Возможности использования кейс-технологии в ДОУ
презентация
Кейс-технология в образовании предполагает осмысление детьми реальной жизненной ситуации, описание которой и отражает конкретную практическую проблему, и актуализирует соответствующий комплекс знаний, необходимых для усвоения в ходе разрешения проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_keys_tehnologii.pptx | 404.47 КБ |
keys-tehnologii.docx | 212.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кейс –технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса (США) в начале 20 века. В России кейс-технологии называют методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами . Название кейс-технология произошло от латинского « casus » - запутанный, необычный случай; а также от английского « case » - портфель, чемоданчик.
Кейс-технология в образовании предполагает осмысление детьми реальной жизненной ситуации, описание которой и отражает конкретную практическую проблему, и актуализирует соответствующий комплекс знаний, необходимых для усвоения в ходе разрешения проблемы.
В структуру кейс технологии входит: ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни, контекст ситуации - хронологический , исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации, комментарий ситуации , представленный автором, вопросы или задания для работы с кейсом, приложения.
В процессе освоения кейс-технологий дети: научатся получать необходимую информацию в общении; смогут соотносить свои устремления с интересами других; научатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии; научатся отстаивать свою точку зрения; смогут принимать помощь.
Также Кейс- технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей: • смогут работать в команде; • смогут вести диалог со взрослыми и сверстниками; • смогут адекватно реагировать в конфликтных ситуациях; • обеспечится взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка; • смогут применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.
Существуют следующие виды кейс – технологии: - Кейс – иллюстрации; - Фото – кейс; - Проигрывание ролей (ролевое проектирование); - Анализ конкретных ситуаций.
Этапы решения ситуаций. Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями; Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем); Третий этап – предположение проблемы (Почему? Из-за чего? Какие могут быть последствия?); Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения; Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий).
Разберем коротко теперь каждый вид кейс - технологии:
Кейс - иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации . Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них. КЕЙС-ИЛЛЮСТРАЦИЯ
Переходим к решению ситуации по этапам: Первый этап – перед вами иллюстрация, рассмотрите её. Второй этап – сформулируйте проблему исходя из данной иллюстрации. Ребенок нарушает правила дорожного движения, переходит дорогу в неположенном месте. Третий этап – Каковы могут быть последствия данного поступка? (что его может сбить машина, и он может лишится жизни). Четвертый этап – Какой выход можно найти из сложившейся проблемной ситуации? Предположите свои варианты решения исходя из данной ситуации. Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий): Ситуация№1 (картинка) рядом предполагаемые варианты ответов.
КЕЙС-ФОТО Решение ситуации по этапам: Первый этап – перед вами фотография, рассмотрите её. Второй этап – сформулируйте проблему исходя из данной фотографии. Третий этап – Почему не есть? Из – за чего? Каковы могут быть последствия данного поступка? Четвертый этап – Какой выход можно найти из сложившейся проблемной ситуации? Предположите свои варианты решения исходя из данной ситуации. Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий).
Кейс - Проигрывание ролей (ролевое проектирование). Проигрывание ролей – это когда кто – то берет на себя какую – то роль и проигрывает её.
Кейс – Конкретных ситуаций Конкретные ситуации – это ситуация, которая произошла конкретно на месте, в которой подробно все разбирают, анализируют и приходят к решению. В Кейс – конкретных ситуаций входят педагогические ситуации.
Мальчик, 7 лет. С раннего детства проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию. Хорошо рисует, лепит, создает необычные конструкции, фантазирует. На предложение воспитателя отдать ребенка в художественную студию родители ответили отказом, решив, что мальчик должен заниматься спортом. В детском саду он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми, если ему мешают рисовать или строить, если кто-то из детей хочет присоединиться к его игре, чаще всего он не пускает. Очень замкнут, медлителен, его трудно отвлечь от любимого занятия, «ребенок в себе».
Кейс- технологии в образовательном процессе помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Главное предназначение кейс- технологии — развивать способность, исследовать различные проблемы и находить их решение.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
«Возможности использования кейс – технологии в ДОУ»
Воспитатель: Коваленко О.В.
Тема: «Возможности использования кейс – технологии в ДОУ»
Цель: актуализация знаний педагогов о применении кейс -технологии в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
1.Расширить знания о кейс -технологии и ее применении в воспитательно-образовательном процессе,
2.Формировать навыки практической работы над кейсом.
Участники: педагоги.
Дидактический материал: маски животных, презентация по теме.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
Добрый день, уважаемые коллеги! Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные государственные образовательные стандарты.
Сегодня я хочу познакомить вас, с одной из современных технологий, которая является актуальной на сегодняшний день- это Кейс-технология в дошкольном образовании. Этот метод поможет нам подготовить детей к нашей сложной и непростой жизни, и научит ребенка, попадая в сложную ситуацию делать свои выводы и предположения.
Что же такое кейс технология?
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
2слайд
Кейс –технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса (США) в начале 20 века. В России кейс -технологии называют методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами.
Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.
Давайте разберемся, что представляет собой кейс-технология в образовании:
3 слайд.
Кейс-технология в образовании предполагает осмысление детьми реальной жизненной ситуации, описание которой и отражает конкретную практическую проблему, и актуализирует соответствующий комплекс знаний, необходимых для усвоения в ходе разрешения проблемы.
4 слайд. В структуру кейс технологии входит:
- ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни,
- контекст ситуации– хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации,
- комментарий ситуации, представленный автором,
- вопросы или задания для работы с кейсом,
- приложения.
5 слайд. Ознакомьтесь с требованиями, которым должен удовлетворять хороший кейс:
6 слайд. В процессе освоения кейс – технологии дети научатся:
В процессе освоения кейс -технологий дети:
- научатся получать необходимую информацию в общении;
- смогут соотносить свои устремления с интересами других;
- научатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
- научатся отстаивать свою точку зрения;
- смогут принимать помощь.
7 слайд. Также Кейс -технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей:
• смогут работать в команде;
• смогут вести диалог со взрослыми и сверстниками;
• смогут адекватно реагировать в конфликтных ситуациях;
• обеспечится взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;
• смогут применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.
8 слайд. Существуют следующие виды кейс – технологии:
- Кейс – иллюстрации;
- Фото – кейс;
- Проигрывание ролей (ролевое проектирование);
- Анализ конкретных ситуаций.
Кейс можно применять как для групповой, так и для индивидуальной работы.
9 слайд. Обратите внимание на доску, на слайде вынесены этапы решения ситуаций. Давайте с ними ознакомимся:
- Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями;
- Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем);
- Третий этап – предположение проблемы (Почему? Из-за чего? Какие могут быть последствия?);
- Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения;
- Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий).
10 слайд. Разберем коротко теперь каждый вид кейс - технологии:
11 слайд. Кейс - иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Кейс знакомит детей с реальной проблемой, и сейчас мы с Вами попробуем найти из неё выход. Вы будите роли детей, а я воспитателя.
Рассмотрим пример кейс – иллюстрации:
Ситуация №1 (картинка) рядом предполагаемые варианты ответов
Переходим к решению ситуации по этапам:
- Первый этап – перед вами иллюстрация, рассмотрите её.
- Второй этап – сформулируйте проблему исходя из данной иллюстрации. Ребенок нарушает правила дорожного движения, переходит дорогу в неположенном месте.
- Третий этап – Каковы могут быть последствия данного поступка? (что его может сбить машина, и он может лишиться жизни).
- Четвертый этап – Какой выход можно найти из сложившейся проблемной ситуации? Предположите свои варианты решения исходя из данной ситуации.
- Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий):
Один из вариантов решения проблемы - переходить дорогу только в предназначенном для этого месте по пешеходному переходу и только на зеленый свет светофора.
Другой из вариантов решения проблемы: переходить дорогу только с родителями, крепко держась за руку, и только по пешеходному переходу.
Ну, а если рядом не оказалось родителей, попроси помощи у инспектора ГИБДД.
- Итак ребята, какой же можно сделать вывод из данной ситуации? (дорогу нужно переходить в предназначенном для этого месте по пешеходному переходу и на зеленый сигнал светофора, и чтобы не оказываться в таких опасных ситуациях нужно соблюдать ПДД).
Кейс однозначных ответов не имеет, он имеет многозначность. Необходимо просто найти оптимальные выходы из сложившийся ситуации и выбрать для себя самый оптимальный. Иными словами, решение кейсов каждый выбирает для себя индивидуально.
Кейс- иллюстрация очень схожа с фото – кейс. Кейс – иллюстрация – это картинки, которые вы сможете скачать с интернета, а фото- кейс – это фото из реальной жизни.
12 слайд.
Рассмотрим пример кейс – фото: Ситуация №2 (картинка)
Вот такая ситуация произошла в нашем детском саду. Давайте разберем теперь с вами. Погружаемся опять в мир детства.
Решение ситуации по этапам:
- Первый этап – перед вами фотография, рассмотрите её. Послушайте ситуацию .
Текст: В детском саду наступило время обеда. Повара постарались и приготовили вкусный и полезный суп. Аппетитный запах разносился по всему саду. Помощник воспитателя накрыла на стол. Дети сели за стол и стали кушать. И только Леша сидел над тарелкой.
- Второй этап – сформулируйте проблему исходя из данной фотографии. Мальчик не ест суп.
- Третий этап – Почему не есть? Из – за чего? Каковы могут быть последствия данного поступка? (хочет спать, не в настроении, болит что- то и т.д.)
- Четвертый этап – Какой выход можно найти из сложившейся проблемной ситуации? Предположите свои варианты решения исходя из данной ситуации. (обратить внимание его на всех детей которые обедают, предложить съесть не все, а часть, чтобы не болел живот, сказать, что может заболеть живот, будет плохо спать во время тихого часа)
- Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий).
- Итак ребята, какой же можно сделать вывод из данной ситуации? (кушать человеку необходимо для того, чтобы быть сильным, здоровым, даже если кушать не хочется не обязательно съедать все, а часть, для того, чтобы не болел живот и чтобы хорошо спалось во время тихого часа).
13 слайд. Кейс - Проигрывание ролей (ролевое проектирование его ещё называют). Проигрывание ролей – это когда кто – то берет на себя какую – то роль и проигрывает её.
- Вот сейчас я вам уважаемые участники продемонстрирую, как проигрывается такой кейс с детьми, вы будите играть роль лесных жителей, а я буду играть роль медведя. Раздаю маски, участники их одевают.
Медведь: Ой-ой-ой, какой же я больной.
Болит живот и голова,
Болят и лапки, хвостик,
Болят и зубы у меня –
Теперь больной совсем уж я.
Воспитатель: - А теперь дайте совет медведю как укрепить и сохранить здоровье. Что нужно делать, чтобы не болеть? (Лесные жители дают советы медведю.)
Медведь подводит итог: Спасибо, вам ребята, теперь я знаю, что бы быть здоровым нужно….. (что предложат перечислить)
Кейс – проигрывание ролей - эта та же сюжетно – ролевая игра, только с проблемой, если игру мы просто проигрываем, то кейс помогает детям вспомнить полученные знания и применить их на практике. В данном случае дети вспомнили, что входит в ЗОЖ, что нужно делать, если заболел, высказались, предположили несколько вариантов решений, выбрали для себя самый оптимальный вариант и дали совет медведю. Главное, что все варианты верны и индивидуальны.
14 слайд. Кейс – Конкретных ситуаций
Конкретные ситуации – это ситуация, которая произошла конкретно на месте, в которой подробно все разбирают, анализируют и приходят к решению. Например: (случай мальчик строил дом – другой подошел, сломал).
В Кейс – конкретных ситуаций входят педагогические ситуации. Вот сегодня мы с вами попробуем решить педагогическую ситуацию с точки зрения воспитателей.
Ситуация 4. Текст на слайде.
15слайд
- Итак, перед вами ситуация, послушайте её внимательно.
Мальчик, 7 лет.
С раннего детства проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию.
Хорошо рисует, лепит, создает необычные конструкции, фантазирует. На предложение воспитателя отдать ребенка в художественную студию родители ответили отказом, решив, что мальчик должен заниматься спортом. В детском саду он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми, если ему мешают рисовать или строить, если кто-то из детей хочет присоединиться к его игре, чаще всего он не пускает. Очень замкнут, медлителен, его трудно отвлечь от любимого занятия, «ребенок в себе».
- Сформулируйте проблему исходя из данной фотографии. Здесь одна проблема или несколько (несколько).
- Давайте попробуем найти выход из каждой сложившийся проблемы. Предположите свои варианты решений из данной ситуации.
Предполагаемые варианты. Решение ситуации участниками.
Вариант 1.
Ребенок с заниженной самооценкой, он не признан родителями. Необходимо
стараться повысить самооценку ребенка, предлагать участвовать в конкурсах,
вывешивать его работы на выставках, чтобы его успех оценили родители и дети.
Вариант 2.
Провести социометрический метод исследования, выявить предпочтения этого ребенка и постараться сблизить его с этими детьми, давая им общие поручения, вместе привлекать к совместной деятельности. Дать этому ребенку особое задание, а после его успешного выполнения – высокую оценку, чтобы повысить его авторитет в группе.
Вариант 3.
Провести работу с родителями. Помочь им увидеть и понять увлечения ребенка. Предложить им учитывать мнение ребенка при выборе дополнительного образования, чтобы ребенок был увлечен предлагаемым ему занятием, у него должна быть мотивация, а не просто «потому, что мама так сказала». А спортом можно заниматься всей семьей в выходные дни.
16слайд. Считаю, что кейс – технология – это и есть наша жизнь, ведь, сколько в нашей жизни сейчас трудностей и не было людей, которые бы не сталкивались с проблемами. И чтобы не сломаться, чтобы выдержать человек должен знать и уметь, как: углубляться в свою проблему, правильно анализировать, искать различные варианты решения и выбирать для себя самое оптимальное, что будет по силам человеку. Важно, чтобы ребенок умел проблему принимать – но не отпускать, чтобы ребенок перейдя в школу, не делал глупостей, не бросался в какие – то крайние меры из – за какой – то двойки или из – за того что его дразнят одноклассники, а смог устоять на своем жизненном пути. Поэтому с малых лет, нужно приучать детей к такому, как: стремление, действие, поиск. Ведь как говорится, что из каждой проблемы можно найти выход, главное, чтобы были сформированы навыки решения ситуаций. Почему в нашей стране много детей занимается самоубийством – суицидом, возникшие проблемы для них – это страх, идут на крайние меры, они не могут проблемы принимать – все это потому что у детей не сформированы те навыки решения ситуаций, не хотят стремится, действовать, решать. Таким образом, кейс -технологии в образовательном процессе помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Главное предназначение кейс -технологии — развивать способность, исследовать различные проблемы и находить их решение.
По - моему мнению, у кейс-метода имеется недостаток – это сложность разработки кейса, так как отсутствуют методики по составлению кейсов, а готовых кейсов разработано очень и очень мало. Зато это открывает перспективы профессиональной реализации для каждого из нас.
17 слайд. Еще бы я вам хотела раздать буклеты, в которых расписаны этапы решения ситуаций, подробно расписаны про каждый вид кейс - технологии, также там включен список используемой литературы, если кого заинтересовала эта технология, то вы сможете сами самостоятельно более подробно изучить данную технологию и применять её в своей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта ОД с использованием кейс-технологии "кейс-иллюстрация" (старший дошкольный возраст)
Методическая разработка конспектаобразовательной деятельностипо ОО «Социально-коммуникативное развитие»на тему: «Помощь идет»с использованием кейс-технологии "кейс-иллюстрация"(старший дошкольный возр...
Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по ОО «Социально-коммуникативное развитие» на тему: «Хорошее» (старший дошкольный возраст) с использованием кейс-технологии кейс-иллюстрация
Методическая разработка конспектаобразовательной деятельностипо ОО «Социально-коммуникативное развитие»на тему: «Хорошее»с использованием кейс-технологии кейс-иллюстрация(старший дошкольный возраст)...
Реализация ОО «Речевое развитие» на тему: «Знакомство со сказкой В. Сутеева «Яблоко» (с использованием кейс – технологи Кейс-иллюстрация) (старший дошкольный возраст)
Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие»Тема «Знакомство со сказкой В. Сутеева «Яблоко» (старший дошкольный возраст)...
«Помощь идет» (с использованием кейс-технологии кейс-иллюстрация) (старший дошкольный возраст)
laquo;Речевое развитие»на тему: «Помощь идет»(старший дошкольный возраст)Цель: Особенности развития связной монологической речи у старших дошкольниковЗадачи:Развивать ум...
Возможности использования кейс – технологии в ДОУ.
Одним из современных методов, является кейс-технология, которую многие применяют в своей работе с целью подготовки детей к нашей сложной и непростой жизни, и чтобы ребенок попадя в сложную ситуа...
"Возможности использования кейс-технологии в ДОУ"
Презентация "Возможности использования кейс-технологуии в ДОУ знакомит педагогов с понятием "кейс-технология", раскрывает структуру и каждый вид данной технологии. Отмечены результаты р...
«Возможности использования кейс – технологии с детьми и родителями»
Занятие – тренинг для педагогов ДОУЦель: актуализация знаний педагогов о применении кейс-технологии в учебно-воспитательном процессеЗадачи: 1. Расширить знания о кейс – технологии и е...