Проект "Краски природы"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Социально-познавательный проект
«Краски природы»
Вид проекта: социально-познавательный
Продолжительность проекта: долгосрочный
Авторы проекта: Аникина Т.В., Чулкова С.Ю., Селянина Л.В., Попова Е.В.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
В настоящее время экологическое образование - одно из приоритетных направлений, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В структуре ФГОС дошкольного образования особое внимание уделяется познавательно-исследовательской деятельности, как исследованию объектов окружающего мира и экспериментирование с ним.
Причинами реализации этого проекта стал анализ данных, выявленных в результате анкетирования родителей и мониторинга познавательного развития детей старшей группы в области «экология». А именно:
- Дети плохо представляют значимость и взаимосвязь природы и здоровья;
- Недостаточный кругозор о неживой природе;
Цель проекта: Формирование представления детей о лекарственных растениях, их свойствах, создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений родного края.
Задачи:
- Образовательные: Сформировать первоначальные навыки безопасного поведения в природе, обогатить словарный запас. Уточнить и расширить знания детей о разнообразии и пользе растений, их ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете. Познакомить с исчезающими растениями, с Красной книгой.
- Развивающие: Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, приобщать детей к процессу познания. Развивать желание исследовать объекты живой и неживой природы не нанося им вред, экспериментировать.
- Воспитательные: Воспитывать коммуникативные навыки, бережное отношение к природе, желание заботиться о растениях, сохранять и защищать ее.
Работа над нашим проектом носила комплексный характер, пронизывала все виды детской деятельности дошкольников.
Работа велась по трем основным направлениям: взаимодействие с детьми, взаимодействие с родителями и взаимодействие с педагогами нашего дошкольного учреждения.
«Модель трёх вопросов» помогла установить на момент начала работы, какие знания имеются у детей, что их интересует, где можно пополнить недостающие сведения.
Проект реализовывался в 3 этапа:
На I этапе-подготовительном:
Был проведен анализ проблемы; сформированы задачи, решаемых в ходе работы над проектом; определение источников информации; подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по теме; накопление информации по теме проекта; планирование системы мероприятий по теме; подготовка её к апробированию.
Подбор материала и атрибутов для продуктивной деятельности, экскурсия в библиотеку. Создание предметно-пространственной среды.
Информация для родителей о предстоящем проекте, привлечение их к участию.
II этап - основной (практический)
Практическая работа по проекту велась по 3-блокам, в каждом блоке поставлены задачи и оптимально подобраны дидактические материалы.
I Блок «Аптека под ногами»
II Блок « Деревья, которые лечат»
III Блок «Они просят защиты»
Для достижения поставленной цели и наиболее эффективных результатов в ходе реализации проекта использовались следующие дидактические средства обучения и воспитания:
Словесный метод был использован через приёмы: беседа, чтение и обсуждение экологических сказок и рассказов, энциклопедий, журналов о природе, загадывание загадок о лекарственных растениях, составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я - подорожник…», «Я -ромашка…», «Я - крапива…»; проблемная ситуация «Как оказать помощь без лекарств».
Наглядный метод: просмотр презентаций «Лекарственные растения родного края», рассматривании картин о природе; при проведении целевых прогулок в аптеку, экскурсий на берег Иркута; выездных отдыхов с семьей на природу; на территории детского сада и в парке.
Практический метод: был использован в продуктивной деятельности, при создании эко плакатов; при изготовлении гербария «Путешествие в мир лекарственных растений»; поделок из природного и бросового материала; в познавательно-исследовательской, экспериментальной деятельности.
Для стимулирования познавательной активности детей и приучения их к самостоятельному поиску решения проблемы, использовался метод игрового обучения, который заключался в проигрывании с детьми игровых проблемных ситуаций.
У детей сформировались первоначальные навыки безопасного поведения в природе, обогатился словарный запас, знания по теме: «лекарственные растения» родного края, сформировалось представление о взаимосвязи человека и природы.
В результате реализации проекта «Краски природы» были достигнуты планируемые результаты:
Для детей: - развит познавательный интерес к миру целебных растений родного края;
- расширены и систематизированы знания о разнообразии и пользе растений, их ценности для здоровья, правил пользования;
- повысится уровень творческой активности детей, и интерес к исследованию объектов живой и неживой природы не нанося им вреда в процессе экспериментирования.
Для педагогов: - освоение новых методов преподнесения материала и инновационных технологий в работе детьми старшего дошкольного возраста;
- разработка новых форм сотрудничества с семьей;
-пополнение воспитательно-образовательного процесса необходимым оборудованием, материалом, оснащение и обновление ППС.
Для родителей: - установление единой модели взаимодействия детского сада и семьи, повышение экологической культуры;
- повышение интереса к деятельности детей и педагогов в детском саду.
В ходе проекта дети проявляли любознательность, инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовали со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности. Каждый ребёнок получил возможность реализовать свои идеи и удовлетворение от действий в течение всего времени работы над проектом. Развивались их коммуникативные способности: умение работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу, оценивать свои действия и поступки.
Итоговый продукт
Благодаря слаженному сотрудничеству всех участников проектной деятельности предметно-развивающая среда пополнилась результатами продуктивной деятельности:
III этап- заключительный
Методическая работа | Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с родителями |
1. Пополнилась методическая Копилка конспектами НОД. 2. Созданы презентации по проекту. 3. Созданы проекты: «Лекарственные растения родного края», «Экологическое образование детей посредством приобщения к природному миру родного края», «Воспитание любви к родному краю». 4. Подбраны сушеные лекарственные травы. 4.И конечно будет проведен педагогический совет по результатам работы над проектом. | 1. Изготовление книги « Уникальные растения Прибайкалья». 2. Гербарий лекарственных растений нашего села. 3.Экспериментирование (Огороды на окне с посадкой цветов, трав, растений). 4.Открытое мероприятие с детьми: «Экологическая игра-викторина Что? Где? Когда?» | 1. Изготовление картотеки дидактических игр по теме: «Лекарственные растения». 2. Изготовление подвижных игр на тему «Лекарственные растения». 3. Изготовление книжек-малышек на тему: «Сказка о лекарственных растениях», «Загадки о лекарственных растениях для детей», «Лекарственные растения нашего села». 4. Альбом о лекарственных деревьях и их пользе. 5. Загадки о лекарственных деревьях. 6. Ароматерапия (мешочки с травами) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»
Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...
У природы нет плохой погоды «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышные природы увяданья, В багрец и в золото одетые леса…» А. С. Пушкин
Рекомендация для родителей...
Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...
Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.
Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...
Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!
Знакомим ребенка с природой.Природа – источник познания. Сбережем родную природу! Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...