Мастер класс для педагогов
методическая разработка

Насимя Ильгизовна Каримова

Воспитатель: Каримова Н.И,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

 Мастер – класс для педагогов

«Нетрадиционное рисование как средство формирования творческих способностей дошкольников»

Цель:

Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.

Образовательные задачи:

1.Познакомить с разными техниками рисования.

2.Научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в рисовании.

3.Формировать умение создавать яркую, вызывающую эстетическое чувство радости картину.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать бережное отношение, любовь к живой природе, аккуратность, внимательность

Развивающие задачи:

1.Развивать интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге.

2.Повысить уровень мастерства педагогов.

3.Способствовать развитию интереса к художественно – эстетической деятельности.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток, материал для практической деятельности – гуашь разного цвета, альбомные листы бумаги, баночки с водой, кисти для рисования, ватман с нарисованным стволом и ветвями дерева рябины, ватман с кроссвордом, фломастеры.

Вступительное слово

СЛАЙД 1

Дети с самого раннего возраста  пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Опыт работы с детьми в детском саду показал: рисование необычными способами и использование при этом материалов, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывает у детей положительные эмоции.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Любому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе. В нетрадиционном рисовании результат виден достаточно быстро, поэтому у ребенка появляется радость от законченной работы, и нет переутомления, что способствует формированию здоровья ребёнка. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время.

СЛАЙД 2

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник  способствует:

- сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей;

- развитию связной речи, вниманию и усидчивости;

- развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

- развитию пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- развитию изобразительных навыков и умений, наблюдательности,  эмоциональной отзывчивости;

СЛАЙД 3

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях дается возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания, что оказывает положительное воздействие на здоровье, так как нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка.

На первом этапе дети знакомятся с наиболее простыми видами нетрадиционных техник изображения. Это  рисование пальчиками, ладошкой, крупой, пряжей, воздухом, «монотипия». Дети  осваивают  один  вид  техники совместно с педагогом,  и им предоставляется возможность самостоятельно повторить данный способ на практике.

На  втором этапе обучения  дети знакомятся с такими видами техники рисования, при использовании которых необходимо смешивать краску с другими материалами (рисование воском), наносить один изобразительный материал на другой (рисование пластилином, мозаика). На занятиях  дошкольники  сравнивают различные виды техники,   сопоставлять изображения одного и того же предмета, выполненные разными нетрадиционными способами.

На третьем этапе используют смешанные техники в самостоятельном и  коллективном  рисовании (рисование пластилином и бросовым материалом, рисование по мокрому слою бумаги и цветным целлофаном). Дети развивают умение  анализировать, комбинировать образы, общаться.

СЛАЙД 4

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

Такими стимулами могут быть:

Игра, которая является основным видом деятельности детей;

Сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

Оказание помощи

Музыкальное сопровождение.

Кроме того, желательно эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

Важным условием развития детского творчества является создание эмоционально – благополучной творческой атмосферы. Рисуя нетрадиционными способами, дети не боятся ошибиться, так как всё легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что-нибудь придумывать. Здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети получают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что - огорчает. Все эти нетрадиционные техники и приёмы рисования благотворно влияют на развитие здоровья детей, на их эмоционально – психическое развитие.

СЛАЙД 5

Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков.

Рисование нитью

Альбомный лист сложить пополам. Опустить нитку в краску, а затем хаотично разложить ее на одну из сторон листа, другую накрыть сверху и прижать рукой. Раскрыть, убрать нить, рассмотреть полученное изображение. По мере надобности дорисовать до конечного результата.

СЛАЙД  6

Рисование пряжей

Нарисовать на листе карандашом контур рисунка. Нарезать пряжу разных цветов. Приклеить клеем ПВА пряжу на рисунок.

СЛАЙД 7

Рисование крупой

Нарисовать на листе карандашом контур рисунка. Приклеить клеем ПВА крупу: рис, горох, гречку, подсолнечник и т.п.

СЛАЙД 8

Рисование пластилином

На плотный лист бумаги или картон нанести карандашом контур. Рисовать по нему теплым пластилином. В пластилин можно вдавить разноцветные колечки от коктейльной трубочки, нарезанные шириной 0,5 см.

СЛАЙД 9

Монотипия

Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать предмет.

СЛАЙД 10

Рисование цветным целлофаном

Нарисовать фон рисунка техникой «по мокрому слою бумаги». Когда рисунок высохнет, кусочек цветного целлофана мнем, придаем  нужную форму по контуру рисунка,  приклеиваем клеем ПВА.

СЛАЙД 11

Кляксография

Тушь или акварельную краску, разведенную водой, накапать  в одну точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны. Дошкольникам дается задание подумать, что напоминают получившиеся кляксы. При необходимости дорисовать детали.

СЛАЙД 12 СЛАЙД 13

Рисование по мокрой бумаге

Лист намочить чистой водой, потом кистью или пальцами нанести                                                                                                                                                                                                                                                           изображение. Оно получается как бы размытое дождем или в тумане.

СЛАЙД 14

Рисование тычком

Карандашом нарисовать контур изображения. Кисть из щетины держать вертикально и опускать на бумагу, расплющивая о нее ворс. Делать тычки по контуру рисунка, не оставляя пробелы. Затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Беличьей кистью подрисовать тонкие линии.

СЛАЙД 15

Рисование пальчиком

Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях и пальчиках находятся определённые точки, которые связаны со всеми органами тела. Массируя эти точки можно добиться улучшения состояния организма в целом.

Ребенок опускает в краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Ребенок опускает в краску ладошку (всю кисть) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

Рисование увлекает детей, они с большим желанием рисуют, создают что-то новое сами. Творческий процесс- это настоящее чудо! Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности! Они осознают, что ошибка - это всего лишь шаг к чему-то новому. Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. Но верно то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть. В этих условиях одаренные скорей найдут свой путь, а все остальные  приобретут ценный опыт  творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать  и ценить искусство. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности и его здоровья: формирование уверенности в себе, в своих способностях, укрепление здоровья детей.

Практическая часть

Уважаемые педагоги! А сейчас я хочу провести небольшой мастер-класс по нетрадиционной технике рисования - методом рисования пальчиком.

Мы все творческие люди, представим себя детьми и попробуем применить на практике наши навыки и умения в изобразительной деятельности.

Обратить внимание педагогов на мольберт с нарисованным коричневым стволом дерева.

Можно определить, что это за дерево? (Ответы)

Определить название дерева мы сможем, если разгадаем кроссворд. Вписываю фломастером слова по горизонтали в кроссворд, прикрепленный к мольберту.

  1. Самая капризная краска (Акварель)
  2. Представление о себе, своём образе. Осознание самого себя. Кто? (Я)
  3. На чём чаще всего рисуют дети свои рисунки? (Бумага)
  4. Инструмент для живописи, изготовленный из щетины или волосков животных (Кисть)
  5. Человек, занимающийся изобразительным искусством(Художник)
  6. Доска, на которой художник смешивает краски (Палитра)

Слово, полученное по вертикали– РЯБИНА.

Чем полезны ягоды рябины? Ответы:(из рябины варят варенье и джемы, делают лекарственные настои, которые спасают от разных болезней. В зимнюю пору рябина-спасительница кормит птиц. Её плоды необычны по вкусу, они полезны и для человека). В рябине витамина С содержится больше чем в красной смородине. Скопление каротина в рябине превышает показатель этого вещества в моркови. Поэтому рябиновый сок и свежие плоды рекомендуют людям, у которых наблюдается упадок зрения. Горьковатый вкус рябине придаёт сорбиновая кислота, которая обладает самым мощным антиоксидантным действием. Рябина приносит большую пользу для здоровья человека.

Пригласить педагогов к столам с оборудованием

Попробуйте на листочке кисточкой нарисовать ягоды рябины. Педагоги рисуют, но ровными и круглыми  получаются не все ягодки. А чем еще можно рисовать, что бы ягодки получились круглые, одного размера? Ответы: Пальчиками или ватными палочками. Педагоги пробуют на листочке рисовать пальчиками и палочками, по желанию.

Поэтапная демонстрация техники рисования

Красной краской пальчиком делаем тычки на листе бумаги, располагая гроздь в центре. Ягодки можно нарисовать и ватными палочками. Набираем на кисть зелёную, а на кончик кисти жёлтую краску и рисуем листочки способом примакивания (парные, одно на конце веточки)

Самостоятельная работа одним из способов по выбору каждого педагога. По окончании работы педагоги вытирают пальцы влажной салфеткой, а затем прикрепляют рисунки на общее дерево.

Рефлексия

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомним притчу о «зарытых талантах».

«Притча о таланте, зарытом в землю»

Эта притча описана в 25-й главе Евангелия от Матфея [6, стихи 15-30]. В те времена, о которых идет речь, талантом называлась римская серебряная монета. Это слово имеет греческое происхождение: им обозначалась монета большого достоинства.

«...Человек, который, отправляясь в другую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

Подолгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И подошел получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «Господин! пять талантов ты дал мне; вот другие пять талантов я приобрел на них».

Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». И подошел также и получивший два таланта и сказал: «Господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них». Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

Подошел и получивший один талант и сказал: «Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; И убоявшись пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». Господин его сказал ему в ответ: «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отнести серебро мое торгующим, и я пришел получил бы мое с прибылью; возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и умножится, и у не имеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов»».

Мораль: любой талант требует развития и постоянного вложения труда.

А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС ПО образовательной области, Художественно-эстетическое развитие.Мастер Класс для педагогов.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАРОСТИНОЙ АРИНЫ СТАНИСЛАОВНЫ МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,ОБМЕН ОПЫТОМ....

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)

Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....

Мастер-класс для педагогов "Здоровьесбегающих технологий в ДОУ" Мастер-класс "Чудо дерево"

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....

Мастер – класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Мастер – класс «Чудо дерево»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе....