Календарный план воспитательно - образовательной работы в средней группе Тема: Знакомство с народной культурой и традициями. Дымковская игрушка.
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_narodnoy_kulturoy_i_traditsiyami._dymkovskaya_igrushka._.docx | 59.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарный план
воспитательно - образовательной работы в средней группе
№10
с 20.03 по 24.03.2023г.
I. Тема: Знакомство с народной культурой и традициями. Дымковская игрушка.
II. Цель: приобщение детей к русской культуре, формировать знания детей о дымковских игрушках, знакомить с дымковской росписью; учить рассматривать глиняные игрушки выделять материал-глину, украшение игрушек, нарядность, яркость
III. Итоговое мероприятие: Выставка фотографий.
Ответственные: Вычужанина С.Ю.
IV. Организация предметно-развивающей среды: Подбор наглядных материалов: фото и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций по теме. Раскраски и трафареты для самостоятельного рисования; атрибуты для сюжетно-ролевых игр: Косынки, сарафаны, ленты и т.д.
Планирование по видам детской деятельности:
Игровая: С/ ролевые игры: «Магазин», «Повар», «Парикмахерская», «Идем в гости к бабушке», «Городской праздник», «Уборка в квартире».
Н/печатные игы: лото, игры со шнуровкой, «Чудесный мешочек», пазлы, «Кому что нужно», «Собери картинку», «Кто лишний?», «Кого больше?», «Кубики-картинки», лото «Что? Откуда? Почему?», «Найди пару», «Наведи порядок», «Эмоции», домино «Хорошие знакомые», «Фигуры», «Профессии», домино «Жили у бабуси», «Мои первые предложения», «Сказки»,
Дидактические игры: «Дымковская барышня», «Чудесный мешочек», «Какая?», «Узнай узор», «Да – нет», «Скажи наоборот», «Квадрат Воскобовича», «Накроем стол к чаю».
Трудовая: дежурство по столовой, в уголке природы, по занятиям, самообслуживание, хоз. бытовой труд, труд в природе, выполнение разного вида поручений.
Познавательно-исследовательская: просмотр познавательных видеофильмов, мультфильмов, слайдов; рассматривание иллюстраций, фотографий; рассматривание энциклопедий.
Чтение: Сказка «Бычок-смоляной бочок», «Чудесные лапоточки» р н в обр. Н. Колпаковой;
А. Дьякова «Веселая дымка», Е. Серова «Нехорошая история». Беседа «Что такое народные промыслы?», «О традициях русской народной культуры».
Коммуникативная: Свободное общение по теме недели, загадывание загадок по теме недели; рассматривание фотографий с обсуждением; беседы: «История дымковской игрушки», «История Матрешки», «Тряпичная и соломенная кукла», «История богородской игрушки»
Продуктивная: ООД «Декоративное рисование. Украсим кукле платьице». Цель: Учить детей составлять узор. Т.С. Комарова стр 68 ООД «Украшение платочка» стр 57 Цель: познакомить детей с росписью. Аппликация: ООД «Загадки» Цель: Закреплять умение детей соотносить плоские фигуры с формой частей предметов. Развивать творчество. Т.С. Комарова стр. 73. Лепка: ООД «Уточка» Т.С. Комарова стр 43 Цель: познакомить детей с дымковской игрушкой
Двигательная: Утренняя гимнастика, оздоровительная гимнастика после сна. Инд. работа по развитию основных движений.
Подвижные игры: «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк», «Хитрая лиса», «Найди свой дом», «Кто быстрее?», «Какая игрушка спряталась», «Перелет птиц», «Кошки – рыболовы», «Вороны и гнезда», «Ловкая пара».
Игры малой подвижности: «У ребят порядок строгий», «Пузырь», «Мыши и кот», «Воробушки и автомобили», «Лиса в курятнике», «Зайчата», «Воротца», «Карусель».
Музыкально-художественная: Разучивание песен, танцевальных движений, игр по плану музыкального руководителя.
Тема недели:
Знакомство с народной культурой и традициями. Дымковская игрушка.
Цель: Приобщение детей к русской культуре, знакомство с народными промыслами.
Рекомендации для родителей:
Поговорите об этом с ребёнком! Прочитайте стихотворение о дымковской глиняной игрушке, обсудите его, при желании – заучите наизусть!
Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой:
Свистульками звонкими
С голосами тонкими,
Пестрыми фигурками,
Кошечками Мурками,
Расписными петухами,
Курицами, индюками.
Змейки, ленточки и точки,
Клетки, кольца, завиточки.
Веселит, ласкает взор
Пестрый дымковый узор!
Полюбуйтесь вместе с ребенком дымковскими игрушками! Опишите их, используя вопросы «какой?», «какая?». Подскажите ребёнку подходящие прилагательные.
День недели | Режим | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьями по реализации основной образовательной программы |
1. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | ||||
Дежурство: по подготовке к совместной ООД закреплять навыки дежурства по столовой. Участвовать в уборке посуды после еды: собирать чайные ложки, относить на сервировочный стол салфетницы и хлебницы Труд: в игровом уголке (стирка кукольной одежды). Индивид. работа: работа: по Звук. культуре речи: с Алиной и Викой.Т. –Звук «З» Д./игра. «Дымковская барышня» Цель: Обобщить знания детей о дымковских игрушках, закрепить умение украшать их дымковским узором Беседа: «Народная культура и традиции»: Цель: формировать знания детей о традициях русскго народа, вызывать эмоциональный отклик на произведения Уст.НТ, воспитывать уважение к труду мастеров. КГН: Правила поведения за столом». Цель: Закреплять правила поведения за столом: есть аккуратно, пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой, нельзя использовать столовые приборы друзей. Утр, гимнастика комплекс: по плану ПДД : Беседа по картинкам «Правила перехода улицы» Цель: напомнить правила перехода улицы по пешеходному переходу. | Сюжетно-ролевые игры :
Настольно-печатные игры:
Рисование, лепка, конструирование по замыслу Драматизации | |||
ПОНЕДЕЛЬНИК 20 марта | Утро: | Рекомендации родителям по теме недели: Ознакомить детей с народным творчеством «Дымковская игрушка» | ||
2. Образовательная деятельность | ||||
ОО Художественно-эстетическое развитие «Музыка» Бассейн | ||||
Прогулка: | П/ игры: «Перелет птиц». Цели: упражнять в под лезании и лазанье; воспитывать внимание и ловкость. П/ игры: «Зайцы и волк». Цель: упражнять в беге врассыпную, прыжках. Наблюдение за сезонными изменениями: строительной техникой.. Труд на участке детского сада: расчистка веранды от снега. Индивидуальная работа по развитию ОВД с детьми ОВД : ходьба, бег, прыжки, упражнения на равновесие, метание, бросание, ловля, ползание, лазанье. | самостоятельная двигательная активность свободные игры | ||
II половина дня | Оздор. гимн-ка комплекс: по плану Закаливающие процедуры: хождение босиком по массажным дорожкам, контрастные, воздушные ванны. Беседа: с детьми о русских народных игрушках и играх. Задачи: дать представление о народной игрушке, народных промыслах Чтение худ. лит-ры: Сказка «Бычок-смоляной бочок» Дидактическая игра : «Квадрат Воскобовича»: формировать умение складывать предметы по образцу. Патриотическое воспитание: Приобщение детей к культуре родного народа. Цель: Воспитывать у детей чувство любви, долга, ответственности, уважения красоты, доброты, привязанности, к своей родине, родным местам, русскому народу. | Сюжетно-ролевые игры :
Настольно-печатные игры:
Рисование, лепка, конструирование по замыслу |
День недели | Режим | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьями по реализации основной образовательной программы |
1. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | ||||
Дежурство: по подготовке к совместной ООД закреплять навыки дежурства по столовой. Участвовать в уборке посуды после еды: собирать чайные ложки, относить на сервировочный стол салфетницы и хлебницы Труд: в игровом уголке (ремонт коробок и т.д.) Индивид. Работа работа по ФЭМП с Данилом и Юрой- – геометрические фигуры – обведи все треугольники. Беседа: «Тряпичная и соломенная кукла» Цель занятия: Знакомство с народной обереговой куклой, воспитание, на примере куклы, семейных ценностей – внимательного, бережного отношения друг к другу, ответственности за детей. Игры: Д/и «Узнай по описанию» Ц: Воспитывать у детей умение различать признаки предмета; развивать наблюдательность. КГН: закрепить умение правильно держать ложку, не разговаривать во время приема пищи, откусывать хлеб – не ломать, следить за осанкой - правильно сидеть за столом. Утр. гимнастика комплекс: по плану | Сюжетно-ролевые игры :
Настольно-печатные игры:
Рисование, лепка, конструирование по замыслу Драматизации | |||
ВТОРНИК 21 марта | Утро: | Рекомендации родителям по теме недели. Рекомендации родителям : расскажите детям об опасности контактов с незнакомыми людьми Индивидуальное консультирование по запросам. | ||
2. Образовательная деятельность | ||||
«Математическое развитие» И.А. Помораева В.А.Позина ООД № 3 Программное содержание: • Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 5). • Упражнять в умении сравнивать 4–5 предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий, выше. • Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: куб, шар. Виды детск. деятельности: игровая, коммуникативная, позновательно – исследовательская, музыкально – художественная. Ход ООД Ритуал начала занятия. Игровые упражнения. Физ.минутка. Игровые упражнения. Ритуал окончания, Рефлексия ОО «Физическая культура» ОО « Художественное творчество» Рисование Т.С. Комарова стр 68 Тема: ООД «Декоративное рисование. Украсим кукле платьице» Цель: Учить детей составлять узор. Виды детск. деятельности: игровая, коммуникативная, позновательно – исследовательская, музыкально – художественная .Ход ООД Ритуал начала занятия. Беседа, Показ.. Физ.минутка. Индивидуальная работа Ритуал окончания, Рефлексия. | ||||
Прогулка: | П/ игры: «Перелет птиц» Цель: развитие ловкости. П/ игры: «Пилоты» Цель: формирование ловкости и увертливости Наблюдение за снегопадом. Выяснить причины этих явлений Труд на участке детского сада: Уборка мусора на участке. Цель: воспитывать стремление к труду. Индивидуальная работа по развитию ОВД ОВД: ходьба, бег, прыжки, упражнения на равновесие, метание, бросание, ловля, ползание, лазанье. | самостоятельная двигательная активность свободные игры | ||
II половина дня | Оздор.гимн-ка комплекс: по плану Закаливающие процедуры: хождение босиком по массажным дорожкам, контрастные, воздушные ванны. Беседа: «Дымковские чудо-игрушки», «Почему игрушки называют дымковскими» Цель: Рассказать историю дымковской игрушки; сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Чтение худ. лит-ры: «Чудесные лапоточки» р н в обр. Н. Колпаковой Дидактическая игра: «Накроем стол к чаю» Цель: ввести в словарь названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих | Сюжетно-ролевые игры :
Настольно-печатные игры:
Рисование, лепка, конструирование по замыслу |
День недели | Режим | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьями по реализации основной образовательной программы |
1. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | ||||
СРЕДА 22 марта | Утро: | Дежурство: по подготовке к совместной ООД закреплять навыки дежурства по столовой. Участвовать в уборке посуды после еды: собирать чайные ложки, относить на сервировочный стол салфетницы и хлебницы Индивид. Работа: работа по «Речевому развитию» с Евой и Лерой–пересказ текста Беседа: «Что такое игрушка и какие они бывают?» Цель: Расширять представления детей об игрушках и многообразии материалов, из которых они сделаны. Игры: П/и «Найди свой цвет».Цель: искать свой цвет по сигналу воспитателя. КГН: Навыки личной гигиены Задачи: Формировать у детей культурно – гигиенические навыки, напомнить основные правила личной гигиены. Учить правильно, умываться, мыть руки (намыливать до образования пены, тщательно смывать) Утр. гимнастика комплекс: по плану ПДД: Беседа по картинкам «Где можно и где нельзя играть»Цель: Познакомить детей с тем, что может произойти, если играть в неположенном месте. | Сюжетно-ролевые игры:
Настольно-печатные игры:
Рисование, лепка, конструирование по замыслу Драматизации | Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей. |
2. Образовательная деятельность | ||||
ОО Художественно-эстетическое развитие «Музыка» ООД Развитие речи, основы грамотности ООД М.Д. Маханёва Стр 63 Тема: «Звук [щ]» Цель:1.Закрепить умение детей выделять в словах звук [ч]. 2.Познакомить со звуком [щ] Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, позновательно – исследовательская, музыкально – художественная Ход ООД Ритуал начала занятия. Беседа, Показ.. Физ.минутка. Индивидуальная работа Ритуал окончания, Рефлексия. | ||||
Прогулка: | П/ игры: «Ловкая пара» Цель: учить бросать мяч под углом. П/ игры: «К названному дереву беги». Цель: закреплять знания об отличительных признаках некоторых деревьев; упражнять в беге. Наблюдение за сезонными изменениями: зa птицами Беседа о перелетных птицах. Труд на участке детского сада: уборка мусора. Индивидуальная работа по развитию ОВД ОВД: ходьба, бег, прыжки, упражнения на равновесие, метание, бросание, ловля, ползание, лазанье. | самостоятельная двигательная активность свободные игры | ||
II половина дня | Оздор. гимн-ка: комплекс по плану Закаливающие процедуры: хождение босиком по массажным дорожкам, контрастные воз. ванны Беседа: «Что такое узор?, и какие они бывают?» Цель: Формирование познавательного интереса к народной культуре, посредством изучения видов орнамента. Чтение худ. лит-ры: А. Дьякова «Веселая дымка» Дидактическая игра: «Где матрешка?» Цель: учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху). Патриотическое воспитание: По программе здоровье: | Сюжетно-ролевые игры :
Настольно-печатные игры:
Рисование, лепка, конструирование по замыслу |
День недели | Режим | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьями по реализации основной образовательной программы |
1. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | ||||
ПЯТНИЦА 24 марта | Утро: | Дежурство по подготовке к совместной ООД; закреплять навыки дежурства по столовой. Участвовать в уборке посуды после еды: собирать чайные ложки, относить на сервировочный стол салфетницы и хлебницы Индивид. работа: в тетрадях с Сашей и Дариной - математический диктант Труд в влажная уборка в приёмной (шкафчики с одеждой) Беседа: «Русская народная игрушка», «Чем играли наши бабушки?» Игры «Отгадай-ка» Цель: закрепить название дымковских игрушек. КГН: полоскание ротовой полости после еды Утр. гимнастика комплекс по плану | Сюжетно-ролевые игры :
Настольно-печатные игры:
Рисование, лепка, конструирование по замыслу | Рекомендации родителям по теме недели: |
2. Образовательная деятельность | ||||
ООД Основы науки и естествознания Тема:ООД «Дымковская игрушка». Интернет ресурс. Цель: продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов. Виды детск. деятельности: игровая, коммуникативная, позновательно – исследовательская, музыкально – художественная. Ход ООД: Ритуал начала занятия. Рассказ – беседа, Физ. минутка. Игровые упражнения. Ритуал окончания, Рефлексия ОО « Художественное творчество» Лепка / Аппликация Т.С. Комарова стр. 73 Тема: ООД «Загадки» Цель: Закреплять умение детей соотносить плоские фигуры с формой частей предметов. Развивать творчество. Виды детск. Деятельности: игровая, коммуникативная, позновательно – исследовательская, музыкально – художественная. Ход ООД: Ритуал начала занятия. Рассказ , показ вос-ля. Физ.минутка. индивидуальная работа. Ритуал окончания, Рефлексия. | ||||
Прогулка: | П/ игры: «У медведя во бору» Цель: бегать в рассыпную П/ игры: «Мыши и кот» Цель: развитие координации движения. Наблюдение : Наблюдение за воробьями Чем все воробьи похожи друг на друга? Индивидуальная работа по развитию ОВД ОВД: ходьба, бег, прыжки, упражнения на равновесие, метание, бросание, ловля, ползание, лазанье. | самостоятельная двигательная активность свободные игры | ||
II половина дня | Оздоровительная гимн-ка комплекс по плану Закаливающие процедуры: хождение босиком по массажным дорожкам, контрастные, воздушные ванны. Беседа: «Дымковские чудо-игрушки», «Почему игрушки называют дымковскими» Цель: Рассказать историю дымковской игрушки; сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Чтение худ. лит-ры :Беседа «Что такое народные промыслы?», «О традициях русской народной культуры» Дидактическая игра : «Что появилось?», «Чего не стало?». Цель: развитие внимания, памяти, мышления, пополнение словаря по теме.
| Сюжетно-ролевые игры :
Настольно-печатные игры:
Рисование, лепка, конструирование по замыслу |
Консультация для родителей
«Приобщение детей к русской народной культуре посредством знакомства с дымковской игрушкой»
Получить в детстве возможность приобщения к народной культуре – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, любить уважать и ценить культуру народа, труд мастеров.
Приобщение детей к культуре родного народа – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребёнка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, который сможет видеть и чувствовать прекрасное, любить свою Родину.
Родителям необходимо учить детей видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством воображения.
С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства.
Начиная приобщать детей нужно обратиться к народному промыслу. Начать нужно с дымковской игрушки, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребёнка.
Дымковская игрушка - это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота.
Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками.
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам дома вместе с ребенком получить удовольствие от совместного творчества!
Для этого воспользуйтесь нашими советами:
• Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории дымковской игрушки, уточнить методы и приёмы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом и обучении их лепке и росписи.
• Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объёмные изделия, расписанные дымковской росписью, а самое главное – нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.
• Детям нужно рассказать, что самый сложный узор на игрушке состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки – горошины, прямая и волнистая линия и так далее.
• Показать, как нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи.
• Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Всё это вызовет у дошкольников интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным.
• Особое внимание стоит уделить обучению детей вертикальному движению кисти.
• Для облегчения рисования мелких округлых форм (точки-горошины) дети должны сразу же пользоваться палочкой с накрученной на конце ваткой.
Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего родного народа.
Ознакомление с декоративным народно-прикладным творчеством оказывает большое влияние на детей: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю.
Помните, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.
Памятка для родителей:
Уважаемые родители, помните:
1. Никогда не критикуйте работы ребенка, чтобы он не отказался от занятий рисования.
2. Старайтесь ничего не дорисовывать в детских рисунках, этим Вы даете понять, что он сам не может хорошо нарисовать.
3. Поощряйте.
4. Объясняйте, что главное – это не рисунок, а его фантазия.
5. Рисуйте вместе с ребенком!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА МАРТ. Группа: разновозрастная. Тема: « Народная культура и традиции России» 2 неделя. 2020 год под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой .
Тема: «Народная культура и традиции России» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным деко...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА МАРТ. Группа: разновозрастная. Тема: « Народная культура и традиции России» 4 неделя. 2020 год . под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой .
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно – прикладным искусством ( Городец, Похлов – Майдан, Гже...
Календарное планирование образовательной работы в средней группе, тема недели "Весна идет, весне дорогу"
Календарное планирование образовательной работыТема недели: «Весна идет, весне дорогу». Цель: Расширять представления детей о весне, развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями жив...
Календарное планирование образовательной работы в средней группе, тема недели "Неделя здоровья"
Календарное планирование образовательной работыТема недели: «Неделя здоровья» Цель: Формировать первоначальные представления об охране жизни и здоровья, умение ориентироваться в строении собстве...
"Знакомство с народной культурой и традициями". Дымковская лошадка.
Младшая группа. Дети этого возраста уже могут самостоятельно нарисовать круг (пусть и немного криво). Чем хороша "дымка" - дымковская игрушка?! Именно наличием множества кругов в узорах, что...
Календарный план образовательной деятельности в старшей группе дошкольного возраста "Народная культура"
Календарно-тематическое планирование в старшей группе по теме "Народная культура и традиции"...
Календарное планирование образовательной работы в средней группе на тему: "Воспоминание о лете"
В материале представлена воспитательно-образовательная деятельность в средней группе по теме: "Вот и лето прошло"....