Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ
методическая разработка по теме
Вопрос организации предметно - развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с ввведением Федерального государственного образовательного стандарта(ФГОС). По концепнции С.Л. Новоселовой "Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика"
Развивающая предметно - пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Создавая предметно - пространственную среду необходимо помнить: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функцию. но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самостоятельности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развивающая предметно - пространственная среда | 19.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации развивающей
предметно – пространственной среды в группе.
По концепции С.Л.Новоселовой «Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика».
Развивающая предметно – пространственная среда должно обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ;
- в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;
- учет национально – культурных климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
- создавая предметно - пространственную среду необходимо помнить: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функцию. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самостоятельности ребенка.
Развивающая предметно – пространственная среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Все групповые помещения соответствуют требованиям к развивающей предметно – пространственной среде, т. к. среда должна быть:
- содержательно – насыщенной,
- трансформируемой,
- полифункциональной,
- вариативной,
- доступной,
- безопасной.
Таким образом, правильно организованная предметно- пространственная среда позволяет каждому найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать и оценивать чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.
У детей среднего дошкольного возраста важно накапливать опыт совместного со сверстниками действа, а также развивать познавательные интересы и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в различных видах продуктивной деятельности.
Каждый детский сад, каждый воспитатель ежегодно обновляет предметно – развивающую среду в своей группе. Вопрос о создании предметно - развивающей среды в детском саду на сегодняшний день стоит особо актуально. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги - практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно - развивающей среды.
Предметно – развивающую среду в своей группе организую так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его интересов, склонностей и уровня активности.
День в нашей группе начинается с утреннего приёма. Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где есть много интересного: информация и советы для родителей, выставка детского творчества, плакаты, напоминающие о том, как вести себя на улице и дома. В раздевалке расположен уголок природы, календарь природы: «Погода дня». В уголке природы мы устраиваем выставки: «Осенний урожай», поделок из природного материала, «Новогодняя елочка», «Новогодние поделки».
В учебной зоне размещены следующие центры:
- познавательно- исследовательский центр;
- уголок «Всезнайка»;
- творческая мастерская;
- уголок музыкального развития;
- библиотека.
Здесь дети могут по желанию заняться любым видом деятельности, развивая любознательность, творческие способности, мышление, познавательную активность.
В учебной зоне находится познавательно-исследовательский центр, который включает в себя различные приборы: энциклопедии, иллюстративный наглядный материал, оборудования для опыта, микроскоскопы, часы, термометр, весы, линейки, мерные стаканчики, предметы из различных материалов. Дети проводят опыты, учатся наблюдать, делать выводы, занимаются поисково-исследовательской деятельностью, что способствует развитию познавательного интереса.
Часть учебной зоны мы выделили под уголок «Всезнайки», где разместили материалы по математике, развитию речи, наборы дидактических игр, плакаты, карты, материал о нашей стране, родном крае, о космосе, иллюстраций.
Целью создания творческой мастерской является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. Детям очень нравится проводить много времени рисуя, создавая поделки из пластилина, природного материала, из бумаги.
Материал по конструированию в специально отведённых для него коробках, передвижных ящиках. Крупный напольный строительный материал размещён в игровой зоне в шкафу.
Уголок музыкального развития способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах
В библиотеке находятся художественная литература, азбуки, энциклопедии, журналы, иллюстрации детских писателей. Дети могут выбрать книгу по желанию, посмотреть, почитать совместно с воспитателем или самостоятельно.
В игровой зоне созданы все условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Парикмахерская, «Больница», «Строители», «Шофёры», «Семья», «Аптека» подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Наша развивающая среда соответствует интересам мальчиков и девочек.
Разнообразие настольных игр дают возможность детям выбрать игру по желанию: шашки, шахматы, дидактические игры, конструктор и т. д. Все эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, внимания, усидчивости.
В игровой зоне ещё располагается уголок ряжения и театр, способствующий стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления.
Спортивная зона способствует развитию двигательной активности, физических качеств детей и укреплению здоровья. Детям предлагают такие игры как мини футбол, баскетбол, бадминтон, гольф. Предметное наполнение уголка применяется в играх, индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей.
В группе есть уголок «Безопасности», где находятся дидактические игры, наглядно - дидактические пособия, макет города, атрибуты для сюжетно- ролевых игр (жезлы, свистки, фуражка сотрудника ГИБДД, игрушки транспорт, дорожные знаки). Здесь ребята закрепляют знания по правилам дорожного движения и безопасного поведения.
Созданная нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.
В то же время такая предметная среда позволяет воспитателям решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении для развития познавательной деятельности воспитанников» (ФГОС ДО).
Материал из опыта работы по созданию в д/саду предметно-пространственной среды в соответствии ФГОС дошкольного образования....
Из опыта работы "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ".
С введением ФГОС дошкольного образования мы проанализировали существующие условия в учреждении. И пришли к выводу, что в детском саду развивающая предметно-пространственная и образовательная среда обе...
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ по ФГОС...
Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении» (в соответствии с ФГОС ДО)
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении» (в соответствии с ФГОС ДО...
«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды»
Данная работа посвященна предметно-пространственной среде в группах детского сада. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, этим и обусловлен...
«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в средней группе»
Идеальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый воспитатель ДОУ – это воспитание всесторонне развитой личности и счастливого ребенка. Все, что окружает ребенка, форми...