Консультация для педагогов "Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми"
консультация
Материал представляет интерес для педагогов детских садов, раскрывает новизну, особенности и составляющие техонологии "образовательное событие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnoe_sobytie.docx | 24.26 КБ |
obrazovatelnoe_sobytie.pptx | 89.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№21"Аленький цветочек" муниципального образования г. Саяногорск
Консультация для педагогов
«Образовательное событие
к инновационная технология работы с детьми»
Подготовил: И.Н. Кранчева, воспитатель
г. Саяногорск
Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми.
Введение в действие новых образовательных стандартов (ФГОС) в дошкольном образовании поставило перед педагогами множество вопросов, связанных с пересмотром многих сторон жизни детского сада – от среды до образовательного процесса. И это связано не с тем, что детям сейчас нужны какие-то особые условия. Напротив, ФГОС призван закрепить за ребенком право не торопиться, обижаться в своем возрасте, освоить все его ресурсы теми способами, которые свойственны его возрасту; педагогам, при организации образовательного процесса, избежать излишней «школяризации».
Одним из развивающих и в то же время очень естественных для дошкольников форматов организации жизни в группе может стать образовательное событие. Развивающий эффект такого формата доказан многолетней практикой Е. Е. Кравцовой, Ж. И. Сугак и других педагогов.
Жизнь малыша наполнена самыми разными событиями. Например, событием для него может стать короткое, но яркое происшествие, какое-то явление, оставившее след в душе (на утреннике у бабушки Маланьи в корзинке оказалась настоящая курочка!). Это факт, который может запомниться на всю жизнь и всегда будет вызывать яркие воспоминания, это настоящее событие.
В контексте образовательной деятельности в детском саду образовательное событие – это особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях. Такими событиями – яркими и впечатляющими, но краткосрочными – должна быть наполнена жизнь ребенка в детском саду. Однако настоящее образовательное событие долгосрочно, это достаточно длительный отрезок времени, когда все дети вовлечены в единую, общую для всей группы историю, т. е. каждый может найти себе занятие, которое будет интересно, актуально и значимо для его развития.
Особенности образовательного события:
- Образовательное событие – это часть полноценного образовательного процесса, в него закладываются ситуации, при разрешении которых дети приобретают новые знания, умения, формируют представления.
- Образовательное событие – это развернутая история, подчиненная единой теме, интересной и доступной для дошкольников. Лучше всего, если в названии темы будет какой-либо вопрос, на который ответят дети («как я устроен», «Как помочь…»), либо то основное действие. На которое ориентируется вся событийная деятельность («Помогаем…»).
- Образовательное событие подчиняется законам драматургии (есть завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка) Однако в отличие от театрализованной или сюжетной игры, ребенок получает возможность выстроить реальную картину мира, наделить ее смыслом. Таким образом, история в которую погружается ребенок, становится наиболее органичной формой познания для этого возраста.
- Образовательное событие – история происходящая в течение длительного периода. У детей должно быть достаточно времени для вхождения в образовательное событие, обсуждения, планирования, подготовки, для неожиданных поворотов и выхода из них. Оно не завершается развязкой, а продолжает существовать в виде воспоминаний, обращений к детской «документации», рефлексии.
- Образовательное событие требует от воспитателя особого внимания к эмоциям детей. Основным критерием успешности образовательного события является не выполнение всех задуманных мероприятий, а эмоциональный настрой детей, их вовлеченность.
О том, что происходит образовательное событие, в которое дети действительно включены, расскажут не объявления о нем, а продукты детской деятельности, которые присутствуют в группе либо в единичном экземпляре, либо в небольшом количестве. Например: вы зашли в группу, огляделись. На стене висит листок, на нем от руки, печатными буквами написано «Устав моряка». В углу стоит корабль, склеенный из упаковочного картона раскрашенные не идеально, зато сразу видно- детской рукой. В игровом уголке – раскрашенные бумажные цилиндры. Может быть это подзорные трубы? На полках стоят книги по морской тематике, рядом расположена таблица по вязанию морских узлов, обрывок бумажного листка, на котором детской рукой выписаны морские профессии (кок, боцман, капитан). Так перед нами постепенно открывается жизнь группы.
При грамотном руководстве педагога тема захватывает детей, проникает в разные виды деятельности. В игре возникают ситуации, требующие определенных умений: разработать правила, склеить подзорную трубу, выяснить должностные обязанности членов команды, нарисовать карту с маршрутом похода. Возможно придется решать вопрос с питанием команды, и тогда нужно организовать вылов рыбы. Кроме того, в пути возникают экстремальные ситуации. Это случится естественно, в игре или будет спровоцировано воспитателем и потребует решения через знакомые виды деятельности: рисование, конструирование, моделирование.
Таким образом, дети и взрослые сосуществуют в едином деятельностном пространстве в со-бытии. Со-бытие – это небольшой отрезок жизни, наполненный какими-то особыми, специфичными для этого периода смыслом и атмосферой.
То же можно сказать и об образовательном событии. Оно атмосферно, не довлеет, не доминирует, не подчиняет себе всю деятельность детей. Как, например, сама атмосфера может рассказать о жизни семьи – о чем здесь говорят, спорят, какие бывают гости, какие книги читают и т.д.
Такую атмосферу невозможно насадить насильно, она рождается там, где есть искренний интерес, то, что Л.С. Выготский называл аффектом. Аффект (от лат. «affektus» - страсть, душевное волнение) – эмоциональный процесс взрывного характера, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью.
В основе любого образовательного события лежит очень сильная эмоция (аффект). Л.С. Выготский так сказал о роли эмоций в развитии мышления: «Кто оторвал мышление с самого начала
от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления».
Чтобы интерес к деятельности внутри образовательного события не угасал, дети должны понимать не только что они делают, но и зачем, с какой целью.
Для малышей таким смыслом может стать помощь игровому персонажу. Они охотно включаются в игровую нереальную ситуацию. Охотно верят, что нарисованные пальчиком ягоды рябины спасут снегирей и др.. Но детям этого возраста сложно удерживать несколько задач одновременно. Они или играют или познают (предметный результат). Дети либо выходят из образа, теряют интерес к игре и начинают выполнять поставленную задачу, либо (и это более естественно для малышей) не выходят из образа и игнорируют предметную задачу. Именно из-за этой особенности большая часть образовательных событий в младшей группе должна быть нацелена на игру и создание образов.
Старшие дети более критично относятся к «понарошковым» проблемам того или персонажам (вряд ли они верят, что в наклеенные скворечники прилетят птицы), поэтому смысл задания будет скорее всего в том, чтобы сделать правильно, чтобы похвалил воспитатель. Но будет ли этот интерес развивающим? Задание станет по-настоящему интересным и осмысленным в том случае, если дети при его выполнении столкнутся с трудностью. Например, чтобы помочь герою, старшие дети будут вынуждены узнать что-нибудь новое, затем, передать новое знание герою, используя объяснительную форму речи, которая требует от ребенка умение устанавливать причинно-следственные связи и отражать их в своей речи.
Смыслом деятельности старших детей может стать и участие в социально значимых акциях, которые помогают им почувствовать свою причастность к очень важной взрослой жизни, или практическая необходимость, т.е. то, что нужно непосредственно самим детям.
Смыслом деятельности старших дошкольников может быть и просто желание что-то узнать, для самого себя, чтобы продемонстрировать свое знание взрослым, поделиться осведомленностью со сверстниками.
Образовательные события в детском саду могут отличаться по типу сюжета (реальный – подготовка к спектаклю, цирковому представлению, игровой – «помогаем Бельченку», «спасаем зверей», «ищем сокровища); наличию привязки к календарному времени (привязанные к определенному времени –календарные, события-традиции или не зависящие от времени года – поиски клада, путешествия, исторические экскурсы); способу организации (запланированный воспитателем, спровоцированный воспитателем, спонтанно возникший по инициативе детей).
При составлении сценария образовательного события педагог должен ориентироваться не столько на возможные увлекательность, зрелищность и выигрышность выбранных видов деятельности, сколько на то, будет ли посредством этих видов деятельности развиваться регуляция, познание, коммуникативность. И приведет ли все это к появлению инициативности как нового качества личности.
Почему выбраны именно эти способности, а не близкие и понятные каждому педагогу и родителю знания-умения-навыки?. Жизненный опыт современного человека показывает, что именно эти качества позволяют ему стать успешным. Если педагоги ведут работу по формированию когнитивных (познание), регуляторных и коммуникативных способностей, инициативность у детей проявляется уже в детском саду.
Начинается образовательное событие с планирования. Особенность этого планирования состоит в том, что в его основе лежит не перечень планируемых мероприятий, а вопросы, возникшие в результате анализа ситуации в группе, которые педагоги задают сами себе.
- Как будет называться наше образовательное событие?
- Актуально ли это для детей?
- Как образовательное событие будет организовывать жизнь в группе?
время – в любом образовательном событии есть момент, которого дети будут ждать (кульминация события -отправление корабля и др.);
изменения в среде (появление корабля для путешествий);
я-открытие себя (у детей появляется возможность понять свои дефициты и зафиксировать достижения); культура (в результате события дети приобщаются к явлениям культуры – кино, театр, библиотека и др.)
- Есть ли в образовательном событии место проблеме? (причем, недостаточно, чтобы проблема возникла у героя, с п проблемой должны столкнуться сами дети. Например, злая мачеха перепутала семена овощей и фруктов и велела Золушке посадить овощи в огороде, а фрукты -в саду. Для выполнения этого задания детям придется не только самим узнать, какие бывают семена овощей и фруктов, но и найти способ передачи этой информации Золушке (создать энциклопедию семян).
- Какие знания будут осваиваться в ходе образовательного события? (какие образовательные (предметные) задачи соответственно возраста, через какие виды деятельности)
- Какие коммуникативные навыки будут развиты? (какой навык в данный момент в наибольшем дефиците у группы, возникнут ли в процессе образовательного события ситуации для развития этого навыка)
- Как будет развиваться драматургия события?
- с чего начинается образовательное событие, какой будет завязка;
- какие виды детской деятельности предполагаются внутри образовательного события;
- сколько времени отвести под ОС;
- каким образом дети будут участвовать в планировании ОС;
- что станет кульминацией ОС (праздник, квест, приглашение гостя и др.)
- каким образом в кульминационной части дети смогут проявить все что узнали, чему научились в течение ОС.
- Как будет организована рефлексия? (педагог должен понять, отчет какого вида наиболее к прошедшему ОС подойдет (фото-плакат; выставка рисунков, книга. Есть ли в отчете место субъектности ребенка «чему я научился»).
При планировании важно понимать, что образовательное событие может закончится на любом этапе. Оно продолжается, пока у детей есть интерес.
Важно уметь не только найти интересную тему и разработать ее, но и вовремя остановиться, если образовательное событие окончательно теряет свою привлекательность для детей, несмотря на все усилия и задумки.
В заключение хотелось бы отметить, что событийное построение жизни в группе как раз как нельзя лучше подходит для формирования универсальных образовательных результатов, а внутри события находится немало возможностей для проявления ростков инициативности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образовательное событие – это особая ситуация , которая организуется педагогом в образовательных целях ( в контексте образовательной деятельности в детском саду ) Настоящее образовательное событие долгосрочно , это достаточно длительный отрезок времени, когда все дети вовлечены в единую, общую для всей группы историю, т. е. каждый может найти себе занятие, которое будет интересно, актуально и значимо для его развития.
Особенности образовательного события: Образовательное событие – это часть полноценного образовательного процесса, в него закладываются ситуации, при разрешении которых дети приобретают новые знания, умения, формируют представления. Образовательное событие – это развернутая история, подчиненная единой теме, интересной и доступной для дошкольников. Лучше всего, если в названии темы будет какой-либо вопрос, на который ответят дети («как я устроен», «Как помочь…»), либо то основное действие. На которое ориентируется вся событийная деятельность («Помогаем…»). Образовательное событие подчиняется законам драматургии (есть завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка) Образовательное событие – история происходящая в течение длительного периода . Образовательное событие требует от воспитателя особого внимания к эмоциям детей Основным критерием успешности образовательного события является не выполнение всех задуманных мероприятий, а эмоциональный настрой детей, их вовлеченность .
Термин «бытие» предполагает не очень спешное, размеренное, но в тоже время значимое, существенное течение жизни. Дети и взрослые сосуществуют в едином деятельностном пространстве в со-бытии. Со-бытие – это небольшой отрезок жизни, наполненный какими-то особыми , специфичными для этого периода смыслом и атмосферой. Образовательное событие: атмосферно, не довлеет, не доминирует, не подчиняет себе всю деятельность детей В основе любого образовательного события лежит очень сильная эмоция (аффект ) Чтобы интерес к деятельности внутри образовательного события не угасал, дети должны понимать не только что они делают, но и зачем, с какой целью.
Аффект ( от лат. « affektus » - страсть, душевное волнение ) – эмоциональный процесс взрывного характера, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью . В основе любого образовательного события лежит очень сильная эмоция (аффект ). Л.С . Выготский о роли эмоций в развитии мышления: « Кто оторвал мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления».
Младшие дошкольники Старшие дошкольники П омощь игровому персонажу Преодоление трудностей Желание что-то узнать для себя, п родемонстрировать свое знание взрослым, п оделиться осведомленностью со сверстниками Участие в социально значимых акциях СМЫСЛ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Есть много событий, хороших и разных Типы образовательных событий по типу сюжета - реальный (подготовка к спектаклю, цирковому представлению) - игровой ( «помогаем Бельченку», «спасаем зверей», «ищем сокровища); наличию привязки к календарному времени - привязанные к определенному времени ( календарные , события-традиции) - не зависящие от времени года ( поиски клада, путешествия, исторические экскурсы); способу организации - запланированный воспитателем, - спровоцированный воспитателем, - спонтанно возникший по инициативе детей.
Планирование образовательного события При составлении сценария образовательного события педагог должен ориентироваться на то, будут ли посредством этих видов деятельности развиваться регуляторные, когнитивные (познание) и коммуникативные способности . И приведет ли все это к появлению инициативности как нового качества личности. Жизненный опыт современного человека показывает, что именно эти качества позволяют ему стать успешным .
Планирование образовательного события Особенность планирования состоит в том, что в его основе лежит не перечень планируемых мероприятий, а вопросы , возникшие в результате анализа ситуации в группе, которые педагоги задают сами себе : Как будет называться наше образовательное событие? Актуально ли это для детей? Как образовательное событие будет организовывать жизнь в группе? Есть ли в образовательном событии место проблеме? Какие знания будут осваиваться в ходе образовательного события ? Какие коммуникативные навыки будут развиты? (какой навык в данный момент в наибольшем дефиците у группы, возникнут ли в процессе образовательного события ситуации для развития этого навыка) Как будет развиваться драматургия события? с чего начинается образовательное событие, какой будет завязка; какие виды детской деятельности предполагаются внутри образовательного события; сколько времени отвести под образовательное событие; каким образом дети будут участвовать в планировании образовательного события; что станет кульминацией образовательного события? (праздник, квест , приглашение гостя и др.) каким образом в кульминационной части дети смогут проявить все что узнали, чему научились в течение ОС. 8 . Как будет организована рефлексия?
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми".
Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3-7 лет....
Мастер -класс "Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми"
В мастер - классе представлены особенности организации образовательного события в ДОУ....
Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми в ДОО
Введение в действие ФГОС ДО поставило перед педагогами множество вопросов, связанных с пересмотром многих сторон жизни детского сада – от среды до образовательного процесса. И связано это не с т...
Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми.
Образовательное событие « День добрых дел»Цель : Формировать эмоциональное отношение к действительности, воспитать стремление сопереживать друг другу, желания помочь и под...
«Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста»
Особенности технологии «Образовательное событие»...
Семинар «Образовательное событие – как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста и форма взаимодействия всех участников образовательного процесса »
Семинар «Образовательное событие – как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста и форма взаимодействия всех участников образовательного процесса &raq...
Семинар : «Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста» Особенности технологии «Образовательное событие»
МДОАУ детский сад « Тополёк» Ясненский городской округ....