Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказывание по картине «Ледоход».
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Пермякова Вера Николаевна

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказывание по картине «Ледоход».

Цель.

Продолжать учить детей понимать содержание картины, составлять по ней рассказы.

Совершенствовать умение использовать в речи разные виды предложений.

Обогащать словарь: буксир, багор, ледоход.

Воспитывать чувства сопереживания, взаимопомощи, дружбы.

Оборудование.

Картина «Ледоход» из серии картин по развитию речи; обручи; бумага и карандаши.

Ход занятия.

I Организационный момент.

1.Образование сложных слов (от слова лёд).

Лёд ходит – ледоход, лёд рубит-, лёд колет-, лёд ставит-, лёд резать-.

-Что такое ледостав? (Образование ледяного покрова).

2. Видеоклип Тютчев «Вешние воды». Педагог сообщает, кто написал стихотворение, название.

-Кто сочиняет стихотворения? (Поэты.)

         -Кто пишет картины? (Художники.)

         -Каких художников вы знаете?

II Основная часть.

         Воспитатель демонстрирует картину «Ледоход». Дает время рассмотреть картину самостоятельно.

-Какое время года изображено на картине? Всмотритесь в картину внимательно, потом вы будете рассказывать о ней. А поможет вам пьеса «Апрель», которую написал композитор Петр Ильич Чайковский (звучит пьеса Чайковского «Апрель» из альбома «Времена года»).

-Какое явление природы изобразил художник? (Ледоход.) Весной на реках лед начинает таять в апреле. Лед тает, становится тонким, на нем появляются трещины. По трещинам лед ломается и образуются льдины. Льдины плывут по реке, сталкиваясь друг с другом. Очень опасно оказаться на реке во время ледохода. Почему? (Предположения детей.)

         -Что случилось во время ледохода? (Мальчик и собака оказались на льдине, которая оторвалась  от берега.) А как собака оказалась рядом с мальчиком? (Собака бросилась спасать своего друга и оказалась на льдине.)

         -Как вы думаете, как зовут мальчика? (Саша…) Собачку? (Жучка…) Как вы думаете, что Саша кричит людям на берегу? (Спасите! Помогите!)

         -Кто спешит на помощь? (Люди на берегу и на буксире.) Буксир – это пароход, который помогает судам перевозить грузы.

         -Как вы думаете, люди спасут мальчика и собаку? (Спасут, потому, что все за них переживают, сочувствуют и бегут спасать.)

         -Люди на буксире приготовили багры. Что такое багор? (Багор – это инструмент, длинная палка с крюком, которым можно зацепить льдину.) Я расскажу вам про эту картину, а потом вы будете рассказывать.

         Рассказ называется «Ледоход».

Началась весна. Бурно таял снег, солнце припекало, и лед треснул. Огромные льдины плыли по реке. Стоял гул, в котором то и дело раздавался скрежет ломающихся огромных льдин. Льдины налетали друг на друга и сносили все на своем пути. От красоты и мощи природы захватывало дух. Саша на берегу играл с Жучкой прямо у кромки льда. Вдруг льдина оторвалась и поплыла вместе с Сашей. Жучка прыгнула на льдину, чтобы не оставлять друга в беде. Саша закричал: «Спасите, помогите!»

         Рассказ пересказывают 2-3ребенка.     

Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.

         -В нашей речке жили налим и 2 ерша.

Жил да был один налим,           (ладони сложены, имитация движения рыбы)

Два ерша дружили с ним.                          (движения двумя ладонями порознь)

Прилетали к ним три утки              (руки сложены накрест, взмахи ладонями)

по четыре раза в сутки                       

И учили их считать                                                   (сжать и разжать кулачки)                                         

1.2,3,4,5.                                 (загибать пальцы обеих рук, начиная с большого)

-Отдохнули? О том, как спасали Сашу и Жучку, расскажите вы. Придумайте конец рассказа.

         Воспитатель напоминает, что рассказывать надо по порядку: кто спасал, как это делал, и как это удалось. Вызывает 2-3 детей для рассказа. Помогает подобрать более точное слово, построить фразу. Оценивает. Дети дополняют рассказ.

         -А теперь опишите, как художник изобразил реку, ледоход, солнечный день. (Рассказы детей.)

         Упражнение на координацию речи и движения.

-Кто живет в реке?

-Рыбки, рыбки, где вы, где?                            Педагог спрашивает.

-Рыбки плавают в воде.                                           Дети отвечают.

-Вы плывете, рыбки, сами?

-Машем мы плавниками.

-Что блестит, как жар горя?

-На нашем теле чешуя.

-Рыбки, рыбки, вы не спите,

Вы плывите, вы плывите.

В конце стихотворения дети, по сигналу педагога, принимают заранее обговоренную позу.

Рыбка – присесть.  

Ночь –закрывают глаза, две сложенные руки вперед.

Червячок – руки, сложенные вместе, вверх.

Упражнение на формирование речевого дыхания «Щука».

         -Восстановим дыхание.

Вдох носом, на выдохе – произнесение звука «щ» с одновременным выполнением движений руками: ладони сложить «лодочкой» и совершать ими перед собой волнообразные движения.

-Итак, ребята, все было так хорошо, люди занимались своими делами на берегу реки. Но вдруг случилась беда, все бросили свои дела и поспешили на помощь. Кто расскажет обо всем, что случилось на берегу реки?

         Воспитатель вызывает 2-3 детей, умеющих хорошо рассказывать. Напоминает, что надо дать название рассказа.  Дает оценку рассказам детей – положительную, но с анализом.

-Ребята, чтобы не попасть в такую беду, давайте потренируемся. Раскладывает на полу обручи – льдины и объясняет правила игры:

-Перепрыгиваете с одной льдины на другую. Не упадите в воду! (дети прыгают.)

         -Мне кажется, что слово «ледоход» очень интересное. Оно составлено из двух слов «лед», и «ходит». В слове «ледоход» выделяем звук [О]. Какой это звук? (Гласный.) Гласный звук [О] как будто соединяет два слова: «лед», и «ходит».

         -Сколько слогов в слове «ледоход»? (Три: ле-до-ход.)

         -Очень интересное не только явление природы, но и слово его обозначающее.

III Итог. 

Педагог подводит итоги: что мы делали? (Составляли рассказ по картине.) Как называется картина? Спрашивает, понравились ли детям рассказы, что понравилось на занятии? Что не понравилось?

-Мы с вами поговорили о весне, о ледоходе, посмотрели, как выражает свое настроение композитор, поэт, художник. Сейчас каждый из вас нарисует ледоход и попытается передать свое настроение.

Дети рисуют под пьесу Антонио Вивальди «Весна».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lehohod.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказывание по картине «Ледоход».

Цель.

Продолжать учить детей понимать содержание картины, составлять по ней рассказы.

Совершенствовать умение использовать в речи разные виды предложений.

Обогащать словарь: буксир, багор, ледоход.

Воспитывать чувства сопереживания, взаимопомощи, дружбы.

Оборудование.

Картина «Ледоход» из серии картин по развитию речи; обручи; бумага и карандаши.

Ход занятия.

I Организационный момент.

1.Образование сложных слов (от слова лёд).

Лёд ходит – ледоход, лёд рубит-, лёд колет-, лёд ставит-, лёд резать-.

-Что такое ледостав? (Образование ледяного покрова).

2. Видеоклип Тютчев «Вешние воды». Педагог сообщает, кто написал стихотворение, название.

-Кто сочиняет стихотворения? (Поэты.)

         -Кто пишет картины? (Художники.)

        -Каких художников вы знаете?

II Основная часть.

        Воспитатель демонстрирует картину «Ледоход». Дает время рассмотреть картину самостоятельно.

-Какое время года изображено на картине? Всмотритесь в картину внимательно, потом вы будете рассказывать о ней. А поможет вам пьеса «Апрель», которую написал композитор Петр Ильич Чайковский (звучит пьеса Чайковского «Апрель» из альбома «Времена года»).

-Какое явление природы изобразил художник? (Ледоход.) Весной на реках лед начинает таять в апреле. Лед тает, становится тонким, на нем появляются трещины. По трещинам лед ломается и образуются льдины. Льдины плывут по реке, сталкиваясь друг с другом. Очень опасно оказаться на реке во время ледохода. Почему? (Предположения детей.)

        -Что случилось во время ледохода? (Мальчик и собака оказались на льдине, которая оторвалась  от берега.) А как собака оказалась рядом с мальчиком? (Собака бросилась спасать своего друга и оказалась на льдине.)

        -Как вы думаете, как зовут мальчика? (Саша…) Собачку? (Жучка…) Как вы думаете, что Саша кричит людям на берегу? (Спасите! Помогите!)

        -Кто спешит на помощь? (Люди на берегу и на буксире.) Буксир – это пароход, который помогает судам перевозить грузы.

        -Как вы думаете, люди спасут мальчика и собаку? (Спасут, потому, что все за них переживают, сочувствуют и бегут спасать.)

        -Люди на буксире приготовили багры. Что такое багор? (Багор – это инструмент, длинная палка с крюком, которым можно зацепить льдину.) Я расскажу вам про эту картину, а потом вы будете рассказывать.

        Рассказ называется «Ледоход». 

Началась весна. Бурно таял снег, солнце припекало, и лед треснул. Огромные льдины плыли по реке. Стоял гул, в котором то и дело раздавался скрежет ломающихся огромных льдин. Льдины налетали друг на друга и сносили все на своем пути. От красоты и мощи природы захватывало дух. Саша на берегу играл с Жучкой прямо у кромки льда. Вдруг льдина оторвалась и поплыла вместе с Сашей. Жучка прыгнула на льдину, чтобы не оставлять друга в беде. Саша закричал: «Спасите, помогите!»

        Рассказ пересказывают 2-3ребенка.        

Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.

        -В нашей речке жили налим и 2 ерша.

Жил да был один налим,           (ладони сложены, имитация движения рыбы)

Два ерша дружили с ним.                          (движения двумя ладонями порознь)

Прилетали к ним три утки              (руки сложены накрест, взмахи ладонями)

по четыре раза в сутки                

И учили их считать                                                   (сжать и разжать кулачки)                                          

1.2,3,4,5.                                 (загибать пальцы обеих рук, начиная с большого)

-Отдохнули? О том, как спасали Сашу и Жучку, расскажите вы. Придумайте конец рассказа.

        Воспитатель напоминает, что рассказывать надо по порядку: кто спасал, как это делал, и как это удалось. Вызывает 2-3 детей для рассказа. Помогает подобрать более точное слово, построить фразу. Оценивает. Дети дополняют рассказ.

        -А теперь опишите, как художник изобразил реку, ледоход, солнечный день. (Рассказы детей.)

        Упражнение на координацию речи и движения.

-Кто живет в реке?

-Рыбки, рыбки, где вы, где?                            Педагог спрашивает.

-Рыбки плавают в воде.                                           Дети отвечают.

-Вы плывете, рыбки, сами?

-Машем мы плавниками.

-Что блестит, как жар горя?

-На нашем теле чешуя.

-Рыбки, рыбки, вы не спите,

Вы плывите, вы плывите.        

В конце стихотворения дети, по сигналу педагога, принимают заранее обговоренную позу.

Рыбка – присесть.        

Ночь –закрывают глаза, две сложенные руки вперед.

Червячок – руки, сложенные вместе, вверх.

Упражнение на формирование речевого дыхания «Щука».

        -Восстановим дыхание.

Вдох носом, на выдохе – произнесение звука «щ» с одновременным выполнением движений руками: ладони сложить «лодочкой» и совершать ими перед собой волнообразные движения.

-Итак, ребята, все было так хорошо, люди занимались своими делами на берегу реки. Но вдруг случилась беда, все бросили свои дела и поспешили на помощь. Кто расскажет обо всем, что случилось на берегу реки?

        Воспитатель вызывает 2-3 детей, умеющих хорошо рассказывать. Напоминает, что надо дать название рассказа.  Дает оценку рассказам детей – положительную, но с анализом.

-Ребята, чтобы не попасть в такую беду, давайте потренируемся. Раскладывает на полу обручи – льдины и объясняет правила игры:

-Перепрыгиваете с одной льдины на другую. Не упадите в воду! (дети прыгают.)

         -Мне кажется, что слово «ледоход» очень интересное. Оно составлено из двух слов «лед», и «ходит». В слове «ледоход» выделяем звук [О]. Какой это звук? (Гласный.) Гласный звук [О] как будто соединяет два слова: «лед», и «ходит».

        -Сколько слогов в слове «ледоход»? (Три: ле-до-ход.)

        -Очень интересное не только явление природы, но и слово его обозначающее.

III Итог.  

Педагог подводит итоги: что мы делали? (Составляли рассказ по картине.) Как называется картина? Спрашивает, понравились ли детям рассказы, что понравилось на занятии? Что не понравилось?

-Мы с вами поговорили о весне, о ледоходе, посмотрели, как выражает свое настроение композитор, поэт, художник. Сейчас каждый из вас нарисует ледоход и попытается передать свое настроение.

Дети рисуют под пьесу Антонио Вивальди «Весна».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи (с элементами эмоционального развития) «Рассеянный в гостях у ребят»

Программные задачи:Уточнить знания о сказочных героях.Закрепить навыки культуры поведения, формировать «актерские»способности (выражение эмоций в мимике, жестах, интонации).Доставить детям радость.Мат...

План конспект занятия, в подготовительной группе, по развитию речи на тему: рассказ по картине «Зимующие птицы»

План конспект занятия, в подготовительной группе,по развитию речи на тему: рассказ по картине «Зимующие птицы»...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Тема недели «Праздник весны и труда».Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».Цель.Знакомить детей с произведениями живописи.Совершенствовать умение составля...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»....

конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи " Беседа по картине"

Чтобы развивать связную диалогическую речь ребенка, нужно учить рассуждать на заданную тему, тем самым активизируется словарь, развивается слуховое внимание. В процессе разгадывания загадок у детей ра...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Цель.Знакомить детей с произведениями живописи.Совершенствовать умение составлять рассказ о содержании картины.Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки, развиват...