Информационно-коммуникационные технологии как средство ознакомления дошкольников с изобразительным искусством
консультация (старшая группа)

Быковская Виктория Николаевна

В материале представлен опыт работы по использованию мультимедийных презентаций и авторского ЭОР "В мире живописи" для формирования представлений старших дошкольников о жанрах живописи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mmo_2018.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии

как средство ознакомления дошкольников с изобразительным искусством

Формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей является важной задачей на современном этапе развития дошкольного образования. Становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности невозможно без развития эстетического восприятия, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала.

Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врожденными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растет ребенок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Одним из механизмов, развивающим у ребёнка способности к художественному восприятию и творчеству является ознакомление детей с изобразительным искусством. В процессе знакомства детей с искусством происходит формирование умения устанавливать взаимосвязи между содержанием произведения и выразительными средствами, используемыми художником для передачи образа. Дошкольники знакомятся со средствами выразительности поэтического языка: образными сравнениями, словами, обозначающими нравственные качества людей, расширяется активный и пассивный словарь детей.  Ознакомление с произведениями изобразительного искусства способствует формированию нравственного сознания дошкольников, активизирует интерес к общественной жизни, к ценностям, художественному творчеству.

Модернизация содержания дошкольного образования способствовала созданию новых методических пособий по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством, программ художественно-эстетического развития. Данной проблеме посвящены работы многих авторов. Однако, наряду с высокой значимостью имеющихся исследований, остро ощущается потребность в практических разработках, посвященных методам формирования восприятия произведений изобразительного искусства, направленных как на развитие искусствоведческого и образного словаря детей, так и на совершенствование их зрительской культуры.

Знакомство с изобразительным искусством требует большого количества иллюстративного материала, наличия изделий  декоративно-прикладного творчества, образцов различных видов художественного творчества. Зачастую предметно-развивающая среда дошкольных учреждений не позволяет организовать образовательную деятельность по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством в полном объеме.

Информационно-коммуникационные технологии (мультимедийные презентации, электронные образовательные ресурсы) дают возможность концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных источников, в разных формах, создают прекрасные условия демонстрации в проекции на большой экран. Видеоряд, звуковое сопровождение, движение надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Мультимедийные презентации позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: посещение музея изобразительных искусств, картинной галереи, а также создают дополнительные преимущества работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Использование различных видов мультимедийных презентаций при ознакомлении дошкольников с изобразительным искусством раскрывает большие возможности.

Ознакомительные презентации дают возможность рассказать детям о жизни и творчестве художников, скульпторов, увидеть иллюстрации, фотографии, портреты мастеров искусства, репродукции картин, архитектурные сооружения, скульптурные композиции.

Презентации в виде «заочных экскурсий» позволяют расширить представления детей о музеях изобразительного искусства, картинных галереях своей страны и мира, познакомить с местами возникновения народных промыслов России (Дымково, Полховский Майдан,  Жостово, Палех и др.)

Презентации – «мастер-классы» познакомят дошкольников с технологиями и этапами создания произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Обучающие мультфильмы способствуют расширению представлений детей о красоте окружающего мира в яркой, понятной и интересной для них форме. Видеоряд и музыкальное сопровождение способствует повышению мотивации, концентрации внимания детей на образовательном содержании и лучшему запоминанию материала.

Мультимедийные дидактические пособия в виде обучающих компьютерных игр вызывают у дошкольников наибольший интерес, надолго привлекают внимание ребенка, что не случайно. Компьютерная игра – это возможность объединения образовательных возможностей компьютерных технологий и игрового действия, что для ребенка дошкольного возраста является сильнейшей мотивацией познавательного развития.

Использование мультимедийных дидактических пособий и игр при ознакомлении с изобразительным искусством способствует формированию у дошкольников представлений о жанрах живописи; умению выделять выразительные средства, используемые художником. В игровой форме дети упражняются в умении выделять, называть, группировать произведения по жанрам живописи; знакомятся с материалами и инструментами, используемыми мастерами для создания предметов искусства.

Разноплановые компьютерные игры, используемые в образовательной деятельности по ознакомлению с изобразительным искусством, направлены на достижение различных программных задач.  Например, игра «Подбери палитру» развивает у дошкольников  цветовое восприятие,  ориентирует ребенка на отношение к цвету, как средству передачи настроения произведения, основному средству выразительности картин.

Игры «Что лишнее?», «Что в круге?», «Отгадай и назови» направлены на формирование умения  выделять, называть, группировать произведения по жанрам живописи; умение сравнивать, анализировать и делать простейшие выводы. Отгадывание кроссвордов на наглядной основе познакомит детей с жанрами живописи, инструментами и материалами, используемыми художником для создания картин.

Играя в компьютерные игры, у детей развивается способность планировать последовательность действий при выполнении игрового задания, прогнозировать результат, выстраивать логику конкретных событий.

Яркие, красочные познавательные мультимедийные презентации развивают эмоциональную восприимчивость, помогают разнообразить процесс знакомства детей с изобразительным искусством, сделать его более интересным, познавательным и запоминающимся для ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии как средство приобщения дошкольников к Мордовской национальной культуре

Презентация на тему "Информационно-коммуникационные технологии как средство приобщения дошкольников к Мордовской национальной культуре"...

МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ

Ознакомление детей дошкольного возраста с различными видами изобразительного искусства создаёт условия для развития их художественного творчества. Задача воспитателя - так организовать изобразительную...

Тематический годовой план по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством

Тематический годовой план по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством...

Занятие по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством в подготовительной к школе группе. Рассматривание пейзажей

laquo;На сегодняшнем занятии мы познакомимся с картинами художников, которые изобразили зиму. Все эти художники изобразили одно и то же время года в своих картинах, но их картины очень отличительны д...

Перспективный план работы с родителями Тема: «Информационно-коммуникационных технологий как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с миром природы»

Перспективный план работы с родителями Тема: «Информационно-коммуникационных технологий как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с миром природы»...

Статья по теме :"Информационно-коммуникационные технологии как средство ознакомления старших дошкольников с миром профессий"

В статье автором представлена актуальность ознакомления старших дошкольников с миром профессий; определение информационно-коммуникационных технологий и их потенциал в ознакомлении старших дошкольников...