«МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
методическая разработка (старшая группа)
Современные исследования показывают, что деятельность головного мозга становится тем эффективнее, чем лучше полушария взаимодействуют между собой и активнее обмениваются информацией. Правое и левое полушария выполняют различные функции, но в основе полноценной деятельности мозга находится их сотрудничество.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей
дошкольного возраста»
Современные исследования показывают, что деятельность головного мозга становится тем эффективнее, чем лучше полушария взаимодействуют между собой и активнее обмениваются информацией. Правое и левое полушария выполняют различные функции, но в основе полноценной деятельности мозга находится их сотрудничество. Действия отвечают горизонтальные проводящие пути, которые еще называют комиссурами или межполушарными связями, образующие мозолистое тело (лат. corpus callosum), располагающееся между полушариями в теменно-затылочной части головного мозга. Передние отделы мозолистого тела отвечают за реципрокную (разнонаправленную) координацию движений и перенос кожно-кинестетической информации слева направо и наоборот, передние, и средние отделы - за слуховые системы, задние отделы - за зрительную сферу.
Сформированное мозолистое тело состоит из 200 миллионов нервных волокон, которые лучеобразно расходятся во все структуры мозга, передают четыре миллиарда сигналов в секунду, обеспечивая тем самым его интегрированную и системную деятельность (рисунок). Передача информации из полушария в полушарие – сложнейшая электрическая и химическая деятельность мозга. Мозолистое тело даже называют основой интеллекта, подчеркивая, что без его участия у ребенка не будут развиты психические функции и сформированы учебные навыки. У девочек межполушарные связи развиваются на год - полтора быстрее, чем у мальчиков. К тому же их количество значительно больше, чем у мальчиков, что обеспечивает девочкам хорошие компенсаторные механизмы.
Признаки недостаточного развития межполушарного взаимодействия у детей 5–8 лет:
- несформированная ведущая рука, что выражается в обоерукости или псевдолеворукости;
- нескоординированная работа рук;
- соскальзывание глаз со строки текста;
- низкий уровень фонематического слуха (неточное восприятие слов и звуков, непонимание смысла речи);
- аномия (отсутствие связи между образом и словом);
- «краевые» эффекты памяти (воспроизводятся первый и последний эталоны, середина информации забывается);
- интеллектуальная недостаточность;
- низкая стрессоустойчивость:
- тревожность, плаксивость, плохое настроение.
Считывание информации с листа у таких детей происходит справа налево и снизу вверх (феномен зеркального восприятия). Как правило, родители жалуются, что у ребенка не сформированы память, внимание, усидчивость. Он не хочет и не может научиться читать, писать, считать. У него быстрая утомляемость и отсутствует познавательный интерес.
Правила применения «Гимнастики мозга»
- четкое выполнение движений. Вначале сам педагог должен «отчеканить шаг», а потому уже показывать это детям;
- все упражнения очень простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в любое удобное время;
- заниматься ежедневно;
- занятия должны быть оформлены в виде игры;
- продолжительность занятий от 5 до 20 минут;
- одно упражнение не должно занимать более 2 минут;
- внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами.
Методы и приёмы:
- Растяжки - нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.
- Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
- Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
- Телесные движения - развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
- Упражнение для развития мелкой моторики - стимулируют речевые зоны головного мозга.
- Массаж – воздействует на биологически активные точки.
- Упражнения на релаксацию - способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
Противопоказания к применению упражнений: детям с эпилепсией и эпиактивностью их можно делать только после консультации с врачом. Упражнения необходимо выполнять в течение 1–2 минут.
Варианты усложнения упражнений: с закрытыми глазами (исключается зрительный контроль); с зафиксированным (губами или зубами) языком (исключается речевой контроль); при каждой смене рук/ног добавлять хлопок в ладоши или по полу/коленям/ столу (возможны комбинации из нескольких хлопков); проговаривать вслух стихотворение или скороговорку одновременно со сменой рук/ног. Также в качестве усложнения к упражнению можно добавлять движения языка и перемещение взгляда: глаза и язык - вверх, при смене положения рук/ног - вниз; глаза и язык - влево, при смене положения рук/ног - вправо; глаза - вверх, язык - вниз, при смене положения рук/ног - глаза вниз, язык вверх; глаза двигаются вправо, язык влево, при смене положения рук/ног: глаза - влево, язык - вправо; глаза - вверх, язык - влево, при смене положения рук/ног - глаза вниз, язык - вправо; глаза - вправо, язык - вверх, при смене положения рук/ног - глаза влево, язык - вниз. Различные варианты упражнения можно комбинировать. Усложнения добавляются только тогда, когда ребенок хорошо освоил основное упражнение.
«Ухо- нос» Ребенку предлагается прикоснуться правой рукой к носу, левой рукой – к правому уху. Затем поменять положение рук – левая рука прикасается к носу, правая рука – к левому уху. Сначала необходимо прикасаться к носу, затем к уху, т.е. рука, которая прикасается к уху, находится снаружи. В качестве усложнения можно добавить хлопок при каждой смене рук: правая рука прикасается к носу, левая - к правому уху; хлопок; левая рука прикасается к носу, правая – к левому уху; хлопок. Затем серия движений повторяется.
«Кулак - ладонь» Ребенку предлагается положить руки перед собой. Одна рука развернута ладонью вверх, пальцы прямые, другая - ладонью вниз, пальцы согнуты в кулак. Затем происходит одновременная смена положения рук. В качестве усложнения можно добавить движения глаз и языка: на правой руке кулак, на левой ладонь, глаза смотрят вверх, язык направлен вниз; на правой руке ладонь, на левой кулак, глаза смотрят вниз, язык направлен вверх. Затем серия движений повторяется.
«Самолетик». Ребенку следует держать руки перед собой. Правая рука сложена в ладонь, пальцы направлены вверх, большой палец отставлен в сторону. Левая рука сложена в кулак, упирается в основание ладони, локоть направлен в сторону. Затем происходит одновременная смена положения рук. В качестве усложнения можно добавить движения глаз и языка: на правой руке ладонь, на левой кулак, глаза смотрят вправо, язык направлен влево; на правой руке кулак, на левой ладонь, глаза смотрят влево, язык направлен вправо. Затем серия движений повторяется.
«Лезгинка» Ребенку предлагается держать руки перед собой. Правая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, локоть направлен вниз. Левая рука сложена в ладонь в горизонтальном положении, приставлена к кулаку, локоть направлен в сторону. Затем происходит одновременная смена положения рук.
«Классный капитан» Ребенок приставляет правую руку ладонью ко лбу (это «козырек фуражки капитана»). Левую руку перед собой сжимает в кулак, большой палец направлен вверх («класс!»). Затем происходит одновременная смена положения рук.
«Ладошки» Ребенок кладет руки перед собой. Одна ладонь развернута вверх, другая – вниз, затем происходит одновременная смена положения рук.
«Класс - ОК» Ребенку предлагается положить руки перед собой. Одна рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону и направлен вверх («класс!»). На другой руке большой палец соединен в кольцо с указательным, остальные выпрямлены (это «ОК»). Затем происходит одновременная смена положения рук
«Коза и заяц» Ребенок кладет руки перед собой. На одной руке выпрямлены указательный и средний пальцы, остальные сжаты в кулак (это «заяц»). На другой руке выпрямлены указательный палец и мизинец, остальные сжаты в кулак (это «коза»). Затем происходит одновременная смена положения рук.
Марширование. И.п. – стоя. Ребенок поочередно соединяет правую ладонь с левым коленом, затем левую ладонь с правым коленом
Марширование за спиной. Ребенок поочередно соединяет за спиной правую ладонь с левой стопой, затем левую ладонь с правой стопой
Межполушарные доски. При выполнении упражнения необходимо одновременно двумя руками провести бегунком по изогнутым линиям. При этом движения рук могут быть направлены как в одну сторону, так в противоположные. Рисунок линий может быть как одинаковым, так и разным.
Межполушарное рисование. Более сложный вариант предыдущего упражнения, так как движения рук не ограничены выемками в досках. Ребенку предлагается рисовать одновременно двумя руками фигуры с двух сторон от линии, которая делит лист пополам. Рисовать можно с опорой на пунктирное изображение или без него. Движения рук направлены как в одну сторону, так и в противоположные.
Нейроигра «Стопы и ладошки»
Коллективная нейроигра «Кулак. Ладонь левая. Ладонь правая»
Нейроупражнение «Алфавит»
А Л | Б П | В Л | Г О | Д Л | Е О |
Ж Л | З П | И О | К П | Л Л | М П |
Н Л | О П | П П | Р О | С П | Т Л |
У П | Ф О | Х Л | Ц О | Ч О | Я Л |
Синхронизирует работу полушарий головного мозга.
Ребенок произносит верхнюю букву в паре и поднимает правую руку, если снизу буквы «П», и левую руку, если снизу буква «Л». Если снизу буква «О», то одновременно поднимает обе руки.
Источники 1. Ковязина М.С., Балашова Е.Ю. Особенности высших психических функций при патологии мозолистого тела // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 313.
2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2005.
3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М., 2007.
4. Хомская Е.Д. Нейропсихология. СПб: Питер, 2005.
5. Хомская Е.Д., Привалова Н.Н., Ениколопова Е.В. и др. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. М.: МГУ, 1995. 7. Хохлов Н.А., Ковязина М.С., Черкасова А.Н., Салихьянова Н.Р. Проба на реципрокную координацию рук: апробация количественной модификации методики // Вопросы психологии. 2016. № 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Использование приемов логопедического массажа для развития межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста"
Развитие межполушарного взаимодействия - основа интеллектуального развития ребёнка. Его несформированность - основная причина трудностей в учёбе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией. Корр...
Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"
Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....
Методическая разработка «Межполушарное взаимодействие – основа интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста»
В методической разработке представлен комплекс разнообразных игр, приёмов и упражнений, направленный на гармонизацию межполушарного взаимодействия у детей младшего дошкольного возраста. В работе...
Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста
Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста...
Роль сенсорного развития детейдошкольного возраста с нарушением зрения и речи в ознакомлении с природой
Данный проект направлен на социализацию детей в обществе, предоставив слабовидящим максимальную возможность через все органы чувств познать природу, стать ее частью и сохранять по мере возможности ее ...
Межполушарное взаимодействие. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей, в продаже появились даже прописи для развития межполушарного взаимодействия. Попробуем разобраться: что же такое эти...
Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с применением кинезиологических упражнений
Поект рассчитан на развитие интеллекта с помощью кинизиологии....