Сюрпризные моменты для организации НООД.
консультация (старшая группа)

Меншутина Наталья Станиславовна

Сюрприз - это неожиданные веселые моменты, которые всегда вызывают у детей бурю эмоций, дети оживляются, их деятельность активизируется. Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию новизны, в которой нуждается ребенок дошкольного возраста. Сюрпризные моменты обязательно включают в занятия. Сюрприз как нельзя более точно отвечает психологическим особенностям дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syurprizn_.docx37.76 КБ

Предварительный просмотр:

Сюрпризные моменты для организации НООД.

Сюрприз - это неожиданные веселые моменты, которые всегда вызывают у детей бурю эмоций, дети оживляются, их деятельность активизируется. Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию новизны, в которой нуждается ребенок дошкольного возраста. Сюрпризные моменты обязательно включают в занятия. Сюрприз как нельзя более точно отвечает психологическим особенностям дошкольников.

Сюрпризные моменты всегда красочны, ярки, неожиданны, они стимулируют развитие творческой фантазии, служат удовлетворению жажды открытий ребенком в окружающем мире. Ребенку-дошкольнику интересно все, кроме скуки, бездействия. Неизвестность всегда дразнит воображение детей. Сюрпризный момент это один из приемов активизации детей на занятии. Каждый воспитатель перед подготовкой к занятию ломает голову: « Какой же придумать сюрпризный момент?». Да! Не просто его придумать. Необходимо, чтобы он вписывался в тему занятия, чтобы к нему могли обратиться во время занятия, да и еще - завершить это занятие.

На занятиях с детьми, пользуясь картотекой, я включаю поэтические строки, стихи и загадки для создания образа героя, для сюрпризного момента и подачи нового материала. Предлагаю картотеку сюрпризных моментов, от которых можно «оттолкнуться», а дальше – фантазируйте сами.

  • В гости к детям из леса приходит Мишка, который рассказывает, что на их лес напала старуха Лень. От этого растения перестали расти, животные не кормят своих детенышей, все деревья в паутине, лес стал, как мертвый. Мишка просит детей’ добрыми поступками, трудолюбием помочь жителям леса освободить его от старухи Лени. В конце дня сорока приносит из леса письмо с благодарностью от лесных жителей, которые пишут, что старуха Лень растаяла, и лес ожил.

 

  • В гости к детям прилетает бабочка, чтобы отправиться с ними в мир насекомых, цветов, сказок и т.п. Для этого протягивается леска от любого шкафа или настенной полки до более низкой опоры. Бабочка прячется за шкаф. К игрушке привязывается леска, за которую можно потянуть, и она спустится вниз по натянутой леске, как будто слетит.

 

  • До занятия под стол педагог прячет игрушку-котенка. На занятии обращает внимание детей, что кто-то мяукает и дергает ее за ногу. Достает котенка, спрашивает его, что он делает! под столом. Котенок говорит, что хотел поиграть и сломал… Педагог успокаивает котенка и предлагает детям сделать…

 

  • Педагог привязывает Незнайку на воздушных шариках со стороны улицы к фрамуге или окну, а леску спускает в комнату. Незаметно подтягивает леску, и Незнайка влетает в комнату.
  • Игрушка-дергунчик вешается на стену. К месту соединения частей игрушки, на спине, прикрепляется леска. «Оживает» дергунчик тогда, когда дети сделают доброе дело и скажут хорошее, вежливое, ласковое слово.
  • К детям приходит Мойдодыр (воспитатель): полотенце вокруг головы, на плечах, в руках — таз, В карманах умывальные принадлежности. Мойдодыр приходит на занятие по закреплению знаний о гигиене и умывальных принадлежностях или во время умывания в режимных процессах.
  • В гости к детям прилетает Карлсон (игрушка, воспитатель), который не знает вежливых слов, из-за чего взрослые не всегда ему разрешают дружить с малышами, которых он очень любит. Дети учат Карлсона вежливости, а потом вместе с ним «путешествуют» по крышам.
  • В группе появляется Волшебная книга, к которой воспитатель обращается при разрешении конфликтов, спорных вопросов, проблемных ситуаций.
  • В группу приходит человек Рассеянный с улицы Бассейной (воспитатель), дети учат его, как правильно одеваться, складывать и убирать на место вещи.
  • Прилетает Каркуша из передачи «Спокойной ночи, малыши» с письмом любого содержания от своих друзей.
  • В группе «вырастает» необычный цветок цветик-семицветик, на обратной стороне лепестков которого написаны задания для детей.
  • Волшебная водичка, две банки закрыты крышками, обратная сторона которых окрашена гуашью красного и синего цвета. Встряхивание банки окрашивает воду все больше и больше.
  • Приходит посылка из Африки, которую приносят (прислали) жители острова Чунга-Чанга.
  • В группе появляется лесная фея, которую нельзя увидеть, но она оставляет следы: лист, веточку, цветок и т.п. Фея наблюдает, как дети относятся к растениям.
  • Вносится волшебный сундучок, к крышке которого прикрепляется колокольчик, звенящий при открывании сундучка.
  • Появляются волшебные кисти, с помощью которых оживают картины на листе; волшебный брусок пластилина, из которого появляется зайчик, волшебный лист бумаги, из которого «выскакивает» лягушка (оригами)

 

  • Вырастают волшебное дерево или два розовых куста, на которых от добрых дел детей «расцветают» розовые цветы, а от плохих — черные.
  • Игрушка-котенок прячется за дверь. Педагог предлагает детям послушать тишину. Обращает внимание, что кто-то скребется и мяукает. Находит за дверью котенка, вносит его, спрашивает.
  • Из леса в гости к детям приходит гном и приносит волшебный зонтик, с многослойной шляпкой, из бумаги разных цветов. Цвет шляпки меняется, реагируя на дела или ответы детей.
  • Входят персонажи — Ох и Ах, противоположные по характеру. Беседуют на тему о здоровье, здоровом образе жизни.
  • Приходит письмо от Винтика и Шпунтика. Они сделали машину, а гаража для нее нет. Винтик и Шпунтик просят детей построить гараж.
  • В группе «вырастает» аленький цветочек, внутри которого живет маленькая девочка. Цветок боится шума, распускается от добрых дел.
  • Педагог вносит книгу-букварь (с ручками, ножками), который учит детей.
  • Появляются воздушные шары с нарисованными мордочками, за нитки которых привязаны задания детям.
  • К детям приходит девочка Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города», просит помочь льву, который никак не станет смелым, — подарить ему частичку своей смелости (перед физкультурным занятием).
  • Приходит Буратино, который везде сует свой длинный нос и за это ему постоянно попадает. Нужно научить Буратино вести себя культурно.
  • На полу воспитатель с помощью ковра, цветной ленты, цветной изоленты, носового платочка обозначает ковер-самолет, предлагает детям полететь на нем под звуки волшебной музыки.
  • Воспитатель надевает детям воображаемые шапочки, башмачки, плащи и «отправляется» с ними в путешествие.
  • На стекле группы печатными буквами со стороны улицы гуашью или зубной пастой пишутся зашифрованные слова.
  • Педагог вносит две маски — одна с веселым лицом, другая — с грустным. Маски «реагируют» на поведение детей.
  • К детям в гости приходит курочка (игрушка), которая плачет, потому что у нее пропали цыплятки. Просит детей помочь их найти, собрать.
  • В группе пропадают все игрушки, а на полке для игрушек лежит лист с черной кляксой. Педагог делает предположение, что игрушки украли жители страны Грязнуль, потому что дети давно не мыли игрушки. Что же делать? Педагог предлагает показать, какие дети трудолюбивые, навести порядок в игровом уголке, протереть полки. Дети находят игрушки, моют их.
  • Драматизация стихотворения А. Барто «Девочка чумазая с куклой, измазанной черной краской. Педагог предлагает посмотреть, все ли игрушки в группе чистые, нет ли чумазых кукол.
  • Дети с воспитателем отправляются в королевство Тишины, где нельзя разговаривать даже шепотом, вертеться, двигаться, а можно только слушать.
  • В гости к детям прибегают три испуганных поросенка и просят построить прочный дом, чтобы их не съел волк.
  • Приходит звуковое письмо любого содержания, записанное на магнитофон.
  • Взрослый (воспитатель, помощник воспитателя) обращают внимание детей на найденное в группе письмо.
  • Педагог надевает накидку с кнопками или крючками, пуговицами по всей ткани, за которые пристегиваются различные элементы оформления (изображения или символы осени, зимы, лета, весны, ночи, дня, цветов, грибов и т.п.). Меняя элементы оформления в течение дня, можно превращаться в разных персонажей.
  • Можно использовать многофункциональную косынку, шаль с множеством полотнищ, которые прострачиваются только сверху, а остальная часть легко перекидывается, меняя цвет, рисунок и т.д.
  • Появляется цветной зонт с разными клиньями, красивым рисунком, который педагог использует как зонт Оле-Лукойе, во время укладывания детей на дневной сон, рассказывания сказок.
  • Вырастает чудо-дерево (красивая ветка), на которое дети вешают свои поделки, придумывают о них рассказ или сказку.
  • Появление гусенички из дырочки яблока: Яблоко здесь не простое - Выросло оно большое. Кто-то в яблоке живет, Кто-то песенки поет. Гусенички здесь певуньи. Выбрали не зря, шалуньи, Яблоко лучистое - Экологически чистое!
  • Детей заинтересовываю яркой корзинкой. Они выбирают листочек: рябиновый, березовый, дубовый. Садитесь те, у кого: рябиновый листочек; у кого березовый листочек, дубовый листочек.
  • Детей заинтересовываю яркой корзинкой. Они выбирают листочек: красного, желтого, зеленого цвета. Садитесь те, у кого красный листочек (зеленый, желтый)
  • Садитесь те ребята, кому я скажу слово « пожалуйста».
  • Размотан клубок с нитками. В-ль: что это такое, кто размотал нитки и откуда они взялись? В-ль: А мы можем узнать, кто это сделал? В-ль: А давайте попробуем пройти туда, куда нам показывает клубок? (по мере продвижения встречаются домики, где дети выполняют определённые задания)
  • Дети наводят в группе порядок и выходят в приёмную. Вдруг слышится в группе тявканье собачки. В-ль? Кто это? - что же случилось? - пойдёмте в группу, посмотрим, кто там у нас в гостях? ( входим в группу, всё разбросано) - кто же здесь напроказничал? (дети ищут) находят щенка.
  • На полу лужа. - Что это? -А откуда она взялась? (воспитатель с детьми присматривается, видят в луже изображение колпачка гномика) -Да это гномики с Белоснежкой постарались, наплакали целую лужу, слёз. -Где же вы? Почему вы плачете? - Не можете попасть в домик, ключ потеряли? -Не плачьте, мы вам поможем. (дети подбирают ключ разной формы и размера)
  • Со шкафа слетают разноцветные лепестки. - Что это? - Как вы узнали? -Давайте тогда сложим вместе? -У нас получился цветик – семицветик, он не простой, а волшебный. На лепестках задания
  • Воспитатель переодевается в любой персонаж. Входит, здоровается. Загадывает загадку, читает потешку, стихотворение или приносит с собой подарок.
  • Воспитатель входит в группу с игрушкой или книгой, с любым предметом и начинает играть или рассматривать сам, детям становится интересно и они постепенно подходят к воспитателю, который начинает ненавязчивую беседу или предлагает им произвести некоторые действия с предметом.
  • Начать мероприятие с детьми с любой подвижной игры. В процессе игры провести занятие или его элемент (например: путешествие на…).
  • Здравствуйте, ребятишки, Девчонки и мальчишки! К вам решилась я зайти И сказочку принести! Ведь зовусь я бабушкой-рассказчицей! В сказку вас я позову и дорогу покажу, Не видали здесь клубочка? Он волшебный у меня. Путь дороженьку покажет. Только где ж он? Затерялся я однако, как я в сказку проведу?  - Сбегай, Сашенька, дружок, поищи-ка мой клубок. А теперь катни клубочек в путь-дороженьку смелей, в сказку нас веди скорей!
  • Появляется весёлый карандаш. - Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки! -А вы знаете, кто я? -Хотите, я вам что-нибудь нарисую? - Пойдёмте со мной. Подходят к мольберту, карандаш начинает рисовать, приговаривая: - Точка, точка, запятая, палка, рожица кривая, ушко, брюшко, огуречик – получился
  • Знайка. Раздаётся стук в дверь, приносят письмо. - Ребята, кому-то пришло письмо, а вот кому? (читают) « Дорогие ребята! Я узнал, что вы умеете считать и решать, и поэтому приглашаю вас к себе в гости. Чтобы найти дорогу ко мне, соедините цифры по порядку, и вы узнаете, на чём можно добраться до меня. С уважением Знайка.
  • Лабиринт. Звучит музыка. Голос. - Ребята, я вас жду в волшебной стране математики. Чтобы добраться до меня вы должны пройти лабиринт ( нарисован на полу, или выложен из кубиков, карандашей и др.)
  • Парашютист. В группе с потолка спускается парашютист. (Можно на верёвочке) На нём записка и клубок. - Распутай волшебный клубок и найдёшь, кто желает с вами познакомиться (на каждом узелке задание).
  • Шкатулка. Раздаётся звон колокольчиков. - Что это? Где это? Появляется шкатулка. Открываем её, звучит лёгкая музыка, написано – приз. Чтобы получить приз, выполни эти задания.
  • Волшебная книга. Звучит музыка, появляется волшебная книга. (Можно заранее положить на стол, можно прикатить на машине, санках и т.д) -Какая-то книга. Что же в ней? (читаем) - налево пойдёшь - за стол попадёшь, Направо пойдёшь – в царство смекалки (овощей, растений и т.д.) попадёшь, Прямо пойдёшь – на ковёр попадёшь. -Куда же мы пойдём?
  • Волшебное дерево. Стоит на пути дерево. На нём одежда или обувь или буквы или цифры. - Что за дерево такое? -Как вы думаете, куда оно нас приглашает? Закроем глаза, три раза повернёмся вокруг себя и скажем: Раз, два, три – в «выдумляндию» нас приведи!
  • Шар. Влетает шар. Звучит музыка. На нём написано: Приглашаем вас в Сообразилию. Дорога идёт по маршруту: 5 шагов прямо, повернись, 3 – влево, хлопни 3 раза, прыгни 4 раза прямо и отгадай загадку: Или дорисуй на что похоже? Это ваш билет. Добро пожаловать!
  • Волшебный свет. В группе выключается свет. Появляются бегающие зайчики от фонаря. Голос: Внимание! Внимание! Внимание! Я хочу с вами познакомиться. Дойдите до меня, но прежде выполните мои задания. Нажмите эту кнопку (включается свет)
  • Книги. На столе лежат книги из книжного уголка. Детям они знакомы по обложкам. Воспитатель обращается к детям: - Ребята, почему в книжном уголке беспорядок? Давайте поставим все книжки на свои места. - А это что за книга? - Кто её принёс? -Может это новые сказки? А может раскраска? ( Книга привлекает детей, открываем её. Это карта или какая-то познавательная книга.
  • Русский хоровод. В.- Из чего можно сделать круг? Д.:- вырезать, слепить, положить обруч и т.д. В.:- А если нет карандаша, бумаги, ножниц, а есть только дети! Д: - С помощью рук. В.: -А как можно назвать наш круг? Д.: -Хоровод.
  • Лес. С помощью пантомимы изобразить дуб, берёзу. Вдвоём: ромашку, сосну, шишку. Предложить остальным детям изобразить фон: травку, птичек. Бабочек. Вдруг подул сильный ветер. Дождь. Гром. Ураган. После представления спросить: « Дети, что с вами происходило?»
  • Испечём мы пряники. Воспитатель вспоминает сказку про яичко. В.: Упало яичко и Д.: Разбилось…. В.: Нет, оно не разбилось, а пропало. Давайте его поищем ( находят корзину с яйцами) В.: Что можно сделать из яиц? (сварить, сжарить, омлет и т.д.) В.: А давайте яйцо оставим для теста. Что будем печь догадайтесь сами. Д/игра «Угадай на вкус»
  • Телефон. Раздаётся телефонный звонок. Воспитатель подходит, разговаривает, затем обращается к детям: - Нам позвонили ……….
  • Зоопарк. Воспитатель начинает строить вольеры для зверей, ставят туда зверей, вешают картинки с изображением какого-то зверя. - Правильно ли висит картинка? Почему вы так думаете? - Где живут звери? - А где живёт медведь или жираф?
  • Веточка. Воспитатель заходит в группу с веточкой, прохаживается, рассматривает веточку, нюхает, расправляет листочки, привлекает детей, заинтересовывает их. – Как вы думаете, что это?
  • Капитошка. Входим в группу. На подоконнике, полу лужи. - Что же это? - Откуда взялась вода? -Это Капитошка разыгрался! Где же он живёт? Как его мы можем найти?
  • В группе декорации деревьев. Под деревьями спрятаны звери, на полу следы. - Куда же мы попали? - Кто оставил нам здесь следы? - Как вы думаете, почему они появились здесь? Давайте пройдём на полянку…..
  • Листочки. По группе разбросаны листочки. - Ребята, что случилось? - Это ветерок решил поиграть с нами, разметал слово – ключ, который для нас оставила царица математики или лесовичок или какой-нибудь персонаж. - Мы должны собрать, но собрать так, чтобы каждый листик встал на своё место, для этого мы должны выполнить задания.
  • Следы на полу. - Кто же их оставил? -Почему вы думаете так? -А может котёнок? -Давайте найдём, кто оставил следы у нас.
  • Я гадаю на ромашке, Раз, и два, и три, четыре, пять. То ли знаю, то ли надо, Кое-что ещё узнать. - Ой, что это? (Поёт любой персонаж, вместе с ним проходит всё занятие).
  • Режимные моменты, занятия начинаем с загадки, худ. слова, потешки, логического задания, ребуса, внесение нового атрибута, книги, игрушки, материалов для опытов.
  • Карлсон Влетает Карлсон с шарами - Кто к нам прилетел в гости? -Карлсон, зачем принёс шары? -На них задания, которые мне надо выполнить, я ищу ребят, которые мне помогут. Ребята выполняют задания, после выстраивают логическую цепочку, соотнося цвет шара и букву, получаем основное слово.
  • Свеча. Выключается свет. Звучит сказочная музыка, воспитатель зажигает свечу, - куда же мы попали? - Садимся на ковёр и полетим! (Можно закрыть глаза, раскачиваясь из стороны в сторону, летим!) - Садитесь рядком, да поговорим
  • Следы. В приёмной следы на полу. - Чьи это следы? - Куда они ведут? Доходим до места, следы делятся: Птичьи обрываются, вторые ведут к форточке. - По каким следам пойдём? Почему они оборвались? - А это чьи следы? Так по каким следам нам идти?
  • Лужа. На полу лужа. - Откуда она взялась? ( слышится всхлип) -Так это Незнайка слёзы свои пролил? - Почему Незнайка ты плачешь? Давайте, ребята, поможем ему? В конце занятия дети танцуют вместе с Незнайкой. 87. Листья на полу. На полу разбросаны листья, -Что у нас тут произошло? -Кто тут так повеселился? Как называется явление природы, когда ветер играет листьями? Какое время года? -Давайте соберём листочки и расскажем стихи про них?
  • Животные. Игра начинается с постройки зоопарка, дети с воспитателем сидят на ковре, у воспитателя звонит телефон, отвечает на звонок. - Да это детский сад. - К нам едут 8 животных? - Хорошо! Мы встретим всех животных (кладём трубку).
  • Посылка. Приходит посылка. На посылке портрет Хоттабыча. - От кого посылка? -А кто такой Хоттабыч? - Может, мы к нему в гости съездим? На чём поедем? (открываем посылку, звучит музыка, достаём рисунки, Д/И «Что лишнее?»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Использование сюрпризных моментов в организации праздников и досугов с детьми дошкольного возраста"

В статье говорится о сюрпризном моменте  как об одном из приемов активизации детей на занятиях, праздниках и досугах....

Использование сюрпризных моментов в организации праздников и досугов с детьми дошкольного возраста

Использование сюрпризных моментов в организации праздников и досугов с детьми дошкольного возраста...

Особенности организации сюрпризных моментов на детских праздниках в условиях детского сада

    Особенности организации сюрпризных   моментов  на детских праздниках в условиях...

"Организация сюрпризного момента и его роль на праздничном утреннике"

      «В атмосфере радости душа ребенка легче всего открывается навстречу прекрасному!» (Г. П. Федорова).Что такое сюрприз? Это, прежде всего, неожиданность, удивлени...

«Как Дед Мороз варил подарки для малышей» (сценарий и организация сюрпризного момента)

Праздник для малышей в детском саду - это всегда добрая сказка. Особенно, если это Новый год! Хочу поделиться опытом организации и проведения Новогоднего праздника в младшей группе «Снегови...

Сюрпризные моменты для организации образовательной и совместной с детьми деятельности

Педагоги не редко используют различные сюрпризный моменты и игровые приемы на занятиях, для того чтобы вызвать интерес у детей, мотивировать их на решение поставленных задач и сделать любое занятие бо...