Консультация для педагогов «Готовность к обучению в школе»
консультация

Одним из самых важных итогов дошкольного детства является поступление ребенка в школу. Педагоги знают, что кардинально меняются социальные условия его развития. Родители зачастую в последний год перед поступлением ребенка в школу пытаются изучить со своими детьми программу первого класса. Нужно ли это делать? Гораздо важнее убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической готовностью для обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_obucheniyu_v_shkole.docx14.98 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Готовность к обучению в школе»

Выполнила: Котусова Т.Е.

Одним из самых важных итогов дошкольного детства является поступление ребенка в школу. Педагоги знают, что кардинально меняются социальные условия его развития. Родители зачастую в последний год перед поступлением ребенка в школу пытаются изучить со своими детьми программу первого класса. Нужно ли это делать? Гораздо важнее убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической готовностью для обучения в школе.

Современная школа с классно-урочной системой обучения ставит ребенка в определённые рамки и требует от него сформированности определенных ключевых компетенций. "Психологическая готовность к школе" - это не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Эти компоненты в полной мере определены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в виде целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального образования. Поэтому задача детского сада в том, чтобы создать необходимые условия для формирования у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности. При этом все компоненты психологической готовности к школе должны возникать естественным путем при условии полноценного проживания ребенком дошкольного детства: полноценного развития в специфических для дошкольника видах деятельности, содержательном и развивающем взаимодействии и общении с детьми и взрослыми. Психологическая готовность к школе является итогом развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства, поэтому ее показатели характерны для детей семи лет.

Психологическая готовность к школе определяется уровнем развития интеллектуальной и личностной сфер ребенка. Так показателями интеллектуальной готовности ребенка к школе являются: наличие системных знаний об окружающем мире, владение способами познания (умение слушать, задавать вопросы, отвечать, экспериментировать и др., достаточный уровень развития познавательных интересов и процессов, развитие связной речи и обучаемость. Личностная готовность к школевключает в себя такие критерии как эмоционально-волевая готовность, самооценка, коммуникативная готовность и мотивационная готовность. Показателями эмоционально-волевой готовности являются: начало формирования произвольности психических процессов, произвольность поведения, произвольность в деятельности, начало развития волевых качеств, произвольность эмоциональной регуляции. Показателем личностной готовности ребенка к школьному обучению является зарождение адекватной самооценки. Коммуникативная готовность ребенка к школе подразумевает произвольное общение ребенка со взрослым и со сверстниками. Показателями мотивационной готовности служат познавательная мотивация, социальная мотивация и формирование готовности к принятию «внутренней позиции школьника».

На формирование психологической готовности ребенка к школе должны работать  все педагоги ДОУ: воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель. Профессиональный стандарт педагога определяет трудовые действия воспитателей и специалистов ДОУ по психологической готовности ребенка к школе как «формирование учебных действий»«формирование мотивации к обучению» и «объективную оценку знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей».

Воспитывая и обучая ребенка, готовя его к школе, педагоги ДОУ помнят о том, что нельзя превращать занятия в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребенку. Совместные занятия должны доставлять дошкольнику удовольствие и радость, а таким видом деятельности является игра. Именно через игру у детей вырабатывается представление о занятиях, как важной деятельности для приобретения знаний, развивается настойчивость, ответственность, самостоятельность, старательность.

Игра формирует стремление ребенка овладевать знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия. В игровой деятельности у дошкольника появляется опыт работы в коллективе сверстников с участием взрослого. Игра формирует у ребенка навыки организованного поведения, готовит его к учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает влияние на общий процесс психологического становления личности ребенка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам. Несмотря на ведущую роль игры, воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми навыков и умений: широкое общение ребенка с взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам по воспитанию у детей некоторых качеств мотивационно-волевой готовности к обучению в школе

Рекомендации педагогам по воспитанию у детей некоторых    качеств мотивационно-волевой готовностик обучению в школе...

Консультация для родителей "Готовность к обучению в школе"

Консультация о разных видах готовности к школе......

Рекомендации для педагогов по формированию у детей подготовительных групп мотивационной готовности к обучению в школе.

Даны рекомедации по формированию мотивационной готовности к обучению в школе у будущих первоклассников....

Консультация для родителей и педагогов."Эмоционально-волевая готовность к обучению в школе."

В психологической готовности к школе все стороны переплетены, смешаны. Выделение какого-то одного аспекта производится условно, в целях учебного анализа. Эмоционально-волевая готовность пронизывает вс...

Консультация для педагогов «Аспекты готовности к обучению в школе»

Цель данной консультации: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе....

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовности

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовностиПсихологическая готовность к обучению в школе является одни...