Положение о группе компенсирующей направленности
методическая разработка (старшая группа)

Положение о логопедической группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_po_logopedicheskoy_gruppe.docx30.46 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНА

Заведующим МКДОУ «Д/с № 18»

________________ О.А. Рева

Приказ от «29» августа № 253

ПОЛОЖЕНИЕ

о группе компенсирующей направленности

для детей, имеющих нарушение речи

 (логопедической группе)

Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 18»

1.Общие положения

1.1. Настоящее Положение регулирует работу группы компенсирующей направленности: логопедической группы (далее - группа)  муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 18» » (далее – ДОУ).

1.2. Положение определяет цели, задачи, содержание и порядок организации деятельности логопедической группы в ДОУ и разработано в соответствии с:

-  Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;

- Приказом Минобрнауки России от17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 26 от 15.05.2013 г. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

  • Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г.;

- Приказом МО РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 г. №1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;

- Уставом МКДОУ «Д/с № 18»».

1.3. Группа компенсирующей направленности – форма организации образовательного процесса, при котором дети с тяжелым напрушением речи (ТНР), фонематическим недоразвитием речи (далее ФНР), общим недоразвитием речи (ОНР), обучаются по адаптированной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи, разрабатываемая ей самостоятельно на основе федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и условиям ее реализации, а также с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

1.4. Настоящее положение разработано с целью обеспечения каждому ребенку, имеющему недоразвитие речи, необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи.

1.5. Коррекционно-развивающее сопровождение (далее КРС) воспитанников с ТНР, ФНР и ОНР осуществляется в соответствии с принципами гуманизма, свободного развития личности и обеспечивает адаптивность и вариативность системы дошкольного образования.

1.6. Система КРС предусматривает диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее направления деятельности.

1.7. Открытие, дальнейшее функционирование и закрытие группы осуществляется приказом заведующего ДОУ.

2. Цель и задачи группы компенсирующей направленности

2.1. Цель организации  группы компенсирующей направленности в ДОУ:

  • создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.

2.2. Основные задачи группы компенсирующей направленности:

  • коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи;
  • своевременное предупреждение нарушений чтения и письма;
  • активизация познавательной деятельности детей;
  • коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
  • пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).

3. Порядок направления и приема в группу

компенсирующей направленности

3.1. Приему в группу компенсирующей направленности подлежат дети в возрасте с 5 до 7 лет с нормальным слухом и интеллектом, поступающие с диагнозами: ТНР,  ФНР, ОНР

 3.2. Воспитанники ДОУ в возрасте 5-7 лет, имеющие нарушения  речи, направляются  специалистами в психолого-медико-педагогическую  комиссию  (далее ПМПК) для решения вопроса об их зачислении в группу компенсирующей направленности данной организации для специального воспитания и обучения.

3.3. В случае необходимости уточнения диагноза или продлении срока логопедической работы

С детьми с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем –логопедом в соответствующее лечебно-профилактические учреждения для обследования врачами –специалистами ( неврологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др) или в психолого – медико - педагогическую комиссию.

3.4. Решение о  зачислении или об отказе в зачислении ребенка в группу компенсирующей направленности ДОУ  выносится ПМПК только на основании представленных документов, заявления   родителей (законных представителей)  и  обследования каждого ребенка.

3.5. Зачисление детей в группу компенсирующей направленности производится только по заявлению родителей (законных представителей) и оформляется приказом заведующего ДОУ.

В случае отказа родителей (законных представителей) от коррекционно-развивающего сопровождения ребенка в группе компенсирующей направленности -  отказ оформляется в письменном виде.

3.6. Длительность пребывания воспитанников в группы компенсирующей направленности определяется Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Коркинского Муниципального района в зависимости от динамики коррекции речевого нарушения и составляет 2 года. В исключительных случаях допускается пребывание детей в группе не более 3 лет дублирование подготовительной к школе группы при дефектах речи, обусловленных нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия), по Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Коркинского Муниципального района и согласию родителей ( законных представителей).

3.7. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в группе

компенсирующей направленности несут родители ( законные представители), учитель-логопед, воспитатель и заведующий ДОУ. 

3.8. Выпуск детей из группы компенсирующей направленности проводится в конце учебного года на плановом заседании ПМПК.

3.9. Приему в группу компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения не подлежат дети, имеющие выраженные отклонения в развитии:

  • с недоразвитием речи, обусловленной умственной отсталостью;
  • деменцией органического, шизофренического и эпилептического генеза;
  • грубыми нарушениями зрения, слуха, двигательной сферы, приводящие к ограничению самообслуживания;
  • нарушением общения в форме раннего детского аутизма;
  • задержкой психического развития;
  • наличием психопатоподобного  поведения;
  • фонетическими нарушениями, которые могут быть исправлены на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения.  

3.10. Наполняемость группы компенсирующей направленности определяется нормативами в соответствии с п.1.11. СанПиН2.4.1.3049-13 Предельная наполняемость группы компенсирующей направленности  – не более 12 детей.

3.11. Состав группы компенсирующей направленности должен быть постоянным (не более 12 человек) и в нее зачисляются дети одного возраста и уровня речевого развития. В течение года, дополнительный набор осуществляется ПМПК (в сентябре) при наличии свободных мест.

3.12.Заведующий ДОУ несет личную ответственность за прием детей в группу компенсирующей направленности в соответствии с данным Положением.

4. Организация и содержание работы

4.1.Г компенсирующей направленности функционирует в режиме полного рабочего дня (с 10-часовым пребыванием детей), в режиме 5-дневной рабочей недели.

4.2. Группа компенсирующей направленности открывается в помещении, отвечающему санитарным нормам и правилам пожарной безопасности, оборудованному в соответствии с требованиями коррекционной педагогики и психологии, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

4.3. В группе предусматривается четкая организация всего коррекционно-развивающего процесса:

- своевременное обследование речевого развития детей;

- рациональное расписание организованной образовательной деятельности и логопедических занятий;

- планирование индивидуальной и групповой коррекционной работы с детьми;

- оснащение их необходимым оборудованием и наглядными пособиями;

-  совместная работа учителя-логопеда с воспитателями, родителями и специалистами ДОУ.

4.5. Коррекционно-развивающее обучение детей в группе включает в себя не только коррекцию ведущего дефекта, но и подготовку к овладению грамотой.

4.6. Формами образовательной деятельности детей в группе являются:

- образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в речевом  развитии детей;

- образовательная деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в речевом и психическом развитии детей, осуществляемая в ходе режимных моментов;

- самостоятельная деятельность детей;

- взаимодействие с семьями детей, имеющих нарушения речи, по реализации коррекционно-развивающей и общеобразовательной программы дошкольного образования.

4.7. Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются логопедические занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные). Логопедические занятия в группе проводятся согласно расписанию организованной образовательной деятельности с учетом режима работы дошкольной организации, графика работы учителя-логопеда и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.

4.8. Темы логопедических занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных) учителем-логопедом фиксируются в календарно-тематическом   плане   коррекционно-развивающей работы с детьми.

Фронтальные логопедические занятия в группе проводятся учителем-логопедом:

-  2-4 раза в неделю;

Их продолжительность:

- В старшей группе 20-25 минут

- В подготовительной к школе группе 25-30 минут.

4.9. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития ребенка.

4.10. Подгрупповые занятия проводятся:

  • с детьми, имеющими общее недоразвитие речи - не менее трех раз в неделю;

  • с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи - не менее двух раз в неделю;

- продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут.

4.11. Индивидуальные занятия по постановке и автоматизации звуков проводятся учителем-логопедом как вне организованной образовательной деятельности, так и вовремя ее проведения.

Продолжительность индивидуального занятия по постановке и автоматизации звуков составляет 10-15  минут.

4.12.  Ежедневно во второй половине дня воспитатели проводят индивидуальную и подгрупповую работу с детьми по заданию учителя-логопеда.

4.13. Посещаемость детьми фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятий фиксируется учителем-логопедом в журнале (тетради) учета посещаемости  занятий.

2.11. Коррекционно-развивающие занятия с детьми проводятся с 16 сентября по  май включительно. С 01 по 15 сентября проводится обследование психоречевого развития детей.

2.12. Питание в группе организуется по установленным в ДОУ нормам.

5. Руководство и контроль

5.1.  Работу   группы компенсирующей направленности     для      детей возглавляет заведующий ДОУ.

5.2. Заведующий ДОУ отвечает за охрану жизни и здоровья детей, за правильную организацию коррекционно-развивающего сопровождения.

5.3. Назначение и увольнение воспитателей, учителя-логопеда, музыкального руководителя производится заведующим ДОУ.

5.4. Права и обязанности педагогического работника и обслуживающего персонала группы компенсирующей направленности определяются Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и другими локальными актами.

6. Кадровое, материально-техническое

и финансовое обеспечение

6.1. Образовательный процесс в группах компенсирующей направленности осуществляют учитель-логопед, воспитатели, инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель, имеющие педагогическое образование.

6.2. На должность учителя-логопеда назначаются лица, закончившие педагогический институт (дефектологический факультет – отделение логопедии или факультет педагогики и психологии).

6.3. Оплата труда учителя-логопеда муниципального ДОУ осуществляется в соответствии с тарифно-квалификационными требованиям.

6.4. Учителю –логопеду муниципального дошкольного образовательного учреждения повышается тарифная ставка (должностной оклад) на 20% за работу с детьми , имеющими отклонения в развитие речи, воспитателям- 20%; младшему воспитателя - 15% за фактически отработанное время на данной группе.

6.5. Оплата труда и продолжительность ежегодных отпусков сотрудникам логопедической группы установлены в соответствии с нормативами, предусмотренными для персонала специальных (коррекционных) образовательных учреждений (групп) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Письмо Министерства образования РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 13.01.2001г.Р20-53.193/20-5/7, приказ Министерства образования РФ 360 от 20.08.94г).

Учителю-логопеду и воспитателям предоставляется дополнительный отпуск – 14 календарных дней.

6.6.  Образование детей осуществляется при наличии соответствующего программно-методического обеспечения:

- Федеральная адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (Разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) и Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1022);

-  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.

- учебно-методические комплекты;

- наглядные пособия;

- коррекционно-диагностический инструментарий;

- дидактический материал и т.д.

7. Документация

7.1.Учитель - логопед ведёт документацию:

–график работы;

–циклограмма рабочего времени;

–список детей, зачисленных на логопедические занятия;

- расписание занятий;

- план работы учителя – логопеда с родителями;

- план работы с педагогами ДОУ;

- рабочая программа;        

 - годовой план;

 - журнал регистрации детей, имеющих речевые недостатки;

 - перспективный план работы с детьми, имеющими ОНР;

 - журнал посещаемости;

- журнал регистрации индивидуальных консультаций обращений родителей;

- календарный план работы с детьми;

- речевые карты;

- индивидуальные тетради для занятий с детьми;

- журнал взаимодействия с музыкальным руководителем и физ.инструктором;

 - отчет учителя - логопеда за год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение по группам компенсирующей направленности в ДОУ

Положение по группам компенсирующей направленности в ДОУ (логопедическая, группа для детей ОВЗ)...

ПОЛОЖЕНИЕ О ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР

Положениео группе компенсирующей направленностидля детей с тяжелыми нарушениями речиМуниципального дошкольного образовательного учреждениядетский сад №1 комбинированного вида городского округа Власиха...

Положение о группе компенсирующей направленности

ПОЛОЖЕНИЕо группе компенсирующей направленностидля детей, имеющих нарушение речи (логопедической группе)  1.Общие положения...

Положение о группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Положение регулирует основные направления правовой, образовательной и коррекционно-развивающей деятельности группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым и нарушениями речи...

Положение о группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с задержкой психического развития

Положение регулирует основные направления правовой, образовательной и коррекционно-развивающей деятельности группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития...

Презентация "Разработка Положения о группе компенсирующей направленности "

Данное Положение разработанно в соответствии с основными нормативными документами:- Федеральным законом «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 г.№ 273-ФЗ;- Приказом Министерст...

Приказ об утверждении положения о группе компенсирующей направленности

Приказ об утверждении Положения о группе компенсирующей направленности...