Проект "Логопедические игры" по развитию фонематического слуха у детей 6-7 лет
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Логопедический проект
по развитию фонематического слуха у детей 6-7 лет на тему:
«Логопедические игры»
Актуальность проекта
Проблема детей с нарушениями фонематического слуха изучается давно, но и сейчас не теряет своей актуальности.
Несмотря на то, что в специальной логопедической литературе достаточно подробно освещена поэтапность и последовательность процесса формирования фонематического восприятия, количество детей, имеющих нарушения фонематического слуха постоянно увеличивается.
Отсутствие полноценного восприятия фонем ведёт к следующим нарушениям: страдает фонетическая сторона речи, слоговая структура, словарный запас, грамматический строй речи, невозможно становление звукового анализа и синтеза. Что в дальнейшем приведёт к дислексии и дисграфии.
Проблема
Очень сложно устранить фонематическое недоразвитие у детей в условиях логопедического пункта.
Знания даже опытных педагогов массовых групп по данной проблеме недостаточны.
Родители не всегда обращают внимание на несформированность фонематических процессов у детей и не видят в этом проблемы.
В связи с этим, был разработан проект «Логопедические игры». Развить фонематический слух помогут дидактические игры и упражнения, совместная работа с педагогами и родителями.
Новизна
Новизной проекта является включение игр и упражнений на развитие ритмического чувства.
Детям с фонематическими нарушениями довольно сложно выполнять задания на оценку и воспроизведение ритмов. Даже при воспроизведении ритмов, состоящих из одной паузы, они допускают ошибки. Им сложно сосчитать количество хлопков, ударов, а затем правильно их воспроизвести.
При заучивании стихов такие дети нарушают рифму стихотворения, так как от них «ускальзывает» ритм и рифма стихотворной формы
Развитие чувства ритма является одной из предпосылок условий реализации речевой деятельности.
Хорошо развитое чувство ритма создаёт предпосылки для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, ритмичной организации речедвигательного акта.
Развитие ритма так же подготавливает детей к работе над ударением, интонационной выразительностью речи.
Игры на развитие ритмического чувства создают необходимую базу для развития фонематического восприятия, учат не просто слышать, но и прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе удара. Данный этап работы очень важен в развитии фонематического слуха.
Цель проекта
Создание условий для формирования фонематического слуха у детей 6 - 7 лет посредством дидактических игр.
Задачи проекта
Для детей:
Обучающие
формировать навыки восприятия и воспроизведения простых и сложных ритмов;
учить дифференцировать звуки речи по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости;
обучать слогоделению;
Развивающие
развивать слуховое восприятие;
Воспитательная
воспитывать усидчивость, умение выслушивать товарищей.
Для педагогов:
обучение специальным методам и приёмам в проведении игр и упражнений по развитию слухового восприятия, фонематического слуха, развития ритмического чувства, речевого дыхания.
Для родителей:
привлечение родителей к коррекционной работе с детьми с нарушениями речи;
познакомить родителей с использованием речевых игр по развитию фонематического слуха в домашних условиях.
Тип проекта: практико – ориентированный.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, посещающие логопедический пункт, с педагогическим диагнозом ФФНР, ОНР III уровня; воспитатели группы, родители.
Срок реализации проекта: долгосрочный (январь - май 2023г.)
Предполагаемый результат:
Для детей:
развить фонематический слух;
формирование навыков восприятия простых и сложных ритмов;
дифференцирование звуков по звонкости – глухости, твёрдости-мягкости;
делить слова на слоги.
Для педагогов:
обогащение знаниями и умениями, необходимыми для проведения работы по развитию фонематического слуха, ритмического чувства и речевого дыхания.
Для родителей:
обогащение, пополнение знаниями и практическим материалом, необходимым для развития фонематического слуха у детей.
Этапы проекта:
Диагностический этап:
логопедическое обследование детей подготовительной к школе группы (январь);
сбор анамнестических данных о ребёнке;
наблюдения за детьми;
индивидуальные беседы с родителями;
Основной (реализация проекта) этап (январь - май)
Заключительный этап:
анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;
диагностика уровня сформированности фонематического слуха у детей.
Вывод:
сформировались фонематические процессы у детей;
педагоги обучились специальными приёмами работы по развитию фонематического слуха;
родители обогатили и пополнили свои знания по развитию фонематического слуха у детей.
Приложение 1
Игры и упражнения для развития фонематического слуха.
Первый этап – узнавание неречевых звуков.
Игра «Угадай, что звучало»
Внимательно послушайте с детьми шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите детям закрыть глаза и отгадать - что это звучало?
Игра «Шумящие баночки»
Вместе с детьми насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Дети должны угадать по звуку потряхиваемого мешочка или коробочки, что внутри.
Игра «Волшебная палочка»
Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в группе. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску.
Потом усложните задание - дети отгадывают с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
Игра «Жмурки»
Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
Игра «Похлопаем»
Дети повторяют ритмический рисунок хлопков.
Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложнённом варианте ребёнок повторяет ритм с закрытыми глазами.
Второй этап - различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Игра «Громко-тихо»
Договоритесь, что дети будут выполнять определённые действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо.
Например, вы говорите слово громко, дети поднимают руки вверх, а если тихо – касаются пальцами рук щёк.
Игра «Три медведя»
Дети отгадывают за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
Третий этап - различение сходных между собой по звучанию слов.
Игра «Слушай и выбирай»
Перед детьми картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
Игра «Верно-неверно»
Взрослый показывает детям картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача детей - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
Четвертый этап - различение слогов.
Игра «Похлопаем»
Взрослый объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с детьми произносит слова па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить детям самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
Игра «Что лишнее? »
Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа". Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Пятый этап - различение звуков.
Объясните детям, что слова состоят из звуков. И даже можно с ними поиграть.
Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр.
Взрослый произносит звук, а дети отгадывают, кто (что) его издает.
Игра «Похлопаем»
Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
Литература
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей – СПБ: Детство – Пресс, 2000.
Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников – М: Школа – Пресс, 1999.
Козырева Л.М. Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001.
Колесникова Е.В. Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии учебно- игровых занятий к рабочей тетради «От А до Я» - М: Ювента 2001.;
Спецкурс: «Обучение дошкольников грамоте» / Л.Е.Журова, Н.С.Варенцова и др./ Под ред. Н.В. Дуровой. -М.: А.П.О. 1994 г.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. 1,2. – М: Издательство «Альфа», 1993.
Швайко Г.С., Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателей детского сада: Из опыта работы. Под ред. В.В. Гербовой – 2-е издание испр. – М: Просвещение, 1998.
Яшина В.И. Изучение уровня речевой готовности детей к обучению в школе / Спецкурс: Диагностика готовности детей к обучению в школе. М.: Ассоциация «Профессиональное образование» 1994 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...
Развитие фонематического слуха у детей с диагнозом: ТНР. (Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду.)
Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду....
Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 летФонематический слух – основа правильной речи МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...
методические рекомендации по применени. дидактических игр по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи
Предлагемые игры и игровые упражнения построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий в соответствии с этапами развития фонематического слуха.Данным материалом могут воспольз...
«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»
В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....
Практико-ориентированный логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей 6-7 лет Тема: «Фонематическая мозаика»
В логопедическом проекте представлены материалы по организации совместной деятельности логопеда с детьми, воспитателями и родителями по развитию фонематического слуха у детей 6-7 лет....