Консультация для воспитателей по теме "ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"
консультация (старшая группа)

Театрализованная деятельность дает возможность ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Самым любимым видом развлечения детей является театральное представление. Оно переносит малыша в красочный, волшебный мир сказки, где гармонично сочетается реальное и вымышленное. Дети верят персонажам, и любят подражать тем героям, которые им больше всего понравились.

Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка, развивает его память, внимание, совершенствует речь и пластику движений, способствует раскрытию творческих способностей, формирует  опыт социальных навыков поведения, позволяет выразить собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность дает возможность ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Участие ребенка в театрализованной деятельности позволяет ему:

  • знакомятся с окружающим миром во всём его  многообразии через образы, краски, звуки;
  • умственно развиваться: думать, анализировать, делать выводы и обобщения;
  • обогащать  словарный запас, совершенствовать звуковую культуру речи и её интонационный строй, улучшать диалогическую речь, её грамматический строй.

Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.

Рассматривая вопрос о театрализованной игре, необходимо раскрыть классификацию данного вида деятельности в дошкольном детстве.

Авторы Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова предлагают следующую классификацию театрализованных игр:

Игры в кукольный театр:

настольный театр, театр на руке, напольные куклы, стендовый театр, верховые куклы, театр живой куклы.

Игры-драматизации:

инсценирование потешек, инсценирование небольших песен и сказок,  инсценирование небольших литературных текстов, творчество детей.

Игры-спектакли:

драматический спектакль, музыкально-драматический спектакль, детская опера, спектакль на хореографической основе, спектакль ритмопластики, пантомима, мюзикл.

Театрализованное действие:

праздники, развлечения, театрализованные шоу.

На каждом возрастном этапе подходы к методике работы с детьми должны быть разными.

В старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется:

  • инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли;
  • спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми;
  • инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок.

Дети старшего возраста вполне готовы к волевой регуляции своего поведения, поэтому работа по театрализованной деятельности строится в два этапа:

  1. этап
  • педагог заинтересовывает детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки, выразительно исполняет его или предлагает детям сами сочинить спектакль для своего выступления;
  • интересуется, понравилось ли детям произведение или нет, предлагает разыграть его по ролям;

2 этап

  • распределение по ролям, подготовка и проведение самого спектакля, и выступление на сцене.

Целесообразно включить в подготовку представления каждого ребенка группы. Это позволит детям объединиться в творческие коллективы («художники», «декораторы», «костюмеры», «гримеры», «актеры», «режиссеры»), в котором каждый ребенок сможет реализовать свой потенциал, почувствовать себя причастным к спектаклю.

Главный подход к развитию детей в театрализованной деятельности строится на ведущей деятельности ребёнка – игре. Следовательно, работая с детьми, с одной стороны, важно сохранить для сцены богатство их воображения, живость и непосредственность передачи эмоциональных различных состояний. С другой стороны, необходимо вооружить детей элементарными приёмами актёрской техники.

Работу маленького героя над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений (имитирующих те или иные действия), которые после разучивания можно ввести в повседневную жизнь детей в виде игры.

Упражнения на напряжения мышц:

  • рубить дрова;
  • нести тяжёлый ящики или чемодан;
  • дотянуться до высоко висящей яблони и т.п.

Упражнения на расслабления мышц:

  • заснуть на стуле;
  • сидя на стуле, смахнуть с рук капельки воды и т.п.

Упражнения на развитие воображения:

  • передавать друг другу верёвку, произнося слово «змея»;
  • передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать что – либо воображаемое и обыгрывать это;
  • в виде игры «испорченный телефон» передавать эмоции – злость, радость, грусть и т.п.

Работа над драматизацией произведения строится следующим образом:

  • Знакомство с инсценировкой (о чём она; какие события в ней главные);
  • Знакомство с героями инсценировки (где они живут; как выглядит их дом; каковы их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношение друг с другом и т.п.),
  • Распределение ролей

Непосредственная работа над ролью:

Работе над ролью поможет коллективное обсуждение:

  • составление словесного портрета героя;
  • фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд и т.д.
  • сочинение различных случаев из жизни героя, непредусмотренных инсценировкой;
  • анализ придуманных поступков героя;
  • работа над текстом (почему герой говорит так; о чём он говорит и думает в этот момент). Педагог должен помочь ребёнку понять, почувствовать всё то, что скрывается за словами текста;
  • подготовка театрального костюма;
  • создание образа с использованием грима.

Работая над выражением лица, постигая язык тела, движений, дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые им помогут добиться успеха, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях.

Работа над кукольным спектаклем состоит из двух частей:

  1. Подготовка кукол, ширмы и декораций;
  2. Разучивание пьесы исполнителями и репетиции.

Педагогу необходимо учитывать индивидуальные возможности каждого ребёнка, его интересы. Беседуя о пьесе, сказке взрослый привлекает к разговору всех детей, даже малоразговорчивых. Вначале педагог предлагает детям вспомнить, как они разговаривали со своими куклами, когда играли в школу, детский сад, семью, больницу. Затем от разбора жизненных ситуаций переходить к обучению работе с куклами.

Педагог, руководя детской театрализованной игрой, должен:

  • В работе над драматизацией использовать стремление ребенка быть включенным в общее дело;
  • Давать посильную нагрузку каждому ребенку при подготовке спектакля;
  • Отмечать малейший положительный результат, индивидуальный рост ребенка в течении всей работы над произведением.

Подготовила: воспитатель Зебрева О.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по планированию экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

В материалах предоставлены направленность решаемых задач по тематике экспериментальной деятельности...

Консультация для воспитателей на тему «Театрализованная деятельность для детей раннего возраста»

В консультации размещён материал для воспитателей групп раннего возраста по данной теме....

Консультация для воспитателей "Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности"

В консультации содержится материал об актуальности и необходимости формирования представлений о времени у дошкольников....

Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

В наше время, в век «компьютеров» математикав той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий. Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспита...

Рекомендации для воспитателей " Особенности организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста"

В  работе даны рекомендации по организации ППРС и  по организации театрализованной деятельности дошкольников в ДОУ...

Театр в детском саду.Центр театрализованной деятельности:"Сказочные тропинки".Организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

27 марта- "Всемирный День Театра". Девиз праздника: "Театр - как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами".1).Театр в детском саду.Презентация по теме:"Центр ...

Консультация "Театрализованная деятельность в старшем дошкольном возрасте".

Театрализованная деятельность - это обобщенное понятие, включающее в себя различные виды театрализованных игр, организуемые совместно со взрослыми или самостоятельно детьми. Значение театрализованной ...