Консультация "Особенности проведения занятий по лепке со слепыми детьми"
консультация по аппликации, лепке

В данной консультации говорится об особенностях проведения занятий по лепке со слепыми детьми. Указываются методы и приемы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Комитет по образованию администрации городского округа

«Город Калининград»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ДЕТСКИЙ САД  113

Консультация для родителей

«Особенности проведения занятий по лепке со слепыми детьми»

Учитель-дефектолог Буздырина О. Б.

 

   Возможности изобразительной деятельности слепого дошкольника явно отстают от возможностей его восприятия. Не владея навыками работы с пластилином, глиной, ребенок становится беспомощен, столкнувшись с задачей создать изображение предмета, каждая деталь которого хорошо ему известна. Таким образом, детей необходимо специально учить приемам изобразительной деятельности.

   В предметной лепке дошкольника учат схематичному изображению объекта. В объекте прежде всего выделяются наиболее характерные, существенные для узнавания объектов данного класса детали (так, у зайца — это голова с длинными ушами, туловище, лапы и короткий хвост). Затем каждая выделенная часть отождествляется с той или иной геометрической формой. На начальном этапе обучения — это шар и яйцеобразная форма, а также форма, которую в практике дошкольного обучения обычно называют «колбаской». В нашем примере зайца изображают с помощью шара (голова), яйцеобразной формы (туловище), колбасок разной длины и толщины (уши и конечности), маленьких шариков (глаза, нос и хвостик). Некоторые простые по форме и доступные для изображения в лепке предметы нельзя отождествлять с перечисленными исходными формами, но основой при выполнении их изображения являются все те же элементарные формы. Так, чашка получается после вдавливания большим пальцем поверхности шара.

   Таким образом, основой для обучения детей лепке является знакомство с понятиями «круглый», «шар», «продолговатый», «вытянутый» и умение передать простые формы в пластилине (шар, колбаска). Кроме того, дети должны владеть понятиями — «длиннее—короче», «толще—тоньше», «шире—уже», «выше—ниже», «больше—меньше». С этого и должно начинаться обучение.

    На занятиях лепкой дети овладевают умением раскатывать комочек пластилина между ладонями и на подставке круговыми движениями (шар) и прямыми движениями (колбаска). Полученная ребенком форма «опредмечивается». При лепке палочки ребенок раскатывает прямыми движениями колбаску и затем стучит обеими ее концами о доску. В результате оба конца колбаски делаются плоскими. Обычно дети с удовольствием выполняют это действие. При лепке палочки следует дать детям в качестве образца деревянную палочку. Задача ребенка — слепить палочку такой же длины и толщины, как образец.

Предметная лепка предполагает предварительное обследование предмета, который предстоит изобразить. В нем выделяются основные части, указывается на особенности их формы (круглая, продолговатая, узкая, длинная и т, д.). Дети, обладающие цветоразличением, определяют цвет предмета и его частей и в соответствии с этим подбирают пластилин. После обследования реального предмета желательно познакомить детей с уже готовым его изображением, которое выступает в качестве образца. Детям указывается последовательность действий. Так, при лепке грибка сначала лепится шарик, из которого путем вдавливания получается шляпка, затем раскатывается толстая колбаска — ножка.

   В процессе лепки особое внимание следует уделить пространственному расположению деталей предмета, так как именно его понимание вызывает трудности у детей с глубоким нарушением зрения. Это относится как к простым предметам типа корзинки с ручкой, так и к предметам, содержащим большое количество различных деталей. К последним относятся, в частности, изображения животных. Незрячему ребенку бывает непросто правильно прикрепить к туловищу голову, лапы и хвост. Еще труднее найти место для таких мелких деталей, как глаза, уши, нос. При этом необходимо заострить внимание детей на том факте, что у животного уши расположены наверху (на макушке), в то время как у человека они находятся сбоку. Глаза у человека располагаются спереди, а у животных — сбоку...

   Обучение лепке строится по принципу от простого к сложному. Вначале дети учатся лепить предметы простой формы, не имеющие дополнительных деталей. Такими предметами могут быть мяч, палочка, баранка, крендель, лепешка, блюдце. Затем лепятся простые по форме предметы, имеющие дополнительные детали, которые выполняются из другого куска пластилина и затем прикрепляются основной части изделия. Это яблоко с веточкой, грибок, чашка, пирамидка, состоящая из шариков или из колечек.

Постепенно форма предметов усложняется. Дети становятся способны слепить корзинку с ручкой, состоящую из колбасок, и наполнить ее грибами, елку (ствол — палочка, ветки — все те же колбаски). Они лепят овощи и фрукты различной формы, начиная использовать прием вытягивания той или иной детали. Анализируя форму различных плодов, дети вынуждены сравнивать их друг с другом и с исходной формой — шаром. Так, яблоко круглое, как шар, но с небольшой вмятиной, репка немного приплюснута сверху, а нижний конец у нее немного вытянут.

   Пожалуй, без преувеличения можно сказать, что вершиной творчества слепых дошкольников является изображение животных и человека. Следует учесть, что с большинством животных дети знакомятся с помощью игрушек. Обычно детские сады для детей с нарушениями зрения не располагают набором чучел животных. В выгодном положении находятся дети, обучающиеся в дошкольных группах при школах для слепых. Они имеют возможность обследовать чучела животных, находящиеся в кабинете биологии. Лишь немногие слепые дошкольники хотя бы раз в жизни трогали живых кошку или собаку. Исключение не составляют, по нашим наблюдениям, и дети, живущие в сельской местности. Хорошо различая животных по голосам, они плохо знают их характерные особенности.

У детей, не обследовавших ранее ни живых животных, ни их чучела, с трудом формируется представление об их абсолютной и относительной величине. К сожалению, игрушки, выпускаемые отечественной промышленностью, очень мало могут помочь в формировании адекватного образа животных и их относительной величины. Поэтому лепка животных с учетом их характерных особенностей и относительной величины является немаловажным средством в формировании у слепых детей представлений о животном мире.

   Человек изображается слепыми дошкольниками схематично. Половые и возрастные различия изображаются деталями, наиболее существенными для детей. Например, девочка отличается от мальчика косичками, Дед Мороз от Снегурочки — бородой.

    Развитию пространственных представлений слепых дошкольников и формированию представлений об относительной величине предметов во многом способствует выполнение лепных композиций. Например, гриб под елкой, человек с собакой. Композиции могут создаваться не только индивидуально, но и сообща (например, лес, хоровод).

Литература: "ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ СО СЛЕПЫМИ ДЕТЬМИ В ЧАСЫ КОРРЕКЦИИ"  Главный редактор Е. М. Панина, Редактор Р. В. Шишова.  Художественный редактор Б. А. Котляр Технический редактор Г. П. Грачева. Корректор О. Н. Кортикова, редакционно - издательский отдел ИПТК «Логос» ВОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проведения занятий по физической культуре с детьми в логопедической группе.

Человеческий интеллект неразрывно связан с человеческой подвижностью и деятельностью рук .У детей с нарушением речи , как правило , отмечаются психические отклонения в отделах головного мозга, влекущи...

Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста

Консультация для воспитателей групп раннего возраста...

Конспект проведения занятия по лепке с детьми подготовительной группы на тему: «Дымковская барышня».

Программное содержание: Учить рассматривать дымковские игрушки, узнавать знакомые образы.Учить выделять средства выразительности у дымковской и филимоновской барышень, находить сходство и различия.Учи...

консультация "Особенности проведения занятий по физическому развитию в зимнее время"

физкультурные занятия - основнаяформа обучения детей двигательным навыкам...

Конспект проведения занятия по лепке Планирование и проведение ООД в средней группе по лепке «Ёжик»

Конспект проведения занятия по лепке  Планирование и проведение ООД в средней группе по лепке «Ёжик»...

Некоторые рекомендации по проведению занятий по лепке с незрячими детьми

Примерные конспекты занятий по лепке с незрячими детьми...