Особенности развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников
статья (старшая группа)
Особенности развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_emotsionalnogo_intellekta_u_starshih_doshkolnikov.docx | 17.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников
Изучая особенности эмоционального интеллекта дошкольника и его формирования. М. И. Лисина, рассматривая особенности общения у детей, говорила, что каждому дошкольнику необходимо хорошее отношение сверстника. Но понять, что сверстнику нужно то же самое, он не может. «Дошкольник относительно слабо интересуется своим товарищем как таковым: он плохо отражает его характерные черты, редко обращает внимание на его душевное состояние. Зато он хорошо воспринимает все тонкие полюсы отношений ровесников к самому себе. Ребенок относится к сверстнику как к «невидимому зеркалу» – он ищут в нем лишь собственное отражение. Испытывая потребность в признании и восхищении других, дети сами не умеют и не хотят выразить одобрение другому, своему сверстнику».
По мнению А.Ю. Улановой, именно у детей интенсивно происходит развитие понимания эмоций, того, что говорят другие люди, т.е. осознание внутреннего психического мира, мыслей, желаний, чувств, интересов, намерений и т.п.
Это осознание лежит в основе социализации и усвоения социальных правил и норм, культурных традиций, установок в том мире, в котором живёт ребёнок. То понимание эмоционального мира, интересов, чувств, намерений других людей даёт возможность манипулировать. По мнению данного автора, эмоциональная жизнь требует обладать несколькими умениями – выражать, распознавать, понимать и регулировать эмоции.
У старших дошкольников эмоции и чувства доминируют во всех аспектах его жизни. Он выразителен, его чувства вспыхивают быстро и ярко, но он уже знает, как сдерживаться, скрывать страх, слезы, агрессию. Поведение ребенка определяется необходимостью положительных эмоций. В этом возрасте ребенок начинает осознавать поведение людей при выборе своей позиции, из которой он будет действовать при выборе поведения. Ребенок уже может контролировать свои эмоции и поведение, подчинять свои действия требованиям, преодолевать трудности и достигать своей цели.
Детям сложно контролировать свои чувства. Постепенно чувства становятся более рациональными, прислушиваются к мышлению, когда ребенок изучает нормы и правила, и связывают с ними свои действия. В старшем дошкольном возрасте ребенок изучает социальные ценности, нормы и правила взаимоотношений и поведения с другими людьми. Появление морально направленных социальных мотивов и эмоциональных переживаний достигается не пассивной адаптацией ребенка к требованиям окружающей его социальной среды, а происходит в активной форме, в процессе работы, выполняемой ребенком. Формируются простейшие социальные причины деятельности и поведения, необходимо сделать что – то нужное для окружающих-маленьких детей, их сверстников и взрослых.
Социальные мотивы в дошкольном возрасте еще достаточно не стабильны, ребенок, начав взаимодействовать под влиянием социальной мотивации, предлагаемой взрослым, часто отключается от принятого намерения и переходит к другим привычным и актуальным действиям в этой ситуации. Отмечу, что чем сложнее структура выполняемой им деятельности, тем сложнее ребенку осознать формирующиеся в ней социальные мотивы и там он чаще отвлекается от первоначального плана и переходит к удовлетворению непосредственных желаний момента.
В старшем дошкольном возрасте сфера влияния социальных мотивов на деятельность ребенка постепенно увеличивается и усложняется под руководством взрослых. Для успешной социализации ребенку необходимо не только овладеть навыками социального общения, языком социального общения в его невербальных и вербальных формах, но и прояснить различия между миром вещей и людьми, выяснить законы взаимодействия как с объективным миром, так и с социальным миром.
Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста: ребенок усваивает социальные формы выражения чувств; ребенок начинает понимать эмоцию и связывать ее со словами и поведением; формируется эмоциональное предвосхищение; формируются высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические; чувства становятся разумными, осознанными, обобщенными, произвольными. Возрастает эмоциональная вовлеченность в действия и переживания сверстника. Сочувствие к другому становится ярко выраженным и нормальным. Возникает желание не только откликнуться на переживания, но и понять их. Есть бескорыстное желание помочь другому или отдаться чему-то.
Таким образом, можно утверждать, что развитие эмоционального интеллекта определяет становление личности в период дошкольного возраста, обеспечивает продуктивное общение, познание социальных явлений, а также стрессоустойчивость ребенка, так называемую «психологическую выносливость», и в целом является условием успешной социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по созданию эмоционально-развивающей среды как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно...
Особенности развития эмоционального интеллекта у детей раннего возраста.
Новый термин, который привнес ФГОС ДО - эмоциональный интеллект. Что это такое? Ребенок так же, как и взрослый, обладает эмоциями, проявляет их, но еще не може...
«Особенности развития эмоционального интеллекта у дошкольников».
Современные условия общества, нестабильность в семейных отношениях, недостаточное общение и внимание со стороны родителей приводят к обострению чувствительности ребенка, повышению уровня тревожности, ...
Сказка как средство развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников
Уважаемые коллеги, делюсь с вами как сказка помогает в развитии эмоционального интеллекта ребенка....
Методическая разработка: Видеоролик по литературному произведению С.Маршака «Вот какой рассеянный» как средство развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников. Борисова А.Ю., Ступак С.Ю.
Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников по средствам записи видео ролика "Вот такой рассеянный"...
Статья. Просмотр и воспроизведение по ролям литературного произведения как эффективное средство развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников. Борисова А.Ю., Ступак С.Ю.
В статье отображена значимость просмотра и воспроизведения по ролям мультфильмов по литературным произведениям как средство развития эмоционального интеллекта у дошкольников...
Развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников средствами арт-терапии
В статье рассмотрены основные подходы к определению эмоционального интеллекта, проанализированы возможности арт-терапевтических средств в развитии эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного ...