Проект "Логопедические игры" по развитию фонематического слуха у детей 6-7 лет
проект (подготовительная группа)

Дьяконова Елена Сергеевна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_proekt_yanvar-may_2023g_.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический проект

по развитию фонематического слуха у детей 6-7 лет на тему: 

«Логопедические игры»

Актуальность проекта

Проблема детей с нарушениями фонематического слуха изучается давно, но и сейчас не теряет своей актуальности.

Несмотря на то, что в специальной логопедической литературе достаточно подробно освещена поэтапность и последовательность процесса формирования фонематического восприятия, количество детей, имеющих нарушения фонематического слуха постоянно увеличивается.

Отсутствие полноценного восприятия фонем ведёт к следующим нарушениям: страдает фонетическая сторона речи, слоговая структура, словарный запас, грамматический строй речи, невозможно становление звукового анализа и синтеза. Что в дальнейшем приведёт к дислексии и дисграфии.

Проблема

Очень сложно устранить фонематическое недоразвитие у детей в условиях логопедического пункта.

Знания даже опытных педагогов массовых групп по данной проблеме недостаточны.

Родители не всегда обращают внимание на несформированность фонематических процессов у детей и не видят в этом проблемы.

В связи с этим, был разработан проект «Логопедические игры». Развить фонематический слух помогут дидактические игры и упражнения, совместная работа с педагогами и родителями.

Новизна

Новизной проекта является включение игр и упражнений на развитие ритмического чувства.

Детям с фонематическими нарушениями довольно сложно выполнять задания на оценку и воспроизведение ритмов. Даже при воспроизведении ритмов, состоящих из одной паузы, они допускают ошибки. Им сложно сосчитать количество хлопков, ударов, а затем правильно их воспроизвести.

При заучивании стихов такие дети нарушают рифму стихотворения, так как от них «ускальзывает» ритм и рифма стихотворной формы

Развитие чувства ритма является одной из предпосылок условий реализации речевой деятельности.

Хорошо развитое чувство ритма создаёт предпосылки для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, ритмичной организации речедвигательного акта.

Развитие ритма так же подготавливает детей к работе над ударением, интонационной выразительностью речи.

Игры на развитие ритмического чувства создают необходимую базу для развития фонематического восприятия, учат не просто слышать, но и прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе удара. Данный этап работы очень важен в развитии фонематического слуха.

Цель проекта

Создание условий для формирования фонематического слуха у детей 6 - 7 лет посредством дидактических игр.

Задачи проекта

Для детей:

Обучающие

формировать навыки восприятия и воспроизведения простых и сложных ритмов;

учить дифференцировать звуки речи по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости;

обучать слогоделению;

Развивающие

развивать слуховое восприятие;

Воспитательная

воспитывать усидчивость, умение выслушивать товарищей.

Для педагогов:

обучение специальным методам и приёмам в проведении игр и упражнений по развитию слухового восприятия, фонематического слуха, развития ритмического чувства, речевого дыхания.

Для родителей:

привлечение родителей к коррекционной работе с детьми с нарушениями речи;

познакомить родителей с использованием речевых игр по развитию фонематического слуха в домашних условиях.

Тип проекта: практико – ориентированный. 

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, посещающие логопедический пункт, с педагогическим диагнозом ФФНР, ОНР III уровня; воспитатели группы, родители.

Срок реализации проекта: долгосрочный (январь - май 2023г.)

Предполагаемый результат:

Для детей:

развить фонематический слух;

формирование навыков восприятия простых и сложных ритмов;

дифференцирование звуков по звонкости – глухости, твёрдости-мягкости;

делить слова на слоги.

Для педагогов:

обогащение знаниями и умениями, необходимыми для проведения работы по развитию фонематического слуха, ритмического чувства и речевого дыхания.

Для родителей:

обогащение, пополнение знаниями и практическим материалом, необходимым для развития фонематического слуха у детей.

Этапы проекта:

Диагностический этап:

логопедическое обследование детей подготовительной к школе группы (январь);

сбор анамнестических данных о ребёнке;

наблюдения за детьми;

индивидуальные беседы с родителями;

Основной (реализация проекта) этап (январь - май)

Заключительный этап:

анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;

диагностика уровня сформированности фонематического слуха у детей.

Вывод:

сформировались фонематические процессы у детей;

педагоги обучились специальными приёмами работы по развитию фонематического слуха;

родители обогатили и пополнили свои знания по развитию фонематического слуха у детей.

Приложение 1

Игры и упражнения для развития фонематического слуха.

Первый этап – узнавание неречевых звуков.

Игра «Угадай, что звучало»

Внимательно послушайте с детьми шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите детям закрыть глаза и отгадать - что это звучало?

Игра «Шумящие баночки»

Вместе с детьми насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Дети должны угадать по звуку потряхиваемого мешочка или коробочки, что внутри.

Игра «Волшебная палочка»

Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в группе. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску.

Потом усложните задание - дети отгадывают с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

Игра «Жмурки»

Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Похлопаем»

Дети повторяют ритмический рисунок хлопков.

Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложнённом варианте ребёнок повторяет ритм с закрытыми глазами.

Второй этап - различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

Игра «Громко-тихо»

Договоритесь, что дети будут выполнять определённые действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо.

Например, вы говорите слово громко, дети поднимают руки вверх, а если тихо – касаются пальцами рук щёк.

Игра «Три медведя»

Дети отгадывают за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

Третий этап - различение сходных между собой по звучанию слов.

Игра «Слушай и выбирай»

Перед детьми картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра «Верно-неверно»

Взрослый показывает детям картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача детей - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Четвертый этап - различение слогов.

Игра «Похлопаем»

Взрослый объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с детьми произносит слова па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить детям самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра «Что лишнее? »

Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа". Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Пятый этап - различение звуков.

Объясните детям, что слова состоят из звуков. И даже можно с ними поиграть.

Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр.

Взрослый произносит звук, а дети отгадывают, кто (что) его издает.

Игра «Похлопаем»

Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

Литература

Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей – СПБ: Детство – Пресс, 2000.

Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников – М: Школа – Пресс, 1999.

Козырева Л.М. Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001.

Колесникова Е.В. Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии учебно- игровых занятий к рабочей тетради «От А до Я» - М: Ювента 2001.;

Спецкурс: «Обучение дошкольников грамоте» / Л.Е.Журова, Н.С.Варенцова и др./ Под ред. Н.В. Дуровой. -М.: А.П.О. 1994 г.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 1,2. – М: Издательство «Альфа», 1993.

Швайко Г.С., Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателей детского сада: Из опыта работы. Под ред. В.В. Гербовой – 2-е издание испр. – М: Просвещение, 1998.

Яшина В.И. Изучение уровня речевой готовности детей к обучению в школе / Спецкурс: Диагностика готовности детей к обучению в школе. М.: Ассоциация «Профессиональное образование» 1994 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

методические рекомендации по применени. дидактических игр по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи

Предлагемые игры и игровые упражнения  построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий в соответствии с этапами развития фонематического слуха.Данным материалом могут воспольз...

«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....

Практико-ориентированный логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей 6-7 лет Тема: «Фонематическая мозаика»

В логопедическом проекте представлены материалы по организации совместной деятельности логопеда с детьми, воспитателями и родителями по  развитию фонематического слуха у детей 6-7 лет....