Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игр с магнитным конструктором.
методическая разработка
Игры с магнитным конструктором - универсальное средство для организации игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности. Они органично вписываются в образовательной процесс и позволяют эффективно решать задачи по реализации основной образовательной программы дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.docx | 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игр с магнитным конструктором.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из основных требований к реализации основной образовательной программы является создание условий для игровой, познавательной, исследовательской активности детей, развития творческих способностей и возможности самовыражения. Для решения данных задач в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я использую разнообразное современное игровое оборудование, которое имеется в нашем детском саду.
Одним из видов такого оборудования является магнитный конструктор торговых марок «Полидрон» и «Магформерс». Оригинальность конструктора заключается в том, что детали легко крепятся друг к другу, благодаря чему дети могут в полной мере познать мир двух и трёхмерных геометрических фигур, знакомятся с понятием полярности. Все детали конструкторов имеют яркий дизайн и чистые цвета, соответствующие сенсорным эталонам. Конструктор прекрасно развивает мелкую моторику, творческое и пространственное мышление.
Я использую магнитный конструктор для решения задач по формированию и развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Для этого организую игровые проблемные ситуации, в которых дети исследуют детали конструктора, обсуждают и договариваются о совместных действиях, осваивают разные способы соединения деталей, создают различные сооружения, которые затем ими активно используются в строительных и сюжетно-ролевых играх. Играя и конструируя, дети познают и закрепляют свойства геометрических фигур (плоскостных и объемных), осваивают пространственные отношения, придумывают свои модули и фигуры, могут преобразовать постройку и представить ее в развернутом виде. Организуя работу с конструктором, предлагаю детям проектировать сооружения по заданным теме, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям, фотографиям.
Для формирования дружеских взаимоотношений со сверстниками и обогащения опыта сотрудничества предлагаю детям создавать общие постройки. Дети учатся определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия со сверстниками, оценивать результат и взаимоотношения. В коллективных играх с конструктором создаю ситуации диалога, делового разговора, побуждаю детей к комментированию своих действий, решая тем самым задачи речевого развития.
Магнитный конструктор стал для меня хорошим помощником для развития воображения, фантазии, творчества и логического мышления детей. Разнообразие фигур позволяет не ограничивать фантазию маленьких строителей. Создавая разного рода геометрические фигуры, дети в полной мере воплощают свои творческие таланты. Я предлагаю детям схемы, модели, развертки, на основе которых они строят простые и сложные фигуры, объемные и плоскостные модели. А еще я использую этот конструктор для составления японских кроссвордов, зрительных диктантов, для знакомства детей с понятием симметрии и действием деления целого на части. Конечно же, для повышения интереса ребят к играм с конструктором и созданию эмоционального настроя использую художественное слово - загадки, песенки, стихотворные строки.
Опыт использования конструктора в работе с детьми старшего дошкольного возраста показал, что дети очень любят использовать конструктор в самостоятельной игре, то есть в игре, идущей от инициативы самого ребенка. Наблюдая за детьми, когда они создают «воображаемую игровую ситуацию», я с удовольствием отмечаю, насколько этот конструктор обогащает содержание детских игр. Дети, превращая одну постройку в другую или дополняя ее деталями, самостоятельно открывают новые возможности конструктора. Они увлечены и заинтересованы, самостоятельны и активны.
Организация игр, занятий, конструктивной деятельности с использованием магнитного конструктора способствует развитию у детей инициативы и самостоятельности в игре, в общении, в познавательной деятельности и конструировании.
А сейчас предлагаю Вам небольшой мастер класс.
Магнитный конструктор -умная игра,
Увлекательна, хитра.
Интересно нам играть
Строить, составлять, искать.
Приглашаем всех гостей
Поиграть к нам поскорей
Тут и взрослым интересно
В магнитный конструктор всем играть полезно!
1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель - совершенствовать сенсорное восприятие- умение на ощупь выбирать по словесной инструкции педагога различные детали конструктора, закреплять знания геометрических фигур.
Есть у меня чудесный мешочек
Всем ребятам он дружочек
Очень хочет он узнать,
Как вы любите играть.
1) Достань пожалуйста, из мешочка квадрат. Какого он цвета?
2) Достань пожалуйста, из мешочка треугольник. Какого он цвета?
3) Достань пожалуйста, из мешочка квадрат. Какого он цвета?
2. Дидактическая игра «Продолжи ряд»
Цель - совершенствовать мыслительные операции: продолжать ряды геометрических фигур по образцу; закреплять знания геометрических фигур.
Подумай и скажи какая фигура должна быть следующая? Достань ее, и продолжи логический ряд.
3. Дидактическая игра «Что пропало?»
Цель - развивать зрительное внимание, память.
А сейчас сыграем в прятки
Тут у нас одни загадки.
Ты внимательней смотри
Запоминай, глаза закрой, а потом
Какой фигуры нет? Скажи.
3.Дидактическая игра «Лифт»
Цель - совершенствовать пространственные представления- закреплять понятия «вверх», «вниз», закреплять порядковые числительные (первый, второй)
Продолжаем мы играть.
1,2,3 – сложи детали,
Чтобы они 5-этажным домом стали.
Предлагаю в «Лифт» сыграть.
Лифт- волшебная коробка
Просто нажимаешь кнопку,
Ждать себя он не заставит
На любой этаж доставит.
1) Лифт везет Симку к бабушке на четвертый этаж
2) Теперь они решили навестить подругу бабушки, которая живет на втором этаже
3) Теперь лифт едет на пятый этаж, там живет Нолик, друг Симки
4) Едут на первый этаж, чтобы пойти на прогулку.
4. Дидактическая игра «Заполни форму»
Цель - развивать умение составлять предмет из частей, закреплять представления целого и части, развивать ориентировку в пространстве, мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление.
А теперь поможем бабушке испечь пирожки.
Если можешь, помоги
Разложить все пироги.
Мы положим форму в печь
Пирожки с капустой печь.
А теперь у нас десерт
Люблю я очень шоколад
И им всегда делиться рад.
Один составляет шоколадку - другой делит.
5. Дидактическая игра «Судоку»
Цель - развивать наблюдательность, внимание, память, логическое мышление; закрепить знания цветов, геометрических фигур.
В судоку с магнитами мы поиграем
Головоломку эту мы быстро разгадаем!
Правила: необходимо разместить квадраты в таблицу из 9 (16) клеток так, чтобы в каждом столбике и строке квадрат одного цвета встречался только один раз.
6. Игровое упражнение «Бабочка»
Цель – развивать зрительное внимание, совершенствовать пространственные представления, закреплять счет.
Бабочка яркая к нам прилетела
С нами играть она захотела.
Нужно проследить глазами куда полетит бабочка. Например, бабочка полетела на одну клеточку вправо, на две клеточки вверх, на одну клеточку влево.
7. Японский кроссворд
Цель - развивать логику и внимательность, закреплять счет, знание цифр, совершенствовать пространственные представления.
А на досуге мы никогда не унываем,
Японские кроссворды с детьми мы решаем.
В японском кроссворде зашифрован рисунок, нарисованный по клеточкам. Необходимо нарисовать этот рисунок, зная количество закрашенных клеток в каждой строке и столбце. Японский кроссворд представляет из себя клетчатое поле, слева и сверху которого написаны цифры. Цифры показывают, сколько клеток должно быть закрашено в столбце или строке. Если указана одна цифра, например, 4, значит, должно быть подряд, без пробелов, закрашено 4 клетки, все остальные клетки в этой колонке должны остаться пустыми. Если в одной строке или столбце указано несколько цифр, например, 3 4, то должна быть закрашена группа из 3 клеток, а затем, через пробел в одну или более клеток, еще 4.
Таким образом, игры с магнитным конструктором - универсальное средство для организации игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности. Они органично вписываются в образовательной процесс и позволяют эффективно решать задачи по реализации основной образовательной программы дошкольного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование камушков "Марблс" для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения".
Красота "Марблс" завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Мы используем камушки "Марблс" в непосредственно-образовательной деят...
Образовательный проект "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в образовательной деятельности"
Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, технология теория решения изобретательских задач занимает особое место, как технология, позволяющая м...
Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста"
Проблема развития познавательной активности в настоящее время считается одной из важнейших с точки зрения педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Жизнь в эпоху научно-технического п...
Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности
В статье рассматривается эффективность использования метода проектной деятельности для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста....
«Развитие познавательной активности у детей раннего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий»
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Но сегодня стоит проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообрази...
«Методические рекомендации по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством современных педагогических технологий»
Одним из принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательн...
«Методические рекомендации по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством современных педагогических технологий»
методические рекомендации, картотека, консультация для родителей...