Особенности проведения занятий с детьми с РАС в ДОУ.
статья (подготовительная группа)

Андросова Алена Юрьевна

Занятия с ребенком с РАС – сложная и трудоемкая работа, требующая особого подхода всего педагогического коллектива. Весь педагогический процесс должен выстраиваться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей                     детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_zanyatiy_s_autichnym_rebenkom_v_dou.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности проведения занятий с детьми с РАС в ДОУ.

Занятия с ребенком с РАС – сложная и трудоемкая работа, требующая особого подхода всего педагогического коллектива. Весь педагогический процесс должен выстраиваться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Необходимо делать упор на сильные стороны в развитии воспитанника, его интересы, выбирать задания по аналогии с любимыми играми ребенка. Во многих случаях, при отказе выполнить то или иное задание, постепенно включать ребенка в деятельность, предлагая ему выполнить некоторые элементы необходимого действия.

Занятие должно иметь понятную для ребенка структуру (определенное начало и окончание, количество и последовательность заданий в занятии). Задания должны чередоваться по сложности, виду деятельности, и наличию собственной мотивации ребенка.

В занятия следует включать задания, создающие ситуации, когда ребенку для достижения  результата требуется обратиться за помощью к взрослому. Например, если ребенку нравится бросать мелкие детали в пластиковую бутылку, важно, чтобы такие же детали были у педагога и он по просьбе ребенка давал их по одной.

При проведении занятия особая роль отводится выбору формы помощи ребенку. На первых занятиях в целях поддержания интереса к взрослому и действиям с ним, педагог часто может оказывать ему помощь, а в некоторых случаях даже выполнить за ребенка задание. По мере адаптации к занятиям помощь сокращается и видоизменяется, т.е. происходит плавный переход к большей самостоятельности ребенка при выполнении задания.

Одной из особенностей аутичных детей является стереотипность - потребность в неизменности ситуации. Поэтому, необходимым условием для организации обучения является создание постоянного расписания. На занятиях с дефектологом расписание вводится тогда, когда ребенок привыкает к тому, что в этом кабинете за этим столом он совершает два-три действия, из которых хотя бы одно для него является приятным.

Уже на начальном этапе необходимо учить ребенка делать выбор, т.е. выбирать задание из двух предложенных взрослым. Чтобы занятие не теряло своих образовательных задач, важно, чтобы оба задания устраивали педагога. В дальнейшем возможен переход к расписанию занятия в виде рисунков, картинок, фото или табличек с названиями заданий.

Сформированные на коррекционных занятиях навыки должны отрабатываться и закрепляться в разных ситуациях: в процессе свободного нахождения ребенка в группе, проведения фронтальных занятий другими специалистами, а также в семье. Для закрепления знаний и навыков, специалист должен осуществлять взаимодействие с семьей на этапе постановки задач и самой коррекционно-развивающей работы.

Также, немаловажную роль в процессе обучения ребенка играет предметно – пространственная среда. Педагогам необходимо осуществлять широкий выбор предметно-игрового материала. Для поддержания интереса к действию с предметами следует предъявлять игрушки с дополнительными сенсорными стимулами и другими особенностями, имеющими значение для ребенка.

Важно использовать один и тот же материал в разных заданиях и, наоборот, разный игровой материал применять в целях решения одной задачи (например, задача сличения цвета сегодня решается с помощью карандашей или кубиков, а завтра — с использованием магнитов, крупных разноцветных скрепок или прищепок и т.п.), что способствует освоению различных действий (построить башню или гараж из кубиков, прикрепить к доске рисунки при помощи магнитов, сложить в стопку и скрепить несколько карточек при помощи скрепки и пр.).

Структура индивидуального занятия, которая используется по мере освоения ребенком учебного стереотипа.

Первая часть  — введение в ситуацию занятия. Позволяет ребенку настроиться на занятие. Налаживанию взаимодействия и поддержанию интереса способствует использование сюрпризных моментов, заводных, музыкальных игрушек и др. Вводная часть способствует вызыванию у ребенка ориентировки на взрослого, его голос, инструкции; постепенному усвоению простых требований и т.п. Не должна занимать более 10-15% времени занятия. Задание должно быть интересным, и не требовать помощи взрослого.

Вторая часть — решение основных задач. Занимает 50-60% времени занятия. Чтобы не перегрузить ребенка, удержать его внимание и интерес к заданиям, игры необходимо чередовать. Внимание переключается с одного вида деятельности на другой. При этом более сложные задания проводятся в начале занятия. Между двумя-четырьмя игровыми познавательными заданиями необходимо предложить ребенку простое задание. Выбор его определяется индивидуально, в зависимости от особенностей ребенка.

Третья часть — закрепление усвоенных навыков. Взрослый помогает вспомнить ключевые моменты занятия и убрать игровые пособия на свои места. Заключительная часть —10-15% времени занятия.

Таким образом, структурированное индивидуальное занятие, способствует эффективной коррекционно-педагогической помощи детям с РАС.

Стереотип коррекционно-педагогического занятия считается сформированным, если ребенок: охотно приходит на занятие; не прерывается во время занятия; выполняет предложенные задания и может принимать помощь взрослого; выполняет простые инструкции в привычных заданиях; поддерживает зрительный контакт с педагогом.

Постепенно, по мере того как ребенок привыкает к занятиям, охотнее выполняет новые задания, количество заданий может возрасти до пяти-шести или остаться прежним — два-три, но в этом случае увеличивается сложность заданий, а соответственно и время их выполнения. Конечной целью посещения ДОО ребенком с РАС является обеспечение возможности самостоятельного участия в общей деятельности, что важно для обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проведения занятий по физической культуре с детьми в логопедической группе.

Человеческий интеллект неразрывно связан с человеческой подвижностью и деятельностью рук .У детей с нарушением речи , как правило , отмечаются психические отклонения в отделах головного мозга, влекущи...

Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста

Консультация для воспитателей групп раннего возраста...

Доклад на тему: «Особенности проведения занятий по рисованию с детьми 2-3-х лет»

Методический материал по изобразительной деятельности с детьми 2-3 лет....

Консультация "Особенности проведения занятий по лепке со слепыми детьми"

В данной консультации говорится об особенностях проведения занятий по лепке со слепыми детьми. Указываются методы и приемы работы....

Особенности проведения занятий с детьми в летний оздоровительный период.

Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья! Каким образом необходимо организовать работу, чтобы получить максимум пользы для здоровья....

Особенности проведения занятия физической культуры с детьми в младшей группе.

Особенности проведения занятия физической культуры с детьми в младшей группе....