Маршрут профессионального и личностного совершенствования педагога.«Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёмов мнемотехники»
материал (старшая группа)
Моя цель:
Создать условия для повышения своего творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей речевых навыков.
Задачи:
- Изучение педагогической и методической литературы по мнемотехники.
- Разработка программно – методического обеспечения с детьми 5-6 лет.
- Повысить уровень знаний и умений дошкольников в развитии речи при работе с мнемокарточками, мнемоцепочками, мнемотаблицами.
- Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию речевого развития дошкольников с использованием мнемотаблиц и мнемокарточек.
- Разработка консультаций для родителей и педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_modelnyy_pasport_soldatkina_u._a._1_1.docx | 419.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №1»
"Сильным, опытным становится педагог,
который умеет анализировать свой труд..."
В.А.Сухомлинский
Маршрут профессионального и личностного
совершенствования педагога
Солдаткина
Ульяна Андреевна
2023-2024
Маршрут, по которому Я отправляюсь
«Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёмов мнемотехники»
Моя цель:
Создать условия для повышения своего творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей речевых навыков.
Задачи:
- Изучение педагогической и методической литературы по мнемотехники.
- Разработка программно – методического обеспечения с детьми 5-6 лет.
- Повысить уровень знаний и умений дошкольников в развитии речи при работе с мнемокарточками, мнемоцепочками, мнемотаблицами.
- Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию речевого развития дошкольников с использованием мнемотаблиц и мнемокарточек.
- Разработка консультаций для родителей и педагогов.
Анкета №1
Оценка реализации потребностей педагогов в развитии
Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:
5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;
4 – скорее соответствует, чем нет;
3 – и да и нет;
2 – скорее не соответствует;
1 – не соответствует.
№ | Вопросы | баллы |
1 | Я стремлюсь изучить себя. | 5 |
2 | Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами. | 5 |
3 | Возникающие препятствия стимулируют мою активность. | 5 |
4 | Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя | 4 |
5 | Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время. | 5 |
6 | Я анализирую свои чувства и опыт. | 4 |
7 | Я много читаю | 4 |
8 | Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам. | 3 |
9 | Я верю в свои возможности | 5 |
10 | Я стремлюсь быть более открытым человеком | 5 |
11 | Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди. | 4 |
12 | Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты. | 4 |
13 | Я получаю удовольствие от освоения нового | 5 |
14 | Возрастающая ответственность не пугает меня. | 4 |
15 | Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе | 4 |
Обработка анкеты:
Посчитайте сумму баллов первой анкеты
Если у Вас набралось 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.
Набрав от 36 до 54, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система развития
Набрав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития
Анкета № 2 - Степень владения навыками самостоятельной работы
№ | Критерии оценки | Самооценка |
1 | Работа с учебной, справочной, научно-методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов. | ? |
2 | Умение делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы развития детей. | ? |
3 | Сохранение информационного материала в памяти, воспроизведение необходимой информации по памяти | ? |
4 | Выделение главных, ключевых понятий в любом информационном материале, составление опорных схем изученной темы. | ? |
5 | Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов. | + |
6 | Систематизация, группировка изученных фактов, составление схем, графиков, таблиц | + |
7 | Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказать или опровергнуть суждение | ! |
8 | Самостоятельное выделение проблемы, теоретических и практических задач ее изучения | ? |
9 | Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных заданий | ? |
10 | Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию | + |
Условные обозначения степени владения теми или иными навыками:
+ - владею свободно,
? - владею посредственно, вызывает затруднение,
! – не владею.
Маршрут по самообразованию
№ | Сроки | Форма работы | Практические выходы (доклады, рефераты, открытые просмотры, выставки работ и др.) |
1 | Сентябрь | Изучение литературы и интернет - ресурсы | - перспективное планирование; - консультации и буклеты для воспитателей; - консультации, буклеты, памятки для родителей; - составить картотеку артикуляционной гимнастики; - составление мнемокарточки, мнемоцепочки, мнемотаблицы. |
2 | Октябрь | Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями и педагогами Пополнение ППРС Взаимодействие с детьми | Мониторинг: «Выявление уровня сформированности связной речи детей с использованием мнемотехники»; Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. No4 . Памятки для родителей и педагогам:«По использованию методов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного Цель: Рассказать родителям и педагогам этапы работы мнемотехники, что развивает, какие есть проблемы речи детей. Изготовление картотеки: папки пальчиковых игр папки артикуляционной гимнастики Упражнение: «Живые слова». Цель: познакомить детей с мнемотаблицей, рассмотреть и разобрать то, что на ней изображено. Заучивание стихотворений: «Детский сад», «Ходит повар в колпаке». Цель: Обогащать словарный запас детей, развивать долговременную память и логическое мышление. Повторение стихотворений с применением мномодорожки и мнемотаблицы: «Много игрушек в нашем саду», «Я рубашку сшила мишке». Цель: Упражнять в заучивании стихотворения при помощи мнемотаблиц. |
3 | Ноябрь | Пополнение ППРС Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями | Пополнения центра «Литературы» - мнемотаблица осень, мнемодорожка. Заучивание мнемотаблиц: «Осень» Цель: познакомить с мнемодорожкой, начать знакомство со значками моделями, закрепить с детьми знания о сезонных изменениях в природе. «Перелетные птицы» Цель:упражнять детей в умении составлять связный рассказ по мнемодорожке, схеме - модели. Закрепить с детьми знания, о перелётных птицах. Рисование детьми мнемодорожек про осень: «Золотая осень» Цель:Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми. Мастер-класса «Изготовление мнемотаблиц в домашних условиях». Цель:Ознакомление и последующее применение родителями мнемотаблиц в домашних условиях. |
4 | Декабрь | Пополнение ППРС Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями | Пополнения центра «литературы» -загадки мномодорожки, мнемотаблица «Зима», «Снегири» - стих. Отгадывание загадки, зашифрованной в мнемодорожке. Цель: Способствовать развитию наглядно – образного мышления, активизация словаря. Работа с мнемотаблицей по теме: «Зима» Цель: Продолжать формировать умение работать с мнемотаблицами, закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов. «Зимние забавы» Цель: Учить составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы, продолжать обогащать знания детей о сезоне, развивать связную речь детей. Заучивание стихотворения «Снегири» с помощью мнемотаблицы. Цель: Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при заучивание стихотворения. Консультация «Использование мнемотехники в развитии речи детей» Цель: Рассказать родителям, актуальность, этапы работы с мнемотаблицами. |
5 | Январь | Пополнение ППРС Взаимодействие с педагогами Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями | Пополнения центра «Литературы» -мнемотаблицы сказки. Буклеты для воспитателей. «Использование мнемотехники работе с детьми» Цель: Рассказать педагогам методические требования к мнемотаблицам. Пересказ сказки: «Любимые сказки» - Цель: Учить детей передавать содержание знакомой сказки, используя мнемотаблицу, развивать у детей умственную активность. Пересказ сказки: «Заюшкина избушка» по составленной мнемотаблице. Цель: Учить детей передавать содержание знакомой сказки. Рисование детьми своей мнемотаблицы к любимой сказке. Цель: Учить детей предавать содержание сказки в мнемотаблице. Написание буклета для родителей: «Развитие связной речи детей через использование метода мнемотехники» Цель: Рассказать родителям, что такое мнемотаблица, как можно пользоваться и заниматься с ребенком дома, этапы использования. |
6 | Февраль | Пополнение ППРС Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями | Пополнения центра «литературы» - мнемотаблица «Мои защитники» , «Об армии и защитниках Отечества», «23 Февраля — красный день календаря!» - стихи. Пересказ рассказа: Чарушина «Лисята» Цель:Закреплять умения последовательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст, используя приемы мнемотехники. Составление рассказа с опорой на мнемотаблице: «Мои защитники» Цель: Развивать связнуюречь, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память, дать доступные детскому пониманию представления об армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину, потренироваться в составлении описательного рассказа про папу или дедушку солдата при помощи воспитателя (мнемотаблица). Чтение стихотворений по мнемотаблице: «Об армии и защитниках Отечества» Цель: Развивать связную речь, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление. Заучивание стихотворений по мнемотаблице: «23 Февраля — красный день календаря!» Цель: закреплять умение детей пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихотворений. Консультация для родителей:«Мнемотехника — искусство запоминания» Цель: Рассказать родителям результаты использования, как создать самостоятельно мнемотаблицу. |
7 | Март | Пополнение ПРС Взаимодействие с родителями Взаимодействие с детьми Взаимодействие с воспитателями | Пополнения центра «литературы» -мнемотаблица «Мамочка любимая моя»,мнемодорожка «Как я помогаю маме». Памятка для родителей «Как организовать пальчиковые игры дома» Цель: Рассказать чем заинтересовать и поиграть с ребенком. Стихи с использованием схем: «Мамочка любимая моя» Цель: Воспитывать любовь, бережное отношение к матери, продолжать развивать умение соотносить символы с образами. Составление мнемодорожки: «Как я помогаю маме» Цель: Активизация словаря существительных, прилагательных по теме «Семья», согласование прилагательных с существительными, составление рассказа из личного опыта, самостоятельное составление мнемодорожки. Творческая сказка: «Как ёжик зайца выручил» Цель: Учить придумывать сказки на заданную тему с использованием описания внешнего вида персонажей, их действий, переживаний; составлять мнемосхем для придумывания сказки Консультации для родителей:«Развитие познавательных способностей ребенка методом мнемотехники» Цель: Над помнить какую пользу несет мнемотехника. |
8 | Апрель | Пополнение ПРС Взаимодействие с детьми Взаимодействие с педагогами Взаимодействие с детьми Взаимодействие с детьми | Пополнения центра «литературы» -мнемотаблица «Весна», «Расскажи о весне». Заучивание мнемотаблицы: «Весна» Цель: Расширить знания о сезонных изменениях в природе, совершенствовать грамматический строй речи, развивать умение соотносить знаковые символы с образами, формировать понятия причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы. Памятка для воспитателей: «Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста» Цель: Над помнить,что такое мнемотехника, что является опорным в мнемотаблице. Составление мнемотаблицы: А. Н. Плещеев «Сельская песня» Цель: Продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление. Итоговая диагностика: «Выявление уровня сформированности связной речи детей с использованием мнемотехники»; Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. No4. |
9 | Май | Взаимодействие с родителями Отчет о проделанной работе для педагогов | Итоговая выставка дидактических игр: «Мои достижения». Видео - отчет на итоговом педсовете: «Формирование связной речи у детей 5-6 лет посредством приёмов мнемотехники». |
Индивидуальная карта профессионального и личностного развития педагога
Вид ресурса | Наименование мероприятия, дата посещения | Полезная информация |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №1» муниципального образования города Братска
Отчет по самообразованию: «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёмов мнемотехники»
В старшей группе: «Фантазёры».
Составила: воспитатель
МБДОУ «ДСОВ№1» Солдаткина У. А.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перспективный план самообразования педагога
Учебный год | Содержание обучения, тема самообразования | Форма представления результата |
2022-2023 | «Пальчиковые игры в развитии детей среднего возраста» | Творческий отчет на итоговом педсовете: «Пальчиковые игры в развитии детей 4-5 лет» |
2023-2024 | «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёмов мнемотехники» | Видео - отчет на итоговом педсовете:«Формирование связной речи у детей 5-6 лет посредством приёмов мнемотехники» |
Анкета по изучению запросов педагогов
№ | Вопрос | Да | нет | Частично |
1 | Удовлетворены ли Вы помощью педагогов, принявших участие в Вашем сопровождении? | + | ||
2 | Ощущаете ли определенные точки роста в своей профессиональной деятельности? | + | ||
3 | Удалось ли Вам реализовать свою Программу? | + | ||
4 | Какие годовые задачи Вы бы хотели решить в следующем учебном году: 1. 2. |
В каких мероприятиях Вы сами готовы выступать с представлением и обобщением опыта
Наименование форма работы | Тема | Да | Нет | |
Семинары -практикумы | ||||
Открытые занятия | ||||
Мастер-классы | Мастер-класса «Изготовление мнемотаблиц в домашних условиях». | |||
Гостевые обмены | ||||
Профессиональные конкурсы | ||||
Научно-практические конференции | ||||
Работа с родителями |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Развитие памяти и связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники»
С каждым годом количество детей с нарушенным развитием речи только увеличивается, страдают и высшие психические функции. Мнемотехника, это метод, зарекомендовавший себя уже на протяжении долгого време...
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники»
Работая с детьми старшего возраста в группе компенсирующей направленности, я столкнулась с проблемами развития речи у детей. В детской речи множество проблем: трудности в построении монолога, плохая д...
Статья "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование мнемотехники"
Развитие речи детей – это одна из главных задач детского сада. Данная проблема является особенно актуальной в наши дни. Фактором речевых проблем у ребенка может быть замена человеческого о...
План работы по самообразованию в старшей группе по теме: "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники"
Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники...
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше...