Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «История ложечки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект по ознакомлению с окружающим «История ложечки»
Цель: Формировать у детей устойчивый познавательный интерес к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете- ложке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itoriya_lozhechki.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «История ложечки»
Цель: Формировать у детей устойчивый познавательный интерес к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете- ложке.
Задачи:1. Продолжать формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с происхождением предметов быта и народно-прикладным искусством. Обогатить представление детей об истории возникновения и временных изменениях ложки; о видовом разнообразии однородных предметов ( ложки разные по форме, размеру, материалу, внешнему виду, функциям.
2. Развивать творчество и фантазию при создании узора на ложке, симметрично располагать элементы в башкирском орнаменте, закреплять умение пользоваться ножницами, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета и композиции при создании хохломской и башкирской росписи. Продолжать формировать интерес к произведениям народного декоративно-прикладного искусства .Формировать аккуратность при работе с клеем.
3. Воспитывать уважение к культуре и традициям родного края, к тесному взаимообогащению русского и башкирского народов.
Воспитывать положительные чувства к труду мастеров и бережное отношение к продуктам их творчества.
Словарная работа: Древний, симметричный, десертная, утварь, специи, креманка, орнамент, нержавейка, золото, алюминий, цветовая гамма…
Организация: Рабочие столы подготовлены для аппликации. Дети полукругом на стульях перед экраном для просмотра слайдов.
Материал: »Посылка», ложки разного назначения, куклы, посуда для дидактической игры ,деревянные ложки с башкирской и хохломской росписью , материал для аппликации на каждого ребенка ,музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций и предметов с башкирской и хохломской росписью, беседы о народных промыслах, дидактические игры на обобщение и дифференциацию по теме «Посуда», продуктивная деятельность , игра на деревянных ложках на музыкальных занятиях…
Ход занятия
Общее приветствие:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!»
– Сегодня, дети, я предлагаю поговорить о знакомом предмете, которым мы с вами пользуемся каждый день. Но сначала отгадайте загадки:
1. Я похожа чуть-чуть на лопатку,
На весло я похожа немножко,
Помогаю есть кашу ребяткам,
А сестра у меня – поварешка (ложка).
2. Суп и кашу и компот
Отправляют прямо в рот
Подбирают всё до крошки…
Это что такое?.. (ложки)
– Молодцы, угадали!
– А сейчас посмотрите на экран (слайд 1)
– Что делают люди на фотографии? (слайд 2) (Ответы детей)
– Чем они пользуются во время еды? (слайд 3) (Ответы детей)
– Для чего людям понадобились ложки и почему так много разных ложек? (Слайд 4, 5)
– Как вы думаете, когда появились первые ложки? (Ответы детей)
Рассказ воспитателя:
1. – Очень-очень давно, когда первые люди жили на земле, они добывали себе пищу в дикой природе. Это были растения и животные. И ели они её совсем сырую, прямо руками, потому – что у древних людей ещё не было огня и совсем никакой посуды. (Слайд 6)
2. – Со временем люди научились вытачивать из камня простые инструменты (слайд 7, 8), добывать и сохранять огонь. (Слайд 9)
3. – Обнаружив глину, люди догадались, что из неё можно лепить разные предметы, которые попадая в огонь, не сгорают, а становятся крепкими, прочными, удобными для использования. Это и была первая посуда. (Слайд 10)
В ней уже можно было хранить и варить еду.
Люди поняли, что горячую пищу можно брать не руками, а глиняными дощечками, немного напоминающими ложку.
Так появилась посуда и самая первая ложка.
4. – Спустя много столетий человек научился создавать посуду из разных материалов для многообразной пищи и, поэтому, всевозможной формы и размеров (Слайд 11).
5. – Но в некоторых странах ложка так и не стала обычным столовым прибором, и люди едят там, например палочками. Это Китай и Япония. (Слайд 12)
– А вот в Индии, Казахстане, Киргизии едят руками и в наше время (Слайд 13).
А в некоторых племенах Африки и Южной Америки люди продолжают пользоваться морскими раковинами для зачерпывания жидкой пищи. Кстати, само слово ЛОЖКА переводится с древнегреческого и латинского языков как «Улитка или раковина». (Слайд 14)
6. – А сейчас, посмотрите, какими разными могут быть ложки. Попробуйте догадаться, из какого материала они сделаны и для чего? (Слайд 15)
- Из металлов: Серебра, золота, алюминия, нержавеющей стали (их так и называют – нержавейки)
- Из пластмассы, из дерева (простые и расписные)
- Ложечки разного размера и разной формы, предназначенные для разных блюд. (Слайд 16, 17)
Например: для первых блюд, горячего супа, каши – столовые ложки
Для десерта – десертная
Для чая с вареньем – чайная
Для острых специй – очень маленькие
– Как вы думаете, кто сделал все эти ложки? (Ответы детей)
– Правильно, люди – мастера. Сначала они делают заготовки, а потом художники их расписывают (если это деревянные ложки) (слайд 18)
Показываю настоящие деревянные не расписанные ложки.
Дидактическая игра »Посылка»
– Ребята, нам принесли посылку! Интересно, что же в ней? (Открываем посылку)
– Вот это да!!! Да это же ложки! Их много и они все разные. Попробуем вместе разложить их по назначению. (Поочередно приглашаю детей; Ребенок берёт ложку, поясняет её назначение и кладёт с рядом стоящей посудой: кастрюля, тарелка, чашка, креманка, набор для специй, банка для солений…)
– Молодцы! Правильно распределили ложки.
Физминутка: «Помощники»
Раз, два, три, четыре
Мы посуду перемыли
Чайник, чашку,
Ковшик, ложку
И большую поварёшку.
Мы посуду перемыли
Только чашку мы разбили
Нос у чайника отбился
Ковшик тоже развалился
Ложку тоже мы сломали
Вот как маме помогали!!!
– Дети, а ведь в посылке остались ещё две ложки. Посмотрите на них.
– Из какого материала сделаны эти ложки? (Ответы детей)
– Чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей)
– Правильно. Эта ложка из Хохломы. Узоры на ней могут располагаться как угодно.
– А это наша Башкирская ложка. Узоры на ней расположены симметрично, и все элементы узора повторяются, они все одинаковые. Этим они отличаются друг от друга.
– А вот цветовая гамма у расписных ложек может одинаковой, потому – что Башкирский народ ещё в старину перенял метод росписи деревянных ложек у Россиян, которые жили в Нижегородской области. Предполагается, что хохломская роспись возникла в XVIII веке. Родиной хохломы считается поселок Ковернино. Крестьяне вытачивали и расписывали деревянную посуду и везли ее в крупное торговое село Хохлома, где проходила ярмарка. С тех пор, утварь привезённую оттуда так и называют – Хохломская.
Продуктивная деятельность: Аппликация «Хохломская и башкирская ложка»
– Мы сегодня тоже станем мастерами и украсим ложки Хохломской и Башкирской росписью (слайд 19), элементы для которых мы заранее приготовили.
Мы выбрали самые лучшие. (Дети по своему усмотрению берут тарелочки с деталями для аппликации. Проходят на рабочие места. Выполняют аппликацию. Анализ.)
– Мы уже знаем, что ложки могут быть ещё и музыкальным инструментом. Поэтому наше занятие мы закончим веселой р.н. мелодией. (Игра на ложках под фонограмму).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "История жилища"
Занятие знакомит детей с историей жилища разных народов в разные исторические периоды. Образовательная область: Познание.Раздел: Ознакомление с окружающим.Тема:История жилища.Подготовительн...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»
Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в 1-ой младшей группе по теме: «Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миров в 1 младшей группе...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе
Рисование красками. (пальчиками)...
НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ« История для домовенка Кузе».
Воспитывать чувства патриотизма к профессии железнодорожников....
Занятие по ознакомлению с окружающим "История города Егорьевска"
Занятие по ознакомлению с окружающим "История города Егорьевска"...
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в первой младшей группе Занятие по ознакомлению с миром природы в группе раннего возраста (2-3 лет) на тему «Узнай и назови овощи»
Задачи: познакомить с овощами, их формой, цветом, вкусом; закрепить знание цветов: зеленый, желтый, красный.Оборудование: игрушечный зайчик, свежие овощи: огурец, помидор, репа.* * *Зайчик «...