«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники»
статья (подготовительная группа)
Работая с детьми старшего возраста в группе компенсирующей направленности, я столкнулась с проблемами развития речи у детей. В детской речи множество проблем: трудности в построении монолога, плохая дикция, отсутствие навыков культуры речи. Нам воспитателям необходимо научить ребёнка говорить связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни. Для развития свяной речи использую приемы мнемотехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoy_rechi.docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель: ОстапенкоН.Ю.
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники»
Старший дошкольный возраст очень важен в жизни ребёнка. Это яркий период открытий, удивлений, любознательности. Потенциал дошколят растёт и приобретает новые формы, желание познавать совпадает с интеллектуальными возможностями, что означает благоприятное время для развития и подготовки детей к школьному образованию.
Работая с детьми старшего возраста в группе компенсирующей направленности, я столкнулась с проблемами развития речи у детей. В детской речи множество проблем: трудности в построении монолога, плохая дикция, отсутствие навыков культуры речи. Нам воспитателям необходимо научить ребёнка говорить связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни.
Взяв в основу мнения великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, использую в работе по развитию связной речи детей приёмы мнемотехники. Неумение что-либо объяснять, доказать, выразить какую-нибудь мысль делает речь ребенка косноязычной и малопонятной для окружающих.
Цель: Развитие связной речи детей с помощью схем описание и мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей.
Задачи:
• Развитие связной монологической речи.
• Обогащение словарного запаса детей.
• Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.
• Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.
• Формирование умений отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.
• Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков.
• Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начала работу с простейших мнемоквадратов.
Серию этих квадратов мы рисовали вместе с детьми. Я сразу объяснила детям, что по этим рисункам можно интересно рассказать о диких животных, и что каждое окошко что – то обозначает.
Например, зачёркнутый домик говорит о том, что это не домашнее животное, а дерево со стрелочкой вверх – что это животное живёт на дереве.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при заучивании стихов.
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой воспитатель в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Описательный рассказ.
Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Работу на занятиях по мнемотаблицам строю в три этапа.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме с помощью воспитателя.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры.
Например, для занятий изготовила конверты на каждого ребёнка с карточками. На квадратиках схематично изображены герои знакомых сказок: лиса – большой оранжевый кружок, медведь – большой коричневый, волк – большой – серый, ёж – серый маленький.
В нужном месте на занятии обращаю внимание детей на конверты, которые им приготовила Мудрая Сова, предлагаю достать содержимое и определить, о какой сказке пойдёт речь. А затем выстраиваем сюжет.
Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий.
К этой работе я привлекла родителей. В этом году мною были проведены консультации для родителей:
- «Что влияет на развитие речи ребёнка?»
- «Развитие мелкой моторики у детей с речевой патологией»
- «Значение подражания для речевого развития ребёнка»
- «Как победить застенчивость?»
Таким образом, чем раньше начать развивать умения детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развития связной речи детей старшего дошкольного возраста и возможности их решения при помощи мнемотехники
Применение мнемотехники помогает детям при развитии связной речи, развивает наглядно-образное мышление, память, внимание, воображение, развивает у детей умение запоминать и передавать более конкретно,...
План по самообразованию Тема: ««Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологии» на 2016-2018 учебный год
План по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологий»на 2016-2018 учебный год...
Статья "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование мнемотехники"
Развитие речи детей – это одна из главных задач детского сада. Данная проблема является особенно актуальной в наши дни. Фактором речевых проблем у ребенка может быть замена человеческого о...
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью методического комплекса РЕЧЬ:ПЛЮС, реализуемого в рамках основной образовательной программы «Вдохновение"
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью методического комплекса РЕЧЬ:ПЛЮС, реализуемого в рамках основной образовательной программы «Вдохновение»....
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ТРИЗ и РТВ технологий»
Создание условий развития связной речи и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста; внедрить современные ТРИЗ – технологии по развитию связной речи дошкольников; повысить личную...
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше...
Методическая разработка «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр»
Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащения и активизации словаря, работы над смысловой стороной слова, формирования г...