Представление собственного педагогического опыта воспитателя
методическая разработка (средняя группа)
«Развитие речи у детей при ознакомлении с художественной литературой»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt_manerova.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного педагогического опыта воспитателя
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Лямбирский детский сад №2 «Родничок»
Манеровой Екатерины Григорьевны.
- Введение.
Тема опыта: «Развитие речи у детей при ознакомлении с художественной литературой»
Сведения об авторе: Манерова Екатерина Григорьевна, воспитатель, образование высшее – МГПИ им. М.Е.Евсевьева. Специальность «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Информатика», квалификация «Учитель начальных классов и учитель информатики»
Профессиональная переподготовка: ГБУ ДПО МРИО, «Педагогика и методика дошкольного образования» квалификация воспитатель.
Актуальность опыта.
Тема «Ребенок и книга» всегда актуальна. Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает воображение и мышление ребенка, обогащает ее эмоции, дает прекрасные образы русского литературного языка. В дошкольном возрасте происходит знакомство детей с художественной литературой: сказки, рассказы, стихи и произведения «малых форм» фольклора: потешки, песенки, скороговорки и т.д.
Период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения связной речи.
Культура речи – важное условие воспитания общей и внутренней культуры людей. Владение литературным языком, совершенствование навыков речевой культуры составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности человека.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.
Основная идея опыта.
Общение с книгой в дошкольном возрасте имеет важное значение. Именно тогда у ребенка появляется тяга к чтению – вырабатывается потребность увеличивать словарный запас, варьировать речевые операции. Поэтому помощь друга – книги в этот период поистине бесценна. Любовь к родному языку в дошкольном возрасте постепенно перерастает в любовь к литературе, которая сопровождает человека всю жизнь. Задачи речевого развития дошкольника я решаю в ходе освоения всех образовательных областей, придерживаясь педагогической идеей:
- создание условий для развития речи;
- системный подход к организации образовательного процесса МДОУ;
- реализация образовательных программ;
Цель моего опыта – развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой; воспитание ребенка с правильно сформированными сторонами речи.
Цель: развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
Для достижения цели выделила следующие задачи:
• Сформировать интерес к художественной литературе.
• Расширять и активизировать словарный запас детей.
• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
• Развивать творческие способности у детей.
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:
• создание речевой развивающей среды;
• работа с детьми; работа с родителями;
• работа с социумом (городская детская библиотека, городской музей, муниципальный театр, и др.)
Теоретическая база опыта.
Мой опыт работы опирается на исследования значимости системы развития речи дошкольников. На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Ф.А.Сохин и другие). Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в развитии словаря роль правильно организованного обучения в процессе общения с детской художественной книгой. Известный российский ученый Д.С.Лихачев писал: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубокий опыт жизни. Она делает человека интеллектуальным, развивает в нем не только чувства красоты, но и понимание….»
Чтобы речь детей была достаточно правильна, я уделяю большое внимание развитию речи дошкольников в процессе ознакомления с книгой. В своей работе главным образом я использую сказки, стихи, рассказы. В процессе работы мной осуществляется всестороннее развитие детей в различных видах деятельности. Основной формой воздействия на ребенка является совместная деятельность детей и взрослых. Особую роль в формировании положительных отношений к книге является постоянное рассматривание, прочтение. Дети бережно относятся к книге. Из книг дети узнают много новых слов, их речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Детская литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. Одним из важнейших средств обучения являются игры (дидактические, сюжетно – ролевые и т.д.).
Современный подход к проблемам становления личности предполагает своевременное и полноценное развитие речи дошкольника, что невозможно без помощи внедрения художественной литературы. Для того чтобы ребенок проникся интересом к книге, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими впечатлениями. Одна из главных задач обучения и воспитания в детском саду является развитие связной речи дошкольников. Своеобразие и особенностью опыта является то, что решение задач речевого развития осуществляется в процессе ознакомления детей с произведениями художественной литературы.
Новизна данного опыта.
По своей новизне опыт можно считать репродуктивно-творческим, так как на основе программы по речевому развитию дошкольников в нем я предлагаю нестандартные приемы, методы, формы и средства развития речи детей средствами художественной литературы, приемы моделирования, мнемотаблицы использование которых способствует развитию монологической, диалогической речи, возникновению у детей интереса к чтению.
- Технология опыта.
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:
- Создание речевой развивающей среды;
- Центр речевого развития или уголок речи грамотности;
-Центр «Будем говорить правильно»;
-Центр «Здравствуй, книжка!».
Работа с детьми.
В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Поэтому основная задача воспитателя - привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. При анализе любого литературного текста педагог должен соблюдать чувство меры и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами по художественной форме.
На основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, а также в активном освоении средств художественной выразительности дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание.
В старшей группе детей учим при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства.
Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.
Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.
При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.
Работа с родителями.
Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками в организации их художественно речевой деятельности. Родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. Родители привлекаются и к работе над кукольной театрализацией. Ими оказывается помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций. В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям. Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций.
Все это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.
Формы работы с родителями:
1.Беседа – это метод получения и корректировки информации на основе общения. Беседа, проходящая в атмосфере доброжелательности, позволяет нам прикоснуться к внутреннему миру родителя (ребенка), увидеть успехи и затруднения как во взаимодействии с окружающими, так и в семейном воспитании. Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта, степени подготовленности беседы, умения ее вести.
Если инициатором беседы стал педагог, он заранее продумывает, с чего начнет ее, какие вопросы задаст родителям, чтобы выявить их понимание обсуждаемых вопросов, отношение к ним.
2. Консультации – одна из форм индивидуальной работы с семьей. Консультации для родителей по своему характеру близки к беседам. Основная разница состоит в том, что проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей (поставленные вначале консультации), мы стремимся дать им квалифицированный совет по данной теме.
Консультации – плановые и неплановые – бывают индивидуальными и групповыми. Неплановые консультации возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон. О сроке проведения неплановой консультации мы заранее договариваемся с родителями.
Плановые консультации проводим в соответствии с планом воспитательной работы. Консультация позволяет обсудить достаточно глубоко какой-то конкретный вопрос, проанализировать его, познакомиться с опытом воспитания других родителей и сделать выводы для воспитания своего ребенка.
Работая над данной проблемой мы проводили консультации на следующие темы:
− “О роли родителей в развитие речи ребенка”.
− “ Играйте вместе с детьми”.
−“ Как устроить домашний театр для детей”.
−“ Роль художественной литературы в развитии речи детей”.
−“ Развитие речи дошкольников в игре”.
3.Стенды (уголок родителей) – это наглядная форма предъявления информации. На стендах мы размещаем информацию для родителей и фотоматериалы театрализованной деятельности детей.
4.Родительское собрание – форма работы воспитателя с коллективом родителей, организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста.
- Результативность опыта.
Моя работа по развитию речи при ознакомлении с книгой дала положительные результаты:
- дети проявляют интерес к книге;
- развита высокая творческая активность, инициативность, самостоятельность;
- дети стали бережно относится к книге;
При работе с родителями проявилась активная позиция участия в совместной деятельности (посещение библиотек, музеев), желание выполнять творческие и индивидуальные задания вместе с детьми.
Изучив научную и методическую литературу по данному вопросу, мною разработаны:
- проект « В гостях у сказки». Цель – знакомить детей с устным народным творчеством;
- разработала проект «Книга – лучший друг»;
В своей работе часто использую пальчиковые игры, которые способствуют не только формированию речи, но и развитие мелкой моторики.
Большую роль в развитии речи детей играет совместная работа воспитателя и родителей. Именно родители в домашних условиях должны привить любовь к книге.
Для родителей проводятся консультации: « Как привить любовь к книге», памятка «Как правильно заучить стихотворение». Родители принимали активное в конкурсах рисунков А. Барто.
4.Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе занимает одно из центральных мест в современной педагогике и психологии. Приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности. Из – за недостаточного внимания к художественной литературе, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства.
Необходимо отметить, что художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.
К сожалению, смещение внутрисемейных традиций в сторону телевидения, компьютера, привели к снижению потребности с книгами. К тому же телевизор и компьютер зачастую занимают большую часть пребывания ребенка дома, заменяя возможность вместе с родителями прочитать книгу или просто заняться рассматриванием картинок. Это привело к снижению культуры сенсорного контакта, столь важной в дошкольном возрасте. Поэтому дети, насмотревшись движущихся картинок, не имеют опыта разглядывания не только неподвижных изображений, но и даже реального мира вокруг. Таким образом, данные условия привели к тому, что нынешнее общество совершенно не воспитано на книгах, и в результате этого рушиться тот фундамент, который был накоплен годами.
- Адресные рекомендации по использованию опыта.
Опыт работы по данной теме может представлять интерес для воспитателей детей дошкольного возраста детских дошкольных учреждений, независимо от реализуемой программы.
Полученные результаты имеют практическую ценность:
- для педагогов дошкольных образовательных учреждений
- для родителей при организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях.
Наиболее приемлемые формы трансляции опыта работы:
- информационные брошюры, журналы, содержащие описание и иллюстративный материал методики проведения всех организованных форм непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми и родителями.
6. Методическая литература и источники:
- Алексеева М.М, Яшина В.И. "Речевое развитие дошкольников", М.:Академия,2011.
- Алексеенко В.В., Лощинина Я.И. «Играем в сказку»; М.: Издательство «ДОМ.XXI век», 2008 г.
- Бородич А.М. «Методика развития речи детей» М.: Академия, 1981.
- Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду»; М.: Просвещение, 1977 г.
- Выговский Л.С. «Психология» - М., 2000
- Галанов А.С. «Репка. Сказка для детей раннего возраста с развивающими заданиями и играми»; М.: Издательство «АРКТИ», 2002 г.
- Гербова В.В. «Занятия по развитию речи с детьми» М.: Просвещение, 2004.
- Горбушина Л.А., Николаичева А.П. «Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста»; М.: «Просвещение», 1985г.
- Гриценко З.А. «Ты детям сказку расскажи»; М: Линка-Пресс, 2003 г.
- Громова О.Е. «Методика формирования начального детского лексикона»; М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
- Гурович Л.М. «Ребенок и книга» Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2002.
- Дьяченко О.М. «Формирование действий пространственного моделирования в процессе ознакомления дошкольников с детской художественной литературой». //Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте/Под ред. Л.А. Венгера. - М.,2013.
- Дунаев Н.О. «Значение художественной литературы в формировании личности ребенка» Дошкольное воспитание. 2007, №6.
- Езикеева В.А. «Рассматривание иллюстраций в книге» Система эстетического воспитания в детском саду. М., 1962.
- Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком — дошкольником.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного педагогического опыта на сайте
Это сообщение о там как педагогам создать свой персональный сайт...
Представление собственного педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.
Мною представлены материалы собственного многолетнего педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста....
Представление собственного педагогического опыта
Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности...
Публичное представление собственного педагогического опыта "Путешествие в страну экологии"
Тема «Экология» выбрана мною не случайно. Страна, когда-то имевшая огромные ресурсы чистой воды, газа, нефти, полезных ископаемых, леса..., находится на грани истощения.В связи с развитием научно-техн...
«Представление собственного педагогического опыта на муниципальном этапе Всероссийского профессионального конкурса «ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА – 2017»
Представление собственного педагогического опыта по работе с детьми дошкольного возраста с использование гимнастических мячей - фитболов....
Представление собственного педагогического опыта
Внесение фитбол-мячей в работу с детьми старшего дошкольного возраста...
"Воспитатель года-2018": представление собственного педагогического опыта
В материале представлен мой собственный педагогиский опыт по сопровождению детей, имеющих ограниченные возмонжости здоровья по зрению...