«МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
методическая разработка (старшая группа)

Карпунина Елена Георгиевна

Современные исследования показывают, что деятельность головного мозга становится тем эффективнее, чем лучше полушария взаимодействуют между собой и активнее обмениваются информацией. Правое и левое полушария выполняют различные функции, но в основе полноценной деятельности мозга находится их сотрудничество. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Межполушарное взаимодействие как основа  интеллектуального развития детей
дошкольного возраста
»

Современные исследования показывают, что деятельность головного мозга становится тем эффективнее, чем лучше полушария взаимодействуют между собой и активнее обмениваются информацией. Правое и левое полушария выполняют различные функции, но в основе полноценной деятельности мозга находится их сотрудничество. Действия отвечают горизонтальные проводящие пути, которые еще называют комиссурами или межполушарными связями, образующие мозолистое тело (лат. corpus callosum), располагающееся между полушариями в теменно-затылочной части головного мозга. Передние отделы мозолистого тела отвечают за реципрокную (разнонаправленную) координацию движений и перенос кожно-кинестетической информации слева направо и наоборот, передние, и средние отделы - за слуховые системы, задние отделы - за зрительную сферу.

Сформированное мозолистое тело состоит из 200 миллионов нервных волокон, которые лучеобразно расходятся во все структуры мозга, передают четыре миллиарда сигналов в секунду, обеспечивая тем самым его интегрированную и системную деятельность (рисунок). Передача информации из полушария в полушарие – сложнейшая электрическая и химическая деятельность мозга. Мозолистое тело даже называют основой интеллекта, подчеркивая, что без его участия у ребенка не будут развиты психические функции и сформированы учебные навыки. У девочек межполушарные связи развиваются на год - полтора быстрее, чем у мальчиков. К тому же их количество значительно больше, чем у мальчиков, что обеспечивает девочкам хорошие компенсаторные механизмы.

Признаки недостаточного развития межполушарного взаимодействия у детей 5–8 лет:

- несформированная ведущая рука, что выражается в обоерукости или псевдолеворукости; 

- нескоординированная работа рук; 

- соскальзывание глаз со строки текста; 

- низкий уровень фонематического слуха (неточное восприятие слов и звуков, непонимание смысла речи); 

- аномия (отсутствие связи между образом и словом); 

- «краевые» эффекты памяти (воспроизводятся первый и последний эталоны, середина информации забывается); 

- интеллектуальная недостаточность; 

- низкая стрессоустойчивость:

- тревожность, плаксивость, плохое настроение.

Считывание информации с листа у таких детей происходит справа налево и снизу вверх (феномен зеркального восприятия). Как правило, родители жалуются, что у ребенка не сформированы память, внимание, усидчивость. Он не хочет и не может научиться читать, писать, считать. У него быстрая утомляемость и отсутствует познавательный интерес.

Правила применения «Гимнастики мозга»

- четкое выполнение движений. Вначале сам педагог должен «отчеканить шаг», а потому уже показывать это детям;

- все упражнения очень простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в любое удобное время;

- заниматься ежедневно;

- занятия должны быть оформлены в виде игры;

- продолжительность занятий от 5 до 20 минут;

- одно упражнение не должно занимать более 2 минут;

- внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами.

Методы и приёмы:

  • Растяжки - нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.
  • Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  • Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
  • Телесные движения - развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
  • Упражнение для развития мелкой моторики - стимулируют речевые зоны головного мозга.
  • Массаж – воздействует на биологически активные точки.
  • Упражнения на релаксацию - способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Противопоказания к применению упражнений: детям с эпилепсией и эпиактивностью их можно делать только после консультации с врачом. Упражнения необходимо выполнять в течение 1–2 минут.

Варианты усложнения упражнений:  с закрытыми глазами (исключается зрительный контроль);  с зафиксированным (губами или зубами) языком (исключается речевой контроль);  при каждой смене рук/ног добавлять хлопок в ладоши или по полу/коленям/ столу (возможны комбинации из нескольких хлопков);  проговаривать вслух стихотворение или скороговорку одновременно со сменой рук/ног. Также в качестве усложнения к упражнению можно добавлять движения языка и перемещение взгляда:  глаза и язык - вверх, при смене положения рук/ног - вниз; глаза и язык - влево, при смене положения рук/ног - вправо; глаза - вверх, язык - вниз, при смене положения рук/ног - глаза вниз, язык вверх; глаза двигаются вправо, язык влево, при смене положения рук/ног: глаза - влево, язык - вправо; глаза - вверх, язык - влево, при смене положения рук/ног - глаза вниз, язык - вправо; глаза - вправо, язык - вверх, при смене положения рук/ног - глаза влево, язык - вниз. Различные варианты упражнения можно комбинировать. Усложнения добавляются только тогда, когда ребенок хорошо освоил основное упражнение.

«Ухо- нос» Ребенку предлагается прикоснуться правой рукой к носу, левой рукой – к правому уху. Затем поменять положение рук – левая рука прикасается к носу, правая рука – к левому уху. Сначала необходимо прикасаться к носу, затем к уху, т.е. рука, которая прикасается к уху, находится снаружи. В качестве усложнения можно добавить хлопок при каждой смене рук:  правая рука прикасается к носу, левая - к правому уху; хлопок; левая рука прикасается к носу, правая – к левому уху; хлопок. Затем серия движений повторяется.

«Кулак - ладонь» Ребенку предлагается положить руки перед собой. Одна рука развернута ладонью вверх, пальцы прямые, другая - ладонью вниз, пальцы согнуты в кулак. Затем происходит одновременная смена положения рук. В качестве усложнения можно добавить движения глаз и языка: на правой руке кулак, на левой ладонь, глаза смотрят вверх, язык направлен вниз; на правой руке ладонь, на левой кулак, глаза смотрят вниз, язык направлен вверх. Затем серия движений повторяется.

«Самолетик». Ребенку следует держать руки перед собой. Правая рука сложена в ладонь, пальцы направлены вверх, большой палец отставлен в сторону. Левая рука сложена в кулак, упирается в основание ладони, локоть направлен в сторону. Затем происходит одновременная смена положения рук. В качестве усложнения можно добавить движения глаз и языка: на правой руке ладонь, на левой кулак, глаза смотрят вправо, язык направлен влево; на правой руке кулак, на левой ладонь, глаза смотрят влево, язык направлен вправо. Затем серия движений повторяется.

«Лезгинка» Ребенку предлагается держать руки перед собой. Правая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, локоть направлен вниз. Левая рука сложена в ладонь в горизонтальном положении, приставлена к кулаку, локоть направлен в сторону. Затем происходит одновременная смена положения рук.

«Классный капитан» Ребенок приставляет правую руку ладонью ко лбу (это «козырек фуражки капитана»). Левую руку перед собой сжимает в кулак, большой палец направлен вверх («класс!»). Затем происходит одновременная смена положения рук.

«Ладошки» Ребенок кладет руки перед собой. Одна ладонь развернута вверх, другая – вниз, затем происходит одновременная смена положения рук.

«Класс - ОК» Ребенку предлагается положить руки перед собой. Одна рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону и направлен вверх («класс!»). На другой руке большой палец соединен в кольцо с указательным, остальные выпрямлены (это «ОК»). Затем происходит одновременная смена положения рук

«Коза и заяц» Ребенок кладет руки перед собой. На одной руке выпрямлены указательный и средний пальцы, остальные сжаты в кулак (это «заяц»). На другой руке выпрямлены указательный палец и мизинец, остальные сжаты в кулак (это «коза»). Затем происходит одновременная смена положения рук.

Марширование. И.п. – стоя. Ребенок поочередно соединяет правую ладонь с левым коленом, затем левую ладонь с правым коленом

Марширование за спиной. Ребенок поочередно соединяет за спиной правую ладонь с левой стопой, затем левую ладонь с правой стопой

Межполушарные доски. При выполнении упражнения необходимо одновременно двумя руками провести бегунком по изогнутым линиям. При этом движения рук могут быть направлены как в одну сторону, так в противоположные. Рисунок линий может быть как одинаковым, так и разным.

Межполушарное рисование. Более сложный вариант предыдущего упражнения, так как движения рук не ограничены выемками в досках. Ребенку предлагается рисовать одновременно двумя руками фигуры с двух сторон от линии, которая делит лист пополам. Рисовать можно с опорой на пунктирное изображение или без него. Движения рук направлены как в одну сторону, так и в противоположные.

Нейроигра «Стопы и ладошки»

D:\Библиотека\Desktop\n8kce0b_QCk.jpg

Коллективная нейроигра «Кулак. Ладонь левая. Ладонь правая»

Нейроупражнение «Алфавит»

А

Л

Б

П

В

Л

Г

О

Д

Л

Е

О

Ж

Л

З

П

И

О

К

П

Л

Л

М

П

Н

Л

О

П

П

П

Р

О

С

П

Т

Л

У

П

Ф

О

Х

Л

Ц

О

Ч

О

Я

Л

Синхронизирует работу полушарий головного мозга.
Ребенок произносит верхнюю букву в паре и поднимает правую руку, если снизу буквы «П», и левую руку, если снизу буква «Л». Если снизу буква «О», то одновременно поднимает обе руки.

Источники 1. Ковязина М.С., Балашова Е.Ю. Особенности высших психических функций при патологии мозолистого тела // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 313.

2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2005.

3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М., 2007.

4. Хомская Е.Д. Нейропсихология. СПб: Питер, 2005.

5. Хомская Е.Д., Привалова Н.Н., Ениколопова Е.В. и др. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. М.: МГУ, 1995. 7. Хохлов Н.А., Ковязина М.С., Черкасова А.Н., Салихьянова Н.Р. Проба на реципрокную координацию рук: апробация количественной модификации методики // Вопросы психологии. 2016. № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование приемов логопедического массажа для развития межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста"

Развитие межполушарного взаимодействия - основа интеллектуального развития ребёнка. Его несформированность - основная причина трудностей в учёбе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией. Корр...

Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"

Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....

Методическая разработка «Межполушарное взаимодействие – основа интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста»

В методической разработке представлен комплекс разнообразных игр,  приёмов и упражнений, направленный на гармонизацию межполушарного взаимодействия у детей младшего дошкольного возраста. В работе...

Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста

Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста...

Роль сенсорного развития детейдошкольного возраста с нарушением зрения и речи в ознакомлении с природой

Данный проект направлен на социализацию детей в обществе, предоставив слабовидящим максимальную возможность через все органы чувств познать природу, стать ее частью и сохранять по мере возможности ее ...

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей, в продаже появились даже прописи для развития межполушарного взаимодействия. Попробуем разобраться: что же такое эти...