"Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Сологубова Ольга Викторовна

Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация:

 «Нетрадиционные методы работы

по профилактике и преодолению речевых нарушений

у детей дошкольного возраста с ОНР».

Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью нетрадиционных методов работы.

Использование нетрадиционных методов на занятиях по логопедии в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение нетрадиционных методов направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

В связи увеличением числа детей, страдающих речевыми нарушениями  на сегодняшний день,  актуален поиск новых форм,  методов и приемов  коррекционной работы. В данном случае актуальность проявляется в выборе системного и комплексного подхода при коррекции речевого,  психического и соматического развития ребенка. В специальной литературе, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми в дополнение к традиционным методам. Можно отметить работы таких авторов как  Е.А. Пожиленко, В.В. Коноваленко,  М.И. Чистякова,  М.А. Поваляева,  и др.

Специфика нетрадиционных методов  направлена на: развитие ребенка и  процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений. Она включает в себя  коррекционную работу, которая направлена на исправление либо ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, которая направлена на раскрытие возможностей ребенка и достижение им оптимального уровня развития.

Песочная терапия - это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

Цели песочной терапии

  • Эмоциональное благополучие ребенка,
  • Самоактуализация,
  • Коррекция речевых нарушений.

Терапевтические возможности

  • Существенно усиливает желание ребенка узнать, что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  • В песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития» ручного интеллекта».
  • В игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции, а также речь и моторика.
  • Совершенствуется развитие предметно  игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно  ролевой игры и коммуникативных  навыков ребенка.
  • Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.

В логопедии с помощью игр с песком решаем следующие задачи:

  • Развитие диафрагмального дыхания
  • Регуляция мышечного тонуса
  • Автоматизация звуков
  • Развитие фонематического слуха
  • Формирование слоговой структуры слова
  • Словарная работа
  • Звуковой анализ слов
  • Обучение грамоте
  • Связная речь

Все эти задачи решаем с помощью игровых методов.

Логопеды давно используют в работе пластиковые крышечки. 

Ведь они имеют ряд преимуществ:

** привлекательны цветом;

** безопасны в использовании;

** легко обрабатываются, при условии, что на них ничего не наклеено (не написано);

** легки по весу и удобны при транспортировке;

** крышечки ФрутоНяня легко соединяются и превращаются в разные фигуры.

Игры с цветными крышками способствуют развитию мелкой моторики рук, дадут понятие о величине, научат детей ориентироваться в цветовой гамме, решать логические задачи, развивают внимание, воображение, творческие способности. Во время игр у детей развивается восприятие: зрительное и осязательное, формируются навыки самостоятельного и совместного выполнения задания, формируется и активизируется словарь. Пластмассовые крышечки от бутылок, различных баночек, тюбиков и косметических средств — замечательный материал не только для творческих экспериментов, занимательного конструирования и изготовления полезных для детских ножек массажных дорожек. Их смело можно использовать также в разнообразных развивающих занятиях с детками.

Крупотерапия.

Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком. С помощью крупотерапии  повышается эффективность коррекционной работы с детьми имеющими речевые нарушения. Использование данной инновационной технологии в комплексе с традиционными  подходами в логопедии, также способствует  общему оздоровлению детей. Играя с крупой ребенок может расслабиться, успокоиться. Для игр с крупами подойдет  любая крупа:  гречка, манка, фасоль, семечки, горох и конечно различные емкости, ложечки, баночки и сито.                                                                                  

Основной акцент делается на творческое самовыражении ребенка, благодаря этому происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития. Наблюдения и опыт показывают, что игры с крупами  позитивно влияют на психо-эмоциональное развитие и  самочувствие детей, снимают тревожность и  напряжение у ребенка. Незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики и речи ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во- вторых в  процессе игровой терапии с  крупами у ребёнка развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика рук,  повышается общая работоспособность, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.                                                     Все это делает использование метода крупотерапии прекрасным средством для развития и саморазвития, а также средством здоровьесбережения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы учителя-логопеда по самообразованию: «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»

Тема внедрения нетрадиционных  методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимае...

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и родителей в работе по предупреждению и преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Данный план представлен в виде таблицы, в которой указаны направления коррекционно-образовательной работы и основные задачи участников в работе по предупреждению и преодо...

Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников

В данной статье рассматривается применение нетрадиционных методов работы по профилактике и преодолению речевых нарушений....

Выступление на семинаре-практикуме «НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ».

   Логопедический массаж является одним из средств коррекционного воздействия,  который  используется с лицами, у которых диагностируется такие речевые расстройства, как рин...

«Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и под...

Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений дошкольного возраста с ОНР

В логопедической работе с детьми на современном этапе поиск новых форм и методов в обучении детей – один из актуальных вопросов.Особенности развития детей с нарушением речи включают: недостаточн...