Статья "Актуальность развития мелкой и общей моторики у детей дошкольного возраста". Сентябрь 2023г.
статья (средняя группа)

Русакова Лилия Ивановна

В наше время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста. Важную роль в успешности интелектуального и психофизического  развития ребенка является сформированная мелкая моторика. ведь именно она закладывает много аспектов для дальнейшего формирования ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rusakova_statya_golos_primokshanya_motorika.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев.

В.А. Сухомлинский

В наше время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста.Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая моторика. Ведь именно она закладывает много аспектов для дальнейшего формирования ребёнка. На начальном этапе жизни его интеллектуальные способности именно мелкая моторика показывает, как развивается ребёнок.

Мелкая моторика — это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она связанна очень тесно с развитием внимания, наглядно-действенного мышления и развитием речи. На всех кончиках детских пальчиков есть нервные окончания, они помогают передаче сигналов в мозговой центр, это как раз и влияет на развитие ребёнка. К такому выводу и пришли ученые, что начинает формироваться устная речь только тогда, когда становятся точными движения пальцев рук. А также вместе с этим развивается внимание, память и словарный запас ребёнка. И поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Не все родители знают, что мелкую моторику можно развивать с младенчества. Например, начинать массировать грудничку пальчики рук. Ведь самые активные точки, связанные с корой головного мозга, находятся на их окончании. И далее продолжать уже с подросшим ребёнком. Но так как просто делать упражнения малышу будет не интересно — надо обратить их в полезные игры. Если дома много разных игрушек, это очень хорошо. Но не все задумываются, что весь потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь. Ведь самое главное — это внимательно следить, как малыш играет, как рисует и т.д. Нужно дать ребёнку рисовать карандаши, а не фломастеры, это уже даст лучший результат. Так как при нажатие карандаша нужно сильно сжать его в руке и надавить на бумагу. Что дает необходимый эффект: пальчики находятся в напряжении. Фломастер же проявляется на бумаге при легком нажатие руки. Также можно сделать игры в домашних условиях своими руками. А еще лучше сделать их со своим ребенком, что станет вдвойне интереснее для малыша. Хороший эмоциональный фон создают именно игры с пальчиками. Они учат слушать и понимать смысл, повышают речевую активность ребёнка. Он начинает концентрировать свое внимание и правильно распределять его. Если ребенок будет выполнять упражнения, вместе с короткими стихотворениями, то речь его станет более ритмичной, четкой, яркой. У него появится контроль над выполняемыми действиями. У малыша развивается фантазия и воображение. Познав многие упражнения, он легко сможет с помощью рук, рассказывать истории. И в результате этих пальчиковых упражнений, кисти рук и пальцы приобретут хорошую подвижность, гибкость и силу, а позже это облегчит овладение навыком письма. С точки зрения анатомии, в головном мозге ребенка есть центры, отвечающие за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Именно поэтому так важно развитие мелкой моторики у детей: от неё будет зависеть формирование речи, социализация ребёнка, успехи в школьном обучении. Также, доказано, что мысль, и глаз ребенка двигаются с такой же скоростью, что и рука. Это значит, что постоянные упражнения по тренировке движений пальцев являются очень мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Множество известных педагогов указывают на проблему развития, мелкой моторики. И ей уделяется внимание и предлагается целый комплекс мер, помогающих развитию движений пальцев рук. Развитием мелких мышц кистей рук у детей нужно начинать заниматься систематически с года до самой школы, и рекомендуют детям упражнения, доступные их возрасту.

Существует много различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук которые использую в своей работе с воспитанниками дошкольного возраста средней группы «Ромашка» МБДОУ «ЦРР Д/с «Сказка» оп «Д/с «Светлячок» комбинированного вида». Это такие как, массаж кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами (мозаики, пазлы и всевозможные конструкторы), игры с песком и водой, аппликация (как вырывная, так и при помощи ножниц), всевозможные плетения, лепка, рисование, штриховки и графические упражнения. Так же завязывание ленточек, шнурков, узелков на веревочке, игры с прищепками и с природными материалами (камешки, шишки, ракушки).

Собираем разрезные картинки, застегиваем и расстегиваем пуговицы, разбираем крупы (горох, гречка, рис) и.т.д.

Игр, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, как для детей, так и для взрослых. Самое интересное и доступное занятие для развития моторики руки и пальцев - это пальчиковые игры. Именно они помогут ребенку научиться хорошо, овладевать своими ладошками и пальчиками. Эти игры очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

С точки зрения М.И. Лисиной, взрослому необходимо в различных игровых ситуациях создавать условия сотрудничества с ребенком, что будет способствовать появлению инициативности ребенка в познании мира, в игре. С точки зрения Л.С. Выготского, именно в игровой деятельности, которая характеризуется наличием свободы, новизны, интереса, дети учатся воспринимать мир, формировать представление о времени и пространстве, регулировать свои эмоции и поведение.

Так же в соответствии с ФГОС ДО образовательная область «Физическое развитие» включает решение задачи по развитию крупной и мелкой моторики обеих рук, поскольку, когда у детей развивают мелкую моторику пальцев, то осуществляется разнообразие тактильных впечатлений ребенка, оказывается большое влияние на развитие его речи, снижается проявление различных недостатков и даже снятие психического напряжения.

Учитывая исследования ученых, становится понятно, что в процессе индивидуального развития, речь тесно связана с движениями, и первую очередь, с пальцами рук. Это наглядно выявляется и при наблюдении за детьми одного и того же возраста, но с различной степенью развития речи. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других, развитие движений пальцев рук подготавливает почву для развития речи.

После множество наблюдений работая с детьми, я пришла к выводу, что если развитие движения пальцев рук соответствует возрасту, то и речь будет в пределах нормы данного возраста.

Таким образом, можно сказать, что развитие мелкой моторики необходимо для младшего дошкольного возраста. Так как это оказывает огромную значимость в его умение излагать свою мысль, красиво писать и рисовать в будущем. А также в целом оказывает отличное действие на организм. Самое главное, не упустить время. Ведь ребёнок растет очень быстро, и некоторые процессы не обратимы. Всё нужно делать вовремя. И все самое главное закладывается в самом начале. Чтобы к школе ребёнок умел писать, читать и, конечно же, четко и правильно разговаривать. Так как на этом и строится его дальнейшая успеваемость.

Моя задача как педагогов, донести до родителей, важность развития мелкой моторики. Значение игр для ее развития. Ведь самое главное, что работа над мелкой моторикой, дает положительный результат, только тогда, когда она проводится регулярно.

                                                                                                     Лилия  Русакова,

                                 воспитатель  ОП д/с «Светлячок» комбинированного вида.                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие общей моторики у детей дошкольного возраста

Одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух — р...

Ярмарка методических идей «По развитию общей моторики у детей дошкольного возраста»

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанн...

Развитие речевого аппарата, речевой моторики у детей дошкольного возраста

К 6 годам  ребёнок правильно произносит все звуки родного языка, речь ребёнка грамматически правильна. Он владеет всеми формами устной речи: диалогической, монологической, контекстной, ситу...

КАРТОТЕКА ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И РУЧНОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

КЛУБОЧКИЦель: развитие мелкой и ручной моторикиИгровые действия:детям предлагается сначала размотать клубочки, затем с помощьювзрослого они учатся сматывать нитки в клубкиКОЛЮЧИЕ ШАРИКИЦель: развитие ...

Перспективный план работы по развитию мелкой и общей моторики для детей раннего возраста

В пособии представлена система коррекционных занятий по развитию мелкой и общей моторики для детей раннего возраста. Материал, содержащийся в пособии, имеет многофункциональный характер: формирует фон...

Педагогический проект :«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Декабрь 2023г.

Очень важной частью работы по развитию речи и мелкой моторикиявляются «Пальчиковые игры». Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности фантаз...

Развитие общей моторики у детей дошкольного возраста

Жизнь – это система движений. Все процессы внутреннего мира ребенка (удовольствие, удивление, сосредоточение, творческий поиск, и т.д.) можно выразить движением. Как многое должен постичь Ваш ре...