«Опытно-экспериментальная деятельность детей в формировании познавательных процессов» ( Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова, Н.Е.Веракса, О.Р. Галимов)
материал

Елизеева Алла Васильевна

Исследовательская деятельность помогает детям познать мир, все узнать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в  неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самореализовываться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehn.eksperementirovanie.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Технология: "Опытно-экспериментальная деятельность детей в формировании познавательных процессов"

( Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова; Н.Е.Веракса)

Подготовила:

Воспитатель:

Елизеева А.В

                                                г.о Домодедов

Содержание:

     1. Актуальность

     2. О технологии

     3. Цель

     4. Задачи

    6. Предполагаемый результат

    7. Методы работы над технологией

    8. Приложение

Актуальность

Исследовательская деятельность помогает детям познать мир, все узнать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в  неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное само реализовываться.

 Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

 В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы.

 Исследовательская деятельность тесно связана с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль, облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний, способствует развитию речи), трудом, изобразительной деятельностью, познавательным развитием.

Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений.

О мире живой природы:  условия, необходимые для  роста и развития растений (свет, влага, тепло).

О природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т.д.

О материалах: глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса.

О человеке: наши помощники – глаза, нос, уши, рот.

О предметном мире: посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт.

С какого возраста предполагается начинать экспериментирование в детском саду?

 

В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.

 Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.

 

Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.

 В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществлении.

Цель : Создание условий для формирования основ целостного мировидения детей, а также развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования

Задачи:

1. Развивать представления детей о свойствах и качествах предметов.

2. Формировать представление о живой и не живой природе.

3.Способствовать желанию участвовать в исследовательской деятельности.

4.Знакомить с различными физическими свойствами веществ (твердость,мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость).

5. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей, о значимости воды и воздуха в жизни человека.

  • Формировать опыт применения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Методы и приемы организации экспериментально - исследовательской

деятельности:

       -  Наблюдения;

  • Опыты (экспериментирование);
  • Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающи ситуации;
  • Просмотр иллюстраций
  • Беседа с элементами дискуссии
  • Познавательный рассказ воспитателя
  • Чтение художественной литературы.

 

Предполагаемый  результаты:

Повышение уровня познавательной активности у воспитанников, усвоение основ целостного видения окружающего мира.

 Развитие навыков самостоятельного экспериментирования, изучения свойств веществ, в том числе их свойств, при нагревании и охлаждении.

 Формирование умения сверять результат  деятельности с целью и корректировать свои действия, делать выводы по результатам экспериментов.

Расширение представлений детей об окружающем мире ( живой и неживой природе, явлениях природы, рукотворном и нерукотворном мире)

Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития, углубление  знаний, умений, навыков, предусмотренных основной образовательной программой ДОУ.

Обогащение предметно – развивающей среды в группе.

Пополнение научно-методической базы по разделу познавательно - исследовательской деятельности дошкольников.

ЭТАПЫ:

Первый этап: Постановка познавательной проблемы, создание воспитателем мотивации, принятие задачи детьми.

Второй этап: Первичный анализ задачи, выдвижение предположений о возможном явлении природы, причинах явления. Отбор способов проверки предположений, выдвинутых детьми, проверка этих предположений.

Третий этап: анализ полученный в ходе проверки предположений результатов и формулирование выводов.

Основные принципы организации детского экспериментирования:

- связь теории с практикой;

- развивающий характер воспитания и обучения;

- индивидуализация и гуманизация образования;

- природосообразность - акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников;

- целостность и системность обучающего процесса;

- взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.

Успешность технологии:

Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям, и взрослым.

Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно что-то делает с 5лет,  а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.

                                   Перспективное планирование

Познавательно – исследовательской деятельности

Вторая младшая группа ( 2020 -2021г)

Месяц

Темы

Задачи экспериментирования

Сентябрь

Адаптация, игры с песком и водой на участке с представлениями о форме и величине

Познакомить со свойствами песка: состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого.

Октябрь

« Тонет- не тонет»

« Из чего сделаны игрушки»

«Почему листья летят»

Познакомить детей со свойством предмета: резиновый мяч (тонет, не тонет, плавает)

Расширять представлений о материалах, из которых сделаны игрушки (пластмасса, резина, дерево, ткань).

Познакомить с понятием листопад

Ноябрь

«Делаем мыльные пузыри »

Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёночку.

Декабрь

«Разноцветные льдинки»

«Экспериментирование со снегом»

Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска

Познакомит детей с таким свойством снега, как лёгкость (предложить детям сдуть снег с веточек, со скамейки, с варежки). Развивать любознательность, интерес явлениям и объектам природы.

Январь

«Прозрачная вода.»

«Вода принимает форму.»

Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Февраль

«Замерзшая вода, тающий лед.»

«Что растворяется в воде?»

«Какие предметы могут плавать?»

Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера, а от его тяжести.

Март

«Овощи, фрукты» (в уголке экспериментирования)

Учить детей различать овощи, фрукты, называть их, характеризовать на вкус

Апрель

Живая природа

1.Растения, опыты.

(Занятие с

Презентацией)

2.Посадка семян фасоли и редьки, лука.

Изучение объектов живой природы, во взаимодействии со средой обитания.

Познакомить  с условиями  необходимых для проращивания и роста семян.

Май

«Солнечный зайчик»

Формировать представление детей о том, что «солнечный зайчик» — это луч солнечного света, отраженный от зеркальной поверхности.

Аналитическая записка о выполнении педагогической технологии  

« Опытно-экспериментальная деятельность детей в формировании познавательных процессов»

( Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова,  Н.Е. Веракса, )

за 2020- 2021учебный год

п

  Организация

   Мероприятие

     Год

       Примечание

С детьми

1

МАДОУ д/с №14«Подмосковье»

 Развлечение

«Осень в гости к нам пришла»

2020

Конспект

2

МАДОУ д/с №14«Подмосковье»

«В гостях у королевы Воды»

2021

Конспект занятия

3

МАДОУ д/с №14«Подмосковье»

«Путешествие в страну  овощей»

2021

Конспект занятия

С родителями

1

МАДОУ д/с №14«Подмосковье»

Консультация

 ( наглядная)

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

2021

Наглядная информация,

сайт группы

С педагогами

1

МАДОУ д/с №14«Подмосковье»

Консультация

( наглядная)

«Организация и проведение экспериментов с дошкольниками»

2021

Наглядная информация, на персональном

сайт

Аналитическая записка о выполнении педагогической технологии  

« Опытно-экспериментальная деятельность детей в формировании познавательных процессов»

( Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова,  Н.Е. Веракса, )

за 2021- 2022 учебный год

п

  Организация

   Мероприятие

     Год

       Примечание

С детьми

1

Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова

Опыт «Выращивание кристаллов из поваренной соли»  

2021

Конспект занятия

2

Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова

Опыт « Какой цветок проживет дольше?»

2022

Конспект занятия

С родителями

1

Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова

Консультация

 ( наглядная)

«Как сделать лизуна дома»

2021

Наглядная информация.

С педагогами

1

Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова

Консультация

( наглядная)

«Эксперименты в жизни дошкольника »

2022

Наглядная информация.

Аналитическая записка о выполнении педагогической технологии  

« Опытно-экспериментальная деятельность детей в формировании познавательных процессов»

( Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова,  Н.Е. Веракса, )

за 2022-2023 учебный год

п

  Организация

   Мероприятие

     Год

       Примечание

С детьми

1

Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова

Опыт «Проращивание зерна

( пшеница, овес)»  

2023

Конспект занятия

С родителями

1

Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова

Консультация

 ( наглядная)

«Опыты и эксперименты»

2022

Наглядная информация.

С педагогами

1

Домодедовская СОШ №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова

Консультация

( наглядная)

«Опыты и эксперименты в ДОУ »

2023

Наглядная информация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».

Опыт работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой» включает в...

Технология: "Опытно-экспериментальная деятельность детей в формировании познавательных процессов" Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова; Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов

       На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления ...

Пример составления техкарты к НОД по формированию познавательно-исследовательской деятельности с использованием элементов опытно-экспериментальной технологии. Для детей средней группы. "Живые краски."

Данный материал поможет педагогам правильно, в виде технологической карты, оформить конспект НОД и предоставит возможность познакомится с использованием нестандартного подхода  к организации иссл...

Технология "Опытно-экспериментальная деятельность детей в формировании познавательных процессов" Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова; Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о е...

Консультация воспитателей в ДОУ по теме: «Опытно - экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование....

Технология опытно-экспериментальной деятельности детей в формировании познавательных процессов. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова; Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов

Процесс обучения и воспитания  в  детском саду направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будет ему необходимы для достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость ...

Технология опытно-экспериментальной деятельности детей в формировании познавательных процессов. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова; Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов

Процесс обучения и воспитания  в  детском саду направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будет ему необходимы для достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость ...