Публикация в журнале " Вестник образования" г.о.Солнечногорск на тему: "Стратегические цели и приоритетные векторы экологического воспитания дошкольников"
статья

Насиба Раджабовна Дубровина

Уже с раннего дошкольного возраста необходимо закладывать в детях понимание того, что человек — это часть природы, поэтому все живое нуждается в экологически чистой среде. Экологическая культура ребенка должна развиваться и обогащаться новыми знаниями в течение всей его жизни.  Мы обязаны научить его беречь и любить флору и фауну, воду и землю, а также научить рационально использовать природные ресурсы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Стратегические цели и приоритетные векторы экологического воспитания дошкольников

                                                          Дубровина Насиба Раджабовна,

                                                                старший воспитатель МБДОУ № 3

 Уже с раннего дошкольного возраста необходимо закладывать в детях понимание того, что человек — это часть природы, поэтому все живое нуждается в экологически чистой среде. Экологическая культура ребенка должна развиваться и обогащаться новыми знаниями в течение всей его жизни.  Мы обязаны научить его беречь и любить флору и фауну, воду и землю, а также научить рационально использовать природные ресурсы

            Главными задачами экологического воспитания программы «От рождения до школы» являются формирование правильного отношения детей к окружающему миру. Программа разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Результат реализации задач экологического воспитания зависит от:

-регулярного общения детей с природой, воспитания, сопереживания к ней;

-создания экологической среды в ДОУ;

-участия родителей в экологическом образовании дошкольников.

           Экологическое воспитание по ФГОС — это постоянная работа с детьми, которая направлена на формирование у дошкольников экологической культуры, взаимосвязи человека с природой, отзывчивости к ней.

        Одним из важных векторов экологического воспитания является регулярное общение детей с природой, закладывающее фундамент морального здоровья ребенка. Психологи утверждают, что в возрасте 3-5 лет у детей закладываются основы мироощущения.

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения   повышает эффективность экологического воспитания следующими формами работа:

-экологические занятия, кружки, праздники, досуги;

-экологические беседы, выстави книг природоведческого содержания;

-экологические выставки, природоохранные акции;

-экологические экскурсии;

-экологические конкурсы, игры;

-экологические недели, работа с календарем природы;

-экологическая тропа-учебного специально оборудованного маршрута на природе.

Любая из перечисленных форм работ подходит дошкольникам с раннего возраста. Дети очень любят любые мероприятия, направленное не только на наблюдение, но и на полноценное участие в нем. При этом следует помнить, что для детей дошкольного возраста свойственны кратковременность интересов, быстрая утомляемость. Поэтому возвращаться к одной и той же теме, расширяя информацию по ней необходимо. Это повлияет на более длительное сохранение интереса ребенка.

Рекомендуется подкреплять выбранную экологическую тему другими видами деятельности (рисунками, лепкой, аппликацией). Это даст еще одну возможность закрепить их знания и сформировать правильное отношение к природе в условиях детского сада. Воспитатель ДОУ может применить игровые приемы, ставить экологические сказки, использую новизну сюжета, использовать интеграцию занятий, ставить эксперименты, объявлять природоохранные акции.

 Дети в повседневной жизни, а также на обучающих занятиях регулярно осваивают новые знания, поэтому взрослым необходимо полученные теоретические знания демонстрировать на практике, научить детей самостоятельно замечать, ценить и беречь природу. Регулярное общение детей с природой поможет ребенку понимать и правильно воспринимать информацию, полученную от взрослых. Это общение - важнейшее средство воспитания личности. Очень большой интерес к решению экологических проблем проявляют дети и при участии на онлайн-площадках, где их участие, даже с незначительными результатами отмечаются выдачей сертификатов и дипломов.

Создание экологической среды в дошкольном образовательном учреждении представляет следующую стратегию экологического воспитания

В дошкольном учреждении распространенной формой «живой природы» являются «живые уголки». Воспитатель вместе с детьми весной рассаживает семена в горшочки с землей. Воспитанники участвуют в поливе этих растений и наблюдают за их ростом. В мае вся рассада пересаживается в клумбы ДОУ. Дети с удовольствием поливают, окучивают их, продолжая наблюдать за процессом. Вместе с воспитателем они подвязывают их, заботятся о них. При этом, воспитанники наблюдают и за насекомыми (муравьями, бабочками), которые тянутся к растениям. Имея в ДОУ благоприятную экологическую атмосферу, дошкольники чувствуют свою связь с природой, они чувствуют себя нужными, что влияет на формирование экологического воспитания ребенка. Наиболее распространенными в детских садах являются экологические конкурсы и мероприятия  по различным темам. К ним относятся:

  • конкурс «Скворечники из экоматериалов»;
  • конкурс «Лучший осенний букет»;
  • акция «Покормите птиц»;
  • конкурс «Лучший сад-огород»;
  • акция «Посади дерево».

Важно отметить, что хорошей традицией в ДОУ может быть совместная с педагогами и родителями посадка деревьев и кустов выпускных групп с указанием сведений о воспитанниках группы. Это является очень памятным и торжественным событием для детей и всех его участников. Главным условием для экологической ответственности по отношению к окружающему миру является общение с природой. Совместная деятельность педагога и дошкольника по благоустройству и озеленению позволит воспитать у воспитанников любовь к малой Родине, поскольку посредством совместной деятельности детям передается опыт и знания взрослых, проявляется их гражданская позиция, формирующая новый уровень самосознания у дошкольников.

Участие родителей в экологическом воспитании дошкольников, несомненно, представляет основной аспект в этом воспитательном кластере.

Как показывают педагогические исследования, роль родителей в формировании нравственных основ и национальной ментальности значима и бесспорна, так как именно родители являются основоположниками в воспитании детей, а также и в воспитании экологической культуры ребенка.

Родители являются неотъемлемой частью в экологическом воспитании ребенка. Ведь малыш больше всего на свете доверяет им, потому что любит всем сердцем, поэтому вовлечение их в процесс экологического воспитания для пропагандирования знаний необходимо.

Основными темами для родителей в процессе экологического воспитания могут выступать следующие ситуации:

  • Перелетные птицы. Построим кормушку и скворечник для птиц.
  • Куда девать использованные батарейки и лампочки.
  • Что такое ртуть? Осторожное обращение с градусником.
  • Правильная сортировка мусора.
  • Влияние пластика на нашу планету
  • Вода в жизни человека и природы.
  • Для чего мы белим деревья, для чего выходим на субботник.
  • Куда делись динозавры? Ледниковый период.
  • Почему горят леса.

Ребенок очень любознателен  и наблюдателен, однако он  не может различить в предметах «живую и неживую природу». Родители на своем примере, в повседневной жизни должны показывать детям, как нужно вести себя по отношению к птицам, животным, растениям, воде и воздуху. Малыш, как только начинает понимать речь, постоянно получает много информации о бережном отношении к природе через личные поступки взрослых. Это и есть начало экологического воспитания ребенка, которая станет основой в его будущей взрослой жизни.

Известный автор книг и статей на экологическую тему С.Н. Николаева считает: «Основным содержанием экологического воспитания является формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и окружающим объекта. Осознанно правильное отношение детей к природе строится на ее чувственном восприятии, эмоциональном отношении к ней, знании особенностей жизни отдельных живых существ…»

Основными видами формирования экологического воспитания детей у родителей являются:

  • мультфильмы и фильмы на экологическую тему;
  • тематическая беседа;
  • сюжетно-дидактическая игра;
  • походы в парк, на водоёмы;
  • труд на природе.

При беседе родители объясняют ребенку, как надо относиться к тем или иным предметам, а в игре закрепляют навыки. Предлагаю, игру-пантамиму.

Один из игроков показывает действие, по которому остальные игроки угадывают, что показал родитель. Например, показываем руками и всем телом, что берем ведро, наливаем туда известь, подходим к дереву и белим его. Или показываем, что заболели, берем градусник и размахнувшись разбиваем его. Эти действия заставляют ребенка думать, анализировать и понимать, что хорошо, а что плохо. Родителям рекомендуется проводить экологические десанты по очистке окружающей территории. Такое мероприятие можно проводить и на дачном участке. Обязательно нужно вовлекать детей в этот процесс, для формирования у ребенка положительного отношения к труду и природе.                                                              

Таким образом, экологическое воспитание дошкольников начинается с самого рождения. Оно является систематическим, непрерывным, чтобы сформировать правильное мировоззрение к природе. Сам воспитатель, а также родители должны любить природу, владеть знаниями в области экологии, преподносить информацию доступно, порою играючи, учитывая возрастные особенности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация в журнале "Вестник Просвещения" НОД по аппликации с элементами рисования "Улицы сказочного города"

Данный материал позволяет создать условия для формирования у детей представления о домах, вызвать интерес к коллективной работе....

Публикация в журнале "Вестник дошкольного образования" апрель 2019

Конспект НОД в подготовительной группе по формированию лексико-грамматического строя с элементами обучения грамоте....

Публикация в журнале "Вестник дошкольного образования" №12, 2018 г.

Сценарий праздника, посвященный Дню народного единства....

Публикация в журнале "Вестник дошкольного образования" №10 2018

Сценарий праздника "День Победы" для воспитанников старших групп....

Публикация в журнале "Вестник дошкольного образования" №11, 2019 г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ЦЕНТРА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ...

Обобщение своего педагогического опыта. Публикации в журнале «Вестник дошкольного образования»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19847278","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19847284","attributes":{"alt":"","class"...

Публикация в журнале "Вестник" статья "Пластилинотерапия как средство целеполагания и волевого усилия детей со сложным дефектом"

Пластилинотерапия как средство целеполагания и волевого усилия детей со сложным дефектом...