Конспект занятия по ознакомлению детей с историей полотенца "Рушники"
план-конспект занятия (средняя, старшая группа)
Данный материал содержит конспект занятия на тему " Ознакомление детей с культурой русского народа, с историей рушника". На данном занятии дошкольники знакомятся с историей рушника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_oznakomleniyu_detey_s_istoriey_polotentsa_rushniki.docx | 426.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению детей с историей полотенца «Рушники»
Цель: познакомить детей с историей рушника и его назначением.
Задачи:
1.Познакомить детей с традициями приема гостей в русской культуре , бытом и творчеством крестьян.
2.Обогатить и активизировать речь детей словами: Рушник, сундук, печь, старина, каравай.
3.Продолжать знакомство с декоративно –прикладным творчеством русского народа.
4. Развивать любознательность, расширять кругозор.
5.Воспитывать любознательность, расширять кругозор.
Предварительная работа: рассматривание рушника, который находится в мини-музей «Русская старина», беседа на тему « Как жили на Руси»
Материалы и оборудование: сундук из коробки, рушники, запись, кусочки белой ткани, каравай, самовар, книжка с загадками.
Давным – давно на Руси жили крестьяне. Жена, да, муж, да ребятишки.
Мужья в поле трудились , а жены была такими славными хозяйками- дома трудились.
Вот и наше время есть такие поселения ,где живут добрые и хорошие хозяйки у которых все ладится и спорится.
И к нам сегодня пришла в гости Марфа Васильевна! Давайте поздороваемся с ней.
Дети: Здравствуйте!
Марфа Васильевна: Здравствуйте, ребята!
Хлеб да соль к вашему столу!
Я пришла к вам с
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Посидим рядком, да поговорим ладком.
Воспитатель: Спасибо, Марфа Васильевна.
Марфа Васильевна: Ребята, а что такое белоснежный рушник? Вы знаете? Для чего раньше в крестьянском быту использовали рушник?
Дети: Рушник- это полотенце. Рушником руки и лицо вытирали.
Марфа Васильевна: Да, вы совершенно правы рушником раньше руки и лицо вытирали, но не каждым. Есть такие рушники , которые очень берегли и только использовали для праздничного убранства избы. Вывешивали на зеркала, иконы к большим праздникам, как Пасха, Рождество Христово. А так же рушниками украшали избу во время свадьбы, рождения ребенка . А еще каждая хозяйка старалась рушник повесить над люлькой своего ребенка, здесь рушник служил , как оберег.
Марфа Васильевна: Ребята, послушайте загадку
В комнате у бабушки словно барин он стоит .
И под крышкой тяжеленной много нужного хранит .
Там одежда, сладости …Куча ценного добра
Для ребячьей радости
Достают из…
Дети: сундука
Марфа Васильевна: да, всё правильно, отгадали загадку. Молодцы!
А кто догадался, для чего нам нужен сундук?
Дети: для того, чтобы вещи хранить.
Марфа Васильевна: Да, всё правильно раньше не было шкафов.
Все вещи и даже сладости хранили все в сундуке.
Марфа Васильевна: Вот и у меня есть сундук (достает сундук), сейчас я вам покажу, что я там храню. А храню я в сундуке рушники. Вот посмотрите какие красивые рушники у меня есть.( достает рушники из сундука) . Обратите внимание , что каждый рушник отличается друг от друга и не только узорами , но и техникой вышивания. И каждый вышитый рушник несет свою историю. Например, вот этот рушник достался мне от прабабушки и по ее рассказам она его вышивала прадедушке, когда он был на войне, а вот в этом рушнике крестили мою маму, а вот этот рушник, когда – то давным –давно использовали в банный день .
(Рассматривание рушников, обсуждение)
Марфа Васильевна: Ребята, А как же русские мастерицы раньше украшали рушники?
Дети: вышивкой, кружевами
Марфа Васильевна: Давайте посмотрим , что вышивали на полотенцах мастерицы?
Дети : Птиц, животных, растения, человека.
Марфа Васильевна: Ребята, как вы считаете, а трудная работа вышивать рушники?
Дети: Мы думаем, что да.
Марфа Васильевна: Да, я тоже так считаю, что это очень трудное занятие. Ведь работа ручная : ткань ткали сами. И потом получается вот такое длинное полотно (показывает), его отбеливают, сушат и вышивают узоры . Это очень кропотливая работа , нужно быть ловким, очень аккуратным , терпеливым и соблюдать правила. В каждый рушник мастерица вкладывает свою любовь, тепло и заботу о близких.
А еще, ребята я знаю, что с рушником девицы – красавицы, да ребята молодые затевали разные игры. Одна из них называется «Полотенце расписное».
Предлагаю вам сейчас в нее поиграть.
Игра: Дети стоят в кругу. В центр выходит ребенок с полотенцем в руках. Все дети идут по кругу и произносят слова:
Выйди , Ваня ( говорится имя ведущего), покажись .
Полотенцем похвались.
Ты подружке поклонись, (если девочка, то «другу низко поклонись»).
Полотенцем поделись. (дети выходят в круг и танцуют , все хлопают).
Марфа Васильевна: Ребята, вы мне так понравились. Вы такие хорошие , воспитанные и мне очень хочется подарить вам подарок ( достает из сундука рушник и кусочки ткани белого и цвета).
Я хочу вам подарить этот красивый рушник, который вышивала специально для вас и вот такие кусочки ткани белого цвета, вам останется только их украсить.
Дети: Спасибо. Мы вам очень благодарны!
Марфа Васильевна: Ой, что- то мы с вами заболтались. Прошу к столу. Самовар и каравай поджидают.
Пойдемте чаевничать. У меня и пироги с яблоком есть с пылу с жару ,только что из русской печи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "История жилища"
Занятие знакомит детей с историей жилища разных народов в разные исторические периоды. Образовательная область: Познание.Раздел: Ознакомление с окружающим.Тема:История жилища.Подготовительн...
Занятие по ознакомлению детей с историей Санкт-Петербурга
В доступной и интересной форме, с помошью презентации, дети подготовительной группы знакомятся с тем, как выглядит герб Санкт-Петербурга и из каких частей он состоит, и почему....
Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Виды транспорта» Автор занятия: Семенова Елена Николаевна МБДОУ № 85
Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Виды транспорта» Автор занятия: Семенова Елена Николаевна МБДОУ № 85 «Березка» Цели:-познакомить обучающихся с видами транспортных ...
Конспект занятия по ознакомлению детей средней группы детского сада с историей города Набережные Челны
Программное содержание:-Познакомить детей с историей возникновения города.-Закрепить имеющиеся знания детей о городе, о достопримечательностях города, чем он славится.-Воспитывать у детей ...
Конспект занятия по ознакомлению детей с природой " Загадочное занятие"
Предлагаю вашему вниманию итоговое занятие по ознакомлению детей с природой. На этом занятии закрепляются знания о значении растений в жизни людей. Дети самостоятельно проводят опыты, готовят оборудов...
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой мордовского народа .
- систематизировать и закреплять имеющие знания у детей об истории и традициях мордовского народа;- расширить представления дошкольников о предметах быта мордвы; - закреплять правильное произношение г...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «История ложечки»
Конспект по ознакомлению с окружающим «История ложечки»Цель: Формировать у детей устойчивый познавательный интерес к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете- ложке....