Выученная беспомощность у детей дошкольного возраста
консультация
«Я — в реке», — сообразил Ёжик и похолодел от страха. «Пусть река сама
несёт меня», — немного погодя решил он. И его понесло вниз по течению…
«Выученная беспомощность». «Что это такое?» «Что с этим делать?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyuchennaya_bespomoshchnost_u_detey.docx | 176.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Выученная беспомощность». «Что - это такое?» «Что с этим делать?»
«Я — в реке», — сообразил Ёжик и похолодел от страха. «Пусть река сама
несёт меня», — немного погодя решил он. И его понесло вниз по течению…
Выученная беспомощность.
Выученная беспомощность — это когда вместо активных действий, попыток достигнуть результата, ребенок заведомо предпочитает пассивную позицию. А «выученная» она потому, что этот тип реакции возникает и закрепляется в определённых ситуациях, например, когда родитель многократно повторят ребенку одну и туже поучительную инструкцию. Казалось бы, ребенок уже слышал раз (100), что шарфик должен быть завязан, варежки одеты, не забыть одеть именно те чешки - с котиком, ну и как не проговорить в 101 раз про то, как почистить зубы пере сном. Именно многократное повторение инструкций формирует предпосылки выученной беспомощности, а дальше дело переходит к подражанию и деятельности самого ребенка.
– Не буду учить буквы! – маленькая девочка яростно срывает со стены заботливо нарисованный дедушкой плакат, – Не нужны они мне!
Бывает так, что ребёнок отвергает все попытки начать заниматься чем-то только потому, что объём работ и их сложность кажутся ему непомерными.
– Сынок, завяжи шнурки!
– А я не умею… - и малыш продолжает сидеть на стульчике болтая ножкам, ожидая, пока мама придёт на помощь.
- «Не мешай!», «Не трогай!», «Ты не сможешь!» — мамы и папы часто сами пресекают попытки своих чад включиться в какое-то взрослое дело. Но как же ребёнку узнать, на что он способен, если он не попробовал? Со слов родителей ребёнок усваивает то, что он маленький и ничего не умеет, а раз так… то не стоит и пытаться!
«Неумение» в бытовых ситуациях, как правило, возникает из-за не вовлеченности малыша во взрослую жизнь. Понятно, что взрослому проще и быстрее нарезать салат самому. Понятно, что сам ребёнок будет завязывать шнурки в несколько раз дольше. Но есть ли смысл торопиться? Ведь это время не будет потрачено впустую – оно пойдёт на обучение ребёнка, развитие навыков, формирование активной жизненной позиции, в конце концов! Достаточно просто начать одеваться пораньше, чтобы дать ребёнку больше времени и не торопить его, позволив сделать самому всё, что в его силах.
Причины развития выученной беспомощности у детей сформированы взрослыми - это не симптом, это закрепленная, выученная реакция ребенка на социальную ситуацию.
Рассматривают три основные причины у взрослых (родителей), которые приводят к навязыванию выученной беспомощности своим детям.
1. Субъективный опыт переживания неблагоприятных событий. Опыт, приобретенный в ситуации, когда человек не мог контролировать события собственной жизни, переносится и на другие ситуации. Обиды, нанесенные родителями; смерть близкого человека или домашнего питомца; скандалы или развод родителей; серьезная болезнь; потеря работы.
2. Опыт наблюдения за поведением беспомощных людей. Все наши модели поведения являются заимствованными, поэтому наблюдение за беспомощными людьми в кругу семьи и близких или даже в фильмах накладывает свой отпечаток.
3. Отсутствие самостоятельности, чрезмерная забота родителей.
Рекомендации педагогам и родителя по преодолению выученной беспомощности.
Давать детям возможность заниматься различными видами деятельности, интересующими ребенка. Важно делать акцент на индивидуальных особенностях ребенка. Не стоит говорить: «Валя отлично вяжет и не умеет забивать гвозди, потому что она девочка». Лучше сказать, «Вале больше нравится вязать и у нее отлично получается, а забивать гвозди ей не очень интересно. Возможно, позже она захочет и этому научиться».
Расширять жизненный опыт ребенка за счет наблюдения за окружающей действительностью. Если в реальной жизни затруднительно найти примеры, можно использовать художественные произведения. Посмотреть совместно фильмы, мультики где герой проявляет волю, стремление и добивается цели. Чаще подчеркивать возможность каждого ребенка, научиться различным видам деятельности.
Важно выработать у ребенка адекватную самооценку, которая сделает его менее зависимым и эмоционально устойчивым в случае неудачи. Для этого взрослые должны опираться на индивидуальные нормы ребенка, а не сравнивать его достижения с достижениями других людей или усредненными нормативами. В отличие от социальной индивидуальной нормы отличаются гибкостью, создают реалистичный уровень притязаний. Они обеспечивают зону «максимальной мотивации» и позволяют объяснять успех и неудачи внутренними причинами Проверенный однажды и реализованный стереотип реагирования запоминается в ЦНС как безопасная форма поведения. Эта привычка срабатывает как инстинкт самосохранения в случае изменения жизненной ситуации и необходимости принимать решения. Если в арсенале поведенческих реакций есть опыт успешного преодоления препятствий, то выход из трудной ситуации будет конструктивным. Если опыта успешного преодоления нет, то при решении проблем будут возникать сложности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план интегрированных занятий с детьми по теме «Ознакомление детей с окружающей действительностью, как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста», для детей старшего дошкольного возраста.
Планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию....
Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.
В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением в условиях...
Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на
Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...
Консультация для родителей "Формирование культуры питания у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ. Правильное питание у детей дошкольного возраста"
консультация предназначена для родителей по формированию правильного питания...