Представление собственного педагогического опыта воспитателя
методическая разработка (средняя группа)

Манерова Екатерина Григорьевна

«Развитие речи у детей при ознакомлении с художественной литературой»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_opyt_manerova.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного педагогического опыта воспитателя

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Лямбирский детский сад №2 «Родничок»

Манеровой  Екатерины Григорьевны.

  1. Введение.

Тема опыта: «Развитие речи у детей при ознакомлении с художественной литературой»

Сведения об авторе: Манерова Екатерина Григорьевна, воспитатель,  образование высшее – МГПИ им. М.Е.Евсевьева. Специальность «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Информатика», квалификация «Учитель начальных классов и учитель информатики»

Профессиональная переподготовка: ГБУ ДПО МРИО, «Педагогика и методика дошкольного образования»  квалификация воспитатель.

Актуальность опыта.

Тема «Ребенок и книга» всегда актуальна. Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает воображение и мышление ребенка, обогащает ее эмоции, дает прекрасные образы русского литературного языка. В дошкольном возрасте происходит знакомство детей с художественной литературой: сказки, рассказы, стихи и произведения «малых форм» фольклора: потешки, песенки, скороговорки и т.д.

Период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения связной речи.

Культура речи – важное условие воспитания общей и внутренней культуры людей. Владение литературным языком, совершенствование навыков речевой культуры составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности  человека.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют  ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и  воображение ребенка, обогащает его эмоции.

           Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет  думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.

 Основная идея опыта.

Общение с книгой в дошкольном возрасте имеет важное значение. Именно тогда у ребенка появляется тяга к чтению – вырабатывается потребность увеличивать словарный запас, варьировать речевые операции. Поэтому помощь друга – книги в этот период поистине бесценна. Любовь к родному языку в дошкольном возрасте постепенно перерастает в любовь к литературе, которая сопровождает человека всю жизнь. Задачи речевого развития дошкольника я решаю в ходе освоения всех образовательных областей, придерживаясь педагогической идеей:

 - создание условий для развития речи;

- системный подход к организации образовательного процесса МДОУ;

 - реализация образовательных программ;

Цель моего опыта – развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой; воспитание ребенка с правильно сформированными сторонами речи.

Цель: развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

 Для достижения цели выделила следующие задачи:

 • Сформировать интерес к художественной литературе.

 • Расширять и активизировать словарный запас детей.

 • Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

 • Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

 • Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

 • Развивать творческие способности у детей.

 Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:

 • создание речевой развивающей среды;

 • работа с детьми; работа с родителями;

 • работа с социумом (городская детская библиотека, городской музей, муниципальный театр, и др.)

Теоретическая база опыта.

Мой опыт работы опирается на исследования значимости системы развития речи дошкольников. На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Ф.А.Сохин и другие). Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в развитии словаря роль правильно организованного обучения в процессе общения с детской художественной книгой. Известный российский ученый Д.С.Лихачев писал: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубокий опыт жизни. Она делает человека интеллектуальным, развивает в нем не только чувства красоты, но и понимание….»

Чтобы речь детей была достаточно правильна, я уделяю большое внимание развитию речи дошкольников в процессе ознакомления с книгой. В своей работе главным образом я использую сказки, стихи, рассказы. В процессе работы мной осуществляется всестороннее развитие детей в различных видах деятельности. Основной формой воздействия на ребенка является совместная деятельность детей и взрослых. Особую роль в формировании положительных отношений к книге является постоянное рассматривание, прочтение. Дети бережно относятся к книге. Из книг дети узнают много новых слов, их речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Детская литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. Одним из важнейших средств обучения являются игры (дидактические, сюжетно – ролевые и т.д.).

Современный подход к проблемам становления личности предполагает своевременное и полноценное развитие речи дошкольника, что невозможно без помощи внедрения художественной литературы. Для того чтобы ребенок проникся интересом к книге, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими впечатлениями. Одна из главных задач обучения и воспитания в детском саду является развитие связной речи дошкольников. Своеобразие и особенностью опыта является то, что решение задач речевого развития осуществляется в процессе ознакомления детей с произведениями художественной литературы.

Новизна данного опыта.

По своей новизне опыт можно считать репродуктивно-творческим, так как на основе программы по речевому развитию дошкольников в нем я предлагаю нестандартные приемы, методы, формы и средства развития речи детей средствами художественной литературы, приемы моделирования, мнемотаблицы использование которых способствует развитию монологической, диалогической речи, возникновению у детей интереса к чтению.

  1. Технология опыта.

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:

- Создание речевой развивающей среды;

 - Центр речевого развития или уголок речи грамотности;

-Центр «Будем говорить правильно»;

-Центр «Здравствуй, книжка!».

Работа с детьми.

    В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Поэтому основная задача воспитателя - привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. При анализе любого литературного текста педагог должен соблюдать чувство меры и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами по художественной форме.

    На основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, а также в активном освоении средств художественной выразительности дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание.

    В старшей группе детей учим при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства.

   Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

     Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

    При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.

Работа с родителями.

Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками в организации их художественно речевой деятельности. Родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. Родители привлекаются и к работе над кукольной театрализацией. Ими оказывается помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций. В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям. Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций.

Все это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.

Формы работы с родителями:

1.Беседа – это метод получения и корректировки информации на основе общения. Беседа, проходящая в атмосфере доброжелательности, позволяет нам прикоснуться к внутреннему миру родителя (ребенка), увидеть успехи и затруднения как во взаимодействии с окружающими, так и в семейном воспитании. Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта, степени подготовленности беседы, умения ее вести.

Если инициатором беседы стал педагог, он заранее продумывает, с чего начнет ее, какие вопросы задаст родителям, чтобы выявить их понимание обсуждаемых вопросов, отношение к ним.

2. Консультации – одна из форм индивидуальной работы с семьей. Консультации для родителей по своему характеру близки к беседам. Основная разница состоит в том, что проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей (поставленные вначале консультации), мы стремимся дать им квалифицированный совет по данной теме.

Консультации – плановые и неплановые – бывают индивидуальными и групповыми. Неплановые консультации возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон. О сроке проведения неплановой консультации мы заранее договариваемся с родителями.

Плановые консультации проводим в соответствии с планом воспитательной работы. Консультация позволяет обсудить достаточно глубоко какой-то конкретный вопрос, проанализировать его, познакомиться с опытом воспитания других родителей и сделать выводы для воспитания своего ребенка.

Работая над данной проблемой мы проводили консультации на следующие темы:

− “О роли родителей в развитие речи ребенка”.

− “ Играйте вместе с детьми”.

−“ Как устроить домашний театр для детей”.

−“ Роль художественной литературы в развитии речи детей”.

−“ Развитие речи дошкольников в игре”.

3.Стенды (уголок родителей) – это наглядная форма предъявления информации. На стендах мы размещаем информацию для родителей и фотоматериалы театрализованной деятельности детей.

4.Родительское собрание – форма работы воспитателя с коллективом родителей, организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста.

  1. Результативность опыта.

Моя работа по развитию речи при ознакомлении с книгой дала положительные результаты:

 - дети проявляют интерес к книге;

 - развита высокая творческая активность, инициативность, самостоятельность;

 - дети стали бережно относится к книге;

При работе с родителями проявилась активная позиция участия в совместной деятельности (посещение библиотек, музеев), желание выполнять творческие и индивидуальные задания вместе с детьми.

Изучив научную и методическую литературу по данному вопросу, мною разработаны:

 - проект « В гостях у сказки». Цель – знакомить детей с устным народным творчеством;

- разработала проект «Книга – лучший друг»;

В своей работе часто использую пальчиковые игры, которые способствуют не только формированию речи, но и развитие мелкой моторики.

Большую роль в развитии речи детей играет совместная работа воспитателя и родителей. Именно родители в домашних условиях должны привить любовь к книге.

Для родителей проводятся консультации: « Как привить любовь к книге»,  памятка «Как правильно заучить стихотворение». Родители принимали активное в конкурсах рисунков А. Барто.

4.Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе занимает одно из центральных мест в современной педагогике и психологии. Приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности. Из – за недостаточного внимания к художественной литературе, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства.        

      Необходимо отметить, что  художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

      К сожалению, смещение внутрисемейных традиций в сторону телевидения, компьютера, привели к снижению потребности с книгами. К тому же телевизор и компьютер зачастую занимают большую часть пребывания ребенка дома, заменяя возможность вместе с родителями прочитать книгу или просто заняться рассматриванием картинок. Это привело к снижению культуры сенсорного контакта, столь важной в дошкольном возрасте. Поэтому дети, насмотревшись движущихся картинок, не имеют опыта разглядывания не только неподвижных изображений, но и даже реального мира вокруг. Таким образом, данные условия привели к тому, что нынешнее общество совершенно не воспитано на книгах, и в результате этого рушиться тот фундамент, который был накоплен годами.

  1. Адресные рекомендации по использованию опыта.

     Опыт работы по данной теме может представлять интерес для воспитателей детей дошкольного  возраста  детских дошкольных учреждений, независимо от реализуемой программы.

Полученные  результаты имеют практическую ценность:

- для педагогов дошкольных образовательных учреждений

- для родителей при организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях.

Наиболее приемлемые формы трансляции  опыта работы:

- информационные брошюры, журналы, содержащие описание и иллюстративный материал методики проведения всех организованных форм  непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми и родителями.

6. Методическая литература и источники:

  1. Алексеева М.М, Яшина В.И. "Речевое развитие дошкольников", М.:Академия,2011.
  2. Алексеенко В.В., Лощинина Я.И. «Играем в сказку»; М.: Издательство «ДОМ.XXI век», 2008 г.
  3. Бородич А.М. «Методика развития речи детей» М.: Академия, 1981.
  4. Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду»; М.: Просвещение, 1977 г.
  5. Выговский Л.С. «Психология» - М., 2000
  6. Галанов А.С. «Репка. Сказка для детей раннего возраста с развивающими заданиями  и играми»; М.: Издательство «АРКТИ», 2002 г.
  7. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи с детьми» М.: Просвещение, 2004.
  8. Горбушина Л.А., Николаичева А.П. «Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста»; М.: «Просвещение», 1985г.
  9. Гриценко З.А. «Ты детям сказку расскажи»; М: Линка-Пресс, 2003 г.
  10.  Громова О.Е. «Методика формирования начального детского лексикона»; М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  11. Гурович Л.М. «Ребенок и книга» Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2002.
  12. Дьяченко О.М. «Формирование действий пространственного моделирования в процессе ознакомления дошкольников с детской художественной литературой». //Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте/Под ред. Л.А. Венгера. - М.,2013.
  13. Дунаев Н.О. «Значение художественной литературы в формировании личности ребенка» Дошкольное воспитание. 2007, №6.
  14. Езикеева В.А. «Рассматривание иллюстраций в книге» Система эстетического воспитания в детском саду. М., 1962.
  15. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком — дошкольником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта на сайте

Это сообщение о там как педагогам создать свой персональный сайт...

Представление собственного педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.

Мною представлены материалы собственного многолетнего педагогического опыта работы  по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста....

Представление собственного педагогического опыта

Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности...

Публичное представление собственного педагогического опыта "Путешествие в страну экологии"

Тема «Экология» выбрана мною не случайно. Страна, когда-то имевшая огромные ресурсы чистой воды, газа, нефти, полезных ископаемых, леса..., находится на грани истощения.В связи с развитием научно-техн...

«Представление собственного педагогического опыта на муниципальном этапе Всероссийского профессионального конкурса «ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА – 2017»

Представление собственного педагогического опыта по работе с детьми дошкольного возраста с использование гимнастических мячей - фитболов....

Представление собственного педагогического опыта

Внесение фитбол-мячей в работу с детьми старшего дошкольного возраста...

"Воспитатель года-2018": представление собственного педагогического опыта

В материале представлен мой собственный педагогиский опыт по сопровождению детей, имеющих ограниченные возмонжости здоровья по зрению...