Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
опыты и эксперименты (старшая группа)

Целью этой системы является: формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоциональном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_5.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня многие воспринимают природу с экранов телевизоров, домашних животных заменяют электронными игрушками, свежий воздух–освежителями. Многие дети очень агрессивно относятся к животным: бьют их палкой, дергают за хвосты и лапы. А также с опаской, со страхом относятся к насекомым: убивают их, потому что внешний вид насекомых неприятен и малознаком. Ломают ветки деревьев, кустарников.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе и проблемам её охраны, вырабатываются навыки культурного поведения в природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Научить ребенка с ранних лет жить в ладу с окружающей средой – это не простая, но очень важная задача, которая стоит перед воспитателями и родителями. Поэтому, в своей работе много внимания уделяла экологическому воспитанию детей.

Хочу отметить, что экологическое воспитание – это, прежде всего, воспитание человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей, их интереса к окружающему миру.

Изучив теоретический и практический материал, а также составив перспективное планирование деятельности по разделу «Экологическое воспитание», в которой прослеживаются такие принципы как системность, последовательность, цикличность, вариативность, интеграция, природосообразность, принцип единства диагностики и коррекции, научности и амфлипикации, разработав модель экологизированной предметно-развивающей среды, далее апробировав ее в работе с детьми 5-7 летнего возраста, создала целостную систему экологической работы.

Целью этой системы является: формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоциональном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды.

Исходя из цели, разработала задачи по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.

Обучающие задачи:

1. систематизировать и углубить знания детей о роли неживой природы (солнце, воздух, вода, ветер) в жизни человека, растений и животных;

2. учить устанавливать зависимость между живой и неживой природой, влиянием неживой природы на рост и развитие растений, животных, людей;

3. способствовать расширению и углублению представлений детей о живой природе родного края, планеты.

Развивающие задачи:

1. развивать интерес к наблюдениям, любознательность, умение сравнивать, обобщать, делать простые выводы;

2. развивать умение аргументировать свои суждения.

Воспитательные задачи:

1. формировать элементы экологического сознания ценностного отношения, эмоционально-нравственного поведения в окружающей среде и природе;

2. продолжать воспитывать гуманное отношение ко всему живому;

3. приобщать к бережному отношению к природе: не ломать ветви деревьев, не топтать и не рвать цветы и траву, не обижать насекомых, птиц и зверей, не оставлять после себя мусор в скверах, в парках и в лесу, не сжигать сухую траву и листья;

4. воспитывать любовь к природе родного края, гордость за него, желание сохранять природу, разумно пользоваться ею.

Важны не только знания о природе у ребенка, но и его положительное отношение к растительному и животному миру. Бывает так, что дети много знают, но выходя на улицу, ломают деревья, бросают мусор.

Я считаю, что одним из условий для успешного выполнения поставленных задач является создание эколого-развивающей среды. Поэтому, в первую очередь, организовала уголок природы, зону для экспериментирования, приготовила панно с различными экосистемами: лес, луг, водоем, тундра.

При построении системы экологической работы обратила внимание на следующие основные направления:

- познавательное направление,

- познавательно-развлекательное направление,

- исследовательское направление,

практическое направление.

Что относится к этим направлениям?

1. Познавательное направление: занятия, беседы, дидактические игры, экскурсии, чтение художественной литературы, проблемные ситуации, моделирование. Это направление способствует расширению экологических знаний воспитанников.

Основной формой обучения в детском саду являются занятия. В своей работе я использовала разные виды занятий: комплексные, интегрированные, познавательные. Занятия планировала и проводила в игровой форме, потому что игра является ведущей формой деятельности детей дошкольного возраста.

В начале работы по экологическому воспитанию детей, возникли следующие затруднения:

- как донести до детей большой объем информации;

- как представить слепок целого мира;

- как раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней.

Изучив методическую литературу, нашла путь решения своей проблемы – это использование в своей работе схем и моделей, мнемотаблиц. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей.

В дошкольном возрасте для экологического воспитания детей используются разные виды моделей:

Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Аквариум служит моделью водоема, глобус- модель земли, различные муляжи.

Предметно-схематические модели: календарь природы, календари трудовых действий, экраны наблюдений. Есть такая модель, которая показывает один из способов защиты от врагов. Лист картона, окрашенный в два цвета - накладывая на него изображение геометрических фигур, дети обращают внимание на то, что при совпадении цвета геометрическая фигура становится невидимой. Модель помогает понять значение покровительственной окраски животных.

Графические модели. Передают условные признаки, связи и отношения природных явлений. В своих занятиях использовала графические модели.

Важное значение в моей деятельности занимали дидактические игры: лото «Грибы», «Ягоды», «Чьи следы?», «Живые цепочки», «Лягушата», Одуванчик» и т.д. В играх дети закрепляют знания, активизируют умственные процессы, учатся вместе играть. Незабываемые впечатления остались у детей после экскурсий в природу, где мы вместе восхищались ее красотой. Зимой мы часто ходили на поле, по насту в лес. Во время экскурсий обращала внимание детей на пагубное влияние человека на природу. Например, весной с детьми, мы часто ходили на берег реки Вычегда. Дети очень переживали, когда видели сгоревшую траву, так как в траве живет много разных насекомых, а мусор в парке убирали даже без напоминания.

Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя экологические проблемы, сопереживать и размышлять, использовала экологические сказки.

2. Познавательно-развлекательное направление: театрализованная деятельность, экологические игры, игры-путешествия, экологические праздники, досуги, походы, участия в конкурсах и викторинах. Это направление знакомит детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты дается в занимательной игровой форме.

Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. Радостное настроение, незабываемые эмоции детства вносят праздникитеатрализованные представления. Организовала и проводила с детьми подготовительной группы «Праздник птиц», «Праздник цветов», интересную сказку «Берегите елочку». Дети очень переживали за лесную красавицу. Яркие впечатления у детей старшего дошкольного возраста остались от походов в лес, где они самостоятельно находили выход из предлагаемых проблемных ситуаций. Например, зимой на лыжах мы ходили в гости к Деду Морозу и

помогали птицам. Летом звал нас на помощь лесовичок и дети с удовольствием шли спасать лес.

3. Исследовательское направление: наблюдения, опыты и эксперименты. Это направление способствует развитию мышления, учит анализу полученных результатов.

Огромный интерес дети проявили к исследовательской работе. Вместе с детьми мы делали опыты с песком, с глиной, со снегом, с водой, со льдом. Все это заинтересовало детей и в свободное время дети самостоятельно экспериментировали в уголке природы. Результаты исследовательской работы старалась связать с практическим опытом детей. Я думаю, что практический багаж знаний и умений детей накапливается не только в процессе опытов и экспериментов, но и во время наблюдений. В процессе наблюдений у детей развивается познавательный интерес, полученные знания помогают правильно объяснять происходящее в природе.

На основе изученного мною теоретического и практического материала, по методическим пособиям, составила цикл наблюдений для старшей и подготовительной групп.

4. Практическое направление: совместная работа на огороде, труд в уголке природы, огород на окне, посадка деревьев, кустарников и цветочной рассады, оформление цветников, создание альпийской горки и уход за ней, подкормка птиц. Это направление имеет важное место в экологическом воспитании, так как все это учит бережно относиться к природе.

Хочется отметить, что все четыре направления взаимосвязаны друг с другом. Кроме того, экологическое воспитание тесно связано с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, физической и т.д. (Интересно прошел эколого-физкультурный праздник «Сказочные приключения»).

Большими помощниками в моей работе были и остаются родители. Вместе с родителями ходили в зимний лес на лыжах. Родители принимали активное участие в выставке «Поделки из природного материала», на собрании

«Экология и дети», участвовали в КВН «Знатоки природы».

И в заключении отмечу, что природа - друг человека, а с другом надо уметь дружить, уметь его защищать. И учить этому необходимо с детства, с дошкольного детства, что я и делаю. Все начинается с детства, все закладывается в детстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»

Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...

Апробация конспекта НОД. Познание и речевое развитие. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Прохождение экологической тропы».2016г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка-детский сад № 14 «Аленький цветочек» Истринского муниципального района с.Павловская СлободаПрограммное со...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр экологической направленности.

Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, Ухудшение экологической ситуации в стране и мире диктует необходимость формирова...

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...

«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...