«Опытно-экспериментальная деятельность детей в формировании познавательных процессов» ( Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова, Н.Е.Веракса, О.Р. Галимов)
материал
Исследовательская деятельность помогает детям познать мир, все узнать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самореализовываться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehn.eksperementirovanie.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология: "Опытно-экспериментальная деятельность детей в формировании познавательных процессов"
( Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова; Н.Е.Веракса)
Подготовила:
Воспитатель:
Елизеева А.В
г.о Домодедов
Содержание:
1. Актуальность
2. О технологии
3. Цель
4. Задачи
6. Предполагаемый результат
7. Методы работы над технологией
8. Приложение
Актуальность
Исследовательская деятельность помогает детям познать мир, все узнать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное само реализовываться.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы.
Исследовательская деятельность тесно связана с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль, облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний, способствует развитию речи), трудом, изобразительной деятельностью, познавательным развитием.
Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений.
О мире живой природы: условия, необходимые для роста и развития растений (свет, влага, тепло).
О природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т.д.
О материалах: глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса.
О человеке: наши помощники – глаза, нос, уши, рот.
О предметном мире: посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт.
С какого возраста предполагается начинать экспериментирование в детском саду?
В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.
Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.
Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.
В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществлении.
Цель : Создание условий для формирования основ целостного мировидения детей, а также развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования
Задачи:
1. Развивать представления детей о свойствах и качествах предметов.
2. Формировать представление о живой и не живой природе.
3.Способствовать желанию участвовать в исследовательской деятельности.
4.Знакомить с различными физическими свойствами веществ (твердость,мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость).
5. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей, о значимости воды и воздуха в жизни человека.
- Формировать опыт применения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Методы и приемы организации экспериментально - исследовательской
деятельности:
- Наблюдения;
- Опыты (экспериментирование);
- Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающи ситуации;
- Просмотр иллюстраций
- Беседа с элементами дискуссии
- Познавательный рассказ воспитателя
- Чтение художественной литературы.
Предполагаемый результаты:
Повышение уровня познавательной активности у воспитанников, усвоение основ целостного видения окружающего мира.
Развитие навыков самостоятельного экспериментирования, изучения свойств веществ, в том числе их свойств, при нагревании и охлаждении.
Формирование умения сверять результат деятельности с целью и корректировать свои действия, делать выводы по результатам экспериментов.
Расширение представлений детей об окружающем мире ( живой и неживой природе, явлениях природы, рукотворном и нерукотворном мире)
Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития, углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных основной образовательной программой ДОУ.
Обогащение предметно – развивающей среды в группе.
Пополнение научно-методической базы по разделу познавательно - исследовательской деятельности дошкольников.
ЭТАПЫ:
Первый этап: Постановка познавательной проблемы, создание воспитателем мотивации, принятие задачи детьми.
Второй этап: Первичный анализ задачи, выдвижение предположений о возможном явлении природы, причинах явления. Отбор способов проверки предположений, выдвинутых детьми, проверка этих предположений.
Третий этап: анализ полученный в ходе проверки предположений результатов и формулирование выводов.
Основные принципы организации детского экспериментирования:
- связь теории с практикой;
- развивающий характер воспитания и обучения;
- индивидуализация и гуманизация образования;
- природосообразность - акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников;
- целостность и системность обучающего процесса;
- взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.
Успешность технологии:
Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям, и взрослым.
Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.
Перспективное планирование
Познавательно – исследовательской деятельности
Вторая младшая группа ( 2020 -2021г)
Месяц | Темы | Задачи экспериментирования |
Сентябрь | Адаптация, игры с песком и водой на участке с представлениями о форме и величине | Познакомить со свойствами песка: состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого. |
Октябрь | « Тонет- не тонет» « Из чего сделаны игрушки» «Почему листья летят» | Познакомить детей со свойством предмета: резиновый мяч (тонет, не тонет, плавает) Расширять представлений о материалах, из которых сделаны игрушки (пластмасса, резина, дерево, ткань). Познакомить с понятием листопад |
Ноябрь | «Делаем мыльные пузыри » | Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёночку. |
Декабрь | «Разноцветные льдинки» «Экспериментирование со снегом» | Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска Познакомит детей с таким свойством снега, как лёгкость (предложить детям сдуть снег с веточек, со скамейки, с варежки). Развивать любознательность, интерес явлениям и объектам природы. |
Январь | «Прозрачная вода.» «Вода принимает форму.» | Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. |
Февраль | «Замерзшая вода, тающий лед.» «Что растворяется в воде?» «Какие предметы могут плавать?» | Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера, а от его тяжести. |
Март | «Овощи, фрукты» (в уголке экспериментирования) | Учить детей различать овощи, фрукты, называть их, характеризовать на вкус |
Апрель | Живая природа 1.Растения, опыты. (Занятие с Презентацией) 2.Посадка семян фасоли и редьки, лука. | Изучение объектов живой природы, во взаимодействии со средой обитания. Познакомить с условиями необходимых для проращивания и роста семян. |
Май | «Солнечный зайчик» | Формировать представление детей о том, что «солнечный зайчик» — это луч солнечного света, отраженный от зеркальной поверхности. |
Аналитическая записка о выполнении педагогической технологии
« Опытно-экспериментальная деятельность детей в формировании познавательных процессов»
( Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова, Н.Е. Веракса, )
за 2020- 2021учебный год
№п | Организация | Мероприятие | Год | Примечание |
С детьми
1 | МАДОУ д/с №14«Подмосковье» | Развлечение «Осень в гости к нам пришла» | 2020 | Конспект |
2 | МАДОУ д/с №14«Подмосковье» | «В гостях у королевы Воды» | 2021 | Конспект занятия |
3 | МАДОУ д/с №14«Подмосковье» | «Путешествие в страну овощей» | 2021 | Конспект занятия |
С родителями
1 | МАДОУ д/с №14«Подмосковье» | Консультация ( наглядная) «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» | 2021 | Наглядная информация, сайт группы |
С педагогами
1 | МАДОУ д/с №14«Подмосковье» | Консультация ( наглядная) «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками» | 2021 | Наглядная информация, на персональном сайт |
Аналитическая записка о выполнении педагогической технологии
« Опытно-экспериментальная деятельность детей в формировании познавательных процессов»
( Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова, Н.Е. Веракса, )
за 2021- 2022 учебный год
№п | Организация | Мероприятие | Год | Примечание |
С детьми
1 | Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова | Опыт «Выращивание кристаллов из поваренной соли» | 2021 | Конспект занятия |
2 | Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова | Опыт « Какой цветок проживет дольше?» | 2022 | Конспект занятия |
С родителями
1 | Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова | Консультация ( наглядная) «Как сделать лизуна дома» | 2021 | Наглядная информация. |
С педагогами
1 | Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова | Консультация ( наглядная) «Эксперименты в жизни дошкольника » | 2022 | Наглядная информация. |
Аналитическая записка о выполнении педагогической технологии
« Опытно-экспериментальная деятельность детей в формировании познавательных процессов»
( Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова, Н.Е. Веракса, )
за 2022-2023 учебный год
№п | Организация | Мероприятие | Год | Примечание |
С детьми
1 | Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова | Опыт «Проращивание зерна ( пшеница, овес)» | 2023 | Конспект занятия |
С родителями
1 | Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова | Консультация ( наглядная) «Опыты и эксперименты» | 2022 | Наглядная информация. |
С педагогами
1 | Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова | Консультация ( наглядная) «Опыты и эксперименты в ДОУ » | 2023 | Наглядная информация. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».
Опыт работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой» включает в...
Технология: "Опытно-экспериментальная деятельность детей в формировании познавательных процессов" Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова; Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления ...
Пример составления техкарты к НОД по формированию познавательно-исследовательской деятельности с использованием элементов опытно-экспериментальной технологии. Для детей средней группы. "Живые краски."
Данный материал поможет педагогам правильно, в виде технологической карты, оформить конспект НОД и предоставит возможность познакомится с использованием нестандартного подхода к организации иссл...
Технология "Опытно-экспериментальная деятельность детей в формировании познавательных процессов" Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова; Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о е...
Консультация воспитателей в ДОУ по теме: «Опытно - экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование....
Технология опытно-экспериментальной деятельности детей в формировании познавательных процессов. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова; Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов
Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будет ему необходимы для достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость ...
Технология опытно-экспериментальной деятельности детей в формировании познавательных процессов. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова; Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов
Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будет ему необходимы для достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость ...