагментарностью, поверхностностью этого процесса, неумением подчинить восприятие поставленной задаче, отсутствием планомерности, низким уровнем осмысления наглядно воспринимаемого материала, несформированностью навыков выделения деталей и признаков объекта и т. д., что в значительной мере затрудняет обучение и требует оказания соответствующей помощи.

Кроме того, у детей дошкольного возраста функции мыслительной деятельности еще недостаточно развиты. У них наблюдается разбалансированность процессов возбуждения и торможения, недостаточный уровень развития познавательных процессов, и, прежде всего восприятия; отмечается также узость объема восприятия и низкая активность этого процесса; бессистемное мышление, при котором вычленяются лишь наиболее заметные части предметов, не устанавливаются связи между отдельными частями предметов и отдельными предметами; нарушения памяти; трудности в воспроизведении образов восприятия, представлений, что мешает развитию познавательной деятельности; особенно страдает произвольное внимание: если работа неинтересна, дети ее просто бросают; они не могут долго ни на чем сосредоточиться; нарушение деятельности: несформированность навыков учебной деятельности, трудности самостоятельного планирования собственной деятельности; неумение соотнести получаемые результаты с ранее поставленной задачей и оценить результат; некритичность к своей работе.

В целях совершенствования зрительного восприятия и анализа, зрительной памяти каждый педагог может использовать следующие виды коррекционно-развивающих заданий: игр, игровых заданий и упражнений, направленных на формирование умений планомерно и систематично анализировать воспринимаемые объекты, выявлять существенные признаки и свойства предметов и явлений.

  • Узнавание стилизованных изображений предметов
  • Название контурных или силуэтных изображений предметов  
  • Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр
  • Узнавание зашумленных (перечеркнутых) или наложенных друг на друга изображений предметов, геометрических фигур, буквенного или цифрового материала
  • Запоминание последовательности визуально представленного ряда с постепенным увеличением числа включенных в него элементов; восстановление деформированного ряда (игры типа «Угадай, чего не стало», «Что изменилось?» и т.д.).
  • Нахождение заданной фигуры (буквы, цифры) в ряду других   
  • Поиск отличий в сходных, но не тождественных изображениях
  • Расчленение буквенного или цифрового знака на составляющие элементы с последующим анализом
  • Угадывание предметов или букв, цифр на незаконченных рисунках, узнавание их по отдельным характерным деталям
  • Различение правильно и зеркально изображенных буквенных и цифровых знаков
  • Преобразование фигур, букв или цифр
  • Сопоставление букв (цифр), выполненных разными видами печатного и рукописного шрифта
  • Поиск среди предложенных вариантов или зарисовывание по памяти после кратковременной экспозиции геометрических фигур, символов, знаков и т. д.

Особое внимание педагогу необходимо обратить на выработку у воспитанников навыков точной и четкой координации в системе «глаз — рука», которые также нередко оказываются недостаточно сформированными к началу систематического обучения. Эти задачи можно решить путем использования специальных заданий, в ходе выполнения которых вырабатывается и закрепляется комплекс умений внимательно рассматривать объект (предмет, его изображение, знак, символ, схему и т.д.), выделять составляющие его детали и как можно точнее копировать воспринятое (переносить на плоскость листа, воспроизводить в конструктивной поделке).

Умение «вести» руку с помощью глаза с одновременной корректировкой движений вырабатывается успешнее в том случае, если сначала воспитатель предлагает задания на копирование образцов, расположенных близко и непосредственно в поле зрения детей, а затем постепенно удаляет и располагает их, например, на доске. Находящийся на столе (парте), перед глазами ребенка образец облегчает действие зрительного контроля, но со временем становится возможным включение в такую деятельность и механизмов, позволяющих анализировать, запечатлевать зрительную информацию и достаточно продолжительное время удерживать ее в памяти, все реже обращаясь к наглядному образцу и осуществляя корректирование действий с большей опорой на кинестетический контроль.

Таким образом, любые виды заданий на точное графическое воспроизведение предложенных объектов (рисунков, узоров, схем, знаков или символов), графические диктанты, включенные в программу коррекционно-развивающей работы, будут очень полезны как для детей старшего дошкольного, так и младшего школьного возраста и позволят сформировать координированность в деятельности зрительного и двигательного анализаторов, столь важную при овладении навыками письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста".

Представленный материал поможет начинающим специалистам наглядно  ознакомиться с основными этапами работы по развитию зрительного восприятия у дошкольников....

«Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

Выбранная тема публикации не нова, однако автор построил работу по развитию восприятия у детей дошкольного возраста по своей программе с учетом теоретических основ развития восприятия у детей и предло...

Способы развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста

Дидактические игры и упражнения, напрвленные на развитие зрительного восприятия....

Семинар – практикум для родителей. Тема: «Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста»

Данный материал знакомит родителей с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушения зрения детей и их  коррекции....

Игры на развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста

Картотека игр, направленных на  развитие зрительного восприятия детей дошкольнго возраста....

Семинар – практикум: «Зрительная гимнастика для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста».

Работа по профилактике зрения должна быть систематичной и иметь целенаправленный, осознанный характер! Коррекционные упражнения могут быть использованы в различных видах деятельности воспитателями и р...