Опытно-экспериментальная деятельность для старшей группы: "Стекло"
опыты и эксперименты (старшая группа)
Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytno-eksperimentalnaya_deyatelnost_dlya_starshey_gruppy_-_steklo.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Развитие познавательной инициативы ребенка.
Задачи:
1. Обобщить и уточнить знания о свойствах стекла, ее значимости для человека.
2. Развивать наблюдательность, мыслительную деятельность, память, речь.
3. Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Ход опытно - экспериментальной деятельности:
В группе оборудована мини-лаборатория, выставка предметов из стекла.
Воспитатель: - Ребята, добро пожаловать в нашу лабораторию. Сегодня мы вместе с вами займемся увлекательным занятием – экспериментированием. Угадайте, с чем мы сегодня будем экспериментировать:
Звучащее, прозрачное, воды я не боюсь, а ударюсь – разобьюсь?
Ответ детей.
Воспитатель: - Правильно, это стекло.
- Стекло производят из песка. (Показываем стакан с песком). Используется кварцевый песок (он мелкий и белый) и специальные компоненты для прочности. Песок нагревают от 300 до 2500 градусов в печи (фото), это очень высокая температура, при которой песок плавится и становится жидким (фото).
- Пока он не остыл - его заливают в форму для того, чтобы получился предмет, или выдувают из него предмет (фото). А какие предметы из стекла вы знаете?
Ответы детей.
– Правильно это посуда, банки, зеркало, аквариум, новогодние шары, очки, лампочки, флакон от духов... Обращаем внимание на выставку стеклянных предметов.
- Стекло бывает прозрачное (показываем стеклянный стакан), но, если на производстве добавить специальный порошок – получится цветное стекло. Показываем зеленую, синюю, коричневую посуду.
- Ребята, если стекло прозрачное, то мы можем увидеть, что находится в емкости? Да.
- Давайте проведем эксперимент.
Эксперимент №1 «Прозрачное стекло».
Материалы: емкость с окрашенной водой, пустой стакан.
Ребенок переливает воду из емкости, в которой не видно, что находится в стакан.
- Видим какого цвета вода? Да.
Вывод: стекло бывает прозрачное и непрозрачное. Прозрачное стекло используют для производства окон, чтобы через него можно было видеть, а непрозрачное – цветное для производства посуды, витражей, украшений.
Воспитатель: - Стекло издает звук. При ударе стекло вибрирует, и мы слышим этот звук. Чем тоньше стекло, тем тоньше и звук – мелодичный, у толстого стекла звук глуше. Проведем эксперимент.
Эксперимент №2 «Мелодичность стекла».
Материалы: фужер, стакан, палочка.
Вызываем ребенка. Ребенок ударяем палочкой о фужер, затем о стакан. Сравниваем звуки.
Вывод: стекло имеет свойство - мелодичность.
- Ребята, люди научились играть мелодии на стеклянных бокалах. Хотите послушать?
Прослушивание мелодии.
- Стекло хрупкое, оно может разбиться (фото осколков стекла). Как нужно обращаться со стеклом?
Ответы детей.
– Правильно, Аккуратно. Что нужно делать, если стекло разбилось?
Ответы детей.
- Позвать взрослых, подмести осколки, пропылесосить.
Физкультминутка «Стекло».
Куда бы нас не занесло, повсюду видим мы стекло
Глазки влево, взгляд в окно, разглядим там стекло.
Взгляд ведем наверх и вот
Стеклянный видим там плафон.
Мы как будто бы во сне к стеклянной подошли стене.
Руками трогаем стекло – очень гладкое оно.
Руки в стороны разводим,
По стеклу руками водим.
Спинку выгнули, прыжок!
И вновь вернемся на урок!
Воспитатель: - Ребята, назовите изделия из стекла, в которые мы можем налить воду?
Ответы детей.
- Правильно, это стакан, банка, ваза.
Пропускает ли стакан воду? Проверим?
Эксперимент №3 «Стекло водонепроницаемое».
Материалы: стакан, емкость с водой.
Вызываем ребенка. Ребенок наливает воду в стакан.
Вывод: стекло водонепроницаемое.
Воспитатель: Ребята, а вы когда-нибудь задумывались - пахнет ли стекло, теплое оно или холодное?
Эксперимент №4 «Запах стекла, холодное стекло».
Материал: стакан.
Всем детям даем понюхать и потрогать стакан.
Вывод: чистое стекло не имеет запаха, стекло холодное – оно само не нагревается, а тепло через него быстро выходит.
Рефлексия:
Воспитатель: - Ребята, вам понравились наши эксперименты? Что нового вы узнали?
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательной опытно-экспериментальной исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб». Презентиция "Путь хлеба"
Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию....
Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"
Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры
Дети раннего возраста проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе опытнической деятельности воспитатель не только знакомит детей с природой, но и целенаправленно подводит детей к ее ...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».
Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...
Конспект ННОД в старшей группе «Воздух –невидимка» (опытно-экспериментальная образовательная деятельность)
Конспект ННОД в старшей группе «Воздух –невидимка»(опытно-экспериментальная образовательная деятельность)Цель: развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности дет...
Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры
Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры ...