Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказывание по картине «Ледоход».
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказывание по картине «Ледоход».
Цель.
Продолжать учить детей понимать содержание картины, составлять по ней рассказы.
Совершенствовать умение использовать в речи разные виды предложений.
Обогащать словарь: буксир, багор, ледоход.
Воспитывать чувства сопереживания, взаимопомощи, дружбы.
Оборудование.
Картина «Ледоход» из серии картин по развитию речи; обручи; бумага и карандаши.
Ход занятия.
I Организационный момент.
1.Образование сложных слов (от слова лёд).
Лёд ходит – ледоход, лёд рубит-, лёд колет-, лёд ставит-, лёд резать-.
-Что такое ледостав? (Образование ледяного покрова).
2. Видеоклип Тютчев «Вешние воды». Педагог сообщает, кто написал стихотворение, название.
-Кто сочиняет стихотворения? (Поэты.)
-Кто пишет картины? (Художники.)
-Каких художников вы знаете?
II Основная часть.
Воспитатель демонстрирует картину «Ледоход». Дает время рассмотреть картину самостоятельно.
-Какое время года изображено на картине? Всмотритесь в картину внимательно, потом вы будете рассказывать о ней. А поможет вам пьеса «Апрель», которую написал композитор Петр Ильич Чайковский (звучит пьеса Чайковского «Апрель» из альбома «Времена года»).
-Какое явление природы изобразил художник? (Ледоход.) Весной на реках лед начинает таять в апреле. Лед тает, становится тонким, на нем появляются трещины. По трещинам лед ломается и образуются льдины. Льдины плывут по реке, сталкиваясь друг с другом. Очень опасно оказаться на реке во время ледохода. Почему? (Предположения детей.)
-Что случилось во время ледохода? (Мальчик и собака оказались на льдине, которая оторвалась от берега.) А как собака оказалась рядом с мальчиком? (Собака бросилась спасать своего друга и оказалась на льдине.)
-Как вы думаете, как зовут мальчика? (Саша…) Собачку? (Жучка…) Как вы думаете, что Саша кричит людям на берегу? (Спасите! Помогите!)
-Кто спешит на помощь? (Люди на берегу и на буксире.) Буксир – это пароход, который помогает судам перевозить грузы.
-Как вы думаете, люди спасут мальчика и собаку? (Спасут, потому, что все за них переживают, сочувствуют и бегут спасать.)
-Люди на буксире приготовили багры. Что такое багор? (Багор – это инструмент, длинная палка с крюком, которым можно зацепить льдину.) Я расскажу вам про эту картину, а потом вы будете рассказывать.
Рассказ называется «Ледоход».
Началась весна. Бурно таял снег, солнце припекало, и лед треснул. Огромные льдины плыли по реке. Стоял гул, в котором то и дело раздавался скрежет ломающихся огромных льдин. Льдины налетали друг на друга и сносили все на своем пути. От красоты и мощи природы захватывало дух. Саша на берегу играл с Жучкой прямо у кромки льда. Вдруг льдина оторвалась и поплыла вместе с Сашей. Жучка прыгнула на льдину, чтобы не оставлять друга в беде. Саша закричал: «Спасите, помогите!»
Рассказ пересказывают 2-3ребенка.
Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.
-В нашей речке жили налим и 2 ерша.
Жил да был один налим, (ладони сложены, имитация движения рыбы)
Два ерша дружили с ним. (движения двумя ладонями порознь)
Прилетали к ним три утки (руки сложены накрест, взмахи ладонями)
по четыре раза в сутки
И учили их считать (сжать и разжать кулачки)
1.2,3,4,5. (загибать пальцы обеих рук, начиная с большого)
-Отдохнули? О том, как спасали Сашу и Жучку, расскажите вы. Придумайте конец рассказа.
Воспитатель напоминает, что рассказывать надо по порядку: кто спасал, как это делал, и как это удалось. Вызывает 2-3 детей для рассказа. Помогает подобрать более точное слово, построить фразу. Оценивает. Дети дополняют рассказ.
-А теперь опишите, как художник изобразил реку, ледоход, солнечный день. (Рассказы детей.)
Упражнение на координацию речи и движения.
-Кто живет в реке?
-Рыбки, рыбки, где вы, где? Педагог спрашивает.
-Рыбки плавают в воде. Дети отвечают.
-Вы плывете, рыбки, сами?
-Машем мы плавниками.
-Что блестит, как жар горя?
-На нашем теле чешуя.
-Рыбки, рыбки, вы не спите,
Вы плывите, вы плывите.
В конце стихотворения дети, по сигналу педагога, принимают заранее обговоренную позу.
Рыбка – присесть.
Ночь –закрывают глаза, две сложенные руки вперед.
Червячок – руки, сложенные вместе, вверх.
Упражнение на формирование речевого дыхания «Щука».
-Восстановим дыхание.
Вдох носом, на выдохе – произнесение звука «щ» с одновременным выполнением движений руками: ладони сложить «лодочкой» и совершать ими перед собой волнообразные движения.
-Итак, ребята, все было так хорошо, люди занимались своими делами на берегу реки. Но вдруг случилась беда, все бросили свои дела и поспешили на помощь. Кто расскажет обо всем, что случилось на берегу реки?
Воспитатель вызывает 2-3 детей, умеющих хорошо рассказывать. Напоминает, что надо дать название рассказа. Дает оценку рассказам детей – положительную, но с анализом.
-Ребята, чтобы не попасть в такую беду, давайте потренируемся. Раскладывает на полу обручи – льдины и объясняет правила игры:
-Перепрыгиваете с одной льдины на другую. Не упадите в воду! (дети прыгают.)
-Мне кажется, что слово «ледоход» очень интересное. Оно составлено из двух слов «лед», и «ходит». В слове «ледоход» выделяем звук [О]. Какой это звук? (Гласный.) Гласный звук [О] как будто соединяет два слова: «лед», и «ходит».
-Сколько слогов в слове «ледоход»? (Три: ле-до-ход.)
-Очень интересное не только явление природы, но и слово его обозначающее.
III Итог.
Педагог подводит итоги: что мы делали? (Составляли рассказ по картине.) Как называется картина? Спрашивает, понравились ли детям рассказы, что понравилось на занятии? Что не понравилось?
-Мы с вами поговорили о весне, о ледоходе, посмотрели, как выражает свое настроение композитор, поэт, художник. Сейчас каждый из вас нарисует ледоход и попытается передать свое настроение.
Дети рисуют под пьесу Антонио Вивальди «Весна».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lehohod.docx | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказывание по картине «Ледоход».
Цель.
Продолжать учить детей понимать содержание картины, составлять по ней рассказы.
Совершенствовать умение использовать в речи разные виды предложений.
Обогащать словарь: буксир, багор, ледоход.
Воспитывать чувства сопереживания, взаимопомощи, дружбы.
Оборудование.
Картина «Ледоход» из серии картин по развитию речи; обручи; бумага и карандаши.
Ход занятия.
I Организационный момент.
1.Образование сложных слов (от слова лёд).
Лёд ходит – ледоход, лёд рубит-, лёд колет-, лёд ставит-, лёд резать-.
-Что такое ледостав? (Образование ледяного покрова).
2. Видеоклип Тютчев «Вешние воды». Педагог сообщает, кто написал стихотворение, название.
-Кто сочиняет стихотворения? (Поэты.)
-Кто пишет картины? (Художники.)
-Каких художников вы знаете?
II Основная часть.
Воспитатель демонстрирует картину «Ледоход». Дает время рассмотреть картину самостоятельно.
-Какое время года изображено на картине? Всмотритесь в картину внимательно, потом вы будете рассказывать о ней. А поможет вам пьеса «Апрель», которую написал композитор Петр Ильич Чайковский (звучит пьеса Чайковского «Апрель» из альбома «Времена года»).
-Какое явление природы изобразил художник? (Ледоход.) Весной на реках лед начинает таять в апреле. Лед тает, становится тонким, на нем появляются трещины. По трещинам лед ломается и образуются льдины. Льдины плывут по реке, сталкиваясь друг с другом. Очень опасно оказаться на реке во время ледохода. Почему? (Предположения детей.)
-Что случилось во время ледохода? (Мальчик и собака оказались на льдине, которая оторвалась от берега.) А как собака оказалась рядом с мальчиком? (Собака бросилась спасать своего друга и оказалась на льдине.)
-Как вы думаете, как зовут мальчика? (Саша…) Собачку? (Жучка…) Как вы думаете, что Саша кричит людям на берегу? (Спасите! Помогите!)
-Кто спешит на помощь? (Люди на берегу и на буксире.) Буксир – это пароход, который помогает судам перевозить грузы.
-Как вы думаете, люди спасут мальчика и собаку? (Спасут, потому, что все за них переживают, сочувствуют и бегут спасать.)
-Люди на буксире приготовили багры. Что такое багор? (Багор – это инструмент, длинная палка с крюком, которым можно зацепить льдину.) Я расскажу вам про эту картину, а потом вы будете рассказывать.
Рассказ называется «Ледоход».
Началась весна. Бурно таял снег, солнце припекало, и лед треснул. Огромные льдины плыли по реке. Стоял гул, в котором то и дело раздавался скрежет ломающихся огромных льдин. Льдины налетали друг на друга и сносили все на своем пути. От красоты и мощи природы захватывало дух. Саша на берегу играл с Жучкой прямо у кромки льда. Вдруг льдина оторвалась и поплыла вместе с Сашей. Жучка прыгнула на льдину, чтобы не оставлять друга в беде. Саша закричал: «Спасите, помогите!»
Рассказ пересказывают 2-3ребенка.
Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.
-В нашей речке жили налим и 2 ерша.
Жил да был один налим, (ладони сложены, имитация движения рыбы)
Два ерша дружили с ним. (движения двумя ладонями порознь)
Прилетали к ним три утки (руки сложены накрест, взмахи ладонями)
по четыре раза в сутки
И учили их считать (сжать и разжать кулачки)
1.2,3,4,5. (загибать пальцы обеих рук, начиная с большого)
-Отдохнули? О том, как спасали Сашу и Жучку, расскажите вы. Придумайте конец рассказа.
Воспитатель напоминает, что рассказывать надо по порядку: кто спасал, как это делал, и как это удалось. Вызывает 2-3 детей для рассказа. Помогает подобрать более точное слово, построить фразу. Оценивает. Дети дополняют рассказ.
-А теперь опишите, как художник изобразил реку, ледоход, солнечный день. (Рассказы детей.)
Упражнение на координацию речи и движения.
-Кто живет в реке?
-Рыбки, рыбки, где вы, где? Педагог спрашивает.
-Рыбки плавают в воде. Дети отвечают.
-Вы плывете, рыбки, сами?
-Машем мы плавниками.
-Что блестит, как жар горя?
-На нашем теле чешуя.
-Рыбки, рыбки, вы не спите,
Вы плывите, вы плывите.
В конце стихотворения дети, по сигналу педагога, принимают заранее обговоренную позу.
Рыбка – присесть.
Ночь –закрывают глаза, две сложенные руки вперед.
Червячок – руки, сложенные вместе, вверх.
Упражнение на формирование речевого дыхания «Щука».
-Восстановим дыхание.
Вдох носом, на выдохе – произнесение звука «щ» с одновременным выполнением движений руками: ладони сложить «лодочкой» и совершать ими перед собой волнообразные движения.
-Итак, ребята, все было так хорошо, люди занимались своими делами на берегу реки. Но вдруг случилась беда, все бросили свои дела и поспешили на помощь. Кто расскажет обо всем, что случилось на берегу реки?
Воспитатель вызывает 2-3 детей, умеющих хорошо рассказывать. Напоминает, что надо дать название рассказа. Дает оценку рассказам детей – положительную, но с анализом.
-Ребята, чтобы не попасть в такую беду, давайте потренируемся. Раскладывает на полу обручи – льдины и объясняет правила игры:
-Перепрыгиваете с одной льдины на другую. Не упадите в воду! (дети прыгают.)
-Мне кажется, что слово «ледоход» очень интересное. Оно составлено из двух слов «лед», и «ходит». В слове «ледоход» выделяем звук [О]. Какой это звук? (Гласный.) Гласный звук [О] как будто соединяет два слова: «лед», и «ходит».
-Сколько слогов в слове «ледоход»? (Три: ле-до-ход.)
-Очень интересное не только явление природы, но и слово его обозначающее.
III Итог.
Педагог подводит итоги: что мы делали? (Составляли рассказ по картине.) Как называется картина? Спрашивает, понравились ли детям рассказы, что понравилось на занятии? Что не понравилось?
-Мы с вами поговорили о весне, о ледоходе, посмотрели, как выражает свое настроение композитор, поэт, художник. Сейчас каждый из вас нарисует ледоход и попытается передать свое настроение.
Дети рисуют под пьесу Антонио Вивальди «Весна».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи (с элементами эмоционального развития) «Рассеянный в гостях у ребят»
Программные задачи:Уточнить знания о сказочных героях.Закрепить навыки культуры поведения, формировать «актерские»способности (выражение эмоций в мимике, жестах, интонации).Доставить детям радость.Мат...
План конспект занятия, в подготовительной группе, по развитию речи на тему: рассказ по картине «Зимующие птицы»
План конспект занятия, в подготовительной группе,по развитию речи на тему: рассказ по картине «Зимующие птицы»...
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Тема недели «Праздник весны и труда».Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».Цель.Знакомить детей с произведениями живописи.Совершенствовать умение составля...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи "Рассказывание по картине "Зимние забавы"
Конспект...
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»....
конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи " Беседа по картине"
Чтобы развивать связную диалогическую речь ребенка, нужно учить рассуждать на заданную тему, тем самым активизируется словарь, развивается слуховое внимание. В процессе разгадывания загадок у детей ра...
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Рассказ по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Цель.Знакомить детей с произведениями живописи.Совершенствовать умение составлять рассказ о содержании картины.Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки, развиват...
- Мне нравится (4)