Возрастные особенности детей раннего периода (1-3 года)
презентация к уроку (младшая группа)
Ранним возрастом принято считать возраст ребенка от 1 года до 3 лет,который отличается активным исследованием ребенком окружаещего мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrastnye_osobennosti_detey_rannego_perioda.pptx | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли» Ж. Ж. Руссо « Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский
Период от 1 года до 3 лет - – это следующий этап в развитии ребенка – это психологическое отделение от матери – и наступает уже раннее детство. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, затем появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.
Развитие ребенка от 1 до 3 лет можно разделить на 3 возрастных периода 1 период. Начинается от года и заканчивается в полтора. Когда ребенок начинает ходить и говорить, он приобретает самостоятельность и становится исследователем. 2 период. Начинается в полтора года и длится до 2 лет. Ребенок совершенствует приобретенные навыки, определяется со своим местом в окружающем пространстве и четко проявляет свой характер. 3 период . Его можно обозначить с 2 лет и до наступления 3, он носит завершающий характер для всего раннего детства.
В этом возрасте происходят изменения: в личностном развитии; в познавательной сфере; в социальной ситуации развития (ССР).
«Ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Как видно из этой триады, важным для ребенка является предмет. Убедиться в этом можно, наблюдая за тем, как ребенок играет: он постоянно смотрит на тот предмет, которым увлечен, будь то машинка, стул, кукла, ложка и т. д. Может возникнуть ощущение, что ему ничего больше не требуется и никто не нужен, его внимание сосредоточено только на объекте увлечения. Но это не так, поскольку без взрослого ребенок не может овладеть человеческими способами употребления предметов. Совместная деятельность становится предметной, потому что мотив этой деятельности заключается в самом предмете и способе его употребления. ССР ребенка в этом возрасте выглядит так:
Восприятие внимание память мышление воображение речь Познавательная сфера
Восприятие развивается в раннем возрасте в самых благоприятных условиях, так как оно является доминирующей функцией сознания. Ребенок, овладевая предметной деятельностью, постепенно учится соотносить, сравнивать свойства предметов при помощи внешних ориентировочных действий. Затем он переходит к их зрительному соотнесению, перейдя к зрительной ориентировке, ребенок выполняет верно действия уже без предварительного примеривания . Поэтому в возрасте 2,5—3 лет ребенок уже способен осуществить выбор предмета сначала по форме, потом по величине, по цвету. Важная характеристика восприятия в этом возрасте – его аффективная окрашенность. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит и к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает, и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.
Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным восприятием — узнаванием. Память носит непроизвольный характер. Она теснейшим образом связана с протеканием других психических процессов. При этом память в раннем возрасте принимает участие в развитии всех видов познания. от 1 года до 2 лет ребенок узнает знакомое лицо после перерыва в 1,5—2 месяца; — на третьем году он уже может узнать объекты, которые видел год назад. В связи с развитием речи стремительно развивается словесно-смысловая память ребенка.
В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной большую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания. Так как ребенок знакомится все с большим количеством новых предметов, у него совершенствуется способность переключать и распределять внимание. Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем. Под влиянием речи у ребенка складываются предпосылки для развития произвольного внимания. Расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ним, на которых сосредоточивается ребенок .
С пособность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое. ВОСПРИЯТИЕ, ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ ДОШКОЛЬНИКА
Главное значение сенсорного воспитания в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
В возрасте 1—3 лет начинают формироваться мыслительные операции, которые проявляются в различении и сравнении различных признаков: цвета, формы, размера. На 2-3 году у ребенка появляются первые общие представления об этих признаках. К 3 годам возникает знаково-символическая функция. Ребенок постепенно начинает осваивать операцию замещения: один предмет может быть использован как заместитель другого.
В раннем возрасте наблюдаются элементарные формы воображения , такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле.
После 1,5 лет отмечается активность самостоятельной речи и речевого общения. Ребенок начинает сам спрашивать названия интересующих его предметов или явлений. Вначале он пользуется языком жестов, мимики и пантомимики или указующим жестом, а потом к жесту добавляется вопрос, выраженный в словесной форме. Ребенок научается при помощи речи управлять поведением других людей. До 1,5 лет ребенок усваивает от 30 до 100 слов, но употребляет их редко. К 2 годам он знает 300 слов, а к 3 – 1200–1500 слов.
Личностное развитие
В раннем детстве наряду с развитием познавательной сферы идет и личностное развитие. В первую очередь происходит личностная социализация ребенка, так как, наблюдая за взрослыми, он старается подражать им: делать так, как делают они, вести себя так, как они ведут себя в тех или иных ситуациях. Процесс подражания идет через общение и взаимодействие взрослого и ребенка. Личностная социализация
Развитие эмоционально – потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя - сначала по имени, в третьем лице: "Тата", "Саша". Потом, к трем годам , появляется местоимение "я". Становление самосознания
Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка - осознание не только своего "я", но того, что "я хороший", "я очень хороший", "я хороший и больше никакой". Формирование самооценки
Отмечается развитие самостоятельности . Фраза «Я сам» как нельзя лучше говорит о ее проявлении. Ребенок уже не всегда хочет, чтобы ему помогали. Овладев ходьбой, он находит себе преграды, препятствия и старается их преодолеть. Все это доставляет ребенку удовольствие и свидетельствует о том, что у него начинают складываться такие качества, как сила воли, настойчивость, целеустремленность. Развитие самостоятельности
У детей начинает развиваться эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека. Можно наблюдать, как полуторагодовалый ребенок стремиться утешить расстроенного человека: он обнимает его, целует, дает ему игрушку и т. д. Развитие эмпатии
У ребенка появляется потребность в достижении успеха . Эта потребность формируется поэтапно. Сначала ребенок начинает осознавать свои успехи и неудачи, затем может объяснить успехи и неудачи других людей, потом он приобретает способность различать задания по степени трудности и оценивать меру развития собственных умений, необходимых для выполнения данного задания, и, наконец, может оценивать свои способности и прилагаемые усилия. Потребность в достижении успеха
Навыки общей моторики ходит без посторонней помощи, ручки свободны и расслаблены, бежит (быстро ходит), может внезапно остановиться и повернуться, садится спиной на стульчик, не теряя равновесия, садится на корточки, ходит задом наперед ходит с помощью взрослого по доске шириной 30 см, лежащей на полу носит большой (до 30 см в диаметре) предмет во время ходьбы перешагивает через препятствия ходит между двумя параллельными линиями бежит, наступая на всю ступню проходит 4 шага по брусу стоит на цыпочках, стоит на одной ноге в течение 3 секунд ходит по доске шириной 20 см, лежащей на полу, делая шаг попеременно проходит на цыпочках 3 метра ходит с поддержкой по брусу, поднятому на высоту 10 см ходит по узкой линии на полу в течение 5 секунд балансирует на одной ноге при беге может повернуть за угол, обогнуть препятствие бежит, перенося вес на ногу, которая находится впереди, взмахивая при этом противоположной рукой
Навыки тонкой моторики чтобы достать игрушку, тянет к себе веревочку, лежащую на горизонтальной поверхности складывает бумагу, имитируя действия взрослого решает некоторые практические задачи, пользуясь несложными инструментами нанизывает на веревочку 4 крупных бусины откручивает от игрушки прикручивающиеся части наклеивает картинку на бумагу по показу делает простую постройку из кубиков рисует вертикальные линии, имитируя действия взрослого рисует кругообразные линии, имитируя действия взрослого рисует горизонтальные линии, имитируя действия взрослого рисует круг, имитируя действия взрослого указывает на отдельные элементы рисунка в книжке вкладывает пластинку (треугольная, круглая, квадратная) в подходящее по форме из 3 предложенных отверстий собирает головоломку, к которой надо добавить 1-3 элемента; ищет механизм, приводящий в действие игрушку манипулирует предметами, пользуясь обеими руками, вкладывает круги в круглые отверстия доски форм, строит башню из 6 кубиков
Социальные навыки наблюдая за другими детьми, вовлекается в параллельную игру, вступает в контакт с ровесниками, используя жесты отстаивает свою собственность играет возле детей и время от времени вступает с ними в контакт помогает в простой бытовой работе, повторяя действия взрослых в половине случаев отвечает действием на просьбы взрослых, в ответ на просьбу может сделать выбор соблюдает очередность под руководством взрослого в течение 10 минут вместе с другими детьми, не отвлекаясь слушает музыку или сказку после напоминания говорит слово «пожалуйста» присоединяется к пению или чтению стихов расстается с мамой без плача вовлекается в игры, типа «семья», «дочки-матери»
Восприятие речи указывает на 4 части тела, которые ему называют, из четырех предметов выбирает тот, который ему называют выбирает три предмета одежды, которые ему называют из двух картинок выбирает ту, которую ему называют из четырех картинок выбирают ту, которую ему называют указывает на семь частей тела, которые ему называют указывает на десять частей тела, которые ему называют из 9 картинок выбирает ту, которую ему называют из четырех предметов выбирает два в соответствии с функциональными признаками, которые ему называют из шести предметов выбирает четыре в соответствии с функциональными признаками, которые ему называют из шести предметов выбирает шесть в соответствии с функциональными признаками, которые ему называют из пяти представленных животных указывает трех, о которых спрашивают из пяти представленных животных (предметов мебели) указывает трех (три), о которых спрашивают выполняет просьбу: «Дай мне … и …», выбирая два предмета из тех, что находятся в комнате
Речевые навыки в процессе общения произносит около 25 слов, может повторить фразу, состоящую из 2 слов, речь ребенка понятна на 2/3 хорошо знающим его людям использует в речи несколько предложений из 3 слов учится соблюдать очередность в беседе приобретает навыки грамматического оформления предложений, начинает использовать личные местоимения может прочитать детский стишок играя, разговаривает сам с собой, и речь ребенка вполне понятна употребление слов, выражающих сделать что-то еще раз использование фраз, имеющих структуру: субъект + действие; действие + объект использование фраз отрицания, отказа использование фраз отсутствия или исчезновения, прекращения того или иного действия или процесса фразы, указывающие на местоположение фразы с указательным словом, определительные, а также, указывающие на принадлежность фразы, имеющие структуру: субъект + действие + объект
С емизвездие симптомов кризиса трёх лет.
«АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ» Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций. Постарайтесь создать в семье спокойную дружескую атмосферу. Установите четкие требования к ребенку, будьте последовательны в их предъявлении. Будьте терпеливы. Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены. Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще до нашей эры в Китае. Игра с участием рук и пальцев приводит в гармоничное отношение тело и разум, поддерживает мозговые системы в оптимальном состоянии. Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. В Японии широко используют упражнения для ладоней и пальцев – с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее действие оказывает перекатывание между ладонями восьмигранного карандаша. Талантом нашей народной педагогики созданы игры « Ладушки », « Сорока-белобока », « Коза рогатая ».
1.Васютин А.М. Самая лучшая книга по воспитанию детей/ А.М. Васютин, Н.С. Васютина. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. 2.Горюнова Т.М.: Развитие детей раннего возраста. - М.: Сфера, 2009 3.Смирнова Е.О.: Детская психология. - СПб.: Питер, 2009 4.Лысенко Е.М.: Возрастная психология. - М.: Владос , 2006 5.Славкина М.А.: Возрастная психология. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005 Использованная литература :
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные особенности детей раннего возраста (от 1 года до 2 лет)
Возрастные особенности детей раннего возраста (от 1 года до 2 лет)...
Консультация для педагогов групп кратковременного пребывания детей 3-го года жизни: «Учёт возрастных особенностей детей раннего возраста при организации предметно- пространственной развивающей среды »
Материал раскрывает возрастные особенности детей 3-го года жизни и особенности организации предметно- пространственной развивающей среды в группе детей данного возраста ....
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАТА (2-3 ГОДА)
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАТА (2-3 ГОДА)...
Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 2-3 лет»
Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста»Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 1,5-3 лет&raqu...
Конспект родительского собрания в группе раннего возраста №2 на тему «Возрастные особенности детей раннего возраста. Результаты адаптации»
Конспект родительского собрания...
Возрастные особенности ребенка в период 3-4 года.
Особенности развития ребенка 3-4 года.Годы дошкольного детства – это время интенсивного развития и появления новых психических особенностей.Ведущая потребность этого периода жизни ребенка:...
Возрастные особенности ребенка в период 3-4 года.
Особенности развития ребенка 3-4 года.Годы дошкольного детства – это время интенсивного развития и появления новых психических особенностей.Ведущая потребность этого периода жизни ребенка:...