Наставничество
статья

Брянская Марина Павловна

Наставничество

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

«В каждом человеке есть солнце.

Только дайте ему светить»

(Сократ)

              2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.

           Наставничество - способ передачи знаний, умений, навыков молодому

человеку от более опытного и знающего, предоставление молодым людям

помощи и совета, оказание необходимой поддержки в социализации и взрослении.

             Термин «наставничество» произошел от английского слова «mentor».

Так звали героя древнегреческой мифологии - мудрого советчика,

пользовавшегося всеобщим доверием. Первейшей характеристикой

наставника должно быть совмещение в одном лице ролей родителя и

сверстника, он должен быть своего рода переходной фигурой в развитии

личности. Наставничество в своем лучшем проявлении связано с

компетентностью, опытом и четким определением ролей.

«Чтобы помочь другому человеку, не обязательно быть

сильным и богатым, - достаточно быть добрым»

(Монах Симеон Афонский)

          История наставничества идет из далекого прошлого. Первым

профессиональным наставником (ментором), давшим имя всем будущим

поколениям наставников, был древнегреческий Ментор. Этот герой

древнегреческой мифологии был мудрым советчиком, пользовавшимся

всеобщим доверием. Он стал примером мудрого и эффективного наставника.

Философы с давних времен пытались определить основные задачи

деятельности наставника. Например, Сократ главной задачей наставника

считал пробуждение мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были

направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании

обучающегося. Его главное дидактическое достижение - диалектический спор,

подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. В

поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении,

руководствуясь тезисом «я знаю только то, что ничего не знаю».

По мысли Платона, воспитание надо начинать с раннего возраста, так как

оно должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей.

Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник

преклонных лет. Ж.-Ж. Руссо полагал, что главное и наиболее сложное

искусство наставника – уметь ничего не делать с учеником.

В начале XX века о проблемах наставничества размышлял К. Д.

Ушинский. Он считал, что нельзя быть убежденным, что профессиональный

опыт с лихвой компенсирует полное отсутствие теоретической подготовки.

Теоретические знания и опыт должны дополнять друг друга, но не замещать.

Таким образом, профессиональная адаптация личности напрямую зависит от

уровня педагогического мастерства, опыта и знаний наставника.

        Целью наставнической деятельности в системе образования

выступает непосредственное воздействие на формирующуюся

личность, направленное на ее образование, активную

социализацию, продуктивное развитие, социальную адаптацию

путем передачи опыта от наставника к наставляемому;

● Объектом наставничества является сам процесс передачи опыта,

а субъектами - наставники, представители структур, которые

организуют наставническую деятельность, и контролирующих

организаций, сами наставляемые.

Выделяют пять основных типов наставничества:

        Традиционное личное наставничество. Личное наставничество

подразумевает наставничество одного молодого человека одним взрослым.

Наставник и наставляемый должны встречаться как минимум по четыре часа

в месяц на протяжении года. Наставляемые должны изначально знать, на

какую продолжительность отношений они могут рассчитывать, чтобы

избежать завышенных ожиданий.

         Групповое наставничество. Групповое наставничество подразумевает

работу одного наставника с группой, состоящей максимум из четырех человек.

Наставник берет на себя роль лидера и обязательство регулярно проводить

встречи с наставляемыми на протяжении длительного периода времени.

Большая часть взаимодействия происходит в виде групповых сессий, в рамках

которых отведено время на личное общение.

             Командное наставничество. В рамках командного наставничества

несколько взрослых работают с небольшими группами молодых людей (в

соотношении взрослых к молодежи не больше, чем один к четырем).

              Наставничество ровесниками. Наставничество ровесниками

предоставляет молодым людям возможность развивать наставнические

отношения со сверстниками или младшими по возрасту подростками.

Например, ученик средней школы может быть наставником для ученика

начальной школы в изучении школьных предметов или в организации

досуговой деятельности. Такие молодые наставники служат образцом для

подражания. Они требуют постоянной поддержки и тщательного наблюдения.

Как правило, в рамках наставнических отношений сверстников наставник и

наставляемый часто встречаются в течение семестра или всего учебного года.

             Интернет-наставничество (также известное как «онлайн наставничество»). Оно подразумевает отношения взрослого с одним молодым человеком, которые общаются через Интернет по крайней мере один раз в неделю от шести месяцев до года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о наставничестве

Положение о наставничестве в детском саду....

Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОУ

Функции наставничестваЭтапы формирования профессиональной педагогической деятельностиРоль психолога в формировании культуры наставничества в ДОУ...

Положение о наставничестве.

Положение о наставничествемуниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 181. Общие положения1.1. Настоящее положение разработано для муниципального дошкольногообразователь...

«Сущность и содержание понятия «наставничество». Наставничество в современной образовательной практике».

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.Задача наставника &nda...

Заседание по наставничеству:"Обобщение опыта работы наставничества воспитателей по проблеме создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОО."

Цель: Провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной предметно-развивающей среды в возрастных группах ДОУ и определить пути совершенствования работы в данном направ...

Программа наставничества "Реверсивное наставничество педагогов ДОУ как средство внедрения инновационных технологий"

В данной Программе наставничества описана система работы по  реверсивному наставничеству. Реверсивное наставничество – нетрадиционная форма развития профессиональных отношений между субъект...

Проект по наставничеству «Компетентный педагог» Номинация: «Эффективная система работы наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»

Проект по наставничеству «Компетентный педагог»Номинация: «Эффективная система работы   наставничества в образовательной организации в образовательном пространстве го...