Положение о группе компенсирующей направленности
методическая разработка (старшая группа)
Положение о логопедической группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_po_logopedicheskoy_gruppe.docx | 30.46 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНА
Заведующим МКДОУ «Д/с № 18»
________________ О.А. Рева
Приказ от «29» августа № 253
ПОЛОЖЕНИЕ
о группе компенсирующей направленности
для детей, имеющих нарушение речи
(логопедической группе)
Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 18»
1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует работу группы компенсирующей направленности: логопедической группы (далее - группа) муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 18» » (далее – ДОУ).
1.2. Положение определяет цели, задачи, содержание и порядок организации деятельности логопедической группы в ДОУ и разработано в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;
- Приказом Минобрнауки России от17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 26 от 15.05.2013 г. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г.;
- Приказом МО РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 г. №1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
- Уставом МКДОУ «Д/с № 18»».
1.3. Группа компенсирующей направленности – форма организации образовательного процесса, при котором дети с тяжелым напрушением речи (ТНР), фонематическим недоразвитием речи (далее ФНР), общим недоразвитием речи (ОНР), обучаются по адаптированной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи, разрабатываемая ей самостоятельно на основе федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и условиям ее реализации, а также с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.
1.4. Настоящее положение разработано с целью обеспечения каждому ребенку, имеющему недоразвитие речи, необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи.
1.5. Коррекционно-развивающее сопровождение (далее КРС) воспитанников с ТНР, ФНР и ОНР осуществляется в соответствии с принципами гуманизма, свободного развития личности и обеспечивает адаптивность и вариативность системы дошкольного образования.
1.6. Система КРС предусматривает диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее направления деятельности.
1.7. Открытие, дальнейшее функционирование и закрытие группы осуществляется приказом заведующего ДОУ.
2. Цель и задачи группы компенсирующей направленности
2.1. Цель организации группы компенсирующей направленности в ДОУ:
- создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.
2.2. Основные задачи группы компенсирующей направленности:
- коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи;
- своевременное предупреждение нарушений чтения и письма;
- активизация познавательной деятельности детей;
- коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
- пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).
3. Порядок направления и приема в группу
компенсирующей направленности
3.1. Приему в группу компенсирующей направленности подлежат дети в возрасте с 5 до 7 лет с нормальным слухом и интеллектом, поступающие с диагнозами: ТНР, ФНР, ОНР
3.2. Воспитанники ДОУ в возрасте 5-7 лет, имеющие нарушения речи, направляются специалистами в психолого-медико-педагогическую комиссию (далее ПМПК) для решения вопроса об их зачислении в группу компенсирующей направленности данной организации для специального воспитания и обучения.
3.3. В случае необходимости уточнения диагноза или продлении срока логопедической работы
С детьми с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем –логопедом в соответствующее лечебно-профилактические учреждения для обследования врачами –специалистами ( неврологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др) или в психолого – медико - педагогическую комиссию.
3.4. Решение о зачислении или об отказе в зачислении ребенка в группу компенсирующей направленности ДОУ выносится ПМПК только на основании представленных документов, заявления родителей (законных представителей) и обследования каждого ребенка.
3.5. Зачисление детей в группу компенсирующей направленности производится только по заявлению родителей (законных представителей) и оформляется приказом заведующего ДОУ.
В случае отказа родителей (законных представителей) от коррекционно-развивающего сопровождения ребенка в группе компенсирующей направленности - отказ оформляется в письменном виде.
3.6. Длительность пребывания воспитанников в группы компенсирующей направленности определяется Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Коркинского Муниципального района в зависимости от динамики коррекции речевого нарушения и составляет 2 года. В исключительных случаях допускается пребывание детей в группе не более 3 лет дублирование подготовительной к школе группы при дефектах речи, обусловленных нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия), по Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Коркинского Муниципального района и согласию родителей ( законных представителей).
3.7. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в группе
компенсирующей направленности несут родители ( законные представители), учитель-логопед, воспитатель и заведующий ДОУ.
3.8. Выпуск детей из группы компенсирующей направленности проводится в конце учебного года на плановом заседании ПМПК.
3.9. Приему в группу компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения не подлежат дети, имеющие выраженные отклонения в развитии:
- с недоразвитием речи, обусловленной умственной отсталостью;
- деменцией органического, шизофренического и эпилептического генеза;
- грубыми нарушениями зрения, слуха, двигательной сферы, приводящие к ограничению самообслуживания;
- нарушением общения в форме раннего детского аутизма;
- задержкой психического развития;
- наличием психопатоподобного поведения;
- фонетическими нарушениями, которые могут быть исправлены на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения.
3.10. Наполняемость группы компенсирующей направленности определяется нормативами в соответствии с п.1.11. СанПиН2.4.1.3049-13 Предельная наполняемость группы компенсирующей направленности – не более 12 детей.
3.11. Состав группы компенсирующей направленности должен быть постоянным (не более 12 человек) и в нее зачисляются дети одного возраста и уровня речевого развития. В течение года, дополнительный набор осуществляется ПМПК (в сентябре) при наличии свободных мест.
3.12.Заведующий ДОУ несет личную ответственность за прием детей в группу компенсирующей направленности в соответствии с данным Положением.
4. Организация и содержание работы
4.1.Г компенсирующей направленности функционирует в режиме полного рабочего дня (с 10-часовым пребыванием детей), в режиме 5-дневной рабочей недели.
4.2. Группа компенсирующей направленности открывается в помещении, отвечающему санитарным нормам и правилам пожарной безопасности, оборудованному в соответствии с требованиями коррекционной педагогики и психологии, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
4.3. В группе предусматривается четкая организация всего коррекционно-развивающего процесса:
- своевременное обследование речевого развития детей;
- рациональное расписание организованной образовательной деятельности и логопедических занятий;
- планирование индивидуальной и групповой коррекционной работы с детьми;
- оснащение их необходимым оборудованием и наглядными пособиями;
- совместная работа учителя-логопеда с воспитателями, родителями и специалистами ДОУ.
4.5. Коррекционно-развивающее обучение детей в группе включает в себя не только коррекцию ведущего дефекта, но и подготовку к овладению грамотой.
4.6. Формами образовательной деятельности детей в группе являются:
- образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в речевом развитии детей;
- образовательная деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в речевом и психическом развитии детей, осуществляемая в ходе режимных моментов;
- самостоятельная деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей, имеющих нарушения речи, по реализации коррекционно-развивающей и общеобразовательной программы дошкольного образования.
4.7. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются логопедические занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные). Логопедические занятия в группе проводятся согласно расписанию организованной образовательной деятельности с учетом режима работы дошкольной организации, графика работы учителя-логопеда и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.
4.8. Темы логопедических занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных) учителем-логопедом фиксируются в календарно-тематическом плане коррекционно-развивающей работы с детьми.
Фронтальные логопедические занятия в группе проводятся учителем-логопедом:
- 2-4 раза в неделю;
Их продолжительность:
- В старшей группе 20-25 минут
- В подготовительной к школе группе 25-30 минут.
4.9. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития ребенка.
4.10. Подгрупповые занятия проводятся:
- с детьми, имеющими общее недоразвитие речи - не менее трех раз в неделю;
- с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи - не менее двух раз в неделю;
- продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут.
4.11. Индивидуальные занятия по постановке и автоматизации звуков проводятся учителем-логопедом как вне организованной образовательной деятельности, так и вовремя ее проведения.
Продолжительность индивидуального занятия по постановке и автоматизации звуков составляет 10-15 минут.
4.12. Ежедневно во второй половине дня воспитатели проводят индивидуальную и подгрупповую работу с детьми по заданию учителя-логопеда.
4.13. Посещаемость детьми фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятий фиксируется учителем-логопедом в журнале (тетради) учета посещаемости занятий.
2.11. Коррекционно-развивающие занятия с детьми проводятся с 16 сентября по май включительно. С 01 по 15 сентября проводится обследование психоречевого развития детей.
2.12. Питание в группе организуется по установленным в ДОУ нормам.
5. Руководство и контроль
5.1. Работу группы компенсирующей направленности для детей возглавляет заведующий ДОУ.
5.2. Заведующий ДОУ отвечает за охрану жизни и здоровья детей, за правильную организацию коррекционно-развивающего сопровождения.
5.3. Назначение и увольнение воспитателей, учителя-логопеда, музыкального руководителя производится заведующим ДОУ.
5.4. Права и обязанности педагогического работника и обслуживающего персонала группы компенсирующей направленности определяются Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и другими локальными актами.
6. Кадровое, материально-техническое
и финансовое обеспечение
6.1. Образовательный процесс в группах компенсирующей направленности осуществляют учитель-логопед, воспитатели, инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель, имеющие педагогическое образование.
6.2. На должность учителя-логопеда назначаются лица, закончившие педагогический институт (дефектологический факультет – отделение логопедии или факультет педагогики и психологии).
6.3. Оплата труда учителя-логопеда муниципального ДОУ осуществляется в соответствии с тарифно-квалификационными требованиям.
6.4. Учителю –логопеду муниципального дошкольного образовательного учреждения повышается тарифная ставка (должностной оклад) на 20% за работу с детьми , имеющими отклонения в развитие речи, воспитателям- 20%; младшему воспитателя - 15% за фактически отработанное время на данной группе.
6.5. Оплата труда и продолжительность ежегодных отпусков сотрудникам логопедической группы установлены в соответствии с нормативами, предусмотренными для персонала специальных (коррекционных) образовательных учреждений (групп) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Письмо Министерства образования РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 13.01.2001г.Р20-53.193/20-5/7, приказ Министерства образования РФ 360 от 20.08.94г).
Учителю-логопеду и воспитателям предоставляется дополнительный отпуск – 14 календарных дней.
6.6. Образование детей осуществляется при наличии соответствующего программно-методического обеспечения:
- Федеральная адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (Разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) и Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1022);
- «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.
- учебно-методические комплекты;
- наглядные пособия;
- коррекционно-диагностический инструментарий;
- дидактический материал и т.д.
7. Документация
7.1.Учитель - логопед ведёт документацию:
–график работы;
–циклограмма рабочего времени;
–список детей, зачисленных на логопедические занятия;
- расписание занятий;
- план работы учителя – логопеда с родителями;
- план работы с педагогами ДОУ;
- рабочая программа;
- годовой план;
- журнал регистрации детей, имеющих речевые недостатки;
- перспективный план работы с детьми, имеющими ОНР;
- журнал посещаемости;
- журнал регистрации индивидуальных консультаций обращений родителей;
- календарный план работы с детьми;
- речевые карты;
- индивидуальные тетради для занятий с детьми;
- журнал взаимодействия с музыкальным руководителем и физ.инструктором;
- отчет учителя - логопеда за год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение по группам компенсирующей направленности в ДОУ
Положение по группам компенсирующей направленности в ДОУ (логопедическая, группа для детей ОВЗ)...
ПОЛОЖЕНИЕ О ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
Положениео группе компенсирующей направленностидля детей с тяжелыми нарушениями речиМуниципального дошкольного образовательного учреждениядетский сад №1 комбинированного вида городского округа Власиха...
Положение о группе компенсирующей направленности
ПОЛОЖЕНИЕо группе компенсирующей направленностидля детей, имеющих нарушение речи (логопедической группе) 1.Общие положения...
Положение о группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Положение регулирует основные направления правовой, образовательной и коррекционно-развивающей деятельности группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым и нарушениями речи...
Положение о группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с задержкой психического развития
Положение регулирует основные направления правовой, образовательной и коррекционно-развивающей деятельности группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития...
Презентация "Разработка Положения о группе компенсирующей направленности "
Данное Положение разработанно в соответствии с основными нормативными документами:- Федеральным законом «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 г.№ 273-ФЗ;- Приказом Министерст...
Приказ об утверждении положения о группе компенсирующей направленности
Приказ об утверждении Положения о группе компенсирующей направленности...