Роль семейных ценностей и традиций в воспитании личности дошкольника
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Н.А. Комарова

Актуальность и необходимость работы по формированию семейных ценностей остаётся главной и важной, особенно в  условиях нашего непростого современного мира. В статье представлен опыт работы  с семьями дошкольников по данному вопросу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга

«Роль семейных ценностей и традиций в воспитании личности дошкольника»

(Опыт работы с семьями дошкольников)

«Семья – один из шедевров природы»

 Джордж Сантаяна

«Всякая семья составляет часть государства»

 Аристотель

Семья – очень важное, ответственное дело человека. В семье человек появляется на свет, воспитывается, усваивает ценности, становится личностью. Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение. «Семья является основой государства и представляет собой ту среду, в которой люди, за некоторыми исключениями, развиваются на протяжении всей своей жизни или значительной её части. Современное состояние института семьи в России может быть охарактеризовано как кризисное. Кризис семьи обусловлен утратой обществом и отдельным человеком смысла семейной жизни – тех ценностей, которые мотивируют на создание и сохранение семьи» [1]. Семейные ценности молодёжи  значительно трансформировались: налицо тенденция к снижению числа заключённых браков, возрастает число разводов, растёт число разведённых женщин, не вступивших в повторный брак, и женщин, имеющих внебрачных детей, очень много детей воспитывается без одного из родителей, наблюдается дальнейшая тенденция к бездетности семейных пар. «Кризис семьи обусловлен утратой обществом и отдельным человеком смысла семейной жизни – тех ценностей, которые мотивируют на создание и сохранение семьи» [1].

В материалах общественного проекта  Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года,   подготовленной рабочей группой  "Семейная политика детствосбережения" Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей семья рассматривается как  сложное социокультурное явление, выступающее связующим звеном поколений рода. «Через нее род развивает заложенные в его природе душевно-духовные качества» [4].

Основными задачами политики Российской Федерации в отношении семьи на период до 2025 года являются:

1) пропаганда семейного благополучия и традиционных семейных ценностей,

2) укрепление института брака, сокращение числа разводов, в первую очередь разводов супругов, имеющих несовершеннолетних детей, рождений детей вне брака,

3) совершенствование системы профилактики абортов, оказания помощи беременным женщинам в целях сохранения беременности, регулирование применения репродуктивных технологий и суррогатного материнства,

4) усиление мер поддержки многодетных семей,

5) усиление мер поддержки семей с детьми инвалидами,

6) улучшение положения семей, в первую очередь семей с несовершеннолетними с детьми, в том числе сокращение числа малоимущих семей с несовершеннолетними детьми, улучшение жилищных условий семей,

7) развитие социальной инфраструктуры оказания услуг семьям с детьми, в том числе позволяющих совмещать трудовую занятость и воспитание детей (в первую очередь обеспечивающих качественное и доступное дошкольное образование, школьное образование, дополнительное образование детей, все виды медицинской помощи семьям с детьми),

8) создание инфраструктуры семейного отдыха, оздоровления и досуга, включая создание семейных парков,

9) защита семьи от незаконного вмешательства в семейную жизнь, социальная защита семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации,

10) расширение участия Русской православной церкви, а также других религиозных организаций граждан, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, иных общественных организаций в принятии решений в сфере семейных отношений, в укреплении духовно нравственных основ семейной жизни.

Решение задачи по пропаганде семейного благополучия и традиционных семейных ценностей включает в себя:

  1. пропаганду благополучия полных семей с несколькими детьми, формирование позитивного образа многодетных семей, многопоколенных семей,
  2. пропаганду ответственного отцовства, материнства и формирование позитивного образа отца и матери,
  3. формирование негативного общественного отношения к абортам как к акту насильственного умерщвления человеческого организма,
  4. разработку системы мер оказания помощи россиянам в восстановлении родословных их семей,
  5. усиление государственной поддержки в работе по формированию ответственного отношения молодежи к браку и семье, к репродуктивному здоровью и поведению,
  6. разработку и внедрение образовательных программ подготовки подростков и молодежи к созданию семьи и семейным отношениям на основе традиционных семейных ценностей,
  7. стимулирование создания произведений культуры и искусства, пропагандирующих традиционные семейные ценности,
  8. организацию всероссийского конкурса "Семья года".

Деятельность дошкольного подразделения ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга, куда входят Служба ранней помощи, Центр сопровождения ребёнка и его семьи и Консультативный центр непосредственно связана с семьёй ребёнка и подразумевает  тесное взаимодействие с родителями и другими представителями ребёнка. Поведение ребёнка отражает все процессы, происходящие в семье. Подразделение работает в сотрудничестве с ТПМПК, с организациями и учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты населения. Наша работа строится и опирается на запросы родителей и дошкольных образовательных учреждений района. К нам зачисляются дети, имеющие ограниченные  возможности  здоровья, проблемы в развитии эмоционально-волевой сферы, а также дети из семей, попавших в сложную жизненную ситуацию и социально-опасное положение. Специалисты отдела консультируют многодетные семьи, детей, находящихся под опекой или усыновлённых, детей из неполных семей, детей-мигрантов, детей-инвалидов. Родители обращаются  в подразделение по личной инициативе, либо приходят по рекомендации врачей из поликлиники и специалистов ДОУ, а также других специалистов ЦППМСП (логопедов, дефектологов).  

Виды работы

  1. Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста.
  2. Коррекция нарушений развития интеллектуальной, эмоционально-волевой и социальной сфер ребёнка.
  3. Коррекция нарушений детско-родительского взаимодействия.
  4. Консультирование родителей по вопросам воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста.
  5. Обследование детей в ДОУ на готовность к школе по заявкам администрации ДОУ
  6. Развитие художественных способностей и коррекция эстетического воспитания детей.
  7. Коррекция эмоционально – волевой сферы детей средствами музыкальной выразительности, развитие музыкальных способностей детей.
  8. Интерактивные праздники  - совместная деятельность детей, родителей и специалистов

В связи с постоянно возрастающим количеством обращений по проблемным вопросам воспитания и развития детей в семье, работа по формированию семейных ценностей стала одним из актуальных направлений деятельности подразделения. Эту работу (по изменению детско-родительских отношений и коррекции в развитии и поведении ребёнка) необходимо начинать именно в раннем и дошкольном возрасте, так как в это время закладываются ценностные установки развития личности. Главными носителями семейных ценностей являются родители. Им принадлежит приоритетная роль в формировании этих ценностей.

При взаимодействии с семьями мы должны учитывать:

  • Условия жизни в семье
  • Состав семьи; ее ценности и традиции
  • Уважение и признание способностей и достижений родителей
  • Внутренний потенциал семьи

Присутствие родителей и их участие на занятиях совместно со специалистами способствует коррекции и налаживанию взаимоотношений между членами семьи, а также адекватным и гармоничным отношениям в самой семье. Чем раньше произойдет подключение специалистов в коррекционную работу, тем эффективнее будет работа.  И, возможно,  не будет упущен сенситивный период развития детей дошкольного возраста.

Для более эффективной работы в данном направлении был проведен опрос родителей на тему семейных ценностей и традиций. В процессе проведения опроса были выявлены следующие группы родителей:

  1. Родители, активно включившиеся в работу
  2. Родители, которым было сложно и трудно формулировать своё мнение по данному вопросу (семейные ценности), поэтому они отказались отвечать, ссылаясь на разные причины. Возможно, у этих родителей нет чёткого представления о семейных ценностях, либо они не умеют доносить свои мысли, либо эти ценности не сформированы,
  3. Родители, проявившие конформизм, т.е. стремились дать ожидаемые ответы, избегая выражать свою точку зрения.

В опросе принимали  участие  как молодые родители, имеющие в семье одного ребёнка, так и родители со стажем (3 ребёнка и более), а также представители старшего поколения. Традиционно были упомянуты основополагающие семейные ценности такие как: любовь, уважение, ответственность, взаимопомощь, доверие, понимание, умение прощать, доброта, душевная щедрость, сплочённость. Среди семейных традиций, существующих в семьях опрашиваемых, назывались совместные семейные праздники, вечернее домашнее чтение, почитание памяти предков, экскурсии выходного дня совместно со старшим поколением, походы, воспитание любви к родному городу. Наряду с этим, многие опрашиваемые с сожалением отмечали, что, существующие ранее в их семьях традиции уходят в прошлое, теряются, семьи разобщаются, теряется многопоколенность, дети не общаются с представителями старшего поколения, а зачастую, и воспитываются в духе неуважения и нелюбви к ним. Большинство из опрашиваемых считают, что главную роль в привитии семейных ценностей играет семья, но образовательным учреждениям также отводится значительная роль в данном вопросе.

В своей работе ориентируем родителей на совместную деятельность в данном направлении, взаимодействие в формировании поведения ребёнка, а значит, и ценностей его будущей семьи. Деятельность отдела в данном направлении предполагает:

  1. Сотрудничество ребёнка-родителя-специалиста на занятии (совместная деятельность)
  2. Поддержку родителями успешно выполненных  ребёнком заданий
  3. Групповые консультации родителей по результатам занятия
  4. Тематические занятия (обязательно семья)
  5. Доведение  рекомендаций до сведения обоих родителей
  6. Выполнение домашних заданий (совместная деятельность с родителями). Портфолио домашних заданий
  7. Проведение праздников, концертов, интерактивных игр (мероприятий) для всей семьи в течение учебного года
  8. Информационные стенды, в т.ч. и о культурных мероприятиях для всей семьи в районе и городе
  9. Тренинговые  занятия «Школа для родителей» по взаимодействию со своим ребёнком, принятию его особенностей
  10. Семинарские занятия для педагогов ДОУ

Вывод: Воспитание семейных ценностей - важная задача современного общества. По нашему мнению, работа по формированию семейных ценностей будет гораздо эффективнее, если начинать формировать традиции на стадии создания семьи, а знакомить с семейными ценностями детей нужно тогда, когда они ещё совсем маленькие. «Детские годы — самое благоприятное время для того, чтобы сформировать базовые семейные ценности. Личность малыша максимально открыта для влияний извне, а глубокие впечатления, полученные в детстве, остаются с ребенком на всю жизнь»[6].

.


Список использованных источников.

1.Иванов Е. О.Доклад "Защита семьи и традиционных семейных ценностей как фактор национальной безопасности России" Научный интернет-журнал «Семья и демографические исследования» №6 от 13.05.2016

2. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761

3. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2022 годы

4. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект): в 2-х частях//Составитель Мизулина Е.Б. и др.–М., 2013.)

5.Мананников В. Статья «Что такое семейные ценности» Семейный портал «Мир добра». Интернет-ресурс https://dobro.pw/chto-takoe-semejnye-cennosti/

6.Альманах «Фамильные ценности» Статья «Формирование семейных ценностей»

 Интернет-издание

 http://family-values.ru/familnye_tsennosti/formirovanie_semeynykh_tsennostey_6142.html 

Комарова Н.А., социальный педагог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Семейные ценности и традиции в воспитании детей"

Ведущим факторами в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этими понятиями подразумеваются социальные установки и система ценностей семьи...

Статья на тему: " Роль физической культуры в духовно-нравственном воспитании личности дошкольника."

Здоровье нашего тела, отличные физические данные - это бесценный дар. Поэтому жизнь тела должна быть организована вокруг жизни души....

Сценарий педагогического совета "Роль семейных ценностей и традиций в системе нравственно-патриотического воспитания личности"

Сценарий педагогического совета "Роль семейных ценностей и традиций в системе нравственно-патриотического воспитания личности"...

Консультация для воспитателей «Семейные ценности и традиции в воспитании детей»

quot;Семья - эта та самая среда,в которой человек учится,и сам творит добро"В. А. Сухомлинский....

Сценарий педагогического совета «Роль семейных ценностей и традиций в системе нравственно- патриотического воспитания личности»

Одним из основных принципов дошкольного образования, заложенных в федеральный государственный образовательный стандарт, является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и ...

Родительское собрание на тему: "Роль семейных ценностей и традиций в воспитании и развитии ребенка"

Цель: формирование у родителей представления о роли истинных семейных ценностей в воспитании и развитии нравственных качеств личности ребенка.Ход собрания:1. Эмоциональный настрой- Добрый день, у...