Календарный план воспитательно- образовательной работы в средней группе. Тема: Филимоновские игрушки.
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Календарный план
воспитательно- образовательной работы в средней группе
№10
с 27.03 по 31.03.2023г.
I. Тема: Филимоновские игрушки.
II. Цель: Обогащать представления детей о народном декоративном искусстве, расширять представления о народном промысле, познакомить с особенностями создания филимоновской игрушкой.
Ответственные: Вычужанина С.Ю.
IV. Организация предметно-развивающей среды: Подбор наглядных материалов: фото и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций по теме. Раскраски и трафареты для самостоятельного рисования; атрибуты для сюжетно-ролевых игр
Планирование по видам детской деятельности:
Игровая: С/ ролевые игры: «Магазин», «Повар», «Парикмахерская», «Идем в гости к бабушке», «Городской праздник», «Уборка в квартире».
Н/печатные игы: лото, игры со шнуровкой, «Чудесный мешочек», пазлы, «Кому что нужно», «Собери картинку», «Кто лишний?», «Кого больше?», «Кубики-картинки», лото «Что? Откуда? Почему?», «Найди пару», «Наведи порядок», «Эмоции», домино «Хорошие знакомые», «Фигуры», «Профессии», домино «Жили у бабуси», «Мои первые предложения», «Сказки»,
Дидактические игры: «Продолжи узор», «Заплатки», «Волшебный сундучок», «Разрезные картинки», «Трафареты», «Подбери узор к платью барыни», «Собери пазл», «Близко- далеко», «Скажи наоборот», «Узнай по описанию».
Трудовая: дежурство по столовой, в уголке природы, по занятиям, самообслуживание, хоз. бытовой труд, труд в природе, выполнение разного вида поручений.
Познавательно-исследовательская: просмотр познавательных видеофильмов, мультфильмов, слайдов; рассматривание иллюстраций, фотографий; рассматривание энциклопедий.
Чтение: Топелиус. Сказка «Три ржаных колоса» Д.И. Хармс. «Иван Иваныч Самовар»;
Б. Житков «Что я видел». Сказка «Про ворчливую портниху и гончара». обр. О. Капицы; «Барашеньки…»
Коммуникативная: Свободное общение по теме недели, загадывание загадок по теме недели; рассматривание фотографий с обсуждением; беседы: «История филимоновской игрушки», «История Матрешки», «Тряпичная и соломенная кукла», «История богородской игрушки»
Продуктивная: конструирование: ООД Декоративное рисование «Укрась свою игрушку» Т.С.Комарова стр.62; Апликация : ООД «Филимоновские петушки». Лепка: «Барашек»
Т.С.Комарова стр.74 Цель: Познакомить детей с филимоновской игрушкой.
Двигательная: Утренняя гимнастика, оздоровительная гимнастика после сна. Инд. работа по развитию основных движений.
Подвижные игры: «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк», «Хитрая лиса», «Найди свой дом», «Кто быстрее?», «Какая игрушка спряталась», «Перелет птиц», «Кошки – рыболовы», «Вороны и гнезда», «Ловкая пара».
Музыкально-художественная: Разучивание песен, танцевальных движений, игр по плану музыкального руководителя.
Тема недели:
Филимоновская игрушка.
Цель: Приобщение детей к русской культуре, знакомство с народными промыслами.
Рекомендации родителям:
Филимоновская игрушка - старейший народный художественный промысел России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века.
Эй, дружок, Да подойди же,
На игрушку погляди же:
Наш козлик из Филимоново
Раскрашен ярко, здорово
Был у мастериц в руках,
Загляденье, просто ах!
И она уж так старалась,
Легко глина поддавалась.
Глину солнце подарило,
Тайну глины ей раскрыло.
Вот и козлик наш готов,
Посмотри — ка, он каков!
На ногах зеленые копытца,
Ему на месте не стоится,
Рожки красные торчат,
Глазки удивленные глядят.
Мастерица краски набрала
И везде полоски навела
Сверху вниз и поперек,
Между ними уголок.
Полоски красные, зеленые,
На ножках веточки сосновые.
Козлик полосатенький
Очень привлекательный.
Ну, игрушка, просто диво,
Загляденье, как красива!
И не зря ведь говорится:
«Дело мастера боится»
Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью. Расписывают игрушку анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или желтый фон. Люди и птицы раскрашиваются в малиновые, реже - в желтые рубашки. Почти все филимоновские игрушки свистульки, не свистят петухи и индюки. На сегодняшний день в Одоеве лепят филимоновскую игрушку несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла.
День недели | Режим | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьями по реализации основной образовательной программы |
1. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | ||||
Дежурство: по подготовке к совместной ООД закреплять навыки дежурства по столовой. Участвовать в уборке посуды после еды: собирать чайные ложки, относить на сервировочный стол салфетницы и хлебницы Труд: в игровом уголке (стирка кукольной одежды). Индивид. работа: Вика С., Милена аппликация. «Укрась салфетку». Задачи: развивать композиционные навыки, творческие умения. Д./игра. «Продолжи узор». Цель: Умение детей выкладывать из деталей орнамент по мотивам филимоновской народной росписи на текстильной основе - полосе по образцу. Беседа: «Мастер глины - Филимон». Цель: Рассказать легенду о мастере Филимоне. КГН: Правила поведения за столом». Цель: Закреплять правила поведения за столом: есть аккуратно, пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой, нельзя использовать столовые приборы друзей. Утр, гимнастика комплекс: по плану ПДД: « Пешеходы» Цель: Дать детям понятие «пешеход», познакомить с правилами пешеходов. | Сюжетно-ролевые игры :
Настольно-печатные игры:
Рисование, лепка, конструирование по замыслу Драматизации | |||
ПОНЕДЕЛЬНИК 27 марта | Утро: | Беседа с родителями «О значении филимоновской игрушки в жизни детей». Дать рекомендации по созданию благоприятных условий для развития художественной культуры, любви и уважения к русскому народному творчеству, к мастерству изготовления народной филимоновской игрушки, развития творческих способностей детей. | ||
2. Образовательная деятельность | ||||
ОО Художественно-эстетическое развитие «Музыка» Бассейн | ||||
Прогулка: | П/ игры: «Ловкая пара» Цель: учить бросать мяч под углом. П/ игры: «Перелет птиц» Цель: развитие ловкости. Наблюдение за сезонными изменениями: «Лёд весной» Труд на участке детского сада: Уборка снега. Индивидуальная работа по развитию ОВД с детьми ОВД : ходьба, бег, прыжки, упражнения на равновесие, метание, бросание, ловля, ползание, лазанье. | самостоятельная двигательная активность свободные игры | ||
II половина дня | Оздор. гимн-ка комплекс: по плану Закаливающие процедуры: хождение босиком по массажным дорожкам, контрастные, воздушные ванны. Беседа: О филимоновской игрушке. Цель: Вызвать интерес и эмоциональный отклик на народную игрушку, обратить внимание на её красоту и забавный характер, который с любовью передают филимоновские мастера. Чтение худ. лит-ры: Топелиус. Сказка «Три ржаных колоса» Дидактическая игра: «Заплатки». Цель: Умение детей подбирать по цвету и форме недостающие элементы изображения филимоновских игрушек. Содействовать развитию наблюдательности, зрительного восприятия. Патриотическое воспитание: Игра-посиделки «Ладушки в гостях у бабушки» Цель: формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к народному творчеству. | Сюжетно-ролевые игры :
Настольно-печатные игры:
Рисование, лепка, конструирование по замыслу |
День недели | Режим | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьями по реализации основной образовательной программы |
1. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | ||||
Дежурство: по подготовке к совместной ООД закреплять навыки дежурства по столовой. Участвовать в уборке посуды после еды: собирать чайные ложки, относить на сервировочный стол салфетницы и хлебницы Труд: в игровом уголке (ремонт коробок и т.д.) Индивид. Работа с Данилом, Викой Т.д/и «Сложи картинку». Цель: Развитие зрите-льное восприятие, внимание, логическое мышление, память. Беседа: Рассматривание иллюстраций и изделий филимоновских мастеров. Цель: Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления филимоновской игрушки, с историей возникновения этого промысла. Игры: «Разрезные картинки». Цель: Умение детей собирать целостное изображение филимоновских игрушек из частей. Содействовать развитию наблюдательности, зрительного восприятия, мелкой моторики кисти ребёнка. КГН: закрепить умение правильно держать ложку, не разговаривать во время приема пищи, откусывать хлеб – не ломать, следить за осанкой - правильно сидеть за столом. Утр. гимнастика комплекс: по плану | Сюжетно-ролевые игры :
Настольно-печатные игры:
Рисование, лепка, конструирование по замыслу Драматизации | |||
ВТОРНИК 28 марта | Утро: | Рекомендации родителям по теме недели. Рекомендации родителям : расскажите детям об опасности контактов с незнакомыми людьми Индивидуальное консультирование по запросам. | ||
2. Образовательная деятельность | ||||
«Математическое развитие» И.А. Помораева В.А.Позина ООД №4 Программное содержание: • Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5). • Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром. • Упражнять в умении двигаться в заданном направлении. Виды детск. деятельности: игровая, коммуникативная, позновательно – исследовательская, музыкально – художественная. Ход ООД Ритуал начала занятия. Игровые упражнения. Физ.минутка. Игровые упражнения. Ритуал окончания, Рефлексия ОО «Физическая культура» ОО « Художественное творчество» Рисование ООД Декоративное рисование Т.С.Комарова стр.62 Тема: «Укрась свою игрушку» Цель: развивать эстетическое восприятие Виды детск. деятельности: игровая, коммуникативная, позновательно – исследовательская, музыкально – художественная .Ход ООД Ритуал начала занятия. Беседа, Показ.. Физ.минутка. Индивидуальная работа Ритуал окончания, Рефлексия. | ||||
Прогулка: | П/ игры: «Зайцы и волк». Цель: упражнять в беге врассыпную, прыжках. П/ игры: «Пилоты» Цель: формирование ловкости и увертливости Наблюдение: Сравнительное наблюдение «Ель и сосна». Цель: предложить детям рассмотреть ель и сосну, составить сравнительный рассказ, выявить черты сходства и различия. Труд на участке детского сада: посыпать песком дорожки. Индивидуальная работа по развитию ОВД ОВД: ходьба, бег, прыжки, упражнения на равновесие, метание, бросание, ловля, ползание, лазанье. | самостоятельная двигательная активность свободные игры | ||
II половина дня | Оздор.гимн-ка комплекс: по плану Закаливающие процедуры: хождение босиком по массажным дорожкам, контрастные, воздушные ванны. Беседа: «Матрёшка- игрушка символ страны». Цель: расширять представление об обычаях русского народа. Чтение худ. лит-ры: Д.И. Хармс. «Иван Иваныч Самовар»; Дидактическая игра: «Волшебный сундучок». Цель: Умение детей группировать изображения русских народных игрушек по видам росписей. Способствовать развитию художественного вкуса. | Сюжетно-ролевые игры :
Настольно-печатные игры:
Рисование, лепка, конструирование по замыслу |
День недели | Режим | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьями по реализации основной образовательной программы |
1. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | ||||
СРЕДА 29 марта | Утро: | Дежурство: по подготовке к совместной ООД закреплять навыки дежурства по столовой. Участвовать в уборке посуды после еды: собирать чайные ложки, относить на сервировочный стол салфетницы и хлебницы Индивид. работа : с Мишей и Алиной, Д/и «Чудесный мешочек» Цель: развивать связную речь и мелкую моторику . Беседа: О русских народных игрушках и играх. Цель: Знакомить с русской культурой. Игры: «Трафареты» . Цель: Умение детей повторять форму филимоновских игрушек, узнавать элементы филимоновской росписи. Ознакомление с техникой исполнения филимоновских узоров. КГН: Навыки личной гигиены Задачи: Формировать у детей культурно – гигиенические навыки, напомнить основные правила личной гигиены. Учить правильно, умываться, мыть руки (намыливать до образования пены, тщательно смывать) Утр. гимнастика комплекс: по плану ПДД: беседа с детьми «Мы – пешеходы». Цедь: дать детям понятие «пешеход», познакомить с правилами пешеходов. | Сюжетно-ролевые игры:
Настольно-печатные игры:
Рисование, лепка, конструирование по замыслу Драматизации | Рекомендации родителям: Закрепление дома освоенных элементов филимоновской росписи. Познакомить родителей с методикой совместной художественной деятельности взрослого и ребёнка. Предложить родителям совместное творчество на тему «Филимоновский узор в круге». |
2. Образовательная деятельность | ||||
ОО Художественно-эстетическое развитие «Музыка» ООД Развитие речи, основы грамотности О.С.Ушакова стр.131 Тема: ООД Описание игрушки. Цель: учить составлять короткий описательный рассказ об игрушке. Учить слышать и правильно произносить звук «Ш» изолированно, в словах и фразах, уметь произвольно регулировать темп и силу голоса, подбирать слова, сходные по звучанию. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, позновательно – исследовательская, музыкально – художественная Ход ООД Ритуал начала занятия. Беседа, Показ. Физ.минутка. Индивидуальная работа Ритуал окончания, Рефлексия. | ||||
Прогулка: | П/ игры: «К названному дереву беги». Цель: закреплять знания об отличительных признаках некоторых деревьев; упражнять в беге. П/ игры: «Ловишки». Цель: Упражнять в беге. Наблюдение за сезонными изменениями: «Пришла весна» Цель: дать представление о ранней весне, о том, какие изменения произошли с солнцем. Труд на участке детского сада: уборка игрушек на участке. Индивидуальная работа по развитию ОВД ОВД: ходьба, бег, прыжки, упражнения на равновесие, метание, бросание, ловля, ползание, лазанье. | самостоятельная двигательная активность свободные игры | ||
II половина дня | Оздор. гимн-ка: комплекс по плану Закаливающие процедуры: хождение босиком по массажным дорожкам, контрастные воз. ванны Беседа: «Из чего делают филимоновские игрушки» Цель: Просмотр видео «Народные умельцы из деревни Филимоново». Чтение худ. лит-ры: Б. Житков «Что я видел». Дидактическая игра: «Подбери узор к платью барыни». Цель: Закрепить знания детей о глиняной народной игрушке: дымковской, филимоновской. Патриотическое воспитание: Беседа «Я люблю тебя, Россия» Цель: прививать любовь к своей родине. По программе здоровье: Заучивание – пословицы о здоровье. Чтение сказки «Каша из топора» | Сюжетно-ролевые игры :
Настольно-печатные игры:
Рисование, лепка, конструирование по замыслу |
День недели | Режим | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьями по реализации основной образовательной программы |
1. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | ||||
ПЯТНИЦА 31 марта | Утро: | Дежурство по подготовке к совместной ООД; закреплять навыки дежурства по столовой. Участвовать в уборке посуды после еды: собирать чайные ложки, относить на сервировочный стол салфетницы и хлебницы Индивид. работа: Труд в влажная уборка в приёмной (шкафчики с одеждой) Беседа: «Матрешки, разноцветные одежки» Цель: закрепить представление о кукле-матрешке. Игры: «Скажи наоборот». Цель: Активизировать в речи слова-антонимы. КГН: полоскание ротовой полости после еды Утр. гимнастика комплекс по плану | Сюжетно-ролевые игры :
Настольно-печатные игры:
Рисование, лепка, конструирование по замыслу | Рекомендации родителям по теме недели: |
2. Образовательная деятельность | ||||
ООД Основы науки и естествознания Тема: ООД «Филимоновские игрушки» Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно-прикладного искусства. Виды детск. деятельности: игровая, коммуникативная, позновательно – исследовательская, музыкально – художественная. Ход ООД: Ритуал начала занятия. Рассказ – беседа, Физ. минутка. Игровые упражнения. Ритуал окончания, Рефлексия ОО «Художественное творчество» Лепка / Аппликация Тема: ООД «Филимоновские петушки» Цель: упражнять детей в умении вырезать прямую полоску бумаги, украшать ими шаблон филимоновских игрушек, правильно составлять узор из деталей; аккуратно наклеивать. Интернет ресурс Виды детск. Деятельности: игровая, коммуникативная, позновательно – исследовательская, музыкально – художественная. Ход ООД: Ритуал начала занятия. Рассказ показ вос-ля. Физ.минутка. индивидуальная работа. Ритуал окончания, Рефлексия. | ||||
Прогулка: | П/ игры: «Перелет птиц» Цель: развитие ловкости. П/ игры: «Золотые воротца». Цель: Активизация и развитие двигательной деятельности детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью, по средствами народной игры. Наблюдение за небом и облаками. Цель: закрепить представление о весне. Обратить внимание на изменения, происшедшие на небе. Индивидуальная работа по развитию ОВД ОВД: ходьба, бег, прыжки, упражнения на равновесие, метание, бросание, ловля, ползание, лазанье. | самостоятельная двигательная активность свободные игры | ||
II половина дня | Оздоровительная гимн-ка комплекс по плану Закаливающие процедуры: хождение босиком по массажным дорожкам, контрастные, воздушные ванны. Беседа: «Истории об игрушках» Цель: расширение знаний детей о народной игрушке Чтение худ. лит-ры : обр. О. Капицы; «Барашеньки…»
Дидактическая игра: «Узнай по описанию». Цель: Воспитывать у детей умение различать | Сюжетно-ролевые игры :
Настольно-печатные игры:
Рисование, лепка, конструирование по замыслу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарное планирование образовательной работы в средней группе, тема недели "Весна идет, весне дорогу"
Календарное планирование образовательной работыТема недели: «Весна идет, весне дорогу». Цель: Расширять представления детей о весне, развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями жив...
Календарное планирование образовательной работы в средней группе, тема недели "Неделя здоровья"
Календарное планирование образовательной работыТема недели: «Неделя здоровья» Цель: Формировать первоначальные представления об охране жизни и здоровья, умение ориентироваться в строении собстве...
Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе. Тема: «Филимоновская игрушка»
Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе.Тема: «Филимоновская игрушка»...
Конспект ООД по лепке в средней группе Тема: «Филимоновская игрушка – барашек»
Цель работы: Познакомить с историей возникновения филимоновской игрушки, ее отличительными особенностями.Задачи: учить детей лепить барашка, развивать воображение, фантазию, ...
Конспект ООД по лепке в средней группе Тема: «Филимоновская игрушка – барашек»
Конспект ООД по лепке в средней группеТема: «Филимоновская игрушка – барашек» Цель работы: Познакомить с историей возникновения филимоновской игрушки, ее отличительны...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Лепка в средней группе. Тема: «Филимоновская игрушка – барашек»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Лепка в средней группе. Тема: «Филимоновская игрушка ...