Воспитание в эпоху цифровизации
статья (младшая группа)
Воспитание в эпоху цифровизации
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы воспитания как деятельности, направленной на всестороннее развитие личности; определяются понятия «воспитание» и «воспитательная работа». Указывается, что воспитательная работа играет существенную роль в условиях цифровизации образования. Отмечается, что одним из приоритетных направлений развития воспитания является – расширение воспитательных возможностей с помощью цифровых ресурсов.
С каждым годом совершенствуются требования к воспитанию подрастающего поколения. Это обусловлено изменениями в социальной, экономической и политической сфере Российской Федерации. Дети современного общества существенно отличаются от молодежи 90-х, они смышленее, умнее, имеют разносторонние интересы и возможности для развития, растут в период глобальной цифровизации: быстрее разбираются с техникой, осваивают компьютер и телефон, в их распоряжении средства массовой информации, IP-технологии, множество разнообразных гаджетов и электронных программ. Современная образовательная организация работает с новым поколением детей, которые растут в новых социальных условиях, где главной задачей является раскрытие индивидуальности каждого обучающегося, воспитание личности, готовой к конкурентноспособности в современной и высокотехнологичной среде проживания.
Все более актуальным становится вопрос воспитания подрастающего поколения. Как утверждают ученые, в современном обучении учитель не является единственным источником знаний. Он уже не выполняет те функции, которые были важны в передаче информации обучающимся, сегодня он связующее звено между получением знаний с помощью интернет технологий. Современная технологизация образования расширяет образовательные возможности и позволяет школьникам работать самостоятельно, используя свои интеллектуальные и творческие способности. В связи с этим все более приоритетной становится воспитательная работа.
В педагогике существует множество определений понятия «воспитание». Так, М. И. Рожков и Л. В. Байбородова рассматривают воспитание как педагогический компонент социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека. И. П. Подласый в одном из своих педагогических учебников определяет воспитание в качестве специально организованного, управляемого и контролируемого воздействия воспитателей на воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. Нам ближе всего определение Л. И. Новикова, В. А. Караковского, Н.Л. Селивановой, которые определяют воспитание как управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дано более полное определение воспитанию: это «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства»
В 2015 году Правительством Российской Федерации разрабатывается и утверждается «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Далее – Стратегия), где указано, что приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины . Для достижения поставленной задачи определены направления работы: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, интеллектуальное, физическое воспитание, культура здорового образа жизни, развитие информационных ресурсов, профориентационная работа. Ответ на вопрос, поставленный ранее, дает Стратегия, в которой указывается, что одним из основных направлений развития воспитания является расширение воспитательных возможностей с помощью информационных ресурсов. Направление предполагает: – создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно телекоммуникационной сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей; – информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями; – содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения; – воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов; – обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию. Таким образом, в организации воспитательной работы необходимо создавать, в первую очередь, безопасные условия использования сети Интернет. Необходимо обучить детей и педагогов защищаться от пагубной информации, наносящей вред, главным образом, детям, имеющим несозревшую психическую систему, а также выбирать нужную и правильную информацию во всем многообразии ее в сети.
Скажите детям и о том, что правила будут меняться по мере их взросления, чтобы поддерживать постоянный диалог. Усадите ребенка рядом с собой и объясните, что ограничения, которые вы устанавливаете, должны защитить его здоровье, уравновешенность и добропорядочность. Затем четко обозначьте несколько правил.
• Допустимое и недопустимое время для использования гаджетов.
• Максимальное время у экрана в день (но не забывайте, что интернет может понадобиться и для домашней работы)
• Приемлемые и неприемлемые для посещения сайты.
Кроме того, дети должны понимать: все, что они делают в интернете, сохраняется навсегда. Всем нам нужно проводить в реальном мире больше времени, чем в цифровом. Это может оказаться проблемой для многих, как ни печально об этом говорить. Находите всей семьей время для обедов, развлечений и каникул. Накройте обеденный стол и вместе сходите на аттракционы, проведите семейные выходные без телефонов. Неторопливое время вместе плодотворно снижает напряжение рабочего дня. Что случилось в течение дня? Общение с детьми зачастую происходит именно во время ужина. Это общение носит более глубокий характер во время семейных каникул.
Важно понять, что заботиться о детях – значит поставить их в зависимое от взрослых положение, а главные области, в которых легче всего установить иерархические отношения, – это еда, компания и информация. Современные дети берут еду из холодильника, общаются друг с другом, а для поиска ответов на вопросы используют «Гугл», свободный доступ к информации в котором душит зарождающуюся индивидуальность и нежные ростки идей, любопытства и размышлений. Ребенку нужно не больше информации, а больше контакта, близости и приглашение существовать в нашей жизни. Дети должны напитаться этим, и лишь тогда они станут самостоятельными существами. Наша главная забота – «кормить своих детей за нашим столом». Сделать для них ценными отношения с братьями, сестрами, дядями, тетями — возможность эмоциональной и психологической близости. Пусть у них будут профили на Фейсбуке, пусть они пользуются социальными сетями, но это не должно быть то место, где они живут. Если ты ориентирован на ровесников, ты живешь в соцсетях. Вопрос не в том, есть ли у тебя профиль в соцсетях, а в том, откуда ты получаешь питание, чем именно ты питаешься. Где ты насыщаешься чувством принадлежности. Проблема в этом. Ребенка можно счесть действительно готовым к жизни в информационном мире в том случае, когда у него появились его собственные идеи, вопросы, цели, творчество, тяга к познанию. Ему также необходимо созреть и быть готовым к видеоиграм и сетевым развлечениям. Это происходит только после того, как ребенок осознал тщетность ухода от реальности и научился решать проблемы в реальной жизни, принял самого себя и утвердился в том, что он хочет быть собой, а не кем-то другим, научился переживать потери и поражения и не испытывает болезненной тяги только побеждать. Ребенку необходимо созреть и быть готовым к общению с ровесниками. Самые основные — это повышение благосостояния детей и семей с детьми, современная инфраструктура детства, обеспечение безопасности детей, всестороннее образование, культурное развитие, развитие физкультуры спорта и целый ряд других направлений. Общение в сети разрушает детскую зависимость от взрослого, который должен удовлетворить потребность в привязанности. Только взрослый может быть источником ответов на все вопросы и удовлетворять потребности ребенка. Это подрывает способность ребенка удовлетвориться тем, что ему предлагает взрослый. Кроме того, социальное цифровое общение пронизывает всю школьную культуру и ментальность.
Говоря о воспитании детей в век цифровых технологий, мы также должны учитывать зрелость и готовность ребенка к встрече с цифровыми устройствами. Ребенка можно счесть действительно готовым к жизни в информационном мире в том случае, когда у него появились его собственные идеи, вопросы, цели, творчество, тяга к познанию.
Цифровизация в воспитании — реальный вызов не только педагогам, родителям, детям, исконным традициям семейного уклада, школьной возрастной иерархии, законов детского сообщества, но и всей системе детско-родительских, детско-детских человеческих взаимоотношений. Исходя из понимания безопасного развития детства, рассмотрим реальные риски и угрозы цифровизации в соответствии с традиционной трисоставной природой ребенка как человека: физической телесностью, душевной ментально-психологической и духовно-нравственной организацией.
Физические риски, телесность. Учитывая современное неудовлетворительное состояние здоровья детей и неоднозначный опыт применения IT в образовании у нас и за рубежом, необходимы исследования цифровизации в сфере обучения и разработка возрастных норм для их применения с привлечением психологов, психофизиологов, педиатров и организаторов здравоохранения. Научные исследования о воздействии радиочастотного излучения (Wi-Fi-сети) и электромагнитных полей на взрослых людей свидетельствуют о снижении их когнитивных способностей и памяти, а при гиперчувствительности — о повышенном риске развития раковых заболеваний, особенно опухолей головного мозга. А что можем сказать о детях раннего — дошкольного и школьного возрастов? Исследований прямых нет, но косвенные сведения и наблюдения заставляют тревожиться не на шутку.
Электронные учебники и пособия в электронных школах, как известно, не имеют сертификации, нет подтверждений их безопасности для здоровья детей. Длительная работа за компьютером, особенно в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах приводит: к снижению слуха из-за наушников, ухудшению зрения от мониторов, от сидячего образа жизни за компьютером — нарушение обмена веществ, сколиоз, нарушение состояния мышц, осанки и т. д. .
Ментальный статус, психологические риски. Цифровые обучающие устройства являются воплощением строгой математической, инженерной, технократической мысли, в то же время в основе образовательного процесса лежат психолого-педагогические, личностно-смысловые, во многом субъективные закономерности деятельности воспитателей (преподавателей) и воспитуемых (обучающихся), начиная с их мотивации и заканчивая интуицией и смыслом передаваемой и получаемой ими информации. Наибольшую трудность представляет переход от информации в системе обучения к знаниям и от них к самостоятельным практическим действиям и поступкам детей. Иначе говоря, от знаковой системы как формы представления информации на страницах учебника, экране монитора и т.п. — к системе практических действий, совершаемых на основе знаний и имеющих принципиально иную логику, нежели логика организации знаков. Это классическая проблема применения знаний на практике, а на психологическом языке — проблема перехода от мысли к действию.
Многие исследователи отмечают, что при всё возрастающем уровне цифровизации общества и системы образования от человека требуется не просто владение необходимыми для жизни и профессиональной деятельности знаниями, а лишь получение доступа к компьютерной системе, где находится уже готовая информация, ее поиск, а далее оценка ее контента, сравнение и критическое отношение как избирательность и принятие или неприятие ее в качестве руководства к действию. В какой степени на это способен ребенок и с какого возраста? Следовательно, необходимы фундаментальные и прикладные исследования влияния информационных технологий (IT) и шире — всей цифровизации на детей.
Развитие когнитивных функций ребенка напрямую связано с развитием речи. Проблемы с речью (дислексия и дисграфия) у современных дошкольников, использующих гаджеты (айпады, айфоны, смартфоны и пр.) растут с каждым годом: сейчас свыше 40% детей младшего и среднего дошкольного возраста имеют подобные нарушения, если не считать то, что происходит задержка речевого развития почти до трех лет ребенка3. Доказано, что в слове, носителе значения, отражается только 7% смысла сказанного, в мимике и телодвижениях говорящего — 55%; в экстралингвистике текста, контекста и подтекста — 38% . Цифровая техника неспособна улавливать такие тонкости. Компьютер и гаджеты в принципе не способны превращать значения в смыслы, информацию — в знание. Это означает, что переработка информации компьютером не является механизмом порождения из неё знаний человеком, и нужно искать собственно психологические закономерности и механизмы понимания этого процесса. Уже сегодня не происходит полноценного усвоения навыков письменной речи у младших школьников, при котором задействованы определенные участки мозга (такие, как центр Брока, отвечающий, по сути, за умение читать и писать). Существует реальный риск деградации речи, а вместе с ней и мышления, поскольку оно совершается в речи, которая в цифровом обучении редуцируется до нажатия на буквы клавиатуры.
Как отмечают исследователи, у детей цифрового поколения мысли фрагментарны, а суждения поверхностны, дети хуже могут формулировать собственные мысли. А грамотность их в применении знаний орфографии, пунктуации и грамматики — неудовлетворительна, она не формируется, ведь во всех гаджетах есть функция автоисправления. Вывод таков: если школьник или студент не имеет развитой практики живого общения, формирования и формулирования мысли в речи, у него, как показывают психологические исследования, полноценное мышление не формируется .
У детей происходит деформация социальных связей, когда они днями и ночами сидят в интернете и в соцсетях. Потребность в общении замещается на суррогатную форму коммуникации. Таким детям и подросткам будет тяжело выстраивать человеческие, дружеские, партнерские или семейные, а не виртуальные контакты. Умение адекватно реагировать на конфликты, жертвовать чем-то ради другого — это оказывается совсем невозможно.
Риски в плане духовно-нравственного развития. Наиболее пагубное влияние цифровизации осуществляется на личностно-смысловую сферу безопасного развития детей и также угрозу личностным ценностям подрастающего поколения: это прежде всего — рост зависимостей. Наркологи объявили, что за последние 10–15 лет произошла перестройка психопатологической аддикции от химических наркотиков на виртуально-цифровые. Дети — под воздействием поглощения сначала негативного контента ТВ (с 0 лет многие мамы кормят младенцев под рекламу — «он лучше кушает», т.е. глотает). Затем наступает эра компьютерных игр, затем Интернета, соцсетей, общения в чатах и т.д.
По мнению психологов и психотерапевтов, дети-игроманы часто демонстрируют эмоциональную холодность к чужим страданиям и боли, неуправляемые агрессивные реакции, депрессивные состояния, если нет возможности играть. По данным МВД, более 30% преступлений несовершеннолетних обусловлены воздействием противоправного деструктивного контента ТВ, компьютерных игр и Интернета по психологическому принципу воспроизведения и подражания .
И не надо говорить, что агрессивные компьютерные игры дают психологическую разрядку ребенку, канализацию его злобы и ярости, чтобы он не бросался на родителей, близких, одноклассников, учителей в ситуации фрустрации. Происходит обратное: именно в цифровых технологиях (компьютерные и некомпьютерные игры и игрушки, ТВ-фильмы и сериалы) дети разных возрастов, поневоле идентифицируясь с героями, воспринимают и отыгрывают не только криминальный сленг, внешность и манеру одеваться ярых представителей криминальных авторитетов, реальных и виртуальных, но и их жестокие методы, алгоритмы нападений, издевательств над слабыми, убийств и самоубийств .
Цифровую подростковую наркоманию в отличие от алкоголизма, табакокурения и героиновой аддикции вылечить, по мнению специалистов, почти невозможно, во-первых, потому что в обществе до сих пор нет понимания всей пагубности этого явления, якобы ребенок не бродяжничает, не лежит месяцами в наркологической клинике, не хулиганит, он сидит дома, занимается на компьютере — какая опасность?! А то, что ему никого не жаль, возможно, сожжена его совесть, отсутствие эмпатии, пустота внутри, — сейчас все такие? Вырастет — поумнеет? Во-вторых, у цифрового ребенка, в отличие от любого пьющего и колющегося субъекта, нет ни малейшего желания избавиться от киберболезни, нет даже зачастую осознания своей зависимости от IT.
Деструктивный контент многих подростковых сайтов и чатов с пропагандой наркотиков, детской проституции, суицидов и экстремизма действует разрушительно на мышление юных граждан, его критичность и независимость, на всю духовно-нравственную сферу убеждений, веры и мировоззрение в целом. Цифровизация несет не только прямые риски и угрозы безопасному развитию ребенка, но может использоваться как инструмент деструктивного воздействия на сверстников в самом детском сообществе. «Цифровая грамотность» способствовует распространению в детской образовательной среде такому негативному явлению, как кибербуллинг, т.е. травли, издевательства с использованием электронных средств цифровизации: компьютера, телефона, Интернета и пр. Кибербуллинг — детский невидимый виртуальный террор, вполне реальный не только для жертв, но и для наблюдателей, и даже агрессоров от 7 до 17 лет, приводящий участников буллинга не только к психическим заболеваниям, но и к суицидам. Мотивацией к кибербуллингу могут выступать резко негативные проявления детей как следствия серьезных пробелов в воспитании: зависть, ненависть, месть, самоутверждение и др. Ребенку — жертве травли надо обладать необходимым для самозащиты и противостояния мужеством, твердостью характера, независимостью, чтобы совладать с ситуацией кибернасилия.
Создание детского позитивного контента. Основной принцип создания детского позитивного контента — обеспечение безопасного развития детства как чувство защищенности, внутреннее психоэмоциональное благополучие, порождающее целостно-позитивную систему отношений ребенка к миру («доверия к миру»), другим людям, себе самому. Это происходит в ценностных субъективных переживаниях детства: принятие и удовлетворенность ребенка по отношению к прошлому (вчерашнему), надежда и оптимизм его по отношению к будущему (завтрашнему), счастье и радость по отношению к настоящему (сегодняшнему). Детский позитивный контент как инструмент воспитания — это социокультурное содержание всех направлений жизнедеятельности, несущее для ребенка активный, жизнеутверждающий, созидательный, оптимистичный психосоциальный смысл. Подобные смысловые установки порождают в ребенке возможность и готовность успешного решения собственных возрастных задач развития на каждом этапе взросления. Детский позитивный контент распространяется не только на информационные технологии (IT) и электронные средства, в частности, детские сайты и Интернет, но и на всю культурно-информационную инфраструктуру детства: телевидение, кинематограф и анимацию, детскую печать и книжную продукцию, детский театр и парки развлечений, а также игры и игрушки как особую форму информационного воздействия. Воспитание — двуединый процесс взаимодействий и взаимовлияния взрослого и ребенка, построенный на принципе безопасного развития детства; в таком случае он обеспечивает достижение цели воспитания — духовно-нравственную способность в различении добра от зла, общую ориентацию на духовно-нравственные ценности, формирование радостного мироощущения, позитивных ожиданий, положительных личностных образований.
Маленький ребенок, вопреки психологическим и физическим естественным ограничениям, парадоксальным образом может стремиться к цели, которую он поставил перед собой, — с отвагой, упорством и бесстрашием. Это хорошо видно на примере овладения малышом техникой прямохождения: делать робкие шаги, падать, подниматься и вновь шагать, используя скрытые резервы не только для достижения результата, но и, как свидетельствуют исследования и наблюдения, для выживания в самых неблагоприятных и опасных условиях [1]. На протяжении всей истории цивилизации дети, проявляли подлинные настойчивость, жизнестойкость, героизм, чтобы выжить и действовать. Примеры литературы и кинематографа, других форм проявлений силы ребенка служат позитивным контентом в воспитани детей, обладая силой притяжения. Психологическим механизмом здесь выступает механизм идентификации-отчуждения, при котором на основе подражания происходит присвоение поведенческих характеристик светлых образов сверстников, а с другой стороны, отрицание, неприятие их недругов, при этом происходит оценка собственных качеств в преодолении негатива в жизненных действиях и поступках.
Однако неверно понятый героизм, растиражированный в Интернете, телесериалах и кинофильмах, где герой в представлении детей часто — «рыцарь» типа человека — летучей мыши, человека-паука или жестокий персонаж криминального телесериала, компьютерной игры, которому «все позволено», оказывается ложным образцом, переворачивающим нормы нравственности, он способствует обращению ребенка к антигероическим, по сути, опасным и даже гибельным формам поведения, типа «беги или умри», «зацепинг», бесконтрольный паркур, экстремальные виды развлечений, даже подростковый экстремизм. Таким образом, сила ребенка способна действовать в разных направлениях как возможность в цифровом формате реализации своего собственного потенциала (это подразумевает и свободу от внутренних барьеров и внешних запретов), однако только позитивный контент способен обратить силу во благо.
Таким образом, социальная ситуация развития современного детства оказывается в пространстве нарастающих угроз психологического и антропогенного характера. Цифровизация представляет собой серьезые риски для подрастающего поколения, особенно рожденного после 2004 года, так называемого поколения Z. Как можно управлять этими рисками и кто будет это осуществлять? Создание, разработка, переосмысление позитивного контента детской жизнедеятельности, возможно, способны в какой-то степени перераспределить внимание и активность ребенка на жизненные ценности, гражданскую позицию и отвлечь от деструктивных идей.
А чего хотят сами дети? Каков портрет юного пользователя IT, так называемого «поколения Z»?
По мнению авторов проекта дидактической концепции цифрового образования, дети Z — это новый тип обучающихся, обладающих высокой учебной самостоятельностью, нацеленных на самообразование, самоактуализацию и саморазвитие. Но при этом их отличает — в плане когнитивного развития: «клиповость» мышления, рассеянность внимания, неспособность понимать большие по объёму тексты, ограниченность лексического запаса языка, «плавающая картина мира», нетерпеливость, неспособность к систематическому упорному труду. В плане социального развития — инфантилизм, индивидуализм, уверенность в своей уникальности, неготовность к кооперации с другими, эгоцентризм, гиперпрагматизм и гедонизм, смутные и неустойчивые морально-этические представления. Возможной причиной возникновения подобного «психотипа», по-видимому, является нарастающая цифровая социализация как современный феномен «цифровой беспризорности», когда отчужденные родители передают ребёнка, с первых лет его жизни, — цифровым гаджетам что создаёт иллюзию постоянной занятости и удовлетворённости ребёнка . На смену зетам, по мнению футуристов, приходит поколение альфа — дети-дошкольники сегодня и все те, что будут рождены в ближайшие годы. Но маркетологи и психологи уже говорят о намечающихся трендах: альфы переживут цифровую революцию в образовании, будут жить в мире роботов, станут осваивать по пять профессий за жизнь. Сейчас можно говорить не столько о постоянных свойствах, сколько о намечающихся тенденциях этого поколения — и предполагать, какими взрослыми станут сегодняшние дети.
Однако вполне прогнозируемо: риски и угрозы безопасному развитию детства в цифровом пространстве — это жестокая реальность. Замусоренный деструктивный контент IT реально угрожает благополучию и даже жизни наших детей. Принципиальная и сложная задача взрослых не только оградить, запретить (последнее вряд ли возможно), но — выработать, привить цифровую гигиену: научить ребенка распознавать информационный наркотик, а далее самому фильтровать потребление контента, прекращать общение, несущее насилие, разврат, деградацию. Заставить ребенка так делать нельзя, обогатить его взросление ответственностью за свою судьбу и судьбу Отечества — великое воспитательное искусство. Стержневым принципом в таком воспитании нельзя не признать приоритет духовно-нравственных традиционных ценностей, которые должны лечь в основание создания и позитивного контента, и всей инфраструктуры детства, которые являются ключом к воспитанию детей в эпоху цифровизации. Если это произойдет, то сила ребенка, сила детства окажется сильнее катка «цифры», и тогда, может быть, дети смогут приручить цифровизацию, обратив ее во благо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Знакомство с эпохой царя Петра I» подготовительной группе
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, истории России. Задачи:1). Закрепить и обобщить полученные при изучении темы знания детей по истории России.2). ...
Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей логопедической группе «Знакомство с эпохой правления Петра Первого» (Из цикла «Моя страна – моя Россия»).
Цели:Закреплять знания детей об истории России и укладе жизни наших предков.Дать элементарные сведения о государственной системе управления (раньше были цари, а сейчас – президенты).Познакомить с отде...
Театрализованный этюд: «Представители 18 и 21 века о гендерном воспитании детей своей эпохи».
Сценарий для семинара воспитателей по гендерному воспитанию детей. Истоки гендерного воспитания детей на рубеже 18 века и в современное время....
Особенности воспитания в современную эпоху
Проблемы воспитания, несмотря на теоретическую разработанность и огромный практический опыт поколений, сегодня оказались в сфере дискуссионности!...
История музыкального воспитания. Музыкальные инструменты эпохи возрождения.
Презентация и краткое описание музыкальных инструментов эпохи возрождения.История возникновения....
Доклад на тему: информационное пространство дошкольного детства в эпоху цифровизации:риски и преимущества.
6 Всероссийский съезд работников дошкольного образования....