Креативность воспитателя ДОУ, как необходимое условие развития творческих способностей у детей
статья
В настоящий момент есть большая потребность в том, чтобы воспитатели ДОУ в новых меняющихся условиях развития образования, понимали важность развития у детей креативного подхода к решению задач и творческого мышления как такового.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Креативность воспитателя ДОУ, как необходимое условие развития творческих способностей у детей
В настоящий момент есть большая потребность в том, чтобы воспитатели ДОУ в новых меняющихся условиях развития образования, понимали важность развития у детей креативного подхода к решению задач и творческого мышления как такового.
В переводе с английского «креативность» обозначает - творить, создавать. Оно не обязательно связано с такими видами деятельности, традиционно относимыми к «творческой», как рисование, сочинение стихов или музыки, игра на сцене и т. д. Оно проявляется, когда приходится действовать в ситуациях неопределенности, отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и способов решения, в ситуации непредсказуемо меняющихся условий. Креативность подразумевает под собой систему творческих способностей и является ведущим компонентом педагогической деятельности. Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания.
В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. А. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому воспитателю необходимо развивать свою креативность, являющуюся одним из основных показателей его профессиональной компетентности.
Креативно мыслящий воспитатель в процессе своей деятельности должен:
- Создавать что-то новое, необычное, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации.
- Отходить от общепринятого, обычного порядка следования идей в процессе мышления.
- Иметь способность к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта.
- Показать творческий потенциал ребёнка, который находится в поиске и помочь ему оценить самому свои творческие способности и потенциал, опять же посредством поддержки, ограничив или исключив критику первых «поражений» и неудачного опыта.
- Создать условия для ребёнка, стремящегося к творчеству, обеспечив «плацдарм» для дальнейшей творческой деятельности, чтобы раскрыть творческий потенциал, присутствующий у ребёнка.
Ребёнок способен развивать креативные подходы в неограниченных количествах и намного больше, чем взрослый человек, поскольку для взрослого уже есть выработанные в ограниченном количестве, основанные на опыте и регулярно им применяемые решения задач и проблем возникающие перед ним. Ребёнок в свою очередь не ограничен узкими рамками, но он более склонен доверять результатам своей творческой деятельности и креативности при этом малоспособен к контролю результатов своей творческой и креативной деятельности. Поэтому роль воспитателя в данном случае заключается в:
- Разъяснении важной функции контроля и подконтрольности результатов деятельности ребенка.
- Выработке у ребёнка осознания и способности контролировать результаты и творческие процессы.
- Прививании ребёнку осознания ответственности за свою творческую деятельность и результаты.
- Выработке у ребёнка осознания важности и полезности его творческой деятельности.
- Установлении понимания у ребёнка общественной важности его достижений.
- Нацеливании деятельности ребёнка на социальную важность его творческих достижений и деятельности.
Как воспитателю можно стимулировать креативность ребенка:
- Всегда прислушиваться к детским вопросам и замечаниям, задавать больше дополнительных вопросов, так можно понять, что желает «донести» до воспитателя ребенок.
- Играть в ролевые игры – это поможет детям понять ощущения и точку зрения другого.
- Предоставить ребенку свободу, так он научиться ответственности.
- Принимать любые идеи без критики, помогать детям генерировать новые, неординарные мысли.
Психологи выделили составляющие креативной деятельности в свете современных научных исследований:
- Гибкость ума – способность к выделению существенных признаков и способность быстро перестроиться с одной идеи на другую.
- Систематичность и последовательность – идеи строятся системно и последовательно анализируются.
- Диалектичность – умение сформулировать противоречия и найти способ их разрешения.
- Готовность к риску и ответственности за принятое решение.
Первоначально считалось, что развивать креативность можно только у одаренных детей, но оказалось, что можно развивать у всех нормальных и даже отстающих в развитии детей. Это связано с тем, что в упражнениях и заданиях по развитию качеств креативного мышления не существует «неправильных ответов». Собственный опыт ребенка, его переживания и основные формы деятельности являются главными факторами его развития. Первоначальный уровень развития ребенка не имеет значения, так как он может развить свои умственные способности через творческое использование своего предыдущего опыта по отношению к новым проблемам, ситуациям и т. д.
Основные задачи креативного воспитателя ДОУ, для развития творческих способностей у детей:
- Поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим.
- Не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;
- Уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была «глупой» или «неправильной» — не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением.
- Предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий.
- Не оценивать детское творчество — то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами.
- Не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать.
- Творить и играть вместе с детьми — в качестве рядового участника процесса.
- Не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее.
- Больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам.
- Развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия психофизические разминки, упражнения обычной гимнастикой, и т.д.; это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление.
- Поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей — бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса.
Чтобы развивать креативность дошкольников, воспитатель сам должен быть творческим, постоянно работать над собой, преодолевать в себе инертность, шаблоны и формальности в преподавании, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, ну и конечно же постоянно самосовершенствоваться.
Список литературы:
- Зиновкина М.М. НФТМ-ТРИЗ: Креативное образование века (Теория и практика). –М: МГИУ, 2007. – 306 с.
- Креативная педагогика. Методология, теория, практика. / под ред. д. т. н., проф. В.В. Попова, акад. РАО Ю. Г. Круглова. 3-е изд. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 310 с.
- Одаренные дети: пер. с англ./общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. –М.: Прогресс, 1991. –348 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 3-е изд. –М.: Просвещение, 1991.– 96 с.
- Картавцева Е.Н. Роль педагога-воспитателя в развитии креативности и творчества у учащихся в условиях реализации ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 20. – С. 76–80.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».
План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилин...
КРЕАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОУ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Актуализация креативного развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности воспитателя и как необходимое условия развития творческого потенциала дошкольников....
КРЕАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОУ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выступление на педсовете...
Креативный подход к развитию математического мышления как условие развития творческих способностей учащихся в учреждении дополнительного образования
В связи с утверждением и введением в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования перед педагогами дополнительного образов...
Консультация для воспитателей «Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»...
Сообщение на педагогическом совете «Креативность педагога ДОУ, как необходимое условие развития познавательной сферы и творческого мышления детей дошкольного возраста»
В переводе с английского «креативность» обозначает - творить, создавать. Креативность понимается, как способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклонят...
Выступление на педагогическом семинаре "Новые технологии и методики в работе воспитателя детского сада" на тему "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"
Поиск наиболее эффективных способов развития творческих способностей у детей дошкольного возраста является объективной необходимостью, которая не находит своего воплощения в условиях малой научно-иссл...