Роль преемственности образовательных учреждений в инклюзивном образовании
материал
Консультация на тему "Роль преемственности образовательных учреждений в инклюзивном образовании"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_inklyuzii.docx | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль преемственности образовательных учреждений в инклюзивном образовании
Понятие «инклюзивное образование» (от франц.inclusif –включающий в себя) для нашей страны является относительно новым (вошло в обиход в конце 90-х годов). В Федеральном Законе № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2) инклюзивное образование обозначено как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Инклюзивное образование выступает для отечественной системы образования определенной инновацией, следовательно, требует грамотного управления на всех этапах его моделирования и внедрения. Эффективность инклюзивного образования предполагает создание комплекса условий, среди которых основными выступают: готовность специалистов к реализации инклюзивного педагогического процесса (включает все виды готовности: личностной, профессиональной, психологической и др.), гуманистическая система воспитания, включающая формирование нравственно-психологического климата внутри коллектива; организация коррекционной помощи и психолого- педагогического сопровождения развития и социализации детей.
Основная задача педагогов и специалистов моделировать собственное понимание проблематики инклюзивного образования, формировать умения работать в инновационной образовательной среде, что в совокупности должно обеспечить готовность к решению профессиональных задач.
Инклюзивное образование – образование, которое каждому ребенку, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности, предоставляет возможность быть включенным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания (развития и социализации), что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его сегрегации и изоляции.
Инклюзия предполагает включение детей со специальными образовательными потребностями в массовые учреждения, где считается важным снять все барьеры на пути к полному участию каждого ребенка в образовательном процессе.
Инклюзивное обучение и воспитание – это долгосрочная стратегия, рассматриваемая не как локальный участок работы, а как системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом.
Эта форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования. Поэтому деятельность общеобразовательного учреждения должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), так и между учащимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками (Ковалев Е.В., Староверова М.С. , 2010).
Следует особо подчеркнуть, что введение инклюзии в образовательную систему не должно приводить к уменьшению значения специального образования. Инклюзивное образование выступает как одно из направлений образования, вариант предоставления образовательных услуг ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Все особые дети нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками, однако каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для его развития модель образования. Образовательная инклюзия, скорее всего, имеет свои пределы, в тех случаях, когда для ребенка нецелесообразно совместное обучение, необходимо предоставить возможность обучаться в специализированном учреждении, позаботившись о формировании социальных умений, включив его в совместные досуговые программы.
В современной ситуации накопленного опыта социальной и образовательной инклюзии неизбежно встает вопрос о поиске и четкой трактовке методологических, концептуальных оснований, с позиции которых будет происходить исследование процессов построения инклюзивного образования, так и процессов, происходящих внутри него. Попытки содержательного обоснования проблемы в литературе часто ограничиваются призывами к обеспечению реального права детей с нарушениями на полноценное образование. Вполне понятно, что концептуальное наполнение интегрированной модели образования будет происходить постепенно, соответственно реализации комплексных системных исследований в этой области. Ясным является то, что становление теории нового образования будет представлять синтез теорий, включающий философское, педагогическое, психологическое, медицинское и т.д. знание, а результаты теоретического поиска будут выполнять роль научных ориентиров в практике реализации инклюзивного образования, обеспечат его оптимальное функционирование.
Для качественной работы по преемственности в инклюзивном образовании школы и ДОУ в детском саду проводятся различные мероприятия. Одним из наиболее важных и значимых является День открытых дверей, на который приглашаются сотрудник школ. Специалисты общеобразовательных учреждений рассказывают о предлагаемых в их школах (центрах) услугах, сообщают о контингенте обучающихся детей, а также о возможностях, которые могут дать.
Очень четко выражена позиция педагогов о необходимости выбирать грамотно и рационально ту программу обучения для своего ребенка, при освоении которой ребенок будет чувствовать себя успешным.
Невозможно представить себе модель преемственности без блока родителей ребенка. Прежде всего, хочется сказать о том, что очень многим родителям детей с ОВЗ необходимы примитивные знания о психологии и физиологии подобных детей. Это прежде всего необходимо для того, чтобы родители осознали важность правильного выбора послесадовского образования для своего ребенка.
К условиям организации инклюзивной образовательной среды в преемственности дошкольного и школьного образования относятся:
• Уровень дидактических технологий, образовательных программ, воспитательного пространства учреждений).
Создание гибкой и вариативной организационно-методической системы, адекватной образовательным потребностям детей с различными возможностями обеспечивается преемственностью систем дошкольного и школьного образования.
Совместная деятельность специалистов детского сада и школы осуществляется как сотрудничество по выработке совместных решений в сфере создания педагогических условий инклюзии. Сотрудничество осуществляется в следующих формах: совместное проведение педагогических советов и совещаний, родительских собраний, воспитательных мероприятий, занятий в школе будущего первоклассника.
• Комплексное и многоуровневое сопровождение участников образовательного процесса: педагога (научный руководитель, администрация), обучения детей (дефектолог, психолог, родители) и социализации детей (психолог, родители, волонтеры).
Сопровождение участников образовательного процесса реализуется посредством следующих инновационных технологий, которые в совокупности реализуют комплексный разноуровневый характер сопровождения участников педагогического процесса:
• технология адаптации ребенка к новой образовательной
ступени
• технология сопровождения педагога
• технология помощи ребенку в процессе обучения
• технология взаимодействия с семьей
• технология воспитания личности
Виды (направления) комплексного сопровождения:
• профилактика;
• диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг));
• консультирование (индивидуальное и групповое);
• развивающая работа (индивидуальная и групповая);
• коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
• психологическое просвещение и образование (повышение психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации, педагогов, родителей).
В основе поддержки лежит метод комплексного сопровождения, реализующего четыре функции:
• Диагностика возникающих у ребенка проблем; поиск информации о сути проблемы и способах ее разрешения;
• консультация на этапе принятия решения и выработке плана решения проблемы;
• помощь на этапе реализации решения проблемы.
Среди принципов построения инклюзивного образовательного
пространства основными, выступают:
• Раннее включение в инклюзивную среду. Это обеспечивает возможность абилитации, то есть первоначального формирования способностей к социальному взаимодействию;
• Коррекционная помощь. Ребенок с нарушениями развития обладает компенсаторными возможностями, важно их «включить», опираться на них в построении образовательно-
воспитательного процесса. Ребенок, как правило, быстро адаптируется к социальной среде, однако, он требует организации поддерживающего пространства и специального
сопровождения (что также выступает в качестве условий, учитывающих его особые потребности).
• Индивидуальная направленность образования. Ребенок с нарушениями может осваивать общую для всех образовательную программу, что является важным условием его включения в жизнедеятельность детского коллектива. При необходимости разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут в зависимости от особенностей, глубины дефекта и возможностей ребенка. Маршрут должен быть гибким, ориентироваться на зону ближайшего развития, предусматривать формирование речевых умений, основных видов познавательной деятельности соответственно возрасту, развитие социальных умений.
• Командный способ работы. Специалистам, педагогам, родителям необходимо работать в тесной взаимосвязи (по командному принципу), что предполагает совместное построение целей и задач деятельности в отношении каждого ребенка, совместное обсуждение особенностей ребенка, его возможностей, процесса его движения в развитии и освоении социально-педагогического пространства.
• Активность родителей, их ответственность за результаты развития ребенка. Родители являются полноправными членами команды, поэтому им должна быть предоставлена возможность принимать активное участие в обсуждении педагогического процесса, его динамики и коррекции.
Преемственность выступает одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения и школы, как необходимое условие адаптации первоклассников к новому виду учебной деятельности.
В системе образования дошкольное образование и начальное общее образование – это уровни общего образования. Неподготовленность ребёнка влечёт за собой негативные последствия: в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Встречи, экскурсии детей, беседы оказывают положительное влияние на осуществление преемственности в применении методов и приемов в воспитании и обучении, в воспитании здорового образа жизни, глубже понять индивидуальные особенности детей, поступающих в 1-й класс, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром. Выработанные единые формы и методы в работе с детьми по воспитанию и обучению, позволили детям безболезненно адаптироваться к условиям школы и овладеть необходимыми навыками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль учителя-логопеда в реализации инклюзивного образования в дошкольном учреждении.
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей,...
проект «Форма эффективного взаимодействия педагогов дошкольного учреждения, осуществляющих инклюзивное образование».
laquo;Форма эффективного взаимодействия педагогов дошкольного учреждения, осуществляющих инклюзивное образование»....
Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном образовании
Формами дистанционного обучния являются различные варианты взаимодействия преподавателя и учащегося,цель которых является в достижении определенных компетенций.Компьютер становится одним из средств со...
статья Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном образовании.
В этой статье раскрываются основные аспекты дистанционных образовательных технологий...
Методическую разработку "Развивающий потенциал игр В.В. Воскобовича в реализации преемственности образовательных учреждений"
Развивающий потенциал игр В.В. Воскобовича в реализации преемственности образовательных учреждений - это комплексная методика, которая позволяет развивать у детей такие качества, как логическое мышлен...
Организационно-методическое сопровождение образовательной деятельности по инклюзивному образованию и работе с детьми-инвалидами в ДОУ
Презентация деятельности муниципального ресурсного центра по организации методического обеспечения образовательной деятельности по инклюзивному образованию и работе с детьми-инвалидами на РМО старших ...
Инновационные образовательные практики в инклюзивном образовании (по материалам Фестиваля лучших инклюзивных практик 2024 года) часть 2
Инновационные образовательные практики в инклюзивном образовании (по материалам фестиваля лучших инклюзивных практик 2024 года)– Казань: Управление образования ИКМО г.Казани, 2024. – 122 с...