Консультация для педагогов «Аспекты готовности к обучению в школе»
консультация (подготовительная группа)

Струкова Ирина Владимировна

Цель данной консультации: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aspekty_gotovnosti_k_obucheniyu.docx273.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Аспекты готовности к обучению в школе»

Подготовила: Струкова И.В.

                                                                                                                   педагог – психолог

Цель консультации: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.

Задачи:

  1. Раскрыть основные составляющие аспекты школьной готовности
  2. Дать практические рекомендации по подготовке ребенка к школьному обучению в детском саду.

Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться- считал детский психолог Л.А. Венгер.

Что же включает в себя подготовка к школе?Подготовка ребенка к школе - это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник.

В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический и психологический аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

Физиологическая готовность ребенка к школе

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения.

Согласно статье 19 ФЗ ''Об образовании'' обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования начинают с достижения ими возраста 6 лет 6 (на момент 1 сентября), но не позже достижения ими возраста 8 лет. Если ребенку на момент 1 сентября уже исполнилось 6 лет и 6 месяцев, отказать в приеме школу ему не могут, даже в случае недостаточно уровня физического и психологического развития.

Важно помнить, что все дети развиваются по-разному. Фактический возраст ребенка не всегда соответствует биологическому. Некоторые дети в 6 лет по своему физическому развитию готовы к систематическому обучению, но есть дети, которым и в 7 лет будет трудно  переносить школьные нагрузки. Чтобы понять пора ли ребенка отдавать в первый класс, можно применить тест.

Филиппинский тест. В дошкольном возрасте (обычно в 5-6 лет) у детей происходит «полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и ног.Для того, чтобы узнать прошел этот скачек роста или еще нет, нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Ребенок 4-5 лет не может этого сделать — руки еще слишком коротки.

С точки зрения физиологии о работоспособности вообще можно говорить только после завершения полуростового скачка. До этого истинной работоспособности (ни умственной, ни физической) у ребенка еще нет. Ведь основой работоспособности является такая организация нервных, энергетических и других процессов, которая способна обеспечить работу в «устойчивом режиме». Ни о каком устойчивом режиме до полуростового скачка говорить не приходится — клетки детского организма до 6 лет просто не годятся для этого.

Психологическая готовность ребенка к школе.

Психологический аспект включает в себя два компонента: интеллектуальная готовность и  личностная. Личностная в свою очередь включает: мотивационная,  коммуникативная, эмоционально-волеваяготовность.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе.

Интеллектуальная готовность ребёнка к школе - это способность будущего школьника к овладению такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация и классификация; в процессе учебной деятельности ребенок должен научиться устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия. Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития детей является сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления.

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

Внимание.

  • Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
  • Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
  • Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
  • Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое - постучать ногами, если птица - помахать руками.

Математика.

  • Цифры от 1 до 10.
  • Прямой счет от 1 до 10 и обратный счёт от 10 до 1.
  • Арифметические знаки « > », « < », « = ».
  • Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
  • Ориентирование в пространстве и листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т.д.

Память.

  • Запоминание 10-12 картинок.
  • Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
  • Пересказывание текста из 4-5 предложений.

Мышление.

  • Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
  • Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
  • Определять последовательность событий, что было сначала, а что - потом.
  • Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
  • Складывать пазлы без помощи взрослого.

Мелкая моторика.

  • Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
  • Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
  • Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
  • Выполнять аппликации.

Речь.

  • Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
  • Узнавать и называть сказку, загадку, стихотворение.
  • Составлять связный рассказ по серии из 4-5 сюжетных картинок.
  • Слушать чтение, рассказ взрослого, отвечать на элементарные вопросы по содержанию текста и иллюстрации.
  • Различать в словах звуки.

Окружающий мир.

  • Знать  домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
  • Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Коммуникативная готовность ребенка к школе

Коммуникативная готовность является одной из составляющих личностной готовности ребенка к школе и представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленному ситуацией школьного обучения».

Ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми;

 в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации;

ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что - плохо;

ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе.

Эмоционально-волевая готовность ребёнка к обучению в школе заключается в том, что ребёнок в состоянии управлять своим поведением и эмоциями, своей памятью, вниманием, мышлением, следить за своей речью, вовремя подключать воображение, действовать по инструкции взрослого, умеет сосредотачиваться, и т.д. В психологии это называется «произвольным поведением».

Слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок:

 - не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;

- не умеет работать по правилу;

- не умеет работать по образцу;

 - нарушает дисциплину.

Мотивационная готовность к обучению в школе.

Этот тип готовности предполагает наличие у ребенка мотивации к обучению. Эта мотивация может быть внешняя и внутренняя.

Внутренняя мотивация, – то есть ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать, а не, потому что у него будет новый рюкзак или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация). Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» – положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.

Мотивы учения.

социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»);

 - учебно – познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому;

  - оценочные мотивы, стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там буду получать только пятёрки»);

  - позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»);

  - внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойду в школу, потому что мама так сказала»);

 - игровой мотив, неадекватно перенесённый в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»)

Т.О.Все  составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, а недостатки любой из её сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе.К сожалению, современная школа может обучать далеко не всех детей, а только тех, которые обладают вполне определёнными характеристиками. Наша задача, сделать так, чтобы  детибыли психологически готовы к школьному обучению, а так же спрогнозировать возможные проблемы в обучении.Для этой цели два раза в год проводится диагностика готовностидетей к школе.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0592/00065aa9-b57edda3/img3.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей" Психологическая готовность к обучению в школе"

Основные составляющие определяющие готовность ребенка к школьному обучению....

Консультация для педагогов "Готовим дошкольников к обучению в школе"буклет

Консультация для педагогов "Готовим дошкольников к обучению в школе"буклет...

Консультация для педагогов "Аспекты готовности к школе"

Цель данной консультации: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе...

Консультация для педагогов Совместная деятельность ДОУ, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению

Тема: Совместная деятельность ДОУ, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению в условиях ФГОС ДО.Детский сад, семья и школа- это триед...

Консультация для воспитателей "Психологическая готовность к обучению в школе"

В познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы. Однако психологическая готовность к ш...

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовности

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовностиПсихологическая готовность к обучению в школе является одни...