Педагогический совет «Эффективность педагогических инноваций в воспитательно - образовательном процессе ДОУ» Тема: «Йога, как средство оздоровления младших дошкольников»
методическая разработка (младшая группа)

Йога адаптированная для детей дошкольного возраста, построена на основе традиционных динамических упражнений и поз с игровыми вставками. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_10gr.docx32.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 6 первой категории

Педагогический совет «Эффективность педагогических инноваций в воспитательно - образовательном процессе ДОУ»

Тема: «Йога, как средство оздоровления

младших дошкольников»

Подготовили и провели:

Нестерова Н.А.

Байсеитова А.З.

Чебаркуль 2022г.


Здоровые растения и деревья дают обильный урожай.

Также и здоровый человек

излучает счастье и улыбку, как лучи солнца.

Б. К. С. Айенгар

Все лучшее, что есть в нашем обществе, мы стремимся отдать детям. Современная политика государства ставит перед дошкольным образованием ряд ключевых задач, одна из которых, укрепление и сохранение здоровья дошкольников. Здоровье детей – это будущее страны. Его нужно постоянно укреплять, сохранять и улучшать. Маленькие дети очень подвижны, активны и восприимчивы, поэтому занятия йогой это скорее игра, которая основываются на подражании.

     Йога адаптированная для детей дошкольного возраста, построена на основе традиционных динамических упражнений и поз с игровыми вставками. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.

Цель программы: Сохранение и укрепление здоровья.  

Задачи:

  Образовательные задачи:

- изучить технику выполнения;

- формировать правильную осанку и равномерное дыхание, учить чувствовать своё тело;

- вырабатывать равновесие, координацию движений.

           Развивающие задачи:

- укреплять мышцы тела;

- сохранять и развивать гибкость и подвижность позвоночника и суставов;

- способствовать повышению иммунитета организма.

           Воспитательные задачи:

- воспитывать морально-волевые качества (честность, решительность, смелость);

- воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательные отношения со сверстниками. 

 

Теоретической основой данной программы является парциальна программа для детей дошкольного возраста Т.А. Ивановой «Йога для детей».   Программа была адаптирована для детей с 3 лет. Срок реализации программы — 1год (упражнения выполняются без контроля дыхания).  Кратко расскажем, как всё начиналось. Весь сентябрь и октябрь изучалась программа и составлялись занятия. Хотелось нетрадиционное занятия, которые предложено в программе. Основой всех занятий стала сказка, знакомая сказка детям. Каждый месяц одна сказка. Но упражнения в ней менялись, закреплялись старые , разучивались новые. По ходу составления занятий мы педагоги проигрывали, проживали всю игровую ситуацию. Возможно поэтому детям было легко с нами, мы вживались в роль и малыши поддерживали нас. Конечно, были и трудности. Ребятам в первое время было тяжело, порой они не понимали, что от них требуется. Дети плохо запоминали название асанов. Для лучшего запоминания педагоги стали  использовать картинки или таблицы, с помощью которых детям легче было бы вспомнить позу, название. Практика дала положительный результат.

 Занятия учитывают физиологические параметры и психологические особенности детей этого возраста: работоспособность и порог утомляемости организма ребенка при физических нагрузках. Проводится 1 раза в неделю. Занятие состоит из 3-х частей: подготовительный, основной и заключительной.      

I. Вводная часть (3-4 минут).

1. Встреча: “Улыбнитесь!”, “Настройтесь на занятие!”

2. Разминка: суставная гимнастика. Упражнения на проработку мелких групп мышц и суставов. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, то есть суставов и мышц ладони, стопы, шеи и головы. Упражнения начинаются в положении сидя, в дальнейшем выполняют стоя или во время ходьбы по кругу. Вариации ходьбы и легкого бега по кругу либо подвижная игра.

3. Массаж. Поглаживания, разглаживания, самомассаж, массаж лица, ушных раковин.

II. Основная часть (5-7 минут).

1. Дети переходят к выполнению комплекса статических упражнений – 3-5 основных поз (далее асан), обучаются новым упражнениям, закрепляют известные.

2. Силовой блок. Дети выполняют упражнения на укрепление основных групп мышц, в том числе:

 - для мышц живота;

 - для мышц спины путем наклона вперед;

 - для укрепления мышц ног;

 - для развития стоп;

 - для развития плечевого пояса;

 - на равновесие.

3. Дыхательные упражнения и игры.

4. Гимнастика для глаз.

5. Релаксационная гимнастика (спокойная музыка, сказки, рассказы).

6. Беседы из цикла “Тренируем тело, укрепляем дух”.

III. Заключительная часть (3-5 минут).

Постепенный перевод организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности. Игры, направленные на активизацию действий детей, развитие их внимания.

Человек должен понимать, что он может исцелиться не только с помощью таблеток, но еще и с помощью физических упражнений. Тело человека – это оболочка, в которую заключено здоровье. И чем больше времени он уделяет работе с оболочкой, тем лучше и здоровее будет внутреннее наполнение. Йога - универсальный способ поддерживать здоровье.

«Два жадных медвежонка»

 

Цель: Повышение защитных функций организма и общей работоспособности детей в рамках дошкольного образовательного учреждения посредством занятий хатха-йоги.

Задачи:

- Формировать правильную осанку и равномерное дыхание;

- Совершенствовать двигательные умения и навыки;

- Укреплять мышцы тела;

- Воспитывать морально-волевые качества (честность, решительность, смелость)

 Оборудование: музыкальное сопровождение, игрушка «Медведь», коврики (по количеству детей).

Вводная часть

Воспитатель: - ребята, сегодня мы отправимся на прогулку в лес, где нас ждут удивительные приключения.

Игровая гимнастика «Прогулка» под стихотворение А. Резанцевой

Утром солнышко встаёт,

Радуются звери.

«Просыпайтесь! – всех зовёт.-

Открывайте двери!» (Дети поднимают руки через стороны вверх).

В лес пойдем сегодня мы

Собирать брусничку,

Землянику и грибы,

Сладкую черничку (Ходят по кругу, ставя ногу на носок).

Птичье гнёздышко найдём,

Поглядим украдкой (Поворачивают корпус вправо-влево).

И с красавцем глухарём

Поиграем в прятки  (Приседают).

 Гимнастика под приговорки «Муравьи» под стихотворение М. Дружининой

Дети встают друг за другом, кладут руки на плечи стоящего впереди и идут.

Если трудно, муравей

Позовёт своих друзей.

И все вместе по тропинке

Тащат весело травинки.

Воспитатель: - В лесу мы встретим много зверей.

Самомассаж «Блины» под стихотворение М. Кортушиной

Ой, лады! Ой, лады! Мы блинов напекли (Дети хлопают: то одна рука сверху, то другая).

Первый дадим зайке, зайке-попрыгайке,

А второй – лисичке, рыженькой сестричке,

Третий дадим мишке, бурому братишке,

Блин четвертый котику, котику с усами,

Пятый блин поджарим и съедим его мы сами (поочередно массируют пальцы, начиная от большого, от кончиков к ладошке).        

Основная часть

Воспитатель: - А теперь мы будем маленькими йогами.

Дыхательная гимнастика. «Песок» сидя на коврике.

Воспитатель: - Ребята мы вышли на полянку, присядем отдохнём. Дети, сидя как удобно, как бы пересыпают песок из одной руки на ладонь другой, озвучивая выдох: «С-с-с». Звук должен быть ровным, спокойным.

Статические варианты асан.  Дети дошкольного возраста выполняют упражнения с произвольным дыханием. Оно должно быть спокойным, без задержки.

  1. Асан  «Посох»

Сесть на коврик, вытянуть ноги перед собой и соединить стопы. Прямые  руки касаются пола ладонями с двух сторон таза. Пальцы рук смотрят вперед. Отвести плечи назад и вытянуть всю спину под прямым углом к полу. Держать голову прямо и смотреть перед собой: пусть позвоночник вытягивается от копчика к темени и напоминает посох, на который можно опереться.

  1. Асан «Лодка»

Лечь на живот, лбом касаясь пола. Ноги держать вместе. Руки вытянуть прямо перед собой так, чтобы голова оказалась между ними. Сцепить большие пальцы рук. Смотреть прямо перед собой. Медленно отрывать руки и ноги от пола, чтобы точкой опоры был лишь живот. Тело должно принять форму дуги. Оставаться в таком положении так долго, насколько возможно, не перенапрягая какой-либо части тела. Потом медленно выходить из позы. Расслабиться. .для того чтобы тело действительно приняло дугообразную форму, требуется большое напряжение, поэтому следует быть осторожным.

               Поза укрепляет мышцы живота и спины, повышает тонус рук и ног, массирует внутренние органы.

  1. Асан  «Рыба»

Сидя, ноги вместе вытянуты перед собой. Отклониться назад и, опираясь на локти, прогнуться в спине до касания макушкой пола. Прямые руки и ноги поставить под углом 45 градусов к полу, ладони рук соединить. Тело опирается на ягодицы и макушку. Спина не касается пола. В позе находиться до дискомфорта. Вернуться в и.п. при помощи локтей, не ложась спиной на пол.

               Поза благотворно влияет на щитовидную железу, стимулирует работу гипофиза (поэтому детям рекомендуется выполнять позу без длительных задержек, не дольше 6-10 секунд), раскрывается грудная клетка, облегчается дыхание, повышается гибкость позвоночника. Помогает при хронических носовых кровотечениях и респираторных заболеваниях.

  1. Асан  «Маленькая пальма»

Сед по-турецки. Пальцы соединить в «замок», «замок» вывернуть ладонями наружу. Вытянуть руки над головой. Руки напрячь и тянуть как можно сильнее вверх, растягивая позвоночник. Дыхание ровное, глубокое. Позу удерживать 8-10 секунд и сразу переходить в позу «Ребенок».  Поза улучшает кровообращение позвоночника, подвижность плечевых суставов, увеличивает объем грудной клетки, вытягивает позвоночник.

5. Асан  «Поза ребенка»

И.п. - сидя на пятках, колени вместе, спина прямая. Спокойно на выдохе наклониться вперед и лбом коснуться пола. Руки расположить вдоль тела, ладонями вверх. Расслабить плечевой пояс. Удерживать позу 5-10 секунд. Дыхание спокойное, произвольное. Поза улучшает кровообращение, снимает головную боль, переутомление.

6. Асан  «Ласточка»

Встать прямо, ноги вместе. Развести руки в стороны и, стоя на одной ноге, другую отвести назад, наклонившись вперед. Задержаться в этом положении на 2-3 счета, вернуться в и.п., повторить, сменив положение ног. Эта поза тренирует мышцы ног, совершенствует вестибулярный аппарат, дает равновесие и устойчивость.

 

Гимнастика для глаз «Белка»  ( стих М. Картушиной)

Белка дятла поджидала,

Гостя вкусно угощала (дети резко перемещают взгляд влево- вправо).

Ну-ка, дятел, посмотри!

Вот орехи – раз, два, три (смотрят вверх-вниз).

Пообедал дятел с белкой  и пошел играть в горелки  (моргают).

Пальчиковая гимнастика «Сидит белка» ( по р. н. детской песенки)

 Сидит белка на тележке, продает она орешки: (дети сжимают пальцы в кулачки и разжимают их).

Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому,

Заиньке усатому… (сжимают все пальцы в кулак и поочередно разгибают их, начиная с большого).

 

 Заключительная часть

Подвижная игра «Поиграем с мишкой»

Ход игры:

Выбирают «Мишку», ему надевают маску медведя. Дети стоят в разных частях зала. Возле одного угла – «берлога», в которой спит «мишка».  Дети идут по залу, произнося слова:

                 Мишка, мишка-лежебока,

                 Хватит спать, хватит спать!

                 Мы хотим с тобою, мишка,

Поиграть, поиграть! Ты веселых ребятишек

Догоняй, догоняй! Ну-ка, мишка, ну-ка, мишка,

Нас поймай! Нас поймай!

«Мишка» догоняет ребят. Тот, кого он коснется, считается пойманным: «мишка» отводит его к себе в «берлогу». После того как «мишка» поймает несколько играющих, игра возобновляется. На роль мишки назначается другой ребенок. Игра повторяется 3-4 раза.

Релаксация «Птички», или музыка для расслабления.

Выполняется под звуки природы.

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку . Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий и протокол педагогического совета "Внедрение проектной технологии в воспитательно-образовательный процесс"

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольника, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Использование проек...

Педагогический проект «Внедрение ТРИЗ технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»

Внедрение технологии ТРИЗ – РТВ в образовательный процесс ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования в условиях образовательной среды....

План самообразования «Использование интерактивных игр в воспитательно — образовательном процессе ДОУ для повышения уровня познавательного развития дошкольников 5 – 7 лет»

Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, э...

Сообщение на педагогическом совете "Формирование педагогических компетенции педагога ДОО, их влияние на образовательный процесс"

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение"Гимназия имени Н.В. Пушкова"(Дошкольное отделение №2)  Сообщение на педагогическом совете «Формирование профессио...

Выступление на педагогическом совете: "Механизмы реализации индивидуализации в воспитательно-образовательном процессе ДОУ"

Выступление на педагогическом совете: "Механизмы реализации индивидуализации в воспитательно-образовательном процессе  ДОУ"...

Практика наставничества. «Методическая платформа «Ступени мастерства», как условие для развития внутренней мотивации молодого педагога к эффективному способу овладения проектированием воспитательно-образовательного процесса»

Практика представляет опыт работы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №1 «Сказка» по организации наставничества профессиональной деятельности молодых педагог...