Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
проект (подготовительная группа)
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
в подготовительной группе
на тему: «Россия – Родина моя»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rossiya.docx | 127.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №42»
г. Коммунар
Проект
по нравственно-патриотическому воспитанию
в подготовительной группе
Подготовили:
Воспитатели: Куротченко О.В
Шмелева Н.П.
Физ. руководитель: Клюева Е.С.
Муз. руководитель: Власова Ж.А.
Апрель-май
2023г.
Паспорт проекта
Название проекта | Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему: «Россия – Родина моя» |
Тип проекта | коллективный, информационно – творческий. |
Продолжительность | 2 месяца |
Участники проекта | Воспитатели, Физ. руководитель, дети подготовительной группы, родители. |
Общая характеристика проекта | Проект состоит из восьми взаимосвязанных разделов: «Родительский дом - начало начал» «Мой любимый детский сад» «История и достопримечательности Гатчинского района». «Мой родной город Коммунар» «Народные промыслы на Руси» «Защитники Родины» «Наша Родина-Россия» «Знаю. Помню. Горжусь» Планирование деятельности осуществлялось по основным направлениям дошкольного образования: -Познавательно-речевое развитие -Художественно-эстетическое развитие -Физическое развитие -Социально-личностное развитие |
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
«РОССИЯ – РОДИНА МОЯ»
«С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять…»
М. Матусовский
Актуальность
Патриотизм - сложное и высокое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, сестрам, братьям.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. "Родной дом" - сложное многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица. на которой стоит его дом, все это включается в представление ребенка о родном доме, своей "изначальной" родине.
Постепенно эти понятия расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом, улицей, но и родным городом, окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной, многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.
Цель проекта: воспитание духовно-нравственной личности, формирование и приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям путем комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма.
Тип проекта: коллективный, информационно – творческий.
Участники проекта: воспитатели, физ. руководитель, муз. руководитель, дети подготовительной группы, родители.
Сроки реализации проекта: 2 месяца
Проблема:
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Так же равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И, конечно, недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно- патриотического воспитания в семье.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Что мы знаем про это? | Что хотим узнать? | Из каких источников |
Знаю членов своей семьи | Хотим узнать больше о своих родственниках с помощью семейного древа | Спрошу у родителей |
Знаю свой город | Хотим лучше узнать о достопримечательностях родного края | СМИ |
Знаю Символику России | Хотим подробнее узнать о символах РФ | СМИ |
Знаю некоторые виды народных промыслов | Хотим больше узнать и познакомиться с именами тех, кто прославил наш край | СМИ Презентация |
Знаю праздник «День победы» | Хотим узнать о героях нашей страны | СМИ |
Задачи проекта:
Обучающие:
- Формировать понятие Родины, как места, где человек родился, и страны, где он живёт;
- Формировать общественную активность личности, гражданскую позицию;
- Закрепить знания детей о государственных символах России;
Развивающие:
- Развивать мышление, коммуникативные качества личности;
- Развивать познавательный интерес к изучению истории, культуры, природы родного края;
- Развивать навыки познавательной, творческой деятельности;
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к Родине и чувство патриотизма;
- Воспитывать любовь к родителям, близким.
Ожидаемый результат
Для детей:
Дети должны знать:
символики России (флаг, герб, гимн России).
Четырех - пяти народов, живущих на Земле, их быт, традиции,
климатических и природных условий проживания в России
Дети должны гордиться:
своим народом и его достижениями.
Для родителей:
- Активное участие родителей в реализации проекта: в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности;
- Укрепление взаимоотношений между детьми, родителями детей и педагогами;
- Приобретение новых неизвестных до сих пор знаний об истории нашей Родины;
- Осознание родителями важности гражданско-патриотического воспитания детей.
Для педагога.
- Разработать методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, поможет сформировать заботливое отношение к нашей Родине.
- Сформировать интерес к новому виду сотрудничества с семьей.
- Сформировать мотивацию использования метода проектов в педагогической деятельности.
- Создать методическую копилку по планированию проектной деятельности.
Продукт деятельности
Для детей:
- Изготовление коллажа «Россия – Родина моя».
- Организация выставок детского продуктивного творчества по плану проекта
- Альбом «Достопримечательности Гатчинского района»
- Альбом «Семейное древо»
Для родителей:
- Оформление консультации для родителей в соответствии с планом проекта
- Привлечение родителей в оказании посильной помощи в организации и реализации нравственно – патриотического проекта через расширение и обогащение предметно – развивающей среды;
- Совместное участие в праздниках и развлечениях, в изготовлении экспонатов для выставок.
- Фотоотчеты о проведенных мероприятиях с детьми
Для педагогов:
- Формирование методической копилки по теме для осуществления совместной деятельности с детьми: «Стихи о Родине»;
- Оформление ширмы-раскладушки «Наша-родина Россия»
- Разработка конспектов НОД; мероприятий в соответствии с планом проекта
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведётся по следующим направлениям:
- формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); формирование элементарных знаний о правах человека и т. д.
- воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; формирование бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей.
- развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы приходить к результатам.
Средства реализации поставленных задач:
- развивающая предметно – пространственная среда;
- развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение);
- метод детских проектов.
Формы работы с детьми:
- занятия;
- презентации;
- календарные праздники;
- развлечения, досуги;
- экскурсии;
- пополнение развивающей среды,
- чтение художественной литературы
- беседы, ситуативные разговоры
- выставки детских работ, семейных коллекций
- слушание музыки
- игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные, коммуникативные).
Условия реализации проекта: заинтересованность педагогов, детей и родителей, регулярность и систематичность работы
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром
Интеграция образовательных областей
Образовательная область | Интеграция с другими образовательными областями |
Познавательное развитие | СКР, ХЭР, РР, ФР |
1 этап: Подготовительный (информационно-накопительный, организационный)
- разработка проекта;
- постановка цели и задач;
- определение основных форм работы;
- сбор информации, литературы, дополнительных материалов;
- работа по составлению этапов и плана по реализации проекта;
2 этап: Основной (практический)
Составление перспективного плана работы по патриотическому воспитанию с детьми и форм взаимодействия работы с родителями.
3 этап: Заключительный (обобщающий)
Рефлексия
Ответы на вопрос «Что дети узнали нового?», «Какое из мероприятий понравилось больше всего?».
Итоговое мероприятие: «Зарница»
Перспективный план работы по реализации проекта
1 неделя
Тема: «Родительский дом - начало начал»
Задачи:
- Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи;
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;
- Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей
- Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности;
Формы проведения:
Беседа «Что я знаю о своей семье»,
Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
Семейный мини – проект: составление генеалогического древа «Моя родословная»
Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе» о семье;
Выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем»
Выставка детских рисунков «Моя семь
2 неделя
Тема: «Мой любимый детский сад».
Задачи:
- Познакомить детей с историей и зданием детского сада,
- Совершенствовать представления о профессиях коллектива детского сад, о важности их труда.
Формы проведения:
Экскурсия по детскому саду.
Заучивание стихотворений о профессиях детского сада.
Беседа о детском саде, о профессиях сотрудников.
Составление рассказов на тему «Моя любимая игрушка»
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».
Чтение художественной литературы: «Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях), «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари, «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов.
3 неделя
Тема: «История и достопримечательности Гатчинского района».
Задачи:
- Вызвать интерес к истории возникновения района
- Закрепить знания детей о достопримечательностях родного района;
- Дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками района.
- Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному району, желание сделать его еще красивее.
- Формировать представления детей об улице, на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, чем она знаменита)
- Расширять знания детей о природе родного района;
Формы проведения:
Презентации: «История и достопримечательности Гатчинского района»
Фотовыставка «Достопримечательности в нашем районе»
Привлечение родителей к обустройству участка детского сада, облагораживанию дворовых территорий.
Семейный мини-проект: «Любимые места в районе»
«О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями).
Беседа «Что такое парки», «На какой улице ты живешь?»,
4 неделя
Тема: «Мой родной город Коммунар»
Задачи:
• Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
• Познакомить детей с символикой нашего города;
• Поддерживать интерес детей и взрослых к истории города;
• Закрепить знания детей об архитектуре родного города; познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного города. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее.
• Познакомить детей с рекой Славянка; её расположением на карте,
- Познакомить со спортивными учреждениями города: плавательный бассейн, ФОК, спортивная школа.
Формы проведения:
Демонстрация видеофильма «Мой родной Коммунар»,
Выставка фотографий исторических зданий города Коммунара
Экскурсия в библиотеку
Фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?»
«Знай и люби свой город» (конкурс рисунков, сочинения, мини-доклады)
Рассматривание иллюстраций о г. Коммунар
Изготовление альбома г. Коммунар.
Презентация: «Достопримечательности района. Культура и отдых».
Презентация: «Спорт в родном районе».
Спортивное мероприятие «В здоровом теле - здоровый дух».
5 неделя
Тема: «Народные промыслы на Руси»
Задачи:
- Воспитывать чувство уважения профессиям и труду взрослых;
- Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;
- Познакомить с творчеством художников, писателей, поэтов нашего города;
Формы проведения:
Беседа «Традиции народа»
Лепка «Праздничный хоровод».
Рисование «Мальчик и девочка пляшут».
Рисование «Кукла в национальном костюме».
Русские народные игры «Лапта», «Золотые ворота», «Ручеёк» Малоподвижная игра «Колечко».
Сюжетно-ролевые, дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Угадай профессию», «Кем быть?»
Рассматривание альбома «Золотая хохлома».
Выставка рисунков «Народные промысла»
Открытое занятие «Народные промыслы на Руси»
Просмотр видеофильмов об истории и культуре России.
6 неделя
Тема: «Защитники Родины»
Задачи:
- Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии;
- Способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее своего города.
Формы проведения:
Беседы «Что значит быть настоящим мужчиной?»
Календарные праздники: «9 МАЯ»,
Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
Фотоконкурс «Они защищали нашу Родину»
7 неделя
Тема: «Наша Родина-Россия»
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания детей о России,
- формировать уважительное отношение к государственным символам,
- закрепить названия крупных российских городов и рек, народов, населяющих РФ, названия народных промыслов,
- воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.
- дать понятия «физическая карта», «земная поверхность» (показать, что вся территория области на карте имеет разную окраску);
- познакомить детей с географическим положением и историей Москвы, главных достопримечательностей, обратить внимание на соседние города и области;
Формы проведения:
Беседы «Как началось Русское государство»,
«Ознакомление с историческим прошлым России»
Рассматривание альбомов «Реки России», «Города России»
Познавательно-спортивная игра-путешествие «На далёкий север»
Презентация «Моя Москва»
Чтение «Мой Кремль»
Совместный досуг с родителями
«Ты живи моя Россия, славься русская земля!»
8 неделя
Тема: «Знаю. Помню. Горжусь»
Задачи:
- Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны;
- Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну;
- Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом и областью, об улицах, названных в честь героев, о музеях, памятниках, парках.
Формы проведения:
Рассказ о детях-героях войны;
Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
Календарные праздники: «9 мая –День Победы»;
Рассказ о детях-героях войны;
Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
Литературно-музыкальная гостиная «Знаю. Помню. Горжусь.»
Оформление выставки «Память поколений»;
Экскурсии в городской краеведческий музей, в городской Совет ветеранов.
Презентация видеофильма «Любимый город в огне войны»
Военно-спортивная игра «Зарница»
Анкета для родителей
- Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
- воспитание любви к Родине;
- воспитание уважения к старшему поколению;
- воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
- знание истории своей страны;
- другое _______________________________________________________________
- затрудняюсь ответить.
2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
- прививать детям уважение к людям своей страны;
- познакомить с обычаями и традициями своего народа;
- формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- расширять представления о родной земле, её столице, городах;
- ознакомление с историческим прошлым России;
- воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.
4. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?
____________________________________________________
5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
- Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?_________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество
Рекомендации для родителей.
«Как воспитать маленького патриота»
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
- Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
- Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
- Расширяйте собственный кругозор.
- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
- Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
- Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по нравственно–патриотическому воспитанию " Россия - Моя Родина"
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям....
проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Юрий Гагарин - наш герой"
Проект построен на мини проектах, которые раскрывают постепенное освоение космического пространства и включают в себя сведения о Солнечной системе, об источнике жизни на Земле, о Земле -как доме во Вс...
проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Юрий Гагарин - наш герой"
Проект построен на мини проектах, которые раскрывают постепенное освоение космического пространства и включают в себя сведения о Солнечной системе, об источнике жизни на Земле, о Земле -как доме во Вс...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию.
Проект состоит из 4 блоков, каждый из которых можно реализовать в отдельности....
проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Хлеб всему голова"
проект для подготовительной группе...
Проект по нравственно–патриотическому воспитанию « Воспитание патриотизма через знакомство с родным краем.»
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. ...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группе. Тема проекта: «Малая Родина»
Тип проекта: информационный. Участники проекта:Подготовительная к школе группа. Возраст детей 6 - 7 лет.Воспитатели, родители. Пояснительная записка....