Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой мордовского народа .
материал (средняя группа) на тему
- систематизировать и закреплять имеющие знания у детей об истории и традициях мордовского народа;
- расширить представления дошкольников о предметах быта мордвы; - закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков в мордовских словах ; выучить с детьми новое слово – кямот (сапоги) ; - закреплять счёт в прямом порядке в пределах 10 на мокшанском языке;
развивающие
- развивать фонетический слух и совершенствовать интонационную выразительность речи;
- развивать эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус у детей, способствовать развитию музыкального слуха;
- развивать память, внимание, логическое мышление; воспитательные - воспитывать навыки культуры общения
- воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость, умение, действовать совместное .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kaspekt_po_kulture_morovskogo_naroda.docx | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №85 комбинированного вида"
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой мордовского народа .
Выполнила: Лакштанкина Е.Н.
Саранск
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой мордовского народа .
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская,
Цель: Формировать у детей представления об истории, культуре и быте мордвы.
Задачи:
образовательные
- систематизировать и закреплять имеющие знания у детей об истории и традициях мордовского народа;
- расширить представления дошкольников о предметах быта мордвы; - закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков в мордовских словах ; выучить с детьми новое слово – кямот (сапоги) ; - закреплять счёт в прямом порядке в пределах 10 на мокшанском языке;
развивающие
- развивать фонетический слух и совершенствовать интонационную выразительность речи;
- развивать эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус у детей, способствовать развитию музыкального слуха;
- развивать память, внимание, логическое мышление; воспитательные - воспитывать навыки культуры общения
- воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость, умение, действовать совместное .
Предварительная работа:
1. чтение сказок, легенд, рассказов о родном крае;
2. рассматривание мордовских национальных костюмов;
3. рассматривание книг – альбомов и слайдов: «Мой край », «мы – мордва », «древняя мордва », «Религия древней мордвы », «Стихи и песни Мордовии », «Здравствуй, Мордовия! »
4. беседы и рассматривание картин о быте мордвы.
5. занятия по художественному творчеству – отображение в детских работах элементов национального орнамента и предметов утвари.
6. Дидактическая игра «Одень куклу Алдуню »
7. Отгадывание загадок.
8. Заучивание пословиц, потешек, закличек.
9. Слушание национальной мордовской музыки.
10 проведение мордовских подвижных игр .
Оборудование:
Фотовыставка, посвящённая истории мордовского народа, фонограммы с музыкальным сопровождением, декорация «Мордовская изба », предметы быта, мордовские костюмы для детей, выпечка (блины, сладкие угощения для детей.
Ход занятия
В украшенном зале звучит мордовская национальная музыка. Дети в мордовских костюмах. В зале отведено место для декорации –мордовской избы (скамейки, стол, предметы быта, зыбка с младенцем).
Встречает гостей хозяйка в мордовском костюме (приветствует детей и гостей на мокшанском и русском языках) . Я рада видеть вас у себя в гостях. Сегодня я приглашаю вас совершить увлекательную экскурсию по нашему мини – музею, где мы поговорим об истории мордовского народа.
Восп. Хотите? Да! (дети)
Восп. Ребята, но сначала ответьте мне:
Как называется республика в которой мы живем?
Назовите столицу республики Мордовия.
А какие ещё в нашей республике города вы знаете? Правильно, наша республика славится не только традициями и культурой, но и своим народом.
Сегодня мы поговорим о мордовском народе, вспомним слова на мокшанском языке, выученные на других занятиях, об истории мордвы. Дети, вы знаете, что в нашей республике проживают народы разных национальностей? Назовите их (ответ детей).
Мордовский народ – это очень древний народ. Наши предки жили очень – очень давно. А что означает слово предки? (ответ детей). Давайте посмотрим, как выглядели наши предки, как они жили (рассматривание фотографии на стенде) . Правильно, предки – это наши прапрабабушки, прапрадедушки, которые жили очень- очень давно. А жили они в сёлах и деревнях.
Село – по русски, по мордовски-веле,
И вот уже столетья пролетели,
Но жив народ и радостна земля
Что этому народу жизнь дала.
Мордовские поселения были небольшими, всего несколько домов. – Как называлось село по мокшански? Дома строились из дерева, а крыши были покрыты камышом или соломой.
Небогатая изба, а можно – куд.
Сюда стремится сердце отовсюду. – Ребята, как по мокшански будет изба? Из чего были построены дома? Чем были покрыты крыши домов? (ответ детей) . Восп. :В доме жило много народу. Дружно, весело и интересно жили наши предки. Уважали старых и любили малых. Их жизненный опыт дошёл до наших дней в пословицах и поговорках. Вспомните, какие пословицы мы разучивали на прошлых занятиях.
1. Родинафтомаломанць, что пизофтома нармонць (человек без Родины, что птица без гнезда) .
2. Родной масторсь – родной ава (родная земля - родная мать). (дети проговаривают и сами переводят)
Восп. Поиграем в игру «Назови ласково»
(Азк кельговикс) Я называю слово, а вы подберите к нему уменьшительно–ласкательную форму.
Слова: Бабушка – бабаня – щаваня
Дедушка – атяня
Папа – аляня
Мама – тядяня
Брат – дуганя
Сестра – сазарня
(Молодцы, воспитатель подведет итог игры, дети на мокшанском языке подсчитывают укого больше фишек – счет на мокшанском языке)
Восп. : А сейчас предлагаю вам, пройти в мордовскую старинную избу. все предметы мебели были изготовлены своими руками из дерева (стол, скамьи)
– Посмотрите, какой посудой, а раньше это называлось утварь, пользовались наши предки. Утварь мордвы изготавливались из глины, дерева, реже из металла. В этой посуде готовилась традиционная мордовская еда. Ребята, кто вспомнит, как называются на мокшанском языке блюда, приготавливаемые нашими предками?
Дети: щи-лям, пироги - перякат, хлеб – кши, картошка – модамарь. Восп. А самая знаменитая мордовская еда?
Дети: Блины – пачат.
Восп: Правильно, мордовские блины отличаются от русских. Обычно их готовили из теста с добавлением пшена и гречки, из которых варили каши, всё это смешивали, взбивали и пекли. Пекли блины толстыми и пышными. А какие они вкусные (воспитатель показывает наглядно все атрибуты и испечённые блины, которые после занятия дети обязательно попробуют) .
Восп:. А сейчас я предлагаю детям выйти в центр зала и полюбоваться костюмами в которые они одеты. Ах, какими же красивыми были наши предки. Ах, какая красивая одежда у мокшанок. Давайте вспомним, как называются предметы мордовского костюма на мокшанском языке. Дети: У мокши были широко распространены тканные головные платки-пря руця. Белые, длинные рубахи- панар. Её украшали вышивкой. Обязательными для костюма мордовок были пояса-каркс. Восп. : Весь костюм мордовочка шила сама и украшала яркой вышивкой. А на ногах у женщины – мордовки были надеты сапоги. По мокшански – это звучит так – кямот- новое слово – повторить произношение этого слова. А сколько украшения у мордовочки – мокшанки, ведь не зря говорят: «Мордовочкус начала услышишь, а потом увидишь! ». Ребята покажем гостям наши красивые костюмы. (выполняются движения и проговаривается чистоговорка на мокшанском языке.Восп. : Обряды и праздники являются важной частью мордовской народной культуры и передаются из поколения в поколение. Обрядовые праздники были разными: они посвящались и временам года, и восхваляли урожай, и воспевали труд народа.
Сейчас у нас какое время года? (ответ детей). Весенние праздники начинались с обрядов встречи весны. В день весеннего равноденствия (21 марта) мордва и русские пекли «жаворонки». Дети поднимались с ними на крыши домов и исполняли заклички – веснянки, в которых просили птиц поскорее прилететь и пришла бы весна (детьми исполняется закличка на мокшанском языке). Ребята, сегодня на экскурсии по мини – музею мы с вами ещё раз вспомнили, как жили наши предки, закрепили слова на мокшанском языке, обозначающие элементы мордовского костюма, мордовских традиционных блюд, познакомились с новым словом, обозначающим обувь- сапоги, правильное произношение мордовских слов.
Анализ и итог занятия.
А закончить наше занятие мне хочется такими словами : Мордовия – часть нашей славной России! Прекрасная родина светлой мечты, Не сыщешь нигде в мире края красивей. Об этом всегда помню я, помни ты. (Воспитатель в конце мероприятия предлагает всем присутствующим угостится горячими блинами) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа в подготовительной группе. Тема : « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»
Программное содержание: Дать детям знание о дереве, как традиционном материале русских построек и предметов обихода. Уточнить знания детей о русском гостеприимстве. Приобщить детей к устному народному...
Программа « Весточка» по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа.
кружковая работа...
Тема:"Ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа"
Тема:"Ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа"Цель: Внедрение нетрадиционных форм работы с детьми в области Русской народной культуры....
Ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа.
Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и всё что, связано с народной к...
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с русской народной культурой НОД « Жаворонки летите, да весну нам принесите»
Образовательная область: Познание.Интеграция с другими образовательными областями:1. Коммуникация: проговаривание закличек, отгадывание загадки, чтение детьми потешек.2. Здоровье: физминутка «Жа...
«Ознакомление дошкольников с историей и культурой мордовского народа»
Программное содержание НОД: закрепить и обобщить знания детей о Мордовии, дать представление о том, что такое малая Родина, учить поддерживать беседу на определённую тему, обобщить элементарные предст...
«Ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа».
Цель:Ознакомление дошкольников с историей и культурой русского народа Фольклор является наиболее яркой сферой выражения народного идеала. Основной чертой фольк...