Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «История ложечки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ермакова Наталья Ивановна

Конспект по ознакомлению с окружающим «История ложечки»

Цель: Формировать у детей устойчивый познавательный интерес к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете- ложке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itoriya_lozhechki.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «История ложечки»

Цель: Формировать у детей устойчивый познавательный интерес к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете- ложке.

Задачи:1. Продолжать формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство  с происхождением предметов быта и народно-прикладным искусством. Обогатить представление детей об истории возникновения и временных изменениях ложки; о видовом разнообразии однородных предметов ( ложки разные по форме, размеру, материалу, внешнему виду, функциям.

2. Развивать творчество и фантазию при создании узора на ложке, симметрично располагать элементы в башкирском орнаменте, закреплять умение пользоваться ножницами, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета и композиции при создании хохломской и башкирской росписи. Продолжать формировать интерес к произведениям народного декоративно-прикладного искусства .Формировать  аккуратность при работе с клеем.

3. Воспитывать уважение к культуре и традициям родного края, к тесному взаимообогащению русского и башкирского народов.

Воспитывать положительные чувства к труду мастеров и бережное отношение к продуктам их творчества.

Словарная работа: Древний, симметричный, десертная, утварь, специи, креманка, орнамент, нержавейка, золото, алюминий, цветовая гамма…

Организация: Рабочие столы подготовлены для аппликации. Дети полукругом на стульях перед экраном для просмотра слайдов.

Материал: »Посылка», ложки разного назначения, куклы, посуда для дидактической игры ,деревянные ложки с башкирской и хохломской росписью , материал для аппликации на каждого ребенка ,музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций и предметов с башкирской и хохломской росписью, беседы о народных промыслах, дидактические игры на обобщение и дифференциацию по теме «Посуда», продуктивная деятельность , игра на деревянных ложках на музыкальных занятиях…

                           Ход занятия

Общее приветствие:

                                          Придумано кем-то

                                          Просто и мудро

                                          При встрече здороваться:

                                          «Доброе утро!

                                          Доброе утро солнцу и птицам!

                                          Доброе утро улыбчивым лицам!

                                          И каждый становится добрым, доверчивым

                                          Пусть доброе утро длится до вечера!»

– Сегодня, дети, я предлагаю поговорить о знакомом предмете, которым мы с вами пользуемся каждый день. Но сначала отгадайте загадки:

                         

1. Я похожа чуть-чуть на лопатку,

    На весло я похожа немножко,

    Помогаю есть кашу ребяткам,

    А сестра у меня – поварешка (ложка).

 2. Суп и кашу и компот

     Отправляют прямо в рот

     Подбирают всё до крошки…

     Это что такое?.. (ложки)

– Молодцы, угадали!

– А сейчас посмотрите на экран   (слайд 1)

– Что делают люди на фотографии? (слайд 2)  (Ответы детей)

– Чем они пользуются во время еды? (слайд 3)  (Ответы детей)

– Для чего людям понадобились ложки и почему так много разных ложек? (Слайд 4, 5)

– Как вы думаете, когда появились первые ложки? (Ответы детей)

Рассказ воспитателя:

1. – Очень-очень давно, когда первые люди жили на земле, они добывали себе пищу в дикой природе. Это были растения и животные. И ели они её совсем сырую, прямо руками, потому – что у древних людей ещё не было огня и совсем никакой посуды. (Слайд 6)

2. – Со временем люди научились вытачивать из камня простые инструменты (слайд 7, 8), добывать и сохранять огонь. (Слайд 9)

3. – Обнаружив глину, люди догадались, что из неё можно лепить разные предметы, которые попадая в огонь, не сгорают, а становятся крепкими, прочными, удобными для использования. Это и была первая посуда. (Слайд 10)

В ней уже можно было хранить и варить еду.

Люди поняли, что горячую пищу можно брать не руками, а глиняными дощечками, немного напоминающими ложку.

Так появилась посуда и самая первая ложка.

4. – Спустя много столетий человек научился создавать посуду из разных материалов для многообразной пищи и, поэтому, всевозможной формы и размеров (Слайд 11).

5. – Но в некоторых странах ложка так и не стала обычным столовым прибором, и люди едят там, например палочками. Это Китай и Япония. (Слайд 12)

 – А вот в Индии, Казахстане, Киргизии едят руками и в наше время (Слайд 13).

А в некоторых племенах Африки и Южной Америки люди продолжают пользоваться морскими раковинами для зачерпывания жидкой пищи. Кстати, само слово ЛОЖКА переводится с древнегреческого и латинского языков как «Улитка или раковина». (Слайд 14) 

6. – А сейчас, посмотрите, какими разными могут быть ложки.  Попробуйте догадаться, из какого материала они сделаны и для чего? (Слайд 15)

  • Из металлов: Серебра, золота, алюминия, нержавеющей стали (их так и называют – нержавейки)
  • Из пластмассы, из дерева (простые и расписные)
  • Ложечки  разного размера и разной формы, предназначенные для разных блюд. (Слайд 16, 17)

Например: для первых блюд, горячего супа, каши – столовые ложки

Для десерта – десертная  

Для чая с вареньем – чайная

Для острых специй – очень маленькие  

– Как вы думаете, кто сделал все эти ложки? (Ответы детей)

– Правильно, люди – мастера. Сначала они делают заготовки, а потом художники их расписывают (если это деревянные ложки) (слайд 18)

 

Показываю настоящие деревянные не расписанные ложки.

     

              Дидактическая игра »Посылка»

        

– Ребята, нам принесли посылку! Интересно, что же в ней? (Открываем посылку) 

– Вот это да!!! Да это же ложки! Их много и они все разные. Попробуем вместе разложить их по назначению. (Поочередно приглашаю детей; Ребенок берёт ложку, поясняет её назначение и кладёт с рядом стоящей посудой: кастрюля, тарелка, чашка, креманка, набор для специй, банка для солений…)

– Молодцы! Правильно распределили ложки.

                 Физминутка: «Помощники»

 

                            Раз,  два,  три,  четыре

                            Мы посуду перемыли

                            Чайник, чашку,

                            Ковшик, ложку

                            И большую поварёшку.

                            Мы посуду перемыли

                            Только чашку мы разбили

                            Нос у чайника отбился

                            Ковшик тоже развалился

                            Ложку тоже мы сломали

                            Вот как маме помогали!!!

– Дети, а ведь в посылке остались ещё две ложки. Посмотрите на них.

– Из какого материала сделаны эти ложки? (Ответы детей) 

– Чем они отличаются друг от друга?  (Ответы детей)

– Правильно. Эта ложка из Хохломы. Узоры на ней могут располагаться как угодно.

– А это наша Башкирская ложка. Узоры на ней расположены симметрично, и все элементы узора повторяются, они все одинаковые. Этим они отличаются друг от друга.

– А вот цветовая гамма у расписных ложек может одинаковой, потому – что Башкирский народ ещё в старину перенял метод росписи деревянных ложек у Россиян, которые жили в Нижегородской области. Предполагается, что  хохломская роспись возникла в XVIII веке. Родиной хохломы считается поселок Ковернино. Крестьяне вытачивали и расписывали деревянную посуду и везли ее в крупное торговое село Хохлома, где проходила ярмарка. С тех пор, утварь привезённую оттуда так и называют – Хохломская.

         

Продуктивная деятельность: Аппликация «Хохломская и башкирская ложка»

Мы сегодня тоже станем мастерами и украсим ложки Хохломской и Башкирской росписью (слайд 19), элементы для которых мы заранее приготовили.

Мы выбрали самые лучшие. (Дети по своему усмотрению берут тарелочки с деталями для аппликации. Проходят на рабочие места. Выполняют аппликацию. Анализ.)

– Мы уже знаем, что ложки могут быть ещё и музыкальным инструментом. Поэтому наше занятие мы закончим веселой р.н. мелодией. (Игра на ложках под фонограмму).

                               

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "История жилища"

Занятие знакомит детей с историей жилища разных народов в разные исторические периоды. Образовательная область: Познание.Раздел:  Ознакомление с окружающим.Тема:История жилища.Подготовительн...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ« История для домовенка Кузе».

Воспитывать чувства патриотизма к профессии железнодорожников....

Занятие по ознакомлению с окружающим "История города Егорьевска"

Занятие по ознакомлению с окружающим "История города Егорьевска"...

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в первой младшей группе Занятие по ознакомлению с миром природы в группе раннего возраста (2-3 лет) на тему «Узнай и назови овощи»

Задачи: познакомить с овощами, их формой, цветом, вкусом; закрепить знание цветов: зеленый, желтый, красный.Оборудование: игрушечный зайчик, свежие овощи: огурец, помидор, репа.* * *Зайчик «...