Сюжетно-ролевая игра "Большое космическое путешествие"
план-конспект занятия (старшая группа)

Козубняк Татьяна Викторовна

Сюжетно-ролевая игра "ко Дню космонавтики "Большое космическое путешествие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmicheskoe_puteshestvie_22.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра «Большое космическое путешествие» старшая группа Воспитатель: Козубняк Татьяна Викторовна

Цель: закрепить знания детей о космосе, планетах Солнечной системе. Учить отражать в игре полученные знания о космосе и профессии космонавта; о подготовке космонавтов к полету; объяснить, где и как ведется управление полетами, разрабатываются и собираются ракеты; развивать творческое воображение, способность совместно развёртывать игру; продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех. Продолжать учить комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

Задачи:                                                                                                                                                            • Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о космосе, о планетах солнечной системы, космических кораблях;                                                                                      • Использовать игру для формирования разнообразных интересов и способностей детей.                                                                                                                                            • Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей, их социальную значимость.                                                                                                                                  • Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре.                                                                                                 • Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желания товарищей.                                                                                                                                     • Воспитывать чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к своей планете.                                                                                                                                          • Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей.

 Оборудование: Письмо, пульт управления, карта полёта, наушники, схема «Солнечная система», модули для строительства космического корабля. Для исполнения роли повара (“тубы с провизией”), роли врача (походная аптечка, витамины, мед.карты), учёным – пробирки, кисточки, лупа; журналистам – фотоаппарат, видеокамера, блокноты с ручкой; астронавтам – шлемы, кислородные болоны; бортинженерам-инструменты; ноутбук; наглядные пособия. Презентация «Планеты Солнечной системы»

Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседы, занятия о космосе; проведение дидактических игр; рассматривание альбомов, иллюстраций в книгах о космосе; подготовка атрибутов, костюмов к игре.

Ход НОД:

Воспитатель: Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, в нашу группу, вас ещё никого не было, я на столе обнаружила вот этот предмет (капсула). Откуда он появился в нашем саду? Может быть, вы знаете, что это такое? Как вы думаете? (Ответы детей). Вы хотели бы узнать, что находится внутри этой капсулы?                                                                 Дети: Да.                                                                                                                      Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь лежит письмо, давайте его прочитаем.

«Здравствуйте жители планеты земля. Пишут Вам марсиане. На нашей планете случилась беда. На планету напал Грозный робот со своим войском и похитил карту «Планеты Солнечной системы». Мы без неё не сможем отправиться в космическое путешествие. Мы знаем, что жители вашей планеты: сильные, отважные, смелые. Поэтому обращаемся к вам за помощью. Ждём Вас с нетерпением!»                                       Воспитатель: Ребята, от кого же пришло нам письмо?                                                                                                Дети: От Марсиан.                                                                                                       Воспитатель: Ребята, они обращаются к нам с просьбой. С какой просьбой?                Дети: Чтобы мы помогли им составить карту планет.                                                      Воспитатель: Поможем марсианам? (Ответы детей). А как же мы сможем попасть на эту планету – Марс?                                                                                                              Дети: Можно полететь на самолёте, можно построить ракету, на летающей тарелке.  Воспитатель: Все варианты верные. Ребята, а вы хотите полететь в космос?               Дети: Да.                                                                                                                                  Воспитатель: Поднимите, руки те, кто желает полететь в космос? Ребята, я открою вам один секрет. Полететь в космос может не каждый. А вы знаете почему? Потому, что космонавты должны быть смелые, отважные, грамотные, внимательные, сильные, дружные, прежде всего и конечно у них должно быть прекрасное здоровье. И для того, чтобы мы свами отправились в космическое путешествие, нам с вами нужно будет необходимо пройти медицинское обследование. Вы готовы? Нам нужно выбрать докторов. Давайте подумаем, какие доктора нам нужны будут.                                                        Дети: Терапевт.

Воспитатель: Кто хочет быть терапевтом? (дети договариваются, кто будет терапевтом). Ещё, какой доктор нам нужен?                                                                                  Дети: Окулист.                                                                                                          Воспитатель: а что он у нас проверяет?                                                                                Дети: Глаза. Зрение.                                                                                                      Воспитатель: Кто хочет быть окулистом? (дети договариваются самостоятельно).  Ещё, какой нам доктор понадобится?                                                                                       Дети: Лор.                                                                                                                         Воспитатель: Лор. Верно. Кто хочет быть лором? (дети договариваются). Ребята наши доктора готовятся к тому, чтобы проверить наше здоровье. (Дети проходят к докторам).                                                                                                                  Воспитатель: И так внимание! Команда предлагаю пройти вам медицинский осмотр. (Дети проходят осмотр в медицинских картах делаются отметки о прохождении)

Воспитатель: вы прошли медицинский осмотр. Всем вам доктора разрешили полететь в космическое путешествие. Но мне, к сожалению, доктор не разрешил лететь в космическое пространство. Мне по состоянию здоровья рекомендовано остаться на Земле и руководить полётом. Вы согласны со мной? Ребята скажите, пожалуйста, а людей каких профессий нам необходимо взять с собой в космос?                                           Дети: нужно взять командира корабля. Он будет руководить полётом.                  Воспитатель: хорошо. А ещё кого можно взять с собой в космос?                                            Дети: нужно взять повара, чтобы накормить экипаж в полёте; учёного, чтобы изучал планеты, борт-инженера,  если корабль сломается; доктора-лечить экипаж. Воспитатель: Правильно. Вдруг какое-то непредвиденное обстоятельство и кому-то станет плохо в полёте. Мы первый раз с вами летим.                                                                                            Воспитатель: а какие учёные изучают планеты?                                                                      Дети: Астрономы.                                                                                                                                                                                                                                     Дети: нужно взять журналиста. Он сфотографирует космос и напишет статью в газету. Воспитатель: Молодцы ребята. Чтобы полететь в космос на космическом корабле, его надо сначала построить. Давайте представим, что мы с вами инженеры-конструкторы и постараемся построить свой космический корабль. Приступайте к строительству ракеты. (Строительство ракеты).                                                                                         Воспитатель: Замечательно, ребята! Мне очень понравилось, как вы построили быстро ракету.  Ребята, посмотрите, какой хороший корабль у нас получился. Он большой, надёжный, красивый. А как мы назовём наш корабль? («Буран», «Восток», «Вихрь» и т.д.), а теперь давайте приготовимся к полёту в космос. Для того чтобы отправиться в космическое пространство мы должны пройти с вами разминку. Предлагаю вам космическую разминку.

«Космическая разминка»

Не зевай по сторонам,

Ты сегодня – космонавт. (Повороты в стороны)

Начинаем тренировку, (Наклоны вперед)

Чтобы сильным стать и ловким.

Ждет нас быстрая ракета (Приседают)                                                                                                              Воспитатель: оденьте шлемы, кислородные баллоны. (Дети одеваются).                                                         Отлично, все готовы. Для путешествия нам нужно распределить роли. У меня есть секретный контейнер, в котором каждый из вас найдёт всё необходимое для полёта. Берите только те вещи, которые свойственны человеку именно вашей профессии.

Дети берут необходимые предметы, раскладывают их на корабле. Занимайте свои места в космическом корабле. (Дети занимают места в ракете).                                                                                                                   Воспитатель (руководитель полета): Объявляю трёхминутную готовность.                                                 Командир корабля: Есть трёхминутная готовность.                                             Воспитатель (рп): Экипаж к полёту в космос готов?                                                             Командир корабля: Экипаж готов к полёту в космос.                                          Воспитатель(рп): Приготовиться к старту. Проверить кислород, радиосвязь, пристегнуть ремни. Внимание! 5,4,3,2,1 – пуск!                                                                             Командир корабля: Есть пуск! (Запись пуска ракеты).                                     Воспитатель(рп): Командир корабля! Приём! Приём! Как слышите? Есть перегрузки?   Командир корабля: Нет. Спасибо! Всё нормально, полёт продолжается!          Воспитатель(рп): И вот наша ракета оторвалась от Земли. И мы с вами взлетаем всё выше и выше. И вот мы выходим в открытый космос. Посмотрите в иллюминаторы. Что вы видите?                                                                                                                                                 Командир корабля: Мы видим Солнце и планеты.                                                                     Воспитатель: Много планет вокруг Солнца летает, может быть, люди на них обитают?

Все планеты, находящиеся около солнца называются солнечной системой. В солнечной системе 8 планет. Названия этих планет вам известно, назовите их. Держим курс на Марс.                                                                                                                                                                                         Командир корабля: Есть держать курс на Марс.

Воспитатель(рп): И вот перед нами неопознанный объект. Посмотрите в иллюминаторы. Что вы видите?                                                                                                                 Командир корабля: Мы видим планету.                                                                  Воспитатель(рп): Эта планета называется Меркурий. Меркурий — ближайшая к Солнцу планета. Повернута к Солнцу одной стороной и там очень горячо, с другой — страшный холод и мертвый покой. Как вы думаете, можно ли спуститься на планету Меркурий?                                                                                                                                       Дети: Мы думаем, что нет. Потому что с одной стороны она горячая, а с другой холодная.

Воспитатель(рп): Молодцы. Журналисты, подготовьте репортаж о Меркурии, сфотографируйте эту планету, опишите её. (Журналисты выполняют свои обязанности). Продолжаем поиски планеты Марс.                                                          Командир корабля: Есть продолжить поиски планеты Марс.                                       Воспитатель (рп): Мои приборы показывают значительные перегрузки. Как чувствует себя экипаж? Доктору следует проверить давление у всех членов экипажа и доложить результаты. Как поняли меня?                                                                                          Командир: Есть измерить давление и доложить результаты. Врач измеряет давление членам экипажа.                                                                                                                  Командир: Земля, докладываю: давление у всех членов экипажа в норме.

Воспитатель (рп): Хорошо! Молодцы, ребята! Внимание командиру экипажа! К вашему кораблю приближается неизвестное небесное тело. Будьте осторожны! Как слышите меня?                                                                                                    Воспитатель(рп): Повар, накормите экипаж! (Повар раздаёт экипажу тубы с продуктами «фруто няня пюре). Внимание! Пред вами неопознанный объект. Посмотрите в иллюминаторы. Что вы видите?                                                                                   Командир корабля: Мы видим планету.                                                                 Воспитатель (рп): Эта планета называется Венера. Названа в честь богини любви. Как вы думаете, можно ли спуститься на планету Венера?                                                     Командир корабля: Я думаю, что нет.                                                                     Воспитатель (рп): Почему?                                                                                                     Командир корабля: Потому, что на Венере вечная ночь.

Воспитатель(рп): Журналисты, сфотографируйте поверхность планеты и сделайте зарисовку. (Журналисты выполняют свои обязанности). Продолжаем наш полёт. Держать курс на Марс!                                                                                                  Командир корабля: Есть держать курс на Марс!                                                                                                                                Воспитатель(рп): Врач проверьте здоровье нашего экипажа. Раздайте витамины космонавтам. (Врач выдаёт всем витамины). Внимание! Необходимо сделать космическую разминку.

Разминка на стульях.

Корабль качается - раз!

Корабль качается – два!

Корабль качается – три!

На Марс долетели, замри.

Воспитатель(рп): Продолжаем наш полёт.                                                                                              Командир корабля: Есть продолжить полёт.  

 Воспитатель (рп): Внимание всему экипажу! Мои приборы показывают, что вы приближаетесь к поясу астероидов! Всем членам экипажа занять свои места! Командир, ваша задача провести корабль так, чтобы астероиды не повредили обшивку корабля. Как поняли меня?

Командир: Вас поняли! Занимаем свои места!                                                         Воспитатель (рп): Буран, Буран, как слышите меня?                                           Командир: Земля, слышим вас хорошо!                                                              Воспитатель (рп): Доложите обстановку!                                                                Командир: Мы справились, Земля!                                                                                     Воспитатель (рп): Буран! Прибор показывает повреждение обшивки корабля справа! Бортинженеру приготовиться к выходу в открытый космос! Как поняли меня? Командир: Поняли вас, Земля. Бортинженеру приготовиться к выходу в космос. Воспитатель (рп): Ребята, будьте осторожны! Доложите результаты!                  Командир: Есть, Земля! Мы постараемся, сделаем всё возможное. (Бортинженер выходит из корабля, имитируя невесомость. Ремонт обшивки.)                        Воспитатель (рп): Командир, как всё прошло? Доложите.                                                        Командир: Докладываю: всё прошло хорошо. Была незначительная царапина на обшивке, бортинженер её устранил.                                                                   Воспитатель (рп): Молодцы, ребята, горжусь вами. Займите свои места, продолжайте полёт. Держите курс на Марс.                                                                                                                                                                                                                                                                                  Командир корабля: Есть держать курс на Марс! Смотрите в иллюминаторы. Марс красноватый на Землю глядит. Экипажу приготовиться к выходу из корабля!                                                                                                                                                       Воспитатель (рп):  (Выход детей с корабля). Задание экипажу: обследовать планету и доложить о том, что увидели. Учёным взять пробы грунта. Журналистам сделать репортаж.

(Тележурналисты всё снимают на видеокамеру, фотографируют, записывают).

Воспитатель(рп): Приступить к обследованию планеты! Дети, обследуйте планету, возьмите свои приборы для обследования планеты. (Появляется инопланетянин).

Инопланетянин (игрушка): Здравствуйте, ребята. Ура! Ура! Вы прилетели. Грозный робот похитил карту планет солнечной системы. Ребята, помогите мне восстановить последовательность планет.

Воспитатель(рп): Я буду называть планеты, а вы должны взять картинку с её изображением и построиться в таком порядке, в каком они расположены.

По порядку все планеты назовет любой из нас.

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс.

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Восьмой – Нептун.                                                                                                      Инопланетянин: Спасибо. (Забирает карту у детей).                                                                               Воспитатель: Все планеты вращаются вокруг солнца.                                                  Инопланетянин: Теперь мы с удовольствием отправимся в путешествие по нашей Галактике. Спасибо! Я скоро к вам прилечу. Счастливого пути. До свидания!       Воспитатель: Ребята, мы свами помогли марсианину. На нашем корабле запасов кислорода, которым мы с вами дышим, осталось немного. Поэтому нам надо возвращаться на Землю. Внимание, экипаж! Занять всем свои места на нашем корабле! Летим назад на Землю.

 Командир корабля: Есть приготовиться к возвращению на Землю!                                    Воспитатель(рп): Пристегнуть ремни, начать отсчёт времени: 5-4-3-2-1-0 – пуск! Командир корабля: Есть пуск! Воспитатель: Планета Земля — родимый наш дом.

Воспитатель(рп): Приготовиться к приземлению!                                                                                      Командир корабля: Есть приготовиться к приземлению!                                                                                                              Воспитатель(рп): Покинуть корабль! Командир корабля: Космический корабль «Радуга» закончил полёт успешно. Покинуть корабль! (Всё снимают).

Руководитель полёта: Посадка! С возвращением вас, ребята!!!                                                                                         Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра для детей "Путешествие по городу".

Игра - основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма. Игра  в дошкольном возрасте влияет на развитие всех сторон личности ребенка....

Проект организации строительной и сюжетно – ролевой игры. Тема: «Морские путешествия» (в старшей группе).

Цель. Расширять диапазон детских игр, учить играть вместе (обсуждать сюжет, придумывать новые роли и игровые действия), помочь создать игровую обстановку с учетом темы игры и воображаемой ситуации, уч...

Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно – ролевой игрой детей "Космическое путешествие" в старшем дошкольном возрасте

Желание стать космонавтом обычно посещает каждого ребенка, поэтому игра «Космическое путешествие» будет интересна для детей старшего возраста....

Презентация "Роль сюжетно – ролевых игр и игр путешествий по сюжетам знакомых сказок, стихов и потешек в развитии речи младших дошкольников"

В презентации раскрыта важность речевого развития малышей через сюжетно - ролевые игры и игры - путешествия по сюжетам знакомых сказок, стихов и потешек....

Конспект сюжетно-ролевой игры" Туристическое агенство.Путешествие в Африку " .

Сюжетно-ролевая игра "Туристическое агенство.Путешествие в Африку."...

Конспект сюжетно - ролевой игры на прогулке "Путешествие на Северный полюс"

Продолжать расширять кругозор детей, закреплять знания о частях света, продолжать знакомить с глобусом, закреплять знания о животных холодных стран, о среде их обитания, закреплять знания о назе...