Конспект занятия: «Обряды и праздники на Дону»
план-конспект занятия (старшая группа)

Качура Лидия Викторовна

Конспект занятия: «Обряды и праздники на Дону»

 

Воспитатель: Качура Л.В

 

Цель: 

- приобщение младших школьников к культуре донского края и расширение их представлений об истории донского края, о быте и обычаях казаков в далеком прошлом.

                                               

Задачи:

Воспитательные:

 - прививать уважение и интерес к традициям родного народа, воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

- формировать активную гражданскую позицию, чувство любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, родной деревни, своего народа;

Обучающие:

- продолжать знакомить детей с обрядами донских казаков;

- формировать навыки игры на музыкальных инструментах (ложках и…).

 

Воспитатель:

На Дону казаки селились на островах, чтобы враги не смогли незаметно напасть на них. Такие поселения назывались казачьими городками. Позже городки стали называться станицами.

На Дону сложился такой обычай,  после освещения земли и закладки дома, все станичники  шли помогать молодому хозяину возлагать жильё. 

Выбрав место для постройки дома, проводили специальные обряды при его закладке .

На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья "чтобы всё водилось."

 

  Входинами заканчивалось строительство дома, старались назначить их на пятницу— это сулило хозяевам легкую и веселую жизнь в новой хате.

 По старой традиции первым в дом заходил самый старший член семьи. Бабушка или Дедушка

 

Бабушка:

 Здравствуйте хозяева молодые! С новосельем вас, "с входинами".

 Спасибо, что пригласили, а я вот тут подарки для вас взяла: горшок с живым огнем из отцовской печи, чтобы в доме всегда был огонек, чтоб всегда тепло и светло было.

Скатертью приглашу в дом дедушку Домового, чтоб охранял покой вашей семьи, а потом скатерть на праздничный стол постелем,  да вот икону в красный угол поставлю!

Бабушка берет скатерть и трясет в четыре стороны света со словами:

 

-Хозяюшка, домовой, пойдем в новый дом, на богатый двор, на житье, на бытье, на богатство. Милости просим, дедушка к нам на новоселье! Потому как говорится: дом домом, а домовой даром!

стелет скатерть на стол, на него хозяева несут угощения.

 

Когда  жильё будет полно детей, то и счастье больше будет в нём.

Запускай в новый дом гостей. Дом для него отстроили - ему и будущим хозяином быть.

Каждый гость заходит и дарит подарок со словами.

 

С новосельем вас! (казаку)

Всякий дом хозяином держится!

Вот держи хозяин себе вилы, чтоб в подворье чисто было!

Поздравляем хозяева!

 

 Коль хозяюшка красна, так изба весела!

А вот посуда теперь она ваша –чтоб жизнь была полная чаша!

И соль вам ребята –будьте здоровы и богаты.

 

          Календарные праздники донских казаков

 

 Рождество Христово

«Рождество Христово»,

В Рождество пожилые казаки, не исключая и старшин, ходили по домам славить Христа. Хождения обычно начинались от войскового атамана. Атаман присоединялся к компании старшин и ходил с ними по всем жителям города. В домах они пели «Христос рождается», за что хозяин обязан был заплатить им. Собранные деньги отдавались на собор, другие покупали на них мед для проводимых бесед. Этот обряд XVII—XVIII века, отличается от начала XX века тем, что раньше рождествовляли по утрам мальчики.

Вечером на Рождество было принято разносить по родственникам кутью

Масленица

От Святок до Масленицы казаки организовывали кулачные бои. У казаков, воинов по природе, масленица первоначально не играла роли земледельческого праздника. Начало весны, обычно связывалось с началом года, с борьбой Весны и Зимы.

На Дону Масленица сопровождалась гуляниями. Соседние станицы при своих атаманах и стариках, со знаменами, съезжались верхом на рубеж с общественной водкой. Там устраивали упражнения в джигитовке, стрельбе из ружья и лука, показательные бои, что называлось тогда «шермициями» и дрались на кулаках.

В четверг на Масленице все собирались на сбор. Станичный атаман отдавал приказ, чтобы во время гулянья не было бесчинств.

Пасха

После семинедельного поста наступал праздник Пасхи. В казачьих станицах мужские объединения собирались на Красную Горку. Проходили кулачные бои, боролись. В местах прилежащих к кладбищам, как это было в станице Верхне-Кундрюченской, или на кургане как это было в хуторе Вислом, Семикаракорского района борьба на Красную Горку имеет под собой те же основания, что и борьба на Святки.

К празднику Пасхи готовились заранее: убирали двор, тщательно мыли и украшали дом, на окна вешали белые накрахмаленные занавески, комоды покрывались вязанными белыми скатертями, расстилались чистые праздничные половики. Если в пост в интерьере дома преобладали темные или даже где-то мрачные тона, то на кануне Пасхи дом преображался, блистая белизной.

На Страстной неделе «чистый четверг» являлся важным предпасхальным днем. В этот день совершалось множество ритуалов, призванных обеспечивать благополучие на весь предстоящий год. В «чистый четверг» купались, в этот же день пекли пасхи, пироги, красили яйца.

За водой отправлялись к ближайшему источнику — речке, ручью. Считалось, что в пасхальную ночь можно распознать нечистую силу. Если придешь в церковь в новой одежде, то увидишь колдунов, стоящих спиной к алтарю. Если принесешь в церковь специальным образом заговоренный творог или кусочек сыра, то среди прихожан распознаешь ведьм, у которых в этом случае будет заметен небольшой хвостик.

В пасхальном ритуале важное место занимала обрядовая еда, в которую входили пасха, куличи и крашенные яйца.

На Пасху станичники шли поздравить друг друга с праздником. При встречи приветствовали словами: «Христос Воскрес!» «Воистину Воскрес!», после чего трижды целовались, обменивались крашеными пасхами и яйцами.

Поминки на Радоницу XIX в.

Первая неделя после Пасхи — Фомина неделя[1] была насыщена значимыми поминальными днями. Понедельник – «навий день», относился к умершим, день проводов покойников. Радуница — второй день, от слова «рад» — радость. Символическое соотнесение праздника мертвых с Воскресением Христа создавало общий настрой, веру в вечность и неувядание жизни. Радоница была праздником всенародным. Вся деревня выходила на кладбище к могилам своих близких. Женщины на могилах причитали, вспоминали об усопшем.

Троица

На День Святой Троицы (Русальную или Семицкую) неделю, седьмую неделю после Пасхи, накануне Троицы приходится следующий цикл поминания предков. Считалось, что умершие родители ждут не дождутся Троицы. Растительные силы в эту пору выходят из земли, воплощая в себе силы умерших родителей. «В Троицкую субботу, как написано в сборнике решений Стоглавого собора 1551 года — Стоглаве, по селам и по погостам сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробом с великим причитанием. И егда начнут играти скоморохи, и гудцы и перегудники, они же, от плача переставшее, начнут скакати и плясати и в долони бити и песни сатанинские пети...».

Казаки, на Троицу, как и на Масленицу, устраивали общий сход с шермициями. В станицах проводились традиционные кулачные бои.

Особенности праздников у донских казаков

В цикле календарных праздников тесно переплетались языческие и христианские воззрения; обряды, связанные с периодом мужских военизированных сообществ и поздние — привносимые на Дон новыми волнами переселенцев. Тесно переплетаясь, эти обычаи и ритуалы отражали народные представления о связи мира людей и природы, живых и умерших, выполняли функции объединения казачьего сообщества.

Календарные праздники донских казаков имеют много особенностей, поскольку в XVIII—XIX веках казак оставался профессиональным воином и пахарем-земледельцем. Практически в каждом календарном празднике на Дону главная организующая роль отводилась мужским группам. Значимой в казачьей традиции была и роль православной церкви. Православные священники принимали участие в масленичных панихидах на старых городках («царских праздниках»), в обрядах моления о дожде, в проводах и встречах казаков со службы. Обходы дворов священниками осуществлялись на Рождество, Крещение и Пасху.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_obryady_i_prazdniki_na_donu.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия: «Обряды и праздники на Дону»

Воспитатель: Качура Л.В

Цель: 

- приобщение младших школьников к культуре донского края и расширение их представлений об истории донского края, о быте и обычаях казаков в далеком прошлом.

        

Задачи:

Воспитательные:

 - прививать уважение и интерес к традициям родного народа, воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

- формировать активную гражданскую позицию, чувство любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, родной деревни, своего народа;

Обучающие:

- продолжать знакомить детей с обрядами донских казаков;

- формировать навыки игры на музыкальных инструментах (ложках и…).

 

Воспитатель:

На Дону казаки селились на островах, чтобы враги не смогли незаметно напасть на них. Такие поселения назывались казачьими городками. Позже городки стали называться станицами.

На Дону сложился такой обычай,  после освещения земли и закладки дома, все станичники  шли помогать молодому хозяину возлагать жильё. 

Выбрав место для постройки дома, проводили специальные обряды при его закладке .

На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья "чтобы всё водилось."

  Входинами заканчивалось строительство дома, старались назначить их на пятницу— это сулило хозяевам легкую и веселую жизнь в новой хате.

 По старой традиции первым в дом заходил самый старший член семьи. Бабушка или Дедушка

Бабушка:

 Здравствуйте хозяева молодые! С новосельем вас, "с входинами".

 Спасибо, что пригласили, а я вот тут подарки для вас взяла: горшок с живым огнем из отцовской печи, чтобы в доме всегда был огонек, чтоб всегда тепло и светло было.

Скатертью приглашу в дом дедушку Домового, чтоб охранял покой вашей семьи, а потом скатерть на праздничный стол постелем,  да вот икону в красный угол поставлю!

Бабушка берет скатерть и трясет в четыре стороны света со словами:

-Хозяюшка, домовой, пойдем в новый дом, на богатый двор, на житье, на бытье, на богатство. Милости просим, дедушка к нам на новоселье! Потому как говорится: дом домом, а домовой даром!

стелет скатерть на стол, на него хозяева несут угощения.

Когда  жильё будет полно детей, то и счастье больше будет в нём.

Запускай в новый дом гостей. Дом для него отстроили - ему и будущим хозяином быть.

Каждый гость заходит и дарит подарок со словами.

С новосельем вас! (казаку)

Всякий дом хозяином держится!

Вот держи хозяин себе вилы, чтоб в подворье чисто было!

Поздравляем хозяева!

 Коль хозяюшка красна, так изба весела!

А вот посуда теперь она ваша –чтоб жизнь была полная чаша!

И соль вам ребята –будьте здоровы и богаты.

          Календарные праздники донских казаков

 Рождество Христово

«Рождество Христово»,

В Рождество пожилые казаки, не исключая и старшин, ходили по домам славить Христа. Хождения обычно начинались от войскового атамана. Атаман присоединялся к компании старшин и ходил с ними по всем жителям города. В домах они пели «Христос рождается», за что хозяин обязан был заплатить им. Собранные деньги отдавались на собор, другие покупали на них мед для проводимых бесед. Этот обряд XVII—XVIII века, отличается от начала XX века тем, что раньше рождествовляли по утрам мальчики.

Вечером на Рождество было принято разносить по родственникам кутью

Масленица

От Святок до Масленицы казаки организовывали кулачные бои. У казаков, воинов по природе, масленица первоначально не играла роли земледельческого праздника. Начало весны, обычно связывалось с началом года, с борьбой Весны и Зимы.

На Дону Масленица сопровождалась гуляниями. Соседние станицы при своих атаманах и стариках, со знаменами, съезжались верхом на рубеж с общественной водкой. Там устраивали упражнения в джигитовке, стрельбе из ружья и лука, показательные бои, что называлось тогда «шермициями» и дрались на кулаках.

В четверг на Масленице все собирались на сбор. Станичный атаман отдавал приказ, чтобы во время гулянья не было бесчинств.

Пасха

После семинедельного поста наступал праздник Пасхи. В казачьих станицах мужские объединения собирались на Красную Горку. Проходили кулачные бои, боролись. В местах прилежащих к кладбищам, как это было в станице Верхне-Кундрюченской, или на кургане как это было в хуторе Вислом, Семикаракорского района борьба на Красную Горку имеет под собой те же основания, что и борьба на Святки.

К празднику Пасхи готовились заранее: убирали двор, тщательно мыли и украшали дом, на окна вешали белые накрахмаленные занавески, комоды покрывались вязанными белыми скатертями, расстилались чистые праздничные половики. Если в пост в интерьере дома преобладали темные или даже где-то мрачные тона, то на кануне Пасхи дом преображался, блистая белизной.

На Страстной неделе «чистый четверг» являлся важным предпасхальным днем. В этот день совершалось множество ритуалов, призванных обеспечивать благополучие на весь предстоящий год. В «чистый четверг» купались, в этот же день пекли пасхи, пироги, красили яйца.

За водой отправлялись к ближайшему источнику — речке, ручью. Считалось, что в пасхальную ночь можно распознать нечистую силу. Если придешь в церковь в новой одежде, то увидишь колдунов, стоящих спиной к алтарю. Если принесешь в церковь специальным образом заговоренный творог или кусочек сыра, то среди прихожан распознаешь ведьм, у которых в этом случае будет заметен небольшой хвостик.

В пасхальном ритуале важное место занимала обрядовая еда, в которую входили пасха, куличи и крашенные яйца.

На Пасху станичники шли поздравить друг друга с праздником. При встречи приветствовали словами: «Христос Воскрес!» «Воистину Воскрес!», после чего трижды целовались, обменивались крашеными пасхами и яйцами.

Поминки на Радоницу XIX в.

Первая неделя после Пасхи — Фомина неделя[1] была насыщена значимыми поминальными днями. Понедельник – «навий день», относился к умершим, день проводов покойников. Радуница — второй день, от слова «рад» — радость. Символическое соотнесение праздника мертвых с Воскресением Христа создавало общий настрой, веру в вечность и неувядание жизни. Радоница была праздником всенародным. Вся деревня выходила на кладбище к могилам своих близких. Женщины на могилах причитали, вспоминали об усопшем.

Троица

На День Святой Троицы (Русальную или Семицкую) неделю, седьмую неделю после Пасхи, накануне Троицы приходится следующий цикл поминания предков. Считалось, что умершие родители ждут не дождутся Троицы. Растительные силы в эту пору выходят из земли, воплощая в себе силы умерших родителей. «В Троицкую субботу, как написано в сборнике решений Стоглавого собора 1551 года — Стоглаве, по селам и по погостам сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробом с великим причитанием. И егда начнут играти скоморохи, и гудцы и перегудники, они же, от плача переставшее, начнут скакати и плясати и в долони бити и песни сатанинские пети...».

Казаки, на Троицу, как и на Масленицу, устраивали общий сход с шермициями. В станицах проводились традиционные кулачные бои.

Особенности праздников у донских казаков

В цикле календарных праздников тесно переплетались языческие и христианские воззрения; обряды, связанные с периодом мужских военизированных сообществ и поздние — привносимые на Дон новыми волнами переселенцев. Тесно переплетаясь, эти обычаи и ритуалы отражали народные представления о связи мира людей и природы, живых и умерших, выполняли функции объединения казачьего сообщества.

Календарные праздники донских казаков имеют много особенностей, поскольку в XVIII—XIX веках казак оставался профессиональным воином и пахарем-земледельцем. Практически в каждом календарном празднике на Дону главная организующая роль отводилась мужским группам. Значимой в казачьей традиции была и роль православной церкви. Православные священники принимали участие в масленичных панихидах на старых городках («царских праздниках»), в обрядах моления о дожде, в проводах и встречах казаков со службы. Обходы дворов священниками осуществлялись на Рождество, Крещение и Пасху.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ И СЦЕНАРИИ ПРАЗДНИКОВ

КОНСПЕКТ СЦЕНАРИЯ ПО  ФИЗВОСПИТАНИЮ (работа с родителями)   "ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ НЕХОЧУХ" ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ "В ГОСТИ К СОЛНЫШКУ (курсы образовани...

конспект занятия на тему;праздник 8 МАРТА!!! в средней группе

СЕГОДНЯ в этом залеМы поём ПРО милых мам.ДОРОГИИ, эту песнюОт души мы дарим Вам....

конспект занятия по теме: "Праздник на пороге или как горожане объединяются"

Показать, как меняется облик Петербурга накануне такого праздника,как Новый год....

Конспект занятия на Тему: «Праздник здоровья»

Занятие проводится в виде праздника здоровью. Данное занятие формирует у детей понятие здоровый образ жизни. Закрепляет знания детей о благоприятном влиянии на здоровье закаливание, правильное питание...

Конспект занятия «Знакомство с праздником, посвященным ВМФ»

Конспект занятия «Знакомство с праздником, посвященным ВМФ»...

Конспект занятия «Освобождение города Ростова-на-Дону от немецко-фашистких захватчиков»

Конспект занятия «Освобождение города Ростова-на-Дону от немецко-фашистких захватчиков».Тематическая беседа с детьми о дне Освобождения города Ростова-на-Дону от немецко –фашистких з...